БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №8 > Чудо Пурима
В номере №8

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Чудо Пурима

Книга Эстер выделяется из книг Танаха тем, что в ней ни разу не упомянуто ни одно из Имен Вс-вышнего. Почему это так, и если пуримские события не связаны с Б-жественными проявлениями, можно ли говорить о чуде Пурима?

Действительно, в Книге Эстер ни разу не упомянуто ни одно из Имен Вс-вышнего. Одно из объяснений заключается в следующем: Книга Эстер имеет форму летописи, и читателями ее могли стать как евреи, так и представители других народов, — на это есть намек в конце текста, где говорится о том, что Эстер разослала послание во все концы империи (9:29-32). Во многих местах книги имеются свидетельства тому, что свиток появился в придворных кругах во время расцвета Персидской империи, простиравшейся от реки Инд до Египта и Греции, в правление царя Ахашвероша (Артаксеркса).

Отсутствие в Книге Эстер Имен Вс-вышнего, объясненное выше историчностью повествования, может быть понято и как намек на неявность происшедшего чуда. Книга необыкновенно хорошо написана, изложение событий последовательно, все части мозаики занимают свое место, и на все возникающие вопросы может быть дан четкий и ясный ответ. Это очень логичный рассказ с напряженной фабулой, в котором, на первый взгляд, нет и намека на сверхъестественную природу происходящего.

Несмотря на уже отмеченную выше строгую историчность книги и отсутствие пафоса, вся она наполнена Б-жественным присутствием, хотя Имя Творца не встречается в ней ни разу. Упоминаются молитва, пост, вера в избавление, но слова «чудо» там не найти. Это резко контрастирует c остальными книгами Танаха, на страницах которых — множество свидетельств о сверхъестественных событиях.

В чем же тогда чудо Пурима, который мы празднуем на протяжении двух с половиной тысячелетий? Наверное, прежде чем задать этот вопрос, нужно выяснить, что такое чудо вообще, как разглядеть его в обыденном.

Чудо обычно определяют как сверхъестественное событие, но на самом деле оно вполне может и не быть таковым. Эти два понятия могут пересекаться, но они абсолютно не тождественны. Можно сказать, что сверхъестественное — это то, что не может быть объяснено в соответствии с законами природы, в то время как чудо — это и судьбоносный в своей совокупности ряд событий, независимо от того, произошли они в рамках этих законов или вне их. Событие становится чудесным в нашем восприятии в силу его значимости, а какие причины сделали его возможным — естественные или сверхъестественные — не суть важно; если Всевышнему все равно, каким образом будет происходить чудо, то нам — тем более. Важно, что произошло, а не как.

Эта концепция отличается от расхожего представления о чуде — ведь даже событие, происшедшее совершенно естественным образом, может стать таковым. Благословение «hа-гомель», к примеру, мы произносим при избавлении от опасности, в частности, после выздоровления. Благодарность, приносимая Творцу в этом случае, отнюдь не означает, что излечение было сверхъестественным явлением, но лишь подчеркивает его значение.

Более того: когда мы привыкаем к чуду, наше отношение к нему неизбежно теряет первоначальную силу и трепетность. Например, падение мана с неба (манны небесной) было, несомненно, чудом, но за сорок лет скитаний по пустыне евреи привыкли к нему. Когда Хава (Ева) родила Каина, она пробормотала в трепете: «Создала я человека вместе с Б-гом» (Брейшит, 4:1). Сегодня рождение ребенка — не меньшее чудо, но, поскольку это стало частым явлением, оно воспринимается как должное. В конце восемнадцатого века месмеризм был новостью, и все считали его сверхъестественным. В девятнадцатом веке, когда люди стремились дать греческие названия всем явлениям, а потом благополучно о них забывали, месмеризм был назван «гипнозом», и, хотя это не сделало его понятней, он перестал кого-либо интересовать. Став привычным, он более не был чудом.

В еврейском молитвеннике, сидуре, мы находим большое число благословений, многие из которых произносятся в связи с будничными, обыденными действиями, такими, как утреннее пробуждение, возможность ходить, видеть и т.д. Для чего это нужно? Человек склонен забывать о важности рутинных, часто повторяющихся событий. Они, несомненно, важны для нас, однако мы вспоминаем об этом только, когда «припечет». Если у человека болит нога и ему трудно ходить, он осознает важность благословения «...который направляет шаги человека». Эпическая поэма, написанная классиком польской литературы Адамом Мицкевичем, начинается словами: «О, родина, ты как здоровье: лишь тот, кто лишен его, знает, что это такое».

Зачастую, лишь столкнувшись с чем-то из ряда вон выходящим, мы осознаем важность повседневного, к нам возвращается способность видеть чудо в обычных, рутинных явлениях. Необходим шок, чтобы для нас стала очевидной истинная ценность обыденного.

Подведем итог. Можно ощутить присутствие Б-га в мире, став свидетелем чего-либо сверхъестественного, а можно увидеть Его в привычном. Природа — это псевдоним Вс-вышнего. Не всегда Творец подписывается Именем.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №8 > Чудо Пурима
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 12:21:09
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia