Города — как люди. У каждого — свой характер. Акко ассоциируется не только с древней крепостью, нависшей над изумрудным морем, но и с Давидом Харари, старожилом этого поистине легендарного города.
Сказать о Харари, что он харизматичен, — значит, ничего не сказать. Огонь! Темпераментный, остроумный, энциклопедически развитый, ироничный.
— Не знаю, по каким критериям ты судишь о людях, — сказал мне однажды Давид. — Если по чисто формальным, то я — рафинированный интеллигент: два университетских диплома, научные работы... Но если отбросить формальности, то натура я увлекающаяся и непостоянная. Моя стихия — поиск, движение. Единственная привязанность — Акко, город, в котором прошли мое детство и юность и который не променяю даже на Рио де-Жанейро.
Прохаживаясь со мной по старым кварталам, Давид как-то показал дом, в котором он вырос. Увидев колоритную развалюху, я глазам своим не поверил: «Неужели?»
— А ты, небось, считал, что в 50-е годы мы жили во дворце? — расхохотался Давид. — Увы... Отец и мать, репатрианты из Марокко, отмучились по полной программе: поначалу жили в палаточном городе на юге страны. Работали, где придется, лишь бы детей прокормить. Времена после Войны за Независимость были тяжелые, смутные. Как-то федаюны совершили дерзкий набег на наше поселение и украли у соседей коня. Мы, малые дети, ужасно расстроились, всю ночь проплакали, а наутро отец с матерью сказали: «Довольно с нас приключений». И вскоре перебрались на север, в Акко.
Сегодня Давид живет в типовом доме, построенном уже вне стен Старого города. Рассказывать об Акко он может часами: Харари возглавляет фирму по развитию и реставрации Старого города. Иногда Давид настолько увлекается, что не замечает, как бежит время. Тащит меня на гудящий, как улей, арабский базар («Обрати внимание — недавно мы соорудили над прилавками крышу, так что торговля ведется в любую погоду»).
Движешься вдоль прилавков, вдыхаешь аромат восточных специй, удивляешься циклопическим размерам свежей рыбы (Акко — город потомственных рыбаков) и вместе с Давидом приветствуешь торговцев.
Харари знает всех по именам. Основная масса обитателей Старого города — арабы. В последнее время, впрочем, в живописных крепостных стенах все чаще и чаще звучит ивритская речь: постепенно из центра страны сюда перебирается художническая элита. Живописцы убеждены, что только под небом Акко их посетит капризная муза.
На то имеется веская причина: история Акко столь же драматична, сколь и романтична. Чего стоит один только Туннель Тамплиеров, случайно обнаруженный в 1994 году! А дело было так. В одном из жилых домов забилась канализация. Хозяйка вызвала сантехника, но тот не смог справиться с починкой. Пришлось муниципалитету направить на место аварии бригаду ремонтников. В тот момент, конечно же, никто из работяг и не подозревал, что вскоре на месте банальной аварии их сменят ученые-археологи: в районе «пострадавшего» дома была обнаружена целая система подземных туннелей, ведущих в квартал Тамплиеров!
Во второй половине ХII века члены Ордена Тамплиеров приступили к строительству в юго-западной части Акко своего квартала. Тамплиеры были воинами Храма, они привечали паломников и заботливо ухаживали за больными и немощными, преодолевшими полный опасностей путь, чтобы посетить святые для католиков места.
Поначалу Тамплиеры обитали только в Иерусалиме, на Храмовой горе, но после захвата столицы Саладдином (в ивритской транскрипции — Саллах Ад-Дином) в 1187 году Тамплиеры выбрали новым своим пристанищем Акко.
Здесь, в западной оконечности туннеля, и была построена главная церковь Ордена. До наших дней дошло свидетельство одного из тамплиеров, датированное 1291 годом. Вот что он писал: «Крепость Тамплиеров была самым укрепленным сооружением в городе и значительной своей частью соприкасалась с прибрежной морской полосой. На каждой из башен были установлены позолоченные статуи львов».
Нижняя часть туннеля была выдолблена в скале, а верхняя построена из обтесанных камней, свод — полукруглый. Туннель ведет из крепости Тамплиеров на западе до морского порта на востоке, проходя через Пизанский квартал. Общая протяженность подземного корридора — 350 метров. В древности это уникальное сооружение служило стратегически важным подземным переходом, соединяющим замок с портом.
Компания по развитию и реставрации Старого Акко расчистила туннель и превратила его в музей. Первый этап работ был завершен в 1999 году. Уникальный памятник культуры стал доступным для посетителей — израильтян и иностранных туристов. В настоящее время восстановительные работы продолжаются...
С базара (на календаре февраль, но день выдался теплым, температура воздуха — 21 градус) мы направляемся в только что реконструированную турецкую баню. Помыться здесь, правда, нельзя, зато музей получился роскошный — экспозиция снабжена видео- и аудиозаписями, в том числе и в русском варианте.
— Если тебе захочется, вечером сходим в сауну, попаримся, — говорит Давид. — А пока надень наушники и слушай рассказ гида.
Во времена Османской империи, сообщает невидимый экскурсовод, в Акко обитала целая династия банщиков. Турецкая баня («хамам») была не только местом, где проводился религиозный обряд очищения, но и центром общения. Люди приходили сюда отдохнуть, приятно провести время и развлечься. В бане встречались лекари и цирюльники, аристократы и простолюдины. Завсегдатаи вели неспешные беседы, сплетничали, рассказывали анекдоты и философствовали.
Театр-музей «Хамам Эль-Баша» дарит незабываемые впечатления: ты как будто переносишься на машине времени на несколько веков назад и вместе с героями видеофильма предаешься усладам. Наблюдая за житейскими перипетиями семьи банщиков-«баланов», ты узнаешь историю Акко, превратившегося из маленькой рыбацкой деревушки в крупный морской порт, центральный перекресток культурных и торговых путей.
Представление состоит из разнообразных аудиовизуальных элементов, важнейший из которых — само здание бани. Красивейшие залы, украшенные керамической плиткой и изумительной мозаикой, совершенство которых подчеркивает великолепное освещение.
Представление сопровождается эмоциональным рассказом банщика Хаджа Башира. Слушаешь его голос и не устаешь восхищаться выставленными в залах оригинальными скульптурами. Прошлое оживает, обретает голос, воплощаясь в судьбы крайне колоритных персонажей.
Медленно — в такт со звучащим в наушникам эмоциональным рассказом — прогуливаюсь по залам «хамама». В последнем меня поджидает сюрприз в лице банщика Хаджа Башира. На глазах изумленных посетителей он намыливает тело одного из горожан, хлещет его веником, делает массаж, перемежая сей благородный труд рассказом веселых историй о нравах древнего города.
Среди наиболее выдающихся достопримечательностей — остатки строений времен древней Греции и древнего Рима, величественные здания эпохи крестоносцев и Османской империи. Мечеть Аль-Джезар, просторные постройки монахов ордена Сент Джона, подземный город крестоносцев, Хан Эль-Умдан и, наконец, фантастический Бахайский храм... Сколько религий — столько памятников. Глаза разбегаются, голова идет кругом. Казалось бы, в Акко я бывал неоднократно, но так и не успел посетить все заповедные места этого города-музея, города-реликвии, живущего, впрочем, ярко и радостно.
— А сейчас я приглашаю тебя в казематы, — провозглашает Харари.
Эта крепость олицетворяет драматическую страницу истории суверенного Израиля. Построенная в эпоху Османской империи на фундаменте, заложенном крестоносцами, она служила правителям города дворцом, солдатам — казармой, а также (по совместительству) оружейным складом гарнизона и... тюрьмой!
Кто только не сидел в этой крепости во времена британского мандата! Сотни членов подпольных организаций ЭЦЕЛ и ЛЕХИ, арестованных только за то, что они отстаивали право евреев на создание в Палестине своего национального дома. Политзаключенных содержали вместе с уголовниками, в том числе с арабами. Было «весело»... Помимо осужденных, здесь сидели арестанты, дожидавшиеся начала судебного процесса, а также незаконные иммигранты — евреи, не имевшие сертификата (специального разрешения) на репатриацию. Но, конечно же, зэком номер один считается отец-основатель ревизионистского движения Зеэв Жаботинский. Вместе с пламенным идеологом борьбы за независимость в застенки были брошены 19 его единомышленников, осмелившихся в 1920 году оказать сопротивление арабам, учинившим в Иерусалиме погром. Томились в камерах крепости-тюрьмы и многие члены ХАГАНы, отражавшие нападения арабских банд на еврейские поселения либо задержанные британскими солдатами за незаконное ношение оружия. Англичане обходились с еврейскими подпольщиками жестко, пресекая любые попытки ведения национально-освободительной борьбы.
В тюрьме в Акко содержались 22 бойца, приговоренные к смертной казни, которая впоследствии была заменена пожизненным заключением.
4 мая 1947 года подпольщики ЭЦЕЛ ворвались в крепость и освободили четыре десятка своих товарищей (под шумок бежали также 214 заключенных-арабов). Освободители подложили в южную стену динамит и взорвали ее, а их соратники, томившиеся в застенках, сорвали замки с дверей своих камер с помощью взрывчатки, тайком пронесенной в тюрьму в продуктовых посылках.
В поединке, завязавшемся вне стен тюрьмы между полицейскими, британскими солдатами и бойцами ЭЦЕЛ, погибло три подпольщика и шестеро освобожденных из заключения бойцов. Одиннадцать человек были схвачены, трое из них казнены.
В настоящее время в казематах ведутся работы по реставрации крепости, по завершение которых Музей подпольщиков-заключенных откроется вновь.
...Вечером, едва держась на ногах (усталость дала себя знать), мы с Харари таки закатились в сауну. Но это уже — совсем другая история...
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
28.11.2004 19:33
С огромным интересом прочитал статью о своем родном городе.
С уважением, Леонид.