«Гид-парад» этого номера посвящен евреям — лауреатам Нобелевской премии по литературе.
Поэт, прозаик и новеллист Пауль Иоханн Людвиг фон Хейзе родился в Берлине в семье филолога Карла Людвига Хейзе и еврейки Юлии Хейзе (Заалинг). Именно от своей матери, которую он впоследствии назвал «эмоциональной, необычайно яркой» женщиной, Хейзе позаимствовал богатое воображение, страсть к сочинительству.
Хейзе в первую очередь известен как прозаик. В его больших романах «Дети века», «В раю» и «Мерлин» поднимаются главным образом этические проблемы. Оригинальные стихотворения Хейзе забыты, зато хорошо известны его переводы из итальянских поэтов.
В 1910 году Хейзе присуждается Нобелевская премия «за художественность, идеализм, которые он демонстрировал на протяжении всего своего долгого и продуктивного творческого пути». Во время церемонии награждения член Шведской академии С.Д. Вирсен назвал Хейзе самым интересным поэтом современной Германии, создателем современной психологической новеллы.
Писатель и философ Анри Бергсон с начала 1880-х годов преподавал философию в ряде французских университетов. Его лекции пользовались популярностью, их посещала элита парижского общества. Идея непрерывного творческого импульса Вселенной и книги Бергсона, особенно «Творческая эволюция», принесли ему славу во Франции и за рубежом. В 1914 г. он стал членом Французской академии, а в 1927 году — лауреатом Нобелевской премии.
Бергсон принимал активное участие в политической жизни Франции, был президентом комитета Лиги Наций по интеллектуальному сотрудничеству. В 1940 г., после капитуляции Франции, Бергсон возвратил все свои ордена и награды и, отвергнув предложение французских властей исключить его из эдиктов, направленных против евреев, простоял много часов в очереди (будучи слабым и больным), чтобы зарегистрироваться евреем. Скончался в Париже в 1941 г.
Писатель Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье художника Л.О. Пастернака и пианистки Р.И. Кауфман. В детстве он обучался живописи, затем в 1903-08 гг. всерьез готовился к композиторской карьере, в 1909-13 гг. учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 году провел один семестр в Марбургском университете в Германии.
Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов. С начала 1920-х гг. Пастернак стал одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников. С середины 1930-х гг. одним из главных литературных занятий Пастернака стала переводческая деятельность. Он переводил современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии и сонеты Шекспира, «Фауста» Гете и многие другие произведения.
Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 году появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988 году).
В 1958 году «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. Была развернута кампания травли поэта, он был исключен из Союза писателей, было заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989 году).
Шмуэль-Йосеф Чачкес (настоящее имя Агнона) родился в местечке Бучач в Галиции. Отец его торговал мехами и был последователем хасидского ребе из Черткова. Будущий писатель получил домашнее образование. Писать он начал в восемь лет, в 15 опубликовал свое первое стихотворение на идиш, в течение последующих трех лет — написал и опубликовал 70 произведений на иврите и на идиш. В молодом возрасте он покинул местечко и совершил алию в Эрец-Исраэль. Первый короткий рассказ писателя был опубликован в Палестине под псевдонимом Агнон.
В 1913 году Агнон уехал из Эрец-Исраэль в Германию, где прожил до 1924 года, а затем вновь поселился в Иерусалиме. В 1931 году он опубликовал сборник избранных работ, в который входил рассказ «Покрывало невесты», написанный в жанре народного эпоса. Этот рассказ считается краеугольным камнем современной ивритской литературы.
Величайшим произведением Агнона считается его роман «Вчера и позавчера». В нем писатель описывает атмосферу Палестины в дни Второй алии. Агнон создал это произведение в период Катастрофы, и трагической тональностью этих лет овеяны страницы его книги.
Кроме романов, Агнон каждый год публиковал как минимум шесть коротких рассказов: о местечке, в котором родился, рассказы по мотивам хасидских сказок и еврейских пословиц, поговорок. Сборник рассказов «Дни трепета» — настоящая сокровищница традиций, легенд и комментариев на темы Рош hа-Шана и Йом-Кипура. Последний сборник рассказов Агнона и центральный в его творчестве роман «Песнь» были опубликованы после смерти писателя.
Шмуэль-Йосеф Агнон получил много наград, включая Премию Израиля 1954 и 1958 года. Венчает награды Нобелевская премия 1966 года, впервые присужденная ивритоязычному писателю.
Когда к власти в Германии пришли нацисты, Нелли Закс и ее престарелая мать не смогли покинуть нацистскую Германию. Буквально в последнее мгновение они были спасены от гибели, благодаря вмешательству шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, пустившей в ход все свое влияние, а также содействию шведской королевской семьи. В мае 1940 года Нелли Закс вместе с матерью разрешено было вылететь в Стокгольм. Мать оставалась для Нелли единственным близким человеком еще десять лет, затем умерла и она. Вплоть до своей кончины (12 мая 1970 года) Нелли Закс жила в той же стокгольмской квартире, куда ее забросила судьба, — одинокая, старая женщина в чужом городе, потерявшая друзей, родных, родину...
Но словно взамен всего утраченного неожиданную силу приобрел ее поэтический голос. Неуверенность и необязательные красивости ее прежних литературных опытов сменяет оплаченная страданиями весомость каждого слова и образа, сосредоточенное чувство внутренней правоты. Вопреки известной сентенции: «После Освенцима нельзя писать стихов», для Нелли Закс — именно после Освенцима — нельзя было не писать стихов, стихи были единственной альтернативой неосмысленному страданию, последним средством защиты.
В начале 60-х годов к Нелли Закс пришла, наконец, слава. Ее произведения стали переводиться на различные языки Европы, а длинный ряд литературных премий завершился Нобелевской премией (1966 года, совместно с Ш.-Й. Агноном), врученной Нелли Закс за «выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа».
В 1925 году в варшавском еженедельнике «Литературише блетер» появился первый рассказ Ицхака Зингера (его литературное имя — Башевис-Зингер — получилось добавлением к фамилии имени матери Бат-Шевы). Следующие десять лет он работает в журнале «Глобус», много переводит, пишет статьи, рецензии, заметки, но не публикует ни одного художественного произведения. Лишь в 1933 году в «Глобусе» печатаются отрывки его повести «Сатана в Горае».
Основная тема прозы И. Башевиса-Зингера — ушедший мир польского еврейства: традиции, легенды, чудотворцы... Герои его — в основном люди странные, мистика в его сюжетах переплетается с реализмом, ироничный и насмешливый тон повествования оттеняет трагизм происходящего. И здесь идиш помогает Зингеру: «Язык, который умирает, больше подходит для того, чтобы писать о лапетутниках, о проказливых чертенятах, о злых бесах. И чертям, и привидениям нравится идиш. Насколько я знаю, на идиш они и говорят».
В 1935 году Ицхак переезжает в Америку. Первый его сборник рассказов «Гимпель-дурень» выходит после Катастрофы, а мировая известность пришла к нему после выхода английского перевода романа-эпопеи «Семья Мушкатов». В 1953 г. переводятся на английский и его рассказы. В 1978 году Ицхаку Башевису-Зингеру была присуждена Нобелевская премия.
Э. Канетти родился в 1905 г. в болгарском городе Рущук в сефардской семье. В 1911 году семья переселилась в Манчестер, а в 1916 году — в Цюрих, где Канетти учился до 16 лет в кантональной школе. Помимо языков (ладино — испанско-еврейский диалект, болгарский и английский), освоенных ранее, мальчику пришлось осваивать и немецкий, который со временем стал посредником между ним и его читателем. Потом он овладел еще чешским, венгерским и французским.
В 1929 году Э. Канетти закончил Венский университет со степенью доктора философии. Первый его роман «Ослепление» был начат в 1930 году и через пять лет издан ничтожным тиражом. Другие книги писателя: «Свадьба», «Комедия тщеславия», «Записки 1942-1948 гг.», «Провинция человека. Записки 1942-1972 гг.», «Ухо — свидетель. 50 характеров», «Совесть слова. Эссе», «Спасенный язык. История одной юности», «Факел в ухе. История жизни, 1932-1937». Он автор книги «Второй процесс Кафки» о личной жизни одного из отцов современного романа.
За «литературное творчество, которому свойственны широта взглядов, богатство идей и художественная сила», Канетти была присуждена Нобелевская премия 1981 г.
Иосифу Бродскому принадлежат важные достижения в современной поэзии: философизация лирики, привитие русскому литературному сознанию сходной англоязычной традиции, изменение формальной и содержательной структуры метафоры, новаторские реформы ряда поэтических жанров (элегия, ода) и форм (сонет), формирование своеобразного поэтического языка, основанного на сопряжении различных языковых средств, новая трактовка соотношения ритмического и синтаксического членения поэтического текста. Раннее (до 1964 г.) творчество Бродского восстанавливает на новом уровне некоторые принципы русской поэзии «серебряного века»; поэмы «Шествие» и «Зофья» отличаются оригинальной композицией и исключительной экспрессией. К тому же периоду относится трагическое в своей наивности стихотворение «Еврейское кладбище около Ленинграда» (1958). Бродский — автор пьес «Мрамор» и «Демократия!», книги эссе «Меньше, чем единица», признанной лучшей литературно-критической книгой 1986 года в США.
Надин Гордимер родилась в 1923 году в маленьком поселке неподалеку от Йоханнесбурга. Писать начала в девятилетнем возрасте. Когда ей было 16 лет, выходивший в Йоханнесбурге журнал «Форум» напечатал новеллу «Завтра приходи снова».
Первый сборник рассказов Н. Гордимер «Лицом к лицу» увидел свет в 1949 г., а в 1953 г. вышел ее первый роман «Лживые дни». Творчество Гордимер отразило всю сложность общественно-политических обстоятельств, характерных для Юга Африки. Ряд произведений Н. Гордимер, выходивших в последующие годы, подвергался цензуре властей ЮАР.
Мировой резонанс имел роман «Народ Джулая». В центре сказания — семья архитектора Смайзла, бежавшая из Йоханнесбурга в деревню и живущая у собственного слуги. Глубоко психологически Гордимер показывает отношения между жителями села и семьей белых, анализирует социальную и культурную бездну между ними.
Как-то Н. Гордимер заметила, что все ее произведения как бы составляют единую книгу, в них она верна своей постоянной теме — осужению расизма, эгоизма и разобщенности между людьми, бездуховности и нетерпимости.
В 1991 г. Надин Гордимер была присуждена Нобелевская премия «за литературное творчество».
14-летним мальчиком Имре Кертеш стал одним из сотен тысяч евреев, депортированных в конце войны из Венгрии гитлеровцами и их местными приспешниками в лагеря смерти. Память о тех страшных временах стала определяющей в творчестве писателя. Каждая его строка вновь и вновь возвращает его читателя к ужасающим картинам лагерных бараков, крематориев, штабелям трупов. Но и в этом адском пекле, утверждает нобелевский лауреат, люди сохраняли человеческие черты — любили и ненавидели, радовались и даже смеялись. А главное — думали и рассуждали...
Весть о высшей литературной награде застала Имре Кертеша в Германии, где он находится, получив стипендию от одного из литературных фондов. Сейчас писатель работает над романом, в котором прослеживает судьбу второго поколения — детей выживших мучеников Холокоста.
10 декабря 2002 г. Имре Кертеш принял из рук шведского короля почетный диплом нобелевского лауреата и полагающуюся денежную награду. Премию 73-летний Кертеш намерен использовать, чтобы создать себе более благоприятные условия для творчества.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
01.10.2003 23:28
Уважаемый автор статьи!
В Ваш материал об Агноне вкралось немало ошибок. А откуда Вы брали сведения, если можно задать такой вопрос? Из каких-либо печатных изданий, интернета, или устных сообщений? хочется понять, откуда такие ошибки начинают гулять.
С уважением,
Алла
02.10.2003 18:22
Уважаемая Алла,
конкретизируйте, пожалуйста, в чем именно, по Вашему мнению, мы ошиблись.
Между прочим, специально просмотрел статью "Агнон" в Краткой еврейской энциклопедии и не увидел там особых расхождений с фактами, приведенными в журнале. А на какие источники опираетесь Вы?
08.02.2004 19:22
Ребятки, Вы Сола Белоу забыли!
Саша Зарудь.
09.02.2004 17:28
Ребятки, Вы Сола Белоу забыли!
Мы не забыли. Просто, как печатное издание, в отличие от виртуального пространства, журнал имеет ограниченные размеры. Кроме того, гид-парад и не претендует на полноту - это не энциклопедия.
А за доброжелательность - спасибо.
10.02.2004 08:33
А я честно говоря и не понял, что это текстовая версия печатного журнала :-)).
В любом случае, чтоб восполнить пробел:
- американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1976 года, один из наиболее значительных прозаиков второй половины XX в. Родился в канадской провинции Квебек, куда незадолго до того эмигрировали его родители из Санкт-Петербурга. По образованию антрополог. Принимал участие во второй мировой войне. Дебютировал повестью "Человек между небом и землей" (1944), сразу же принесшей ему известность. За ней последовал роман "Жертва" (1945) и повесть "Лови момент" (1956). Особое признание имел его "пикарескный" роман "Приключения Оджи Марча" (1953), а также роман "Хендерсон, король дождя" (1959) - своеобразные современные притчи, в центре которых - человек, вступивший в противоречие с обществом и пытающийся во что бы то ни стало сохранить свое "Я", свою личность и духовную свободу. Трагедии интеллигента, не находящего себе места в чуждом ему мире, посвящен самый знаменитый роман Беллоу "Герцог" (1964). Этим книгам присущи "антинигилистская" направленность, вера в незыблемость духовных ценностей и общечеловеческих традиций. В романе "Дар Гумбольдта" (1975), изображая урбанистическую Америку на протяжении почти полувека (от 1920-х до 1970-х), Беллоу проявляет несвойственный ему ранее скептицизм, всепроникающую иронию. Также автор нескольких пьес, лучшей из которых является комедия "Последний сеанс"
12.02.2004 08:19
А я честно говоря и не понял, что это текстовая версия
печатного журнала :-)).
В любом случае, чтоб восполнить пробел:
- американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1976
года, один из наиболее значительных прозаиков второй
половины XX в. Родился в канадской провинции Квебек, куда
незадолго до того эмигрировали его родители из
Санкт-Петербурга. По образованию антрополог. Принимал
участие во второй мировой войне. Дебютировал повестью
"Человек между небом и землей" (1944), сразу же
принесшей ему известность. За ней последовал роман
"Жертва" (1945) и повесть "Лови момент"
(1956). Особое признание имел его "пикарескный"
роман "Приключения Оджи Марча" (1953), а также
роман "Хендерсон, король дождя" (1959) -
своеобразные современные притчи, в центре которых -
человек, вступивший в противоречие с обществом и пытающийся
во что бы то ни стало сохранить свое "Я", свою
личность и духовную свободу. Трагедии интеллигента, не
находящего себе места в чуждом ему мире, посвящен самый
знаменитый роман Беллоу "Герцог" (1964). Этим
книгам присущи "антинигилистская" направленность,
вера в незыблемость духовных ценностей и общечеловеческих
традиций. В романе "Дар Гумбольдта" (1975),
изображая урбанистическую Америку на протяжении почти
полувека (от 1920-х до 1970-х), Беллоу проявляет
несвойственный ему ранее скептицизм, всепроникающую иронию.
Также автор нескольких пьес, лучшей из которых является
комедия "Последний сеанс"
Спасибо. А вообще это хорошая идея - дополнять то, что не поместилось в наш журнал.
12.02.2004 22:17
А вообще это хорошая идея - дополнять то, что не
поместилось в наш журнал.
Было бы неплохо, если бы на сайт помещали полные версии статей. Понятно, что в журнале из-за нехватки места приходится «резать по живому», но в электронной версии можно ведь без этого обойтись. Электронная версия ведь не обязана в точности совпадать с бумажным журналом, на то она и «версия».