Рабби Ави Вайс, главный раввин в Hebrew Institute of Riverdale, президент АMCHA — Coalition for Jewish Concerns, преподаватель в Стерн колледже при Ешива Юниверсити, основатель ешивы Ховевей Тора, автор нескольких книг и многочисленных статей. Eврейский активизм рабби Вайса начался с участия в борьбе за освобождение советских евреев, позже, в конце 80-ых годов, он выступал против создания монастыря в помещении, служившем хранилищем для ядовитого газа Циклон-Б, которым умерщвляли евреев в газовых камерах Освенцима. Вместе с группой cтудентов он поехал в Польшу, чтобы выразить протест против превращения Освенцима в христианскую святыню, был избит поляками и обвинен польским кардиналом Глемпом в том, что он и его студенты хотели убить польских монахинь.
Позже рабби Вайс пытался добиться осуждения кардинала в польском и американском суде за клевету. Все эти годы Освенцим, который поляки решили объявить местом польской национальной тагедии, продолжал оставаться в центре внимания рабби Вайса: он требовал от польских властей убрать кресты с территории лагеря смерти, оскверняющие погибших там 1,5 млн. евреев. Рабби Вайс является раввином Джонатана Полларда и поддерживает с ним постоянную связь. Главной же его заботой остается безопасность Израиля, в поддержку которого он постоянно собирает большие и малые демонстрации. «Нападение на одного еврея есть атака на всех евреев», — говорит рабби Вайс.
— Расскажите, пожалуйста, о трудностях, преодолеваемых еврейскими активистами в борьбе за безопасность Израиля, в сравнении с преградами, стоявшими на их пути в борьбе за освобождение советских евреев.
— Во время борьбы за освобождение советских евреев все было гораздо проще. У нас был лозунг: «Let my people go!» («Отпусти народ мой!») В том, что касается Израиля, вещи намного сложнее, учитывая различие в политических взглядах правых и левых. Однако в последнее время, мне кажется, большая часть евреев Америки пришла к общему пониманию, что Арафат — террорист и что терроризм должен быть побежден1. Думаю, что мы видим стремительно нарастающий подъем движения в поддержку Израиля.
— Вас знают как известного борца за свободу советских евреев. Сегодня русские евреи являются консервативным звеном в правительстве Шарона и наиболее ревностными энтузиастами по внедрению мер безопасности в Израиле. Не кажется ли вам, что завершился полный цикл исторического отрезка времени?
— Это действительно необыкновенно! Те люди, которые сидели в свое время в советских тюрьмах и нуждались в нашей защите, сегодня защищают интересы Израиля. Русские евреи изменили лицо израильской политики и лицо израильского общества. Русские евреи могут изменить лицо еврейского активизма в Америке. Я знаю, что на Брайтон Бич недавно собралось 20 тыс. русских евреев. Считаю, что тысячи русских евреев должны приезжать в Манхеттен для участия в наших демонстрациях в защиту Израиля.
— Не могли бы вы рассказать что вы делаете сегодня для поддержки Израиля и что могут сделать бывшие советские евреи на этом поприще?
— Наша организация называется АМХА и находится она в Ривердэйле в Бронксе. Нам очень нужна помощь русских евреев. Мы постоянно организуем демонстрации в поддержку Израиля и, согласно газете «Джуиш Уик», именно деятельность нашей организации вдохновила огромную 200-тысячную демонстрацию в Вашингтоне. Мы выходим на улицы Нью-Йорка каждую неделю, чтобы объяснить американцам и президенту США Джорджу Бушу, что Арафат — террорист, что Израиль борется с терроризмом так же, как и Америка, и что, если Израилю не дадут победить террор, то террор придет в Америку. И в этом мы очень расчитываем на помощь русских евреев. Информация о демонстрациях регулярно печатается на нашем сайте: АMCHA.
— Еврейская община борется против предвзятости прессы, пытаясь организовать бойкот «Лос-Анджелес Таймс» и «Нью-Йорк Таймс». Подействует ли это на СМИ и какие еще есть методы борьбы с необъективным, предубежденным отношением прессы к Израилю?
— Думаю, что бойкот «Нью-Йорк Таймс» очень важен, так как газете надо дать понять, что она несет ответственность за создание субъективного отношения к Израилю, и что ей придется отвечать за свои поступки. Если нам не нравится какое-то выборное лицо, мы голосуем против него. Так же надо поступать и с газетой: не надо ее покупать и не надо давать ей зарабатывать на рекламе.
— Вы подавали на суд на польского кардинала Йозефа Глемпа и боролись против осквернения Освенцима. Католическая церковь выступила недавно с заявлением против антисемитизма. Считаете ли вы это положительным знаком или просто рекламным трюком для улучшения репутации католической церкви?
— Я очень огорчен действиями католической церкви, особенно ее молчанием во время осады церкви в Бейт-Лехеме. Не было высказано никакой критики в адрес Арафата и его бандитов, захвативших эту церковь. Римский Папа тоже ничего не говорит о том, что 13 террористов, высланных из Израиля, гуляют на свободе в Европе.
— Что вы скажите о сегодняшней коммерческой эксплуатации концентрационных лагерей и продолжающихся проблемах христианизации Освенцима?
— Это очень серьезная проблема. Мы смогли предотвратить дальнейшее осквернение Освенцима, но до сих пор там находится церковь с большим крестом. В Собиборе, в единственном оставшемся там здании, также находится церковь, в Дахау — монастырь, а в Терезиенштадте — огромный крест. Я считаю, что католическая церковь стремится христианизировать бывшие лагеря смерти, чтобы скрыть свое молчание и бездействие во время Второй Мировой войны, когда погибло 6 милионов евреев. Через 40-50 лет, глядя на обилие христианских символов в концлагерях, люди будут думать, что Шоа (Катастрофа европейских евреев) случилась с католиками. Или, по крайней мере, что католическая церковь спасала евреев. На самом деле церковь проявила христианское милосердие, помогая в конце войны нацистам, которые спасались от союзников в Латинскую Америку.
— Скажите, что происходит сейчас с делом Джонатана Полларда и есть ли хоть какая-то надежда на его освобождение при нынешней администрации?
— Джонатан сидит в тюрьме уже 17-ый год. И это оромная несправедливость: он переступил закон, но его наказание превышает его проступок. Те, кто совершил похожие нарушения закона, получили всего лишь 2-4 года тюрьмы. Думаю, что ситуация сегодня гораздо хуже. Поллард был арестован в 1985 г. при администрациии Рейгана, и сегодня маловероятно, что республиканская администрация пойдет на его освобождение. Меня очень заботит его судьба и мы должны продолжать бороться за его освобождение.
— Считаете ли вы, что Пат Бьюкенен вытеснен на окраины политической жизни Америки? (Пат Бьюкенен — бывший неоднократный кандидат в президенты Америки, антисемит, яростный противник Израиля, защитник И. Демьянюка и прочих фашистов, отрицатель Катастрофы, обвиняющий евреев Америки в двойной лояльности)
— Думаю, что в здесь мы добились хороших результатов. Наша группа следовала за ним по всей Америке во время предвыборной кампании. В телепередаче «Найтлайн» он жаловался, что какой-то рабби постоянно преследует его.
Когда я оглядываюсь на 25 лет моего еврейского активизма, то вижу, что мы добились немалых успехов в борьбе за советских евреев и за сохранение бывших лагерей смерти, которые хотят превратить в христианские святые места. И хотя проблемы с концлагерями еще остались, но они могли быть еще хуже, если бы не наше вмешательство. Мы должны продолжать бороться за наших еврейских братьев и сестер, где бы они не находились. Сегодня, как никогда раньше, наш голос должен быть услышан в Европе, где, как и 60 лет назад, создается опасная для евреев обстановка.
Я только что закончил книгу, выпущенную в издательстве Ктав, о фундаментальных принципах еврейского активизма, которыми мы руководствовались в борьбе за советских евреев. В 1988 г. я входил в группу ста американских раввинов, которые провели самую короткую в СССР мирную демонстрацию в защиту советских евреев на Красной площади, продолжавшуюся ровно 18 секунд, прежде, чем мы были арестованы КГБ. Но зато мы сумели поднять наш голос в России в защиту наших еврейских братьев и сестер и он был услышан. Однажды я был арестован вместе с Йосефом Менделевичем в Женеве в 1985 г. Благодаря своей деятельности я в свое время попал в тюрьму.
И хотя мы не боимся идти в пасть ко льву, чтобы донести правду до сведения властей, 99% наших демонстраций проходит без арестов. Я чувствую особую близость и особую любовь к руским евреям. Я вижу их иногда на наших демонстрациях, и это приносит мне неописуемую радость. Мечты, которые казались нам когда-то несбыточными, воплотились в жизнь: столько лет мы боролись за освобождение советских евреев, и теперь, слава Б-гу, они борятся за других евреев.
Источник: Shalom New York
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.