БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №157 > ПЫЛЬНАЯ РАБОТЕНКА
В номере №157

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ПЫЛЬНАЯ РАБОТЕНКА
Инна НАЙДИС

Может ли галутный еврей представиться нам в виде силача, землепашца или во­ина? Скорее – как исключение. Начинаем загибать пальцы и вспоминать евреев-спортсменов, героев различных войн, шахтеров, одесских балагул, кузнецов, землепашцев из еврейских колоний России и, наконец, гангстеров и бандитов. Но в коллективном сознании еврей – «чахлык невмырущий». Ну, не еврейское дело – накачанные мышцы и безрассудная отвага, спросите любого антисемита.

ИзменитьУбрать
(0)

Были времена, когда антисемитизма не было. Трудно поверить, но были.
Тогда у евреев было свое государство и свои воины, священники и землепашцы – зачастую двое в одном лице.

Со времен Маккавеев, восставших против насаждения эллинистической культуры, даже ребенок в Иудее знал, что культ тела – нееврейское дело. Но непрекращающиеся войны, необходимость защищаться, ковать оружие, растить скот и урожай культивировали нехилые «тела».

Как и в любом народе, среди евреев были люди с рисковыми наклонностями и не очень доблестными занятиями – воры, убийцы и… гладиаторы. Последние появились на земле Израиля лишь во времена правления Ирода, заведшего моду на цирки и гладиаторские бои. В качестве гладиаторов выставлялись пленные и преступники.

В начале I в. н.э. в Иудее была масса разбойников, среди которых немало встречалось евреев. Они грабили торговцев, нападали на римских солдат, а могли «стать частью мятежников, выступающих против ненавистного царя». (ahuvia.livejournal.com)

Особенно отличился в пополнении евреями рядов гладиаторов разрушитель второго Храма, да сотрется его имя. Он отлично знал, что для евреев участие в «спортивных» сражениях – дополнительное унижение. «Самые красивые юноши были отобраны для триумфа. Из оставшейся массы Тит отправил мужчин старше семнадцати лет в египетские рудники, большую часть раздарил провинциям, где они ­нашли свою смерть в амфитеатрах: кто от меча, кто от хищных зверей». (И. Флавий, «Иудейская ­война», VI) Счет шел на тысячи. Во многих исторических трудах гладиаторы этих времен ассоциируются с евреями.

Но, оказывается, не только пленники становились гладиаторами.

С середины III в. начался экономический и политический кризис в Римской империи.

Особенно тяжело было сельскому населению, «а поскольку именно евреи были заняты в земледелии, они страдали от кризиса больше, чем нееврейское население в городах». И тогда они стали добровольно продавать себя в рабство. В Иерусалимском Талмуде разбираются такие случаи: «Нельзя выкупить на свободу еврея, несколько раз продававшего себя в рабство, но, если продал себя в рабство один раз, тогда выкупают его». И уточнение: «Если еврей продал себя в гладиаторы даже один раз, его не выкупают».

В III веке в Тверии жил р. Шимон бен Лакиш (Реш Лакиш). В молодости он был столь беден, что завербовался в гладиаторы. Потом, по одной версии, стал стражником, а по другой – предводителем банды разбойников.

Однажды он встретил р. Йоханана, и тот пообещал отдать ему в жены свою прекрасную сестру, если удалой молодец вернется к изучению Торы. Что ж, жених настолько преуспел в учении, что стал вровень с учителем. По легенде, он 40 раз проходился по уроку и после этого засыпал учителя десятками вопросов. Судя по всему, логика и изощренность ума были у него под стать телесной мощи.

Вместе с р. Йохананом р. Лакиш разрабатывал основы Иерусалимского Талмуда и большинство разделов Вавилонского Талмуда также содержат законодательные дискуссии между ними. Он не только женился на сестре р. Йоханана, но и стал ему близким другом. И все-таки однажды р. Йоханан не удержался и в галахическом споре об оружии намекнул на прошлое Реш Лакиша: «Знает разбойник свое ремесло!» Обида так уязвила бен Лакиша, что он вскоре умер, а безутешный р. Йоханан лишился рассудка и последовал за другом.

В Вавилонском Талмуде упоминается случай, который произошел в Тверии. Пришел гладиатор к главе общины с просьбой выкупить его, но другие раввины во время разбирательства дела засвидетельствовали, что проситель ел некошерную еду. Глава общины предположил, что тот ел некошерное «из-за того, что у него не было выхода, но присутствующие сказали, что видели, как он ел некошерное по выбору. После такого довода главный раввин сдался и произнес совершенно трогательные слова: "Иди, они не разрешают мне выкупить тебя"». (ahuvia.livejournal.com)

ИзменитьУбрать
(0)

Еще одно свидетельство о гладиаторах-евреях: «Среди обнаруженных в Помпеях артефактов есть уникальный гладиаторский шлем "фракийского" типа, украшенный рельефным изображением финиковой пальмы – национальным символом Иудеи. Аналогичные пальметки изображались как на монетах, выпущенных Титом и Веспасианом, так и на монетах эпохи восстания Бар-Кохбы. Очевидно, владелец гладиаторской школы считал своего еврея-гладиатора ценным бойцом, заслуживающим личных доспехов с национальной символикой». (Э. Яновская, «Еврейский след в Помпеях»)

Любопытно, что самый известный в истории гладиатор – Спартак тоже относился к фракийцам. Это отнюдь не говорит о его этническом происхождении, которое остается неизвестным. «Фракийский тип» – это одна из разновидностей гладиаторских боев и соответствующего ей «обмундирования».

Ну, а в коллективном сознании самый крутой гладиатор навсегда останется в образе Кирка Дугласа, урожденного Исера Даниловича, получившего свой первый «Оскар» в 1949 г. за роль боксера в фильме «Чемпион» и сыгравшего роль Спартака в одноименном фильме. Кстати, недавно этот мачо отметил свой 102-й день рождения.

И еще о кошере для гладиаторов.

В III в. евреям было даровано римское гражданство, и римский образ жизни для многих оказался привлекательным. Работа гладиатора была престижной и хорошо вознаграждалась. Многие евреи добровольно шли в гладиаторы, отказывались от кашрута, порывали с еврейским образом жизни и общиной. Они переставали быть евреями, и даже их завещание не признавалось еврейским судом.

Евреи и сегодня идут в гладиаторы. Возле Колизея с ними любят фотографироваться туристы. Большинство «гладиаторов» – римские евреи, зарабатывающие таким образом на жизнь. Они соблюдают кашрут и субботу, не работают на Рош ѓа-Шана и в Йом Кипур, иногда к ним приходит раввин из Хабад-Любавич, чтобы произнести молитву и наложить тфилин. Так что гладиаторская работенка по-прежнему в цене.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №157 > ПЫЛЬНАЯ РАБОТЕНКА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-06-18 09:12:59
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет