В 19-20 вв. еврейские таланты выдвинулись практически во всех существенных сферах жизни Германии. Литераторы Г. Гейне и Л. Берне (Лейб Барух); А. Цвейг и Л. Фейхтвангер... Композиторы Дж. Мейербер, Ф. Мендельсон, Г. Малер, Ж. Оффенбах, А. Шенберг (о нем см. «Мигдаль Times», №11-12, 2003). Философы Г. Коген, Э. Гуссерль, Г. Зиммель; физики Герц и Эйнштейн; математики Якоби, Л. Кронекер, Г. Минковский; бактериолог П. Эрлих... Много ли тех, кто никогда не слышал о З. Фрейде? А художники, политики, финансисты!.. Эти имена известны не только в Европе.
Первый еврейский просветитель
История предназначила Моше Мендельсону (Мозес бен Мендель Хейман, 1729-1786) из гетто в Дессау разрушить ряд стереотипов по отношению к евреям, вернуть в еврейскую школу светское образование, стать выдающимся защитником иудаизма и оказать большое влияние на развитие философской мысли и гуманистических традиций 18 в.
В 14 лет Моше последовал за своим учителем-раввином в Берлин, где усиленно занимался науками. В 1763 г. Мендельсон получил награду за лучшую разработку философской темы на конкурсе Прусской академии наук, «обойдя» многих известных ученых. Его последующие работы впечатляли ясностью мысли и формы, критиче-
ские обзоры выдвинули его в число ведущих немецких стилистов, а статьи об искусстве заложили основы современной эстетической критики.
Философские штудии Мендельсона принесли ему славу «немецкого Сократа». Но, несмотря на европейскую известность, Мендельсон мог находиться в Берлине только потому, что за него поручился один из Schutzjude (еврей, получивший покровительство местного властителя). Только в 1763 г. Мендельсон сам получил такой статус.
Он стал, что называется, «салонным евреем». Его «возвратил» к иудаизму своего рода вызов — открытое письмо швейцарского теолога И. Лафатера. Тот предложил Мендельсону опровергнуть христианство или же — принять его, оставив иудаизм.
Философ оказался в трудной ситуации. Опровергать официальную религию — даже в ученой дискуссии — было опасно. Но Мендельсон не желал отказываться от своего иудейства. Он с честью вышел из положения: в очень вежливых, ироничных письмах, не сдавая своих позиций, он мягко обошел острые углы, с присущими ему мудростью и терпимостью.
Эта история оказалась поворотным пунктом в судьбе ученого. Он заново открыл иудаизм и понял, что обязан посвятить себя целиком проблемам европейского еврейства. Он стал восполнять свои пробелы в знании Торы и иврита. Используя свои связи, Мендельсон всячески помогал немецким и иностранным евреям, в том числе и в вопросах эмансипации. Философ ясно видел сложность ситуации: оставаться евреям в гетто — или же выйти оттуда неподготовленными к Просвещению, быть поглощенными христианским большинством. Его задачей стало дать евреям орудие для автоэмансипации и выработать новые ценности. Орудием освобождения евреев Мендельсон считал немецкий язык, язык светских и научных книг. Он осуществил немецкий перевод Пятикнижия, сохранив для написания ивритские буквы.
Предположения Мендельсона оправдались. Еврейская молодежь, знакомясь с западной наукой, математикой, литературой, стала покидать гетто, — но она отнюдь не на пустом месте строила новое. В своих работах Мендельсон заложил основы будущего реформированного иудаизма, призванного объединить эмансипированных евреев. Он переформулировал «Общественный договор» Руссо применительно к евреям, при этом сохранив место для Б-га. Он настаивал на свободном выборе религиозных убеждений, на разграничении государства и религии. Мендельсон не ассимилировался сам и не призывал к этому. Он остался евреем, но — открытым современному миру.
Моше Мендельсон умер вскоре после публикации своего труда «Утренние часы или лекции о существовании Б-га», который называют его философским завещанием.
От «сущности» к «существованию»
Лео Бек (1873-1956) получил степень доктора философии в Берлинском университете (он был учеником марбургского философа Г. Когена) и звание раввина в Высшей школе по исследованию иудаизма. Первая его значительная работа — «Сущность иудаизма», где иудаизм предстает как динамичное, развивающееся учение, воспринимающее непрерывное Откровение; как ответ человека на Б-жественный императив «ты должен!», который раскрывается в толковании Торы и в собственном опыте.
Бек служил раввином (1912-1943 гг.), активно сотрудничал с Союзом германских раввинов и руководил общиной B.nai B.rith. Когда Гитлер пришел к власти, Бек как руководитель Всеобщего представительства евреев Германии отстаивал их права, помогал найти убежище в Палестине и других странах. Он отклонил все предложения об отъезде за границу, заявляя, что останется в Берлине до последнего миньяна, и после того, как отвез группу детей в Лондон, возвратился в Германию — в августе 1939 г.
(В Лондоне его избрали президентом Совета немецких евреев и председателем Всемирного союза за прогрессивный иудаизм.)
В 1943 г. Бек был арестован и отправлен в концлагерь Терезиенштадт, где читал лекции и написал часть книги «Этот народ». Он отказался занять там какую-либо должность, видя свою миссию в работе духовного наставника, раввина и учителя. В 1945 г., во время освобождения, Бек не допустил самосуда над охранниками со стороны заключенных.
После войны Бек стал широко известен как ученый, крупный исследователь Библии и знаток раввинистических текстов. Он противопоставлял «классическую», рациональную еврейскую веру «романтическому», основанному на чувстве христианству. Ему довелось преподавать историю религии в еврейском университете в Цинциннати, затем в Лондоне и Иерусалиме. В 1954 г. он основал институты по изучению истории евреев Германии в Нью-Йорке и Лондоне; они существуют и поныне и названы его именем.
«У меня нет учения, но я веду беседу»
Этого еврейского мыслителя (1878-1965) израильский ученый Иешаягу Лейбовиц ругал как «еврейского теолога для неевреев» и «дамского философа», однако многие почитают его как «философа встречи» и называют ключевой фигурой философии 20 в. Его немецкий перевод Торы считается неоспоримым и великолепным трудом, чего даже ярые критики не могут не признать. Над ним Мартин Бубер работал десятилетия — сначала совместно с другим еврейским философом, Ф. Розенцвейгом.
Основным принципом его работы было — показать «изначально устную природу Писания», предназначенного в первую очередь не для читателя, но для слушателя, потому что писание образуется только в процессе долгой устной традиции. Ему удалось через выбор слов, структуру и ритм передать впечатление от оригинального древнееврейского текста. Тесно связанный с еврейской культурой, он смог воспроизвести на немецком словесные лейтмотивы: отдельные слова, в одном и том же звучании, проходят через фразы и главы. Этот язык удивителен — и заставляет прислушаться.
Умение слушать и вести диалог было также исходным пунктом философских работ Бубера. «Всякая подлинная жизнь — есть встреча». Это изречение он развернул в наиболее известном труде (1925 г.) — «Я и Ты». Из отношения «Я — Ты», которое в противоположность отношению «Я — Оно» признает собеседника равным, Бубер выводит обозначение Б-га, как «вечное Ты». Философ так определил однажды собственное мышление: «Я беру того, кто меня слушает, за руку и веду к окну. Я распахиваю окно и показываю. У меня нет учения, но я веду беседу».
Идеи философа испытали влияние хасидизма. Он верил, что этот пример способен спасти европейский разум от тоски и пошлости светского существования. Замечательный стилист, Бубер ввел в германскую литературу хасидские притчи и сказания. Прозвучав по-немецки, эта своеобразная философская проза была переведена на многие языки и вошла в мировую литературу.
Кроме увлеченности сионизмом и издания различных еврейских журналов, Бубер руководил вместе с Розенцвейгом Еврейским учебным домом во Франкфурте. До 1933 г. он возглавлял кафедру еврейской философии и религии во Франкфуртском университете. После того как Буберу было запрещено писать и выступать публично, он эмигрировал в Швейцарию, а в 1938 г. — в Палестину. После войны он помогал налаживать контакты между Израилем и Германией, был награжден в ФРГ множеством премий. Жизнь его завершилась в Иерусалиме.
В скобках: Карл Маркс
Тему выкрестов мы должны затронуть хотя бы потому, что такой факт существует, и фигуры бывали весьма заметные.
Предки основателя марксизма по обеим линиям были известными раввинами. Нужда заставила отца Карла (Мордехая) Маркса принять христианство, а вслед за ним крестилась и семья.
В научном труде «К еврейскому вопросу» 22-летний Маркс писал: «Какова мирская основа еврейства? Практическая потребность, своекорыстие. Каков мирской культ еврея? Торгашество. Каков его мирской бог? Деньги... мы обнаруживаем в еврействе проявление общего антисоциального элемента... Эмансипация евреев в ее конечном счете есть эмансипация человечества от еврейства».
Вождь мирового пролетариата не мог не знать, что «...имеются тысячи и многие тысячи еврейских пролетариев, и именно эти еврейские рабочие подвергаются наиболее жестокой эксплуатации и влачат самое нищенское существование» (Ф. Энгельс, «Об антисемитизме»). По поводу взглядов Маркса на еврейство бывший его поклонник, ученый и публицист С.Н. Булгаков, сказал: «Сын поднял руку на мать, ... духовно отрекся от своего народа».
В журнале «Алеф» (№№462, 463, 1993 г.) профессор С. Гуревич утверждает, что Маркс не был антисемитом. «Серьезные причины разрыва Маркса с еврейством были связаны с его включением в общественную жизнь ... Он стремился доказать себе и другим, что он является истинным немцем... Вряд ли был знаком с жизнью евреев... Но никогда не забывал о своем еврействе — слишком часто ему об этом напоминали. От еврейства шла его проповедь людского братства — путь в форме призыва к пролетарскому интернационализму... Многие... входившие в круг его друзей, — также были евреями».
Помнится, друзья-евреи были у всех антисемитов: Шульгина, Проханова, Шафаревича... Был или не был Маркс антисемитом, — не так важно. А вот вред, который принесли евреям и неевреям его высказывания и взгляды, — хорошо известен...
«Я разбиваю барьеры»
Заметный след не только в немецкой, но во и всемирной истории оставила семья Ратенау, в частности, Вальтер Ратенау (1867-1922) — крупный промышленник, политик, мыслитель.
Он родился в Берлине (его отец Эмиль был известным инженером и предпринимателем). Электроинженер по образованию, Ратенау в 1899 г. становится членом правления компании AEG (а с 1915 г. ее президентом), в 1902-1907 гг. — владельцем берлинской торговой компании, членом правления более 100 других предприятий.
Ратенау был в технической области одним из крупнейших специалистов Германии. С не меньшим рвением он отдавал себя литературе, науке, публицистике. Его статьи и книги, научно-технические и другие работы нашли необычайно большой круг читателей. Интересно и его эпистолярное наследие.
С началом первой мировой войны Ратенау возглавляет Отдел сырьевых ресурсов в прусском военном министерстве и становится одной из первых политических фигур Германии. Он принимает и осуществляет ответственные решения как внутри страны, так и на международном уровне. В 1919 г. Ратенау участвует в качестве эксперта в мирной конференции. В 1920 г. он — член Комиссии по национализации, в 1921 — руководитель мини-стерства восстановления разрушенного хозяйства. Как министр иностранных дел (с 1 февраля 1922 г.) Ратенау участвовал в знаменитой генуэзской конференции, в ходе которой заключил с Россией Рапалльский Договор.
