БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №154 > МОЗАИКА
В номере №154

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

МОЗАИКА

ОВЖК и бабушки Бабеля

Из женского Благородного института, созданного в 1805 г. герцогом де Ришелье, были образованы Городское девичье училище и Одесский институт благородных девиц. На этой базе выросли Одесские высшие женские курсы, которые фактически стали педагогическим университетом. Одесские высшие женские курсы впервые открылись в 1879 г., по инициативе профессора Новороссийского университета А.С. Трачевского, и содержались преимущественно за его счет. Записалось 215 девушек. Но министерство просвещения не испытывало энтузиазма насчет этой идеи и средств никаких не выделило.

У курсов не было ни собственных помещений, ни профессуры, и они просуществовали недолго. А в начале 1880-х гг. правительство решило закрыть все ВЖК в стране. Осенью 1895 г. Общество естествоиспытателей Новороссийского университета организовало в Одессе публичные лекции по математике и естествознанию. За две недели записалось более 500 человек. Число слушателей росло, лекции стали постоянно действующими. Учитывая рост числа женщин, стремившихся углубить свое образование, в 1896 г. группа профессоров и преподавателей Новороссийского университета возобновила ходатайство об организации ВЖК в Одессе. Было предложено придать им педагогическое направление. 21 сентября 1903 г. состоялось торжественное открытие – на Торговой улице, при женской гимназии Е.С. Пашковской.

«К концу 1903 г. осталось 237 слушательниц и 59 воль­нослушательниц, всего 296. …Из них же было: православных – 158; католичек – 13; протестанток – 9; армяно-григорианок – 5; караимок – 2; иудеек – 109».
В 1904 г. была установлена квота, по которой еврейских девушек могло быть не больше 20 процентов от общего количества курсисток. По этим правилам с осени 1904 г. было принято на 1-й курс 292 слушательницы и 2 вольнослушательницы, из них «лиц иудейского вероисповедания» – 64. Это превысило 20-процентную норму. Поэтому для зачисления 20-ти слушательниц иудейского веро­исповедания возбуждалось особое ходатайство. Оно было удовлетворено министерством. В 1906 г. педагогические курсы были преобразованы в Одесские высшие женские курсы (ОВЖК), которые состояли из двух факультетов: историко-филологического и физико-математического. Позднее были открыты юридический факультет, лаборатория экспериментальной психологии, медицинское отделение.

Курсы стали четырех годичными. К концу 1907 г. общее число слушательниц возросло до 960. В 1912 г. впервые прошли испытания в Новороссийском университете и удостоены дипломов следующие выпускницы ОВЖК: Атлас Доротея, Бабайцева Зоя, Гросман Софья-Магдалина, Клейнер Сарра (дипломы 1-й степени по историческому отделению); Фидровская Ольга (диплом 2-й степени по словесному отделению); Эпштейн Фейгла-Фаня (диплом 1-й степени по математическому отделению); Абрамович Бронислава (диплом 1-й степени по естественному отделению), Пилнвер Елизавета, Фихтенгольц Сарра (диплом 2-й степени). Остальные слушательницы (53) получили выпускные свидетельства ОВЖК. В 1913 г. ОВЖК фактически обрели статус университета. Но уже в 1920 г. Одесские высшие женские курсы перестали существовать. Впрочем, к тому времени Новороссийский университет также был закрыт. (odessitclub.org, uk.wikipedia.org)

*

БАБУШКИ БАБЕЛЯ
Известный одесский публицист и исследователь Ростислав Александров (Александр Розенбойм) как-то задался неожиданным вопросом: откуда у Исаака Бабеля такое знание и любовь к Молдаванке? Писатель там родился, это да, но провел на Молдаванке всего несколько младенческих лет.
У Сергея Бондарина в мемуарном очерке «Искусство варить суп» упоминается, со слов «коренного жителя Степовой улицы», что у Бабеля была бабушка, содержавшая постоялый двор на Молдаванке. Но не очередная ли это легенда? «От Миндли Ароновны Бабель не осталось даже могилы на 2-м еврейском кладбище… Только потускневшая фотография, несколько слов в старом документе да “Детство. У бабушки” – ранний рассказ внука Исаака, сохранивший душу, крутой норов, голос… Она любила внука строгой, требовательной любовью…». После смерти мужа Миндля Ароновна жила в семье своего сына Эммануила Исааковича на Ришельевской, 17. Позже в память о бабушке Бабель назовет кухарку Песей-Миндл в рассказе «Любка Казак». Но сама Миндля, скорее всего, ни к Молдаванке, ни к постоялому двору отношения не имела.
Тогда исследователь заинтересовался жизнью деда и бабки Бабеля по материнской линии – Арона Швехвеля и Хаи-Леи. У них было шестеро детей, среди которых Фейга, вышедшая замуж за Эммануила Бабеля. Некоторое время супруги вместе с детьми и бабушкой Миндлей жили у Гитл, сестры Фейги, на Тираспольской, 12. Перо Исаака Бабеля сберегло еще одно «родовое гнездо» – дом на Молдаванке, на углу Дальницкой и Балковской, известный читателям как дом Любки Шнейвейс («Любка Казак»).
«...Именно здесь, на Дальницкой, 21, не позже 1873 г. поселились дед и бабушка Бабеля, появились на свет их дети… отсюда уходили в жизнь сестры Швехвель, здесь много-много лет жила Хая-Лея Тодресова – высокая седая старуха со строгими глазами и горестными складками в уголках рта… И здесь же родились внуки – Арон, Анна и Исаак Бабели…» Оказалось, на участке под номером 21 на Дальницкой таки имелся постоялый двор. А его непременной принадлежностью была «Торговля овсом и сеном», которой заправляла бабушка Исаака Бабеля – Хая-Лея. Она никогда ничему не училась, но с делом управлялась неплохо. Тем более, что после смерти мужа лавка оставалась единственным источником существования. Двоюродная сестра Бабеля, Ада, вспоминала, что бабушка души не чаяла во внуке, рассказывала ему массу невероятных историй, которые помнила только она, и при первой возможности водила его на Молдаванку – показывала, объясняла, знакомила, понимая, что все это скоро уйдет вместе с ней… (По материалам книги Р. Александрова «Истории “с раньшего времени”»)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №154 > МОЗАИКА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 12:27:48
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет