БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №175 > СПАСАЯ КОРОЛЯ
В номере №175

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

СПАСАЯ КОРОЛЯ
Александр КУМБАРГ

«Беру на себя смелость утверждать, что именно этот скромный еврейский паренёк определил ход истории мировых шахмат, начиная с 1919 года…»
(Сергей Ткаченко, украинский шахматист, историк шахмат)

Короли, ферзи, кони, слоны, ладьи, пешки… В 1927 г. Александр Алехин поднялся на шахматный Олимп – стал четвёртым чемпионом мира по шахматам, победив, казалось бы, непобедимого в то время кубинца Хосе Капабланку. Но всего этого могло и не быть.

Блистательный Алехин и загадочный Вильнер

Александр Алехин родился в октябре 1892 г. в Москве, т.е. в этом году – 130-летие со дня его рождения. Его отец, потомственный дворянин Александр Иванович Алехин, являлся депутатом Государственной думы от октябристов и предводителем воронежского дворянства. А мать, Анисья Ивановна, была дочерью Ивана Про­хо­рова, основателя крупного текстильного предприятия – Прохоровской Трёхгорной мануфактуры.

ИзменитьУбрать
Александр Алехин и Хосе Рауль Капабланка на шахматном турнире. Петербург, 1914
(0)

С юных лет Александр успешно играл на престижных международных шахматных турнирах. А после того, как в 1914 г. занял третье место на Петербургском турнире, в котором участвовали звёзды тогдашних мировых шахмат, заявил о начале подготовки к завоеванию мировой шахматной короны. Однако Первая мировая война, революции и гражданская война в России на время отсекли его от крупных международных соревнований.

О Якове Вильнере до недавнего времени было известно очень мало. «В истории советских шахмат нет, пожалуй, загадочней человека, чем мастер Яков Семенович Вильнер», – говорит биограф Вильнера, одессит Сергей Ткаченко. Даже точной даты его рождения не было в энциклопедиях и словарях. Но благодаря кропотливой исследовательской работе Ткаченко сегодня мы знаем о Якове Вильнере намного больше. Родился он 25 сентября 1899 г. в семье одесского мещанина. В начале 20 века Одесса – один из центров шахматной жизни Российской империи. В 1901 г. состоялся первый чемпионат города по шахматам, в 1909-1910 гг. прошёл крупный Южно­русский турнир. В Одессе проживали такие сильные игроки, как Верлинский, Лоран, Владимиров, Сухов, Гонсиоровский… Пополнил их число и Яков Вильнер.

Первые сведения о шахматных успехах одессита обнаружены в журнале «Шахматный вестник», издававшемся… Алексеем Алехиным – братом Александра. В 1913 г. в конкурсе по решению опубликованных в журнале задач первый приз выиграл 14-летний Яков. Затем он дебютировал во Всероссийском турнире по переписке 1913-1915 гг. и разделил с одним из участников 1-2 места. Составление задач на мат в три хода? Пожалуйста! В 1916 г. Вильнер оказался среди победителей в этой номинации на международном конкурсе, проведённом журналом «The American Chess Bulletin». В 1918 г. Яков стал чемпионом Одессы.

Шах и…

После октября 1917 г. Алехин жил в Москве. К политике, гражданской войне старался не примыкать. В сентябре 1918-го он отправился в хорошо знакомую ему по шахматным гастролям Одессу, пребывавшую под властью гетмана Скоропадского и австрийско-немецких войск. Несмотря на всю окружающую обстановку, в Южной Пальмире планировался большой шахматный турнир. Однако убедительней звучит мнение российского биографа Алехина Сергея Воронкова, высказанное в книге «Русский сфинкс»: причиной отъезда был «никакой не шахматный турнир, а объявленный в сентябре 1918 года красный террор». Вышел приказ о заложниках из числа классовых врагов. Понятно, что Александр с его-то социальным происхождением опасался стать весьма притягательной для «красного террора» жертвой и решил уехать подальше от большевистской столицы.

ИзменитьУбрать
Кафе Робина
(0)

Турнир, в котором за шахматной доской встретились бы Вильнер и Алехин, в итоге не состоялся. Александр надолго осел в Одессе, зарабатывая сеансами одновременной игры и шахматными партиями в знаменитом кафе Робина на Екатерининской. Гетманцев и австрийцев в городе сменили французские войска. Затем в апреле 1919 г. пришли большевики, и Алехин работал в иностранном отделе Одесского губ­исполкома. Но вскоре его арестовало ЧК. В конце 1920-х Алехин говорил в одном из интервью, что большевики нашли у него некую иностранную переписку, ставшую поводом для обвинения в шпионаже в пользу Антанты.