Вальтер Ратенау, служа Германии, никогда не забывал, что он еврей. Он писал: «В детских годах каждого немецкого еврея есть болезненный момент, который он помнит потом всю жизнь: когда он в первый раз осознает, что он вступает в мир как гражданин второго сорта и никакая его деятельность, никакие заслуги положения не изменят». В статье «Слушай, Израиль!» (1897 г.) Ратенау предупреждал: «евреи не должны выделяться», хотя сам был таким «выделяющимся евреем». Но выход в крещении был для него неприемлем. «С помощью смены веры мог бы я устранить дискриминацию в отношении меня, но этим я бы только потворствовал правящим классам в их беззаконии...» Прусскую политику в отношении евреев он называл тягчайшим оскорблением целой группы населения. В его письме 1918 г. сказано: «...Я высоко чту историю и честь моего рода и имени и не признаю никакого ранжирования по крови. Для меня Дух и Душа свободны...»
Как-то Ратенау спросили: как он считает — имеет ли он право представлять немецкую политику как министр иностранных дел? С интонацией, заметим, вполне еврейской, — он ответил: «Почему нет? Я вполне подхожу для руководства моим министерством. Я выполняю долг перед немецким народом, которому я отдаю все мои силы и способности. И вообще, что вы хотите? Почему я не могу повторить то, что делал Дизраэли?» Позднее Ратенау сказал: «Я разбиваю барьеры, которыми антисемиты нас хотят изолировать».
Поражение в войне, инфляция, безработица и нищета вызвали взрыв антисемитских настроений. В 1922 г. на стенах домов появлялись и такие надписи: «Убейте Вальтера Ратенау — богом проклятую еврейскую свинью». 24 июня 1922 г. выдающийся политик был убит тремя офицерами правоэкстремистской организации «Консул». Его личная трагедия стала прологом Катастрофы.
У этой истории есть заслуживающий внимания постскриптум.
Двое из троих убийц были сразу задержаны, третий — Вернер Техов — сумел скрыться. Его мать получила письмо от матери Ратенау (судя по всему, женщины незаурядной), в котором были такие строки: «С несказанной болью протягиваю Вам, беднейшей из всех женщин, руку. Скажите своему сыну, что я во имя и в память убитого прощаю его, как Б-г его простить может, если он перед земным судом полностью и открыто признает свою вину и перед Б-гом покается. Если бы он знал моего сына, этого благороднейшего человека, то он скорее бы свое оружие направил против себя, чем против него. Может, эти слова принесут покой его душе».
Впоследствии Техов оказался в Иностранном легионе и стал ключевой фигурой в борьбе за спасение преследуемых евреев во Франции. Сообщают, что он помог более чем 700 беженцам. Причиной преображения было это письмо. Техов говорил: «Оно открыло мне новый мир».
О Вальтере Ратенау написаны десятки книг: его многогранная, сложная натура до сих пор вызывает споры исследователей.
Структура бесконечности
Семья Георга Кантора (1845-1918) переехала из России в Германию, когда он еще был ребенком. Именно там он начал изучать математику. Защитив в 1868 г. диссертацию по теории чисел, он получил степень доктора в Берлинском университете. В 27 лет Кантор опубликовал статью, содержавшую общее решение очень сложной математической проблемы — и идеи, выросшие впоследствии в его знаменитую теорию — теорию множеств. В 1878 г. он ввел и сформулировал значительный ряд новых понятий, дал определение множества и первое определение континуума, развил принципы сравнивания множеств. Систематическое изложение принципов своего учения о бесконечности он дал в 1879-1884 гг.
Настойчивое стремление Кантора рассмотреть бесконечность как нечто актуально данное было для того времени большой новостью. Кантор мыслил свою теорию как совершенно новое исчисление бесконечного, «трансфинитную» (то есть «сверхконечную») математику. По его идее, создание такого исчисления должно было произвести переворот не только в математике, но и в метафизике и теологии, которые интересовали Кантора едва ли не больше, чем собственно научные исследования. Он был единственным математиком и философом, который считал, что актуальная бесконечность не только существует, но и в полном смысле постижима человеком, и постижение это будет поднимать математиков, а вслед за ними и теологов, все выше — и ближе к Б-гу. Этой задаче он посвятил жизнь. Ученый твердо верил, что он избран Б-гом, чтобы совершить великий переворот в науке, и эта его вера поддерживалась мистическими видениями.
Титаническая попытка Георга Кантора, впрочем, закончилась странно: в теории были обнаружены трудно преодолимые парадоксы, ставящие под сомнение и значение любимой идеи Кантора — «лестницы алефов», последовательного ряда трансфинитных чисел. (Эти числа широко известны в принятом им обозначении: в виде буквы алеф — первой буквы еврейского алфавита.)
Неожиданность и своеобразие его точки зрения, несмотря на все преимущества подхода, обусловили резкое неприятие его работ большей частью ученых. Десятилетиями он вел упорную борьбу почти со всеми современниками-философами и математиками, отрицавшими законность построения математики на фундаменте актуально-бесконечного. Некоторые приняли это как вызов, поскольку Кантор предполагал существование множеств или последовательностей чисел, имеющих бесконечно много элементов. Знаменитый математик Пуанкаре назвал теорию трансфинитных чисел «болезнью», от которой математика должна когда-нибудь излечиться. Л. Кронекер — учитель Кантора и один из самых авторитетных математиков Германии — даже нападал на Кантора, называя его «шарлатаном», «ренегатом» и «растлителем молодежи»! Только к 1890 г., когда были получены приложения теории множеств к анализу и геометрии, теория Кантора получила признание в качестве самостоятельного раздела математики.
Важно отметить, что Кантор способствовал созданию профессионального объединения — Немецкого математического общества, которое содействовало развитию математики в Германии. Он считал, что его научная карьера пострадала от предубежденного отношения к его трудам, и надеялся, что независимая организация позволит молодым математикам самостоятельно судить о новых идеях и заняться их разработкой. Он же был инициатором созыва первого Международного математического конгресса в Цюрихе.
Кантор тяжело переживал противоречия своей теории и сложности с ее принятием. С 1884 г. он страдал глубокой депрессией и через несколько лет отошел от научной деятельности. Умер Кантор от сердечной недостаточности в психиатрической лечебнице в Галле.
Кантор доказал существование иерархии бесконечностей, каждая из которых «больше» предшествующей. Его теория трансфинитных множеств, пережив годы сомнений и нападок, в конце концов, выросла в грандиозную революционизирующую силу в математике 20 в. и стала ее краеугольным камнем.
Театр, игра, жизнь
Макс Рейнгардт (1873-1943) — крупнейший немецкий театральный и кинорежиссер, несравненный новатор в области театра. Его творчество характеризуется поисками яркой театральности, зрелищности.
С 1905 по 1933 гг. он руководил берлинским «Дойче театр». Ему удалось преодолеть господствовавшую на немецкой сцене репертуарную и художественную ограниченность натуралистического театра. В 1910-1920-е гг. он осуществил ряд экспериментальных постановок классических пьес, новаторски используя музыку, танец, живопись, свет, и внес новые принципы в разработку массовых сцен. Рейнгардт бросал вызов ханжеской морали и ограниченности — официальной философии кайзеровской Германии. Его учениками и соратниками были многие прославившиеся впоследствии актеры и режиссеры немецкого кино.
Рейнгардт постоянно возвращался к Шекспиру, много лет работал над постановками «Сна в летнюю ночь». Необыкновенны его спектакли «Укрощение строптивой» и «Венецианский купец». Но особенно значительны были постановки «Короля Лира» и «Гамлета». Шекспировские трагедии получают у Рейнгардта философскую масштабность и символизм.
