Еврейская составляющая Одессы неотделима от истории города и являет собой немалый пласт, включения которого содержатся даже не в специфически еврейских изданиях.
Михаил Жванецкий. «Южное лето (Читать на Севере)» (2014)
«Здесь – летнее. Юг Большой страны. Жизнь. Люди. Разговоры». Так кратко, пунктиром, которым столь блестяще владел Жванецкий, обозначил он не столько темы, сколько дух этого сборника. «Наш юмор добывается из воздуха и уходит в воздух. Как пляжные звуки, крики приезжих: “Всё это надо записать!” – уходит в воздух. Значит, юмор, язык, запах еды и красивые женщины – и есть воздух этого города».
В этой книге встретились и очень давние, и относительно новые тексты. И, в основном, они ничуть не стареют. Как и положено талантливой литературе.
«…первые шаги новых людей обнадёживают. Они уже хорошо знают разницу между богатыми и бедными, но ещё не чувствуют разницы между бездарными и талантливыми».
«Теперь кто в какой народ попал, тот там и сидит. Назначили туркменом – так уж будь здоров. И кто в какой строй попал, там и сидит. Кто вообще в капитализм, а кто и в первобытнообщинный. Все с трудом говорят на родном языке, у каждого своя армия…»
«У нас местное население уже не рождается.
Рождаются эмигранты. Маленькие, грудные, но уже заядлые».
«Нет, Михалыч, я не еврей, просто на душе тяжело».
«Уходящий год был потрясением для всех и многообещающим для населения. Обещали всё. Это был лучший по обещаниям год».
И, разумеется, лирика. Она остаётся в памяти, словно пронзительная мелодия великого скрипача.
«Одесса есть движимая и недвижимая. Движимая – та, которую увозят в душе, покидая.
Она – память.
Она – музыка.
Она – воображение.
Эта Одесса струится из глаз.
Эта Одесса звучит в интонациях.
Это компания, сплотилась в городе и рассыпалась на выходе из него… И море… И пляжи. И рассветы. И Пересыпь. И трамваи. И все, кто умер и кто жив, – вместе...»
Михаил Жванецкий. «Одесса» (2021)
Первым изданием, опубликованным после ухода Михаила Жванецкого, стал сборник его рассказов о родном городе. Его издал одесский меценат Андрей Ставницер, который в 2018 г. выпустил книгу «Солнце. Море. Аркадия». В сборник «Одесса» вошли 112 миниатюр, написанных за более чем 60 лет творчества. «Всё, что мне присуще: язык, юмор, характер, афоризмы, все мои вопли, вскрики, всё, что я создаю и издаю, – из жизни Одессы». (М. Жванецкий)
Сборник составила Наталья Жванецкая. Ей принадлежит идея оформления обложки: контур уходящей в классическую одесскую арку фигуры. Михаил Рева превратил в графическую иллюстрацию для обложки. Слово «Одесса» на обложке написано рукой Жванецкого. Рева также создал уникальные внутренние иллюстрации.
«Эту книгу можно читать с начала, с середины, с конца… Можно читать отдельные рассказы, главы, предложения… Можно читать с Мишиными интонациями или своим голосом. А можно читать, как один большой роман об Одессе». (Н. Жванецкая)
По словам А. Ставницера, великий писатель «создал наши характеры, создал образ Одессы в головах всего мира, знал всё обо всех и никогда не жалел для нас этой мудрости.
…В театре в кульминации спектакля зритель вдруг кричит на весь зал: “Доктор, в зале есть доктор?!” Люди вскакивают, кто-то бежит к кричащему и говорит: “Я доктор”. – “Коллега, что за фигню нам показывают?..”
Я как-то так всегда думал о Михал Михалыче Жванецком. В моменты, когда остро хочется обсудить, что же за фигню нам показывают, я вспоминал о нём и очень хотел ему позвонить. Но никогда так не делал — было неловко беспокоить, да и странно это как-то. Теперь у меня больше нет такого шанса. Теперь всем нам осталось искать ответы в его книгах». (od-news.com)
В книгу включена дополненная академическая монография «Очерки ранней истории евреев Одессы» и два научно-популярных текста – о еврейских земледельческих колониях в Новороссийском крае и о погромах 1821 и 1871 годов в Одессе. Интересны иллюстративные материалы из госархивов, книгохранилищ, частных собраний. Эта работа дает ясное представление о первых этапах формирования, эволюции и быте еврейских общин города.
Белла Верникова пишет: «Олег Губарь рассматривает историю евреев Одессы первых десятилетий XIX века в контексте недостаточно изученной ранней истории города: “…многие первостепенные обстоятельства формирования Одессы, как ни странно, исследованы мало, и в первую очередь вопросы градостроительства, плановой застройки...”
…Опираясь на многочисленные открытые им архивные материалы, Олег Губарь вносит коррективы в исследования историков еврейской Одессы». («Литературный Иерусалим», 2020, №24)
Олег Губарь. «Мифы и легенды старой Одессы» (2020)
Книга авторитетного историка, писателя, краеведа Олега Губаря содержит десятки теорий, версий и мифов, казусных баек и анекдотов (и уже забытых, и «актуальных») об известных личностях, от де Рибаса и Дюка до Соньки Золотой Ручки, о непременной Чумке, о таинственных зданиях, дворцах, кладбищах и даже гостиничных привидениях. Изучение городских легенд причудливо переплетается с достоверными, но не менее от того увлекательными историческими подробностями. Даже презентация книги проходила в необычном месте – в катакомбах, в музее «Тайны подземной Одессы». (odessitclub.org, odessamedia.net)
Как невыразимо жаль, что этого многоликого человека – серьёзного исследователя, неистощимого выдумщика и ироничного рассказчика, влюблённого в свой город знатока Одессы, – уже с нами нет…
Олег Губарь. «Из истории евреев Одессы» (2018)
В книгу включена дополненная академическая монография «Очерки ранней истории евреев Одессы» и два научно-популярных текста – о еврейских земледельческих колониях в Новороссийском крае и о погромах 1821 и 1871 годов в Одессе. Интересны иллюстративные материалы из госархивов, книгохранилищ, частных собраний. Эта работа дает ясное представление о первых этапах формирования, эволюции и быте еврейских общин города.
Белла Верникова пишет: «Олег Губарь рассматривает историю евреев Одессы первых десятилетий XIX века в контексте недостаточно изученной ранней истории города: “…многие первостепенные обстоятельства формирования Одессы, как ни странно, исследованы мало, и в первую очередь вопросы градостроительства, плановой застройки...”
…Опираясь на многочисленные открытые им архивные материалы, Олег Губарь вносит коррективы в исследования историков еврейской Одессы». («Литературный Иерусалим», 2020, №24)
Михаил Пойзнер. «На одесской волне» (2021)
Михаил Пойзнер1 выпустил новую книгу «На одесской волне». «На страницах книги оживает неповторимая Одесса, – сказано на сайте Всемирного клуба одесситов, – город-легенда, город со своим восприятием окружающего мира, со своими, присущими только ему ценностями. Здесь ещё живут люди с поразительным “одесским штрих-кодом...».
Он – почётный гражданин Одессы, учёный, коллекционер, автор книг по краеведению, истории флота и – об одесситах («Оккупация. Одесса. 1941-1944», «Корабли моей памяти», «Одесские песни с биографиями», «Одесские страницы и странички» и др.).
Как пишет Евгений Голубовский: «У Пойзнера – с десяток книг, и каждую из них можно было бы назвать этими же тремя словами “На одесской волне”. Во-первых, одесская, во-вторых – морская, а значит, видишь, слышишь, ощущаешь черноморскую волну.
Есть писатели, обучающиеся в литинституте. Это не про Пойзнера. Миша учился на улицах Одессы. Поэтому его герои говорят не “как у Бабеля”, а живым, одесским языком начала ХХI века. …всё, что пишет Пойзнер – это одесские “случаи”. Потом умельцы из них приготовят анекдоты. А пока это литература, свежая, вкусная, нравственная, добрая». (odessa-life.od.ua)
Фауст Миндлин. «Еврейский театр: актеры и судьбы» (2016)
В книгу включены очерки, воссоздающие первые шаги еврейского театра в Одессе, неизвестные страницы биографии актрисы Лии Буговой на фоне работы Одесского ГОСЕТа до войны, биографические очерки о матери автора – актрисе Рите Гендлин, ученице Соломона Михоэлса, и о судьбе деда – актёра и режиссёра, создателя ряда еврейских театров Иосифа Миндлина (1894-1959), в том числе материалы его следственного дела 1950-1955 годов.
Александр Бирштейн. «По улицам моим: прогулки по Одессе» (2018)
Александр Бирштейн – лауреат «Сетевого Дюка» и литературной премии имени Паустовского, постоянный автор нашего журнала. Читателю хорошо известны его сборники «Как это кушают в Одессе…» (2016), «Мадам Гоменбашен и я тоже» (2018», «Бульвар Французский весь…» (2020) и другие.
«По улицам моим» – это легкие, колоритные, трогательные и добрые рассказы об улицах Одессы, о домах и их обитателях. Среди «героев» книги – граф Воронцов и графы Толстые, Ю. Бардах и Л. Задов, В. Жаботинский, Леся Украинка, Э. Гилельс, Д. Ойстрах…
«Вот честно: сколько живу, столько и слышу, что Одесса уже не та. Собственно, и подвигла взяться за эту книгу фраза моего дальнего родственника, лет, примерно тридцати пяти от роду:
– Да-а, Одесса уже не та!
Если учитывать, что его увезли в Америку в 1989 году, то есть восьми лет от роду, то ясно, что об аутентичности Одессы он мог судить вполне обоснованно и здраво.
Высмеяв родственника, я призадумался о том, какая же она та Одесса, если из поколения в поколение она не та да не та. И я позвал в путешествие фотографа Сергея Гевелюка. И мы, вооружившись фотоаппаратами, пошли себе, куда объективы глядят. Считайте, что мы искали Одессу. Ту Одессу, которая сохранилась – и местами почти не сохранилась! – несмотря ни на что. И вот что из этого получилось…»
Белла Верникова. «Пришедший из забытья». Русско-еврейская литературная Одесса: эссе, статьи, интервью (2020)
Русско-еврейская литературная Одесса: эссе, статьи, интервью». В книге воссоздана литературная Одесса – от Осипа Рабиновича и Льва Пинскера до Семёна Юшкевича и Владимира Жаботинского, предшествующая знаменитой плеяде писателей 1920-х годов, и представлена наша современность – публикациями автора в одесских альманахах «Дерибасовская – Ришельевская», «Мория», в израильских журналах «Артикль», «Литературный Иерусалим» и в других изданиях.
«…наряду с литературой автора интересуют кинематограф (одесситка Кира Муратова), театр (эксперименты М. Ивницкого), музыка (С. Терентьев), изобразительное искусство (одесские художники-нонконформисты последних советских десятилетий). Но это пёстрое, разнородное многообразие складывается в карту обширного, сложно устроенного русско-еврейского культурного, литературного пограничья, которое во всей полноте своих возможностей, пожалуй, могло сложиться только при равном участии русского и еврейского компонентов – и только в родном городе автора, Одессе». (evrejskaja-panorama.de)
Евгений Голубовский. «И море, и Гомер – всё движется любовью...» (2020)
Эта книга задумана как своеобразный дневник. С апреля 2018 г. автор ежедневно вёл записи в Фейсбуке, рассказывая о выставках, концертах, новых книгах и новых авторах, о себе и своих друзьях, о любимых художниках и писателях, впрочем – и о нелюбимых тоже, но уже в другой интонации. Из 300 постов родилась книга «Мои 192 ступени».
Голубовский пообещал подготовить и следующий том фейсбучного дневника – посты 2019 года. Их набралось намного больше, чем могла вместить книга. Поэтому писатель отобрал очерки и эссе об Одессе, о знаковых фигурах в жизни города. Так возникла книга «И море, и Гомер – всё движется любовью».
В декабре прошлого года Евгений Голубовский получил Почётный знак Одесского городского головы имени Г.Г. Маразли І степени – «за многолетнюю просветительскую и культурно-творческую деятельность, активную общественную позицию, весомый вклад в развитие литературы и искусства». И совсем недавно он стал лауреатом канадской международной литературной премии имени Эрнеста Хемингуэя за 2021 год в номинации «Публицистика» за эссе «Рукопожатия через годы».
Алена Яворская. «42 истории о... или Это было, было в Одессе» (2021)
Алена Яворская – сотрудник Одесского литературного музея, исследователь культурной жизни Одессы начала ХХ века. Её новая книга состоит из глав-историй. Это и одесские истории, и театральные, и этнографические, и ещё много-много других, серьёзных, легкомысленных и «вкусных». Ведь невозможно писать об Одессе и не вспомнить об одесской кухне. Именно с неё начинается книга. «И всегда у одесских женщин было две большие проблемы: как похудеть и где достать продукты. Как они их доставали – это знает КГБ, ЦРУ и Моссад. А что из них готовили – знаем все мы. И у каждой хозяйки свои тайны, приправы, мерки. Но в отличие от секретов государственных, эти за деньги не продавались – ими просто щедро делились с друзьями».
А дальше читателя ждут замечательные истории о людях. Пятая глава посвящена «Историям о забытых» – о поэте Александре Соколовском; о поэте, художнике, критике Вениамине Бабаджаняне, который прожил всего 26 лет; о поэтессе, которая была в 20-е годы известнее Веры Инбер, – Аделине Адалис, и о многих других, чьи имена стёрлись с обелиска одесской истории.
Алена Яворская пишет: «Но сквозь горечь утрат, бессилие и беспомощность прорываются наши воспоминания о прошлом Одессы, которое кажется сейчас если не прекрасным, то счастливым. А ведь это не одно и то же. …Мне могут сказать, что рассуждения мои необъективны, цитаты случайны, процитированы не те авторы. Заранее соглашусь. Но, если вдуматься, – ведь это же словно калейдоскоп: каждый раз ты видишь новую картину. И при этом – стёклышки те же, да и все цвета сразу невозможно заметить». (odessitclub.org)
«Как холодно розовым грушам». Стихи. Документы. Статьи о поэте» (2019)
Этот сборник, составленный в год столетия трагической гибели при исполнении служебных обязанностей инспектора розыскного-уголовного отдела при державной варте Натана Шора (1897-1918), вошедшего в литературу как поэт Анатолий Фиолетов, включает все известные на сегодняшний день стихи поэта, одну его статью, а также газетные некрологи, рецензии, сообщения о вечерах памяти, архивные документы. В сборнике представлен ряд исследовательских статей об Анатолии Фиолетове – Сергея Лущика, Александра Розенбойма, Алены Яворской, Евгения Голубовского и других авторов..
Леонид Авербух. «Одесские музы поэтов» (2019).
Со страницы Феликса Кохрихта в Фейсбуке: «Ещё неделю назад по поручению Леонида Григорьевича Авербуха я, сверяясь с продиктованным им списком, обзванивал тех, кому он подарил свою – о новинках принято говорить "последнюю" – книгу... Месяц назад мы с ним полагали таковой сборник стихов "И всерьёз, и в шутку", но совсем недавно я вновь дарил от имени автора следующую: второй том его эссе об одесских музах выдающихся литераторов мира, опубликованных ранее в нашем альманахе "Дерибасовская – Ришельевская", – и затем вышедшую отдельным изданием и сразу же исчезнувшую с прилавков.
За свою долгую жизнь врач, учёный, литератор создал десятки книг – медицинских, краеведческих, поэтические сборники и – главную – воспоминания о жизни в Одессе, с которой связана судьба шести поколений его семьи.
Последней же (и в обыденном, и в символическом ранге) стала именно посвящённая Женщинам нашего города, наречённого при рождении именем с окончанием на "а", и завершающая символическую книжную полку Авербуха, его Жизнь и Судьбу.
Многолетний редактор и публикатор, я имею право определить творческую деятельность последних дней нашего друга как уникальную, не имеющую иного (известного мне) примера. В свои за 90, сражённый не только тяжёлым, но и мучительным недугом, зная за день вперёд, что его ждёт завтра, он, с ответственностью за каждое слово и каждый знак, составил, смакетировал (не имея подхода к компу!) два сборника и, как рассказывал мне издатель Борис Эйдельман, прикованный к постели, вёл профессионально и взыскательно авторский контроль за процессом выпуска книг».
Наталья Панасенко. «Жаботинский в Одессе» (2018)
Справочник является расположенным в хронологическом порядке сводом свидетельств о пребывании и деятельности В. Жаботинского в Одессе. Это цитаты из писем, дневников, газетных сообщений, архивные и другие документы и материалы.
Инна Рикун-Штейн. «История книгоиздательства Mathesis,2 1904-1925» (2020)
«…Это издание, второе, переработанное и значительно дополненное, является итогом серьёзного многолетнего исследования одной из страничек истории издательского дела в Одессе. …Как многие фундаментальные издания, даёт не только исчерпывающую информацию непосредственно по теме, но и весь сопутствующий материал содержит ценные, разносторонние сведения. Чего только стоит раздел “Краткие биографические справки” по упоминаемым в тексте персоналиям, а их ни много ни мало – 180!
Большую ценность представляет подраздел “Учебные и научные заведения, научные общества Одессы”, а также фотографии этих учреждений с их названиями в хронологической последовательности.
Инна Эмильевна – один из лучших библиографов Украины … фундаментальная база знаний, её высокая эрудиция … и уже накопленный опыт библиографической и писательской работы, и неугомонная творческая натура, и умение вести поиск, как говорит сама Инна Эмильевна, нюх ищейки, – все в совокупности определяет высокий уровень её работ.
Уважение вызывают и печать, и оформление книги... Вкладыши с иллюстрациями – отличного качества, а ведь они выполнялись на основе старых фотографий, многие из которых приходилось восстанавливать». (Из отзыва Н.П. Белявской)
Надежда Белявская «Григорий Вейнштейн. Личность. Город. Время». (2017)
Эта книга посвящена незаурядной личности – Григорию Эммануиловичу Вейнштейну (1860-1929) – инженеру-технологу, мануфактур-советнику, выдающемуся предпринимателю и общественному деятелю. На базе основанной им мукомольной школы было сформировано высшее учебное заведение, ныне – Одесская национальная академия пищевых технологий.
Один из лидеров одесской еврейской общины, он огромное внимание уделял организации еврейской школы, истории еврейского народа. Почти 30 лет возглавлял Одесское отделение Общества распространения просвещения между евреями в России. Широко известен щедрой благотворительной деятельностью.
Эта большая научная работа, отличающаяся невероятной информативностью, скрупулёзностью и добросовестностью, содержит широкий контекст – исторический, культурный и чисто одесский, и представляет интерес не только для специалиста, но и для всякого любителя «одессики». Над книгой работали Н.П. Белявская, Л.П. Еремина, И.И. Зинченко.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.