Непонятно, был ли как-то связан Алехин с белым движением, Антантой, но пребывание в подвалах «чрезвычайки» на Екатерининской площади точно ничего хорошего не предвещало. Судьба поставила Алехину шах, и явно ему грозил мат. В одну из ночей Алехина расстреляли бы «по законам военного времени», как массово убивали других узников. Однако его выпустили.

Бытуют различные красивые легенды, попавшие даже в некоторые биографические книги об Алехине. По одной из них спасение шахматиста приписывается председателю Реввоенсовета Льву Троцкому. Дескать, приехал в Одессу, проиграл Алехину подряд n-ное количество шахматных партий и выпустил. В 1937 г. эту сказку пересказал даже английский шахматный журнал «Chess», а в 1972 г. – испанский автор Пабло Моран в книге «Агония шахматного гения». Но вот незадача: в 1919-м Троцкий пребывал весьма далеко от Одессы.

Ещё большее распространение получила другая байка: о причастности к вызволению Алехина члена Всеукраинского ревкома, наркома земледелия Украины Дмитрия Мануильского. Одесские чекисты перепроверили показания подследственного и убедились, что его репутация вне подозрений. Об этом пишет и алехиновед Юрий Шабуров в книге «Алехин». Однако легко установить, что Мануильского в тот период не было в Украине. Ревком, нарком – это все появилось позже, в 1920 г. А в 1919-м Мануильский был арестован и интернирован во Францию.

В некоторых материалах об Алехине просто можно прочитать, что неизвестно, кто его спас, предположительно было вмешательство кого-то из высокопоставленных советских деятелей.

ИзменитьУбрать
Яков Вильнер
(0)

Первым о том, что спасителем Алехина стал Яков Вильнер, работавший в Одес­ском ЧК, поведал в своих воспоминаниях известный украинский шахматист Фёдор Богатырчук. Одесские историки выяснили, что эта информация достоверна. Вильнер работал в службе делопроизводства в ревтрибунале. Он обнаружил фамилию Алехина в расстрельном списке и сразу же связался с председателем Совнаркома Украины Христианом Раковским. Ранее Раковский участвовал в организации работы одесского ревтрибунала, и Вильнер был с ним знаком. Раковский слышал об Алехине и отдал приказ освободить его. В ту же ночь, буквально перед расстрелом, шахматиста выпустили.

Подробно анализирует, популяризирует эту историю в своих статьях и книгах Сергей Ткаченко. Одна из книг, посвящённая Вильнеру, так и называется – «Спаситель Алехина».

Впрочем, возможность «вильнеровской» версии освобождения не отвергает и тот же Шабуров.

Размышляя над тем, как, собственно, попал Вильнер в ревтрибунал, Ткаченко предлагает представить себе то времечко, когда в Одессе с калейдоскопической частотой менялись правители, когда обнищавший город насиловали и грабили пришлые вояки разных стран и местные бандиты, а населению нужно было каким-то образом выживать и приходилось идти на службу к властям.

А тому, что оказался Вильнер именно у большевиков, историк находит несколько основательных объяснений: проводившаяся ими принудительная мобилизация в армию (скрывающихся расстреливали), эффективная большевистская пропаганда и «еврейский вопрос». Большевики евреев охотно принимали. А у белых, как известно, царил жуткий антисемитизм. И, например, шахматного учителя Вильнера, маэстро Александра Эвенсона, пошедшего в Добровольческую армию, по-видимому, убили собственные однополчане.

И ещё один довод приготовлен у Ткаченко: «…а, может, это было предопределено свыше с целью уберечь от расстрела Александра Алехина; дабы спасённый, победив через восемь лет гениального Капабланку, развеял миф о ничейной гибели шахмат?»

Итак, по приказу о мобилизации Вильнер пришёл на сборный пункт, в армию его не призвали по состоянию здоровья (сильнейшая бронхиальная астма) и отправили на работу в отдел делопроизводства трибунала. Между прочим, членом партии большевиков он не стал.

Две судьбы

ИзменитьУбрать
Чемпионат Украины, 1928 г. Играют Алексей Селезнёв и Яков Вильнер. Рисунок Г. Васильева. Из архива В. Взглядова
(0)

После гражданской войны, несмотря на слабое здоровье, Яков занимался организацией шахматной жизни в Одессе. Пять раз он становился чемпионом города, дважды занимал вторые места. Трижды был чемпионом Украины. Участвовал в чемпионатах Советского Союза, первым в Одессе получил звание мастера спорта по шахматам. Увлекался и шахматно-композиторским творчеством – придумал много классных задач с оригинальными замыслами. В 1929 г. стал победителем чемпионата шахматных композиторов СССР в разделе трёхходовых задач.

ИзменитьУбрать
Вильнер (на переднем плане) играет на свежем воздухе в Кисловодске
(0)

Тяжёлая болезнь, астма, постоянно мешала шахматному искусству Вильнера. Да ещё и чемпионаты часто проводились в небольших, душных, шумных залах, где очень сложно было играть даже физически крепким людям. Тем ­неожиданнее стал его «ход конём» – стремительный переезд поздней осенью 1930 г. в Ле­нин­град. Зачем понадобилось менять тёплый одесский климат на сырой ленинградский? В поисках причины С. Ткаченко анализирует политический климат в Одессе. В СССР идёт война Сталина с Троцким. В 1929 г. Льва высылают в Турцию. В Одессе, как и в других регионах Союза, проводится усиленная «чистка» его сторонников. Яков был или числился среди симпатиков Троцкого. В Ленинграде его могла привлекать достаточно сильная тогда шахматная организация, которая ещё не прогибалась под напором столичных шахматных начальников во главе с Николаем Крыленко.

На новом месте Вильнер снова активно включился в шахматную жизнь, играл, развивал и популяризировал шахматы. Но вскоре умер. Ему был всего 31 год.

Детективно-шахматным образом развивалась и послеодесская биография Алехина. Возвращение в Москву в середине 1919 г., работа переводчиком в Коминтерне и даже следователем в Центророзыске. В 1920 г. он – победитель первого советского шахматного чемпионата, а в ЧК на него завели новое «дело»: в Одессе нашли его расписку о получении крупной суммы денег от деникинцев. Фиктивный брак со швейцарской журналисткой и – прощай, советская Россия, в 1921 году. Жизнь в Берлине, потом в Париже. В 1927 г. французское гражданство и рождение четвёртого шахматного чемпиона мира в поединке против Капабланки. Антисоветские высказывания чемпиона и объявление его в СССР врагом. Проигрыш в 1935 г. матча за шахматную корону нидерландцу Максу Эйве и реванш через два года. Участие в бойкоте немецких шахматистов на шахматной олимпиаде в Аргентине в начале Второй мировой войны и вышедшие в оккупированной Франции в 1941 г. антисемитские статьи Алехина о «еврейских и арийских шахматах». Послевоенные его объяснения о вынужденности этих публикаций для получения разрешений на выезд из Франции на турниры и о том, что антисемитские пассажи в них написаны не им. («Мне кажется, главным и единственно ценным для Алехина всегда был только он сам… для достижения своих целей он готов был приспособиться к чему угодно», – делает вывод биограф Алехина С. Воронков.) И, наконец, загадочная смерть 53-летнего чемпиона в отеле португальского городка Эшторил в марте 1946 года. Экзотическая официальная версия – подавился куском мяса, и много доводов в пользу отравления. Обвинения в адрес СССР и в адрес американских спецслужб.

Кстати, распространено мнение, что, угождая нацистам, Алехин защищал от расправы свою последнюю, четвёртую жену – еврейку Грейс Висхар, находящуюся в годы войны во Франции в качестве заложницы, но в прошлом году аргументированно прозвучала точка зрения шахматного историка Александра Кентлера: не найдено никаких свидетельств принадлежности Висхар к еврейскому народу. Подтверждается она и известным специалистом в области еврейских имен и фамилий Александром Бейдером.

Спасение короля

На шахматной доске спасают от угрозы короля. На политической доске Вильнер тоже спас шахматного короля, только будущего. Черно-белое шахматное противостояние, шахматное братство оказались для него выше красно-белого противостояния гражданской войны. Без таких вильнеров, сохраняющих человечность, не было бы и алехиных.

«Конечно, история не терпит сослагательного наклонения… Но всё-таки, как вы думаете, в какую сторону зарулили бы современные шахматы, не спаси Вильнер в том далёком 1919 году будущего шахматного короля Александра Алехина от чекистской пули? Кто из сильных гроссмейстеров того времени смог бы развеять капабланковский миф о ничейной смерти шахмат?» – задаётся вопросом С. Ткаченко.

Самому Якову не довелось даже приблизиться к шахматному трону. Но при его состоянии здоровья вызывают восхищение мужество и преданность этой игре, заставлявшие наперекор невзгодам выходить и играть. И часто побеждать.


Вы не можете удалить эту картинку
Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №175 > СПАСАЯ КОРОЛЯ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-10-31 11:42:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia