БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №155 > ШЕРЛОК ХОЛМС НЕ НОСИТ ПЕЙСОВ
В номере №155

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ШЕРЛОК ХОЛМС НЕ НОСИТ ПЕЙСОВ
Даниэль КЛУГЕР

В истории детектива (и литературного, и кинематографического) мне всегда казалось удивительным то, что в этом жанре долгое время не было евреев среди главных героев.

Между тем, жанр ведь по своей природе именно еврейский. В сущности, «дедуктивный» подход Шерлока Холмса (на самом деле Конан Дойл ошибся в терминологии: то, что постоянно демонстрирует его герой, – не дедукция, а индукция), так вот, дедуктивный метод Холмса – не что иное, как применение в криминалистике особого метода талмудической дискуссии, который называется «пилпул». Этот метод был несколько веков назад разработан выдающимся теологом и талмудистом р. Яаковом Поллаком. Кстати, его отдаленный потомок, лучший частный сыщик викторианской эпохи Игнациус Пол Поллаки (Поллак), ребенком учился как раз в иешиве, основанной в Пресбурге (современая Братислава) рабби Яаковом Поллаком.

Тем не менее, в целом жанр на первом этапе своего развития если и допускал евреев в произведения, то, в лучшем случае, в роли не самых приятных эпизодических персонажей. В худшем же случае им отводилась роль преступников. Ксенофобские вообще и антисемитские мотивы в частности появлялись и у ремесленников, и у классиков жанра, таких как Конан Дойл или Гилберт Честертон, Мэттью Шелл и Агата Кристи.

Лишь после войны ситуация изменилась, причем поначалу точно так же качнулась в другую сторону – теперь евреев изображали либо невинными жертвами, либо положительными персонажами. Даже сыщиками – как в серии романов Гарри Кемельмана о рабби Дэвиде Смолле или в детективной трилогии Джозефа Телушкина о рабби Дэниэле Уинтере. В последнее время, наконец-то, евреи стали восприниматься в ряду прочих персонажей – с некоторой специфической ментальностью и религиозностью, но именно как часть западного мира. Западного – поскольку эволюция еврейских образов в советском или современном российском детективе заслуживает отдельного разговора.

А что же в кинематографе? Увы, здесь еврейская тема по-прежнему редка. Впрочем, признаем, что и классический детектив, в отличие от триллера или полицейской истории, появляется на экране очень редко: ведь показать движение мысли (а на этом строится детективное повествование) на экране весьма сложно, да и нет в этом движении необходимой зрелищности.

ИзменитьУбрать
Кадр из фильма «Чужая среди нас»
(0)

На мой взгляд, самым ярким, да и почти единственным опытом появления еврейской темы в кинодетективе стал фильм знаменитого американского режиссера Сидни Люмета «Чужая среди нас». Картина была снята в 1992 году. Вкратце сюжет таков: полицейский детектив Эмили Иден (ее играет Мелани Гриффит) занимается расследованием убийства, совершенного в еврейском религиозном районе Бруклина и связанного, как она предполагает, с похищением алмазов. Для того, чтобы выявить преступника, Эмили необходимо найти контакт с хасидской общиной. Но это оказывается нелегко – она чужая, никто с ней не станет разговаривать. И тогда, с согласия ребе, она поселяется в еврейском квартале под видом приехавшей недавно «бааль тшува», то есть, еврейки, решившей вернуться к религии. В результате фильм из в общем-то заурядной полицейской истории превращается в очень красочный этнографический очерк о жизни современной хасидской общины. Надо признать, Сидни Люмет показал очень ярко и доброжелательно необычные для неевреев и в то же время красивые стороны еврейской религиозной жизни: взаимоуважение в семье, многолюдные праздники с совершенно особой атмосферой; мудрость ребе (оказывается, прошедшего Освенцим).

По окончании расследования, арестовав убийцу, Эмили, первоначально с трудом согласившаяся пожить среди евреев, с некоторой ностальгией вспоминает о днях, проведенных с хасидами. Тем более что она успела влюбиться в молодого каббалиста – без всякой надежды на развитие отношений…

Здесь, пожалуй, были заявлены две темы, непременно присутствующие (вместе или порознь) в тех немногих фильмах, которые не обошли вниманием еврейскую тему: Холокост и особость еврейских религиозных общин. Так, в знаменитом телесериале «CSI: Нью-Йорк» несколько сюжетов связаны с розыском нацистских преступников. Например, в одной из серий преступником, убившим пожилого религиозного еврея, оказывается бывший нацист, который жил под видом еврея в Нью-Йорке, но испугался разоблачения. А в сериале «Закон и порядок: спецотдел» есть сюжет о хасидской общине Вильямсбурга – пригорода Нью-Йорка, в основном, населенного евреями-ультраортодоксами. В сюжете молодой еврей, обратившийся к религии, похищает своего ребенка у жены, с которой развелся, и уезжает с ним в Вильямсбург, чтобы уберечь его от кошмаров современной жизни. Полицейский детектив Стэблер, главный герой сериала, находит похищенного, но ему приходится преодолеть сопротивление монолитно сплоченной общины, чтобы вернуть мальчика к нерелигиозной матери. При это, в отличие от большинства серий, Стэблер, сам отец несовершеннолетней девочки, так до конца и не уверен в правильности своего поступка. Ведь он тоже изо всех сил старается уберечь свою дочь от соблазнов и опасностей современной городской жизни.

Правда, среди персонажей детективных (полицейских) сериалов в последнее время появляются евреи, например, в сериале «Закон и Порядок» один из четырех главных героев – детектив-еврей Леонард Манч. Но ничего, отличающего его от напарников, афроамериканцев, итальянцев или ирландцев, в нем нет.

Таковы, если вкратце, основные темы «еврейских» кинодетективов в современном американском кинематографе. Если речь идет о персонаже-еврее, он, как правило, не отличим от остальных, разве что имя у него еврейское. Если же мы сталкиваемся с показом общины – вот тут возникает неожиданный и, возможно, даже не планируемый изначально режиссером акцент: мы видим некое сообщество чужаков. Да, они говорят по-английски, да, они живут рядом. Но в то же время они очень отличаются: обычаями, нежеланием смешиваться с другими и – главное – памятью о Холокосте. Это чужаки с другими взглядами, другой, особой религией и другим историческим опытом. И отношение к ним настороженное: мало ли что может прийти в голову чужаку.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №155 > ШЕРЛОК ХОЛМС НЕ НОСИТ ПЕЙСОВ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 09:09:38
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia