БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №28 > «Чтобы осуществить свой дар, надо быть эгоистом»
В номере №28

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

«Чтобы осуществить свой дар, надо быть эгоистом»
Александр Чацкий

Летом 1946 года в Одесском музее западного и восточного искусства состоялась первая персональная выставка Дины Михайловны Фруминой. Выставка называлась «Этюды Самарканда».

ИзменитьУбрать
Александр Чацкий
(0)

Летом 1946 года в Одесском музее западного и восточного искусства состоялась первая персональная выставка Дины Михайловны Фруминой. Выставка называлась «Этюды Самарканда». «Автор показала заворожившую ее далекую страну с нежным журчанием арыков, буйным цветением деревьев, тихо падающим снегом, залитой жарким солнцем архитектурой» (Т. Михайличенко). Эта выставка оказалась единственной на протяжении полувека.

Чем же так не угодила генералам от культуры изысканная, поэтичная живопись молодой художницы? Один из критиков назвал Фрумину «Ахматовой в живописи». Казалось бы, лестное сравнение, но не во времена постановления о закрытии журналов «Звезда» и «Ленинград», когда травили М.М. Зощенко и А.А. Ахматову за чуждость и эстетство. Фрумину обвинили в подверженности влиянию импрессионизма, в эстетстве. Надо сказать, у них было тонкое художественное чутье, у этих придворных критиков. Их «оценка» совпала с ощущениями Роберта Фалька, художника, прошедшего парижскую живописную школу и знавшего мэтров не понаслышке. Посмотрев работы Фруминой, Фальк в благодарность сыграл ей Шопена. «Это была неслыханная щедрость. Фальк был прекрасным пианистом», — вспоминает Дина Михайловна.

ИзменитьУбрать
Д. Фрумина. Автопортрет. 1935 г.
(0)

С Фальком Дина Михайловна познакомилась в Самарканде, куда осенью 1941 года были эвакуированы все художественные учебные заведения страны.

Но начнем с начала и издалека. Дина Михайловна принадлежит к поколению, которое знало и сохранило свои корни, в отличие от последующих, когда детям и внукам безопаснее было не знать свою родовую линию. Дед со стороны матери, крещенный в кантонистах из Боруха в Бориса, отличился в войне 1877 года за освобождение Болгарии и был награжден Георгиевским крестом. После демобилизации получил рекомендацию к помещику Кондратскому на место управляющего экономией. Имение в начале XIX века принадлежало Зинаиде Волконской и называлось Волконское. После строительства церкви его переименовали в Троицкое. Вот в этом-то селе Троицком (ныне — Одесская обл.) 13 марта 1914 года и родилась Дина Фрумина — второй ребенок в семье Михаила Борисовича Фрумина и Эсфири Эммануиловны, урожденной Рубиной. В августе началась Первая мировая война. Отца призвали в армию. В 1915 году он был ранен и попал в плен к немцам. Три раза бежал безуспешно, но четвертый побег оказался удачным, и в 1918 г. он вернулся домой. Михаил Борисович был художником-самоучкой, работал у немцев-колонистов, делал мебель, клал паркет (по своим рисункам), в 20-е гг. рисовал декорации, эскизы костюмов для спектаклей местного театра.

Местечко Троицкое, в котором прошло детство Дины, было не городом и не селом, а именно местечком, которых были сотни за чертой оседлости в старой России. Здесь насчитывалось несколько тысяч жителей — украинцы, поляки, евреи, греки, русские. Церковь, костел, синагога разграничивали их по вероисповеданиям; перемешивали и соединяли их базар и ярмарка, десятки мастерских, лавок и лавчонок. Девочка росла веселой, бойкой и смышленой. Интерес к живописи пробудился рано. Все началось с чтения и желания иллюстрировать прочитанное. Вскоре вся школа была полна ее рисунками.

Пятнадцатилетней девочкой приезжает Дина Фрумина в Одессу и поступает в Художественную профшколу, где ее первым учителем становится М.К. Гершенфельд (1880-1939) — живописец, график, театральный художник, художественный критик, литератор. Он учился и работал в Германии и Франции, участвовал в выставках парижских «Салонов». Через три года, блестяще окончив Художественную школу, Фрумина поступает на графический факультет Одесского художественного института, сразу на II курс. И снова ей везет с преподавателями: профессор М.И. Жук окончил краковскую Академию изящных искусств, Т.Б. Фраерман (о котором французская энциклопедия Бенези сообщает: «Французская школа. Участник и призер выставок Осеннего салона»), М.Д. Муцельмахер — ученик В.А. Фаворского. Однако в 1934 г. Одесский художественный институт был реорганизован в Художественное училище, а в Киеве был открыт Художественный институт (ныне Академия художеств). О том, чтобы поехать учиться в Киев, не могло быть и речи: в 1932 году умирает отец, старший брат Эммануил служит в армии, оставить мать одну немыслимо. Начинается борьба за существование: мать чистит овощи на консервном заводе, Дина работает регистратором на джутовой фабрике (во время обеда бегает к пруду рисовать). Однажды, в телеграмме об отправке продукции, вместо «Кара-Богаз-Гол», она пишет «Каролино-Бугаз». Приходится искать другую работу. Дина устраивается работать в карантинную лабораторию — писать шрифтом текст о болезнях деревьев, растений. Одновременно выполняет заказы подпольной артели — расписывает зонтики, веера, ширмы, скатерти, ткани. В конце 1935 г. брат вернулся из армии, и уже через три дня Дина уехала в Киев продолжать учебу.

Полгода она учится на подготовительном отделении, и за отлично исполненную экзаменационную работу ее принимают без конкурса на первый курс в мастерскую художника Ф.Г. Кричевского, учившегося в Москве у В. Серова, А. Архипова, Л. Пастернака.

Дипломную работу Фрумина защитила уже в Самарканде в 1942 году. Руководителем был профессор Московского художественного института С.В. Герасимов. Картина «В родной семье», изображавшая молодого узбека-фронтовика среди родных, была лишена ложного пафоса, лирична. Ей соответствовала мягкая тонкая живопись.

Жизнь в Самарканде была нелегкой: неустроенность, голод были чрезвычайные, невозможно было найти картон, бумагу, краски. А писалось легко и талантливо! Она увлеченно писала этюды Востока, общалась с интересными художниками, которые преподавали в Объединенном художественном институте (Москвы, Ленинграда, Киева).

ИзменитьУбрать
Натюрморт. Скумбрия. 1962 г.
(0)

В октябре 1943 года вместе с Художественным институтом Фрумина попадает в Москву. За представленные этюды о Самарканде ее принимают в Союз художников Москвы (МОСХ).

В Москве она работает на Белорусском вокзале — рисует плакаты для агитационных поездов, идущих в сторону фронта. Работает в мозаичной мастерской П.Д. Корина.

После окончания войны, в 1945 году, Дина Михайловна возвращается с семьей в Одессу. Она привозит работы, написанные в Самарканде, и представляет их на той самой выставке, вызвавшей официальное недовольство.

На многие годы выставочная деятельность ограничилась участием в выставках отдельными произведениями, которые всегда были украшением выставок для подлинных ценителей живописи.

Внешние обстоятельства не останавливают процесс творчества. Появляются работы разных жанров (натюрморты, пейзажи, портреты). Мягкость и совершенство исполнения завораживают: сквозь прозрачность линий и пятен проступают красота и мудрость, которую способен разглядеть, не каждый. Она пишет много портретов своих друзей, учеников. Всю жизнь Дина Михайловна пишет автопортреты, в которых отражается время, обстоятельства, жизнь.

Двадцать лет (с 1948 по 1968 г.) отдала Дина Михайловна Одесскому художественному училищу, преподавая живопись, рисование и композицию. Здесь в 1952 г. она основала музей училища, экспонатами которого стали лучшие работы учащихся.

В числе ее учеников много талантливых художников: И. Островский, Л. Межберг (США), Г. Малышев, С. Сычев, А. Фрейдин, М. Ивницкий, Рихтер (США), Межерицкий (Израиль), Д. Беккер, а также два профессора — Г. Гижа (Петербургская академия художеств) и А. Басанец (Киевская АХ). Ее учениками считают себя даже те, кто в действительности не учились в ее в мастерской, но влияние ее ощутили.

«Все, что я успела — это результат случайных урывков, украденных у времени и обстоятельств. Художник должен быть свободным. Свободным от ненужных забот, от посторонних эмоций. Чтобы осуществить свой дар, надо быть эгоистом. Таких счастливчиков в истории очень немного. Завидую им. Я, к сожалению, раб. Не успела, не смогла осуществить то, на что способна. Что делать?..» — написала Дина Михайловна в письме к другу.

Это она-то не успела?.. Художник, чьи произведения украсят любой музей.

ИзменитьУбрать
Д. Фрумина. Фото 2000г.
(0)

Дина Михайловна пишет стихи: «Что еще делать в бессонные и длинные ночи? Пишу для себя».

Наслушаешься, начитаешься,
И псом бездомным остается выть,
И все зачем-то маешься, и маешься,
Зачем-то продолжаешь жить.

(Написано после прочтения «Воспоминаний» Эстер Маркиш.)

В ноябре 2002 года в трех залах Одесского музея западного и восточного искусства, спустя более полувека, откроется персональная выставка художницы Д.М. Фруминой. Нам предстоит открыть для себя «Ахматову в живописи».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №28 > «Чтобы осуществить свой дар, надо быть эгоистом»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 08:50:22
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Dr. NONA