В 1933 г. Рейнгардт эмигрировал в Австрию, а затем в США. Поставил ряд фильмов (в том числе тот же «Сон в летнюю ночь»), однако не сумел в них преодолеть театральной традиции.
Творчество Рейнгардта не укладывается в рамки точных стилевых определений. Театр для него — и отражение жизни, и игра. «Для него, — писал Г. Манн, — сцена не только означала мир — она была им».
«Неудобный человек»
Фридрих Горенштейн (1932-2002) — один из известнейших писателей 70-90-х гг. При этом он никогда не был популярным, да к тому же старался держаться в стороне от «литературной жизни». В советские годы Горенштейна практически не печатали. Долгое время творчество этого трагического писателя у нас знали больше по сатирическим рассказам. Тем не менее, Горенштейн повлиял на умы целого поколения.
Почти 20 лет он писал сценарии — в том числе к таким шедеврам, как «Солярис» Тарковского, «Раба любви» Михалкова, «Седьмая пуля» Хамраева. Они отразили характерное для его прозы сплетение случайностей и катастрофичность бытия. В промежутках — писал «в стол». В 1967 г. появилась повесть «Искупление», в 1975 — роман «Псалом». Публикация повести «Ступени» окончательно лишила Горенштейна надежд на литературное будущее в СССР, и с 1979 г. он жил в Германии. Интересно, что в его доме никогда не было ни компьютера, ни пишущей машинки, хотя почерк оставлял желать лучшего...
Отец Фридриха в 1935 г. был арестован и погиб в лагерях. Мать с ребенком несколько лет скрывалась в провинции, а потом, спасая сына уже от немцев, замерзла в теплушке. С 9 лет Горенштейн жил в детдоме. Окончил Горный институт, затем учился в Москве на Высших сценарных курсах. Написал сценарии 17 фильмов (из них поставлены 5), много рассказов, — в СССР был опубликован один, но сделавший ему имя, — «Дом с башенкой». В 1991-1992-м гг. в России вышел его трехтомник и роман «Чук-чук». А пьеса «Бердичев» масштабностью похожа на роман — панорама жизни одного двора с 1945-го по 1975-й. Русские, украинцы, евреи — и центральный персонаж, Рахиль Кавцан... Пьеса запечатлела особую речь — русский язык советских евреев, выходцев из местечек. Так уже давно не говорят. Горенштейн был мастером подробностей. Его печатали в нью-йоркском издательстве «Слово». Переводили на несколько языков. В одном из интервью писатель назвал свое творчество местью — тоталитарной системе. А еще — местью возлюбленному русской классикой «маленькому человеку», в злобе и ослеплении творившему в 20 в. чудовищные злодеяния. Творчество Горенштейна — упрямый спор с русской классикой.
«Интеллигенция любит находиться в положении человека, стоящего на табуретке с петлей на шее... Эта футлярность, о которой писал Чехов, — она и сейчас есть. Приходят разные люди — а говорят одно и то же... Все мыслят хором», — сказал как-то писатель.
Горенштейн умер в Берлине, незадолго до этого завершив большой роман «Веревочная книга» — попытку «понять историю через художественную литературу, созданную предшественниками».
Многим Фридрих Горенштейн казался человеком колючим и неудобным. Наверное, это так, — он был нетерпим к публично звучащей глупости. Но однажды, во время интервью, он «был особенно неприветлив». Оказалось, у писателя недавно умер кот...
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
01.07.2005 19:15
Wow, ja potrasjon! Zhalko tolko chto o Heinriche Heine vy ne napisali.
02.07.2005 17:39
Talantlivo. Budet li prodolzhenie?
11.07.2005 11:10
Wow, ja potrasjon! Zhalko tolko chto o Heinriche Heine vy ne
napisali.
О Гейне в этом же номере отдельная статья.
11.07.2005 11:11
Talantlivo. Budet li prodolzhenie?
А о ком бы Вам хотелось прочитать?