БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №71 > Времена еврейской диаспоры
В номере №71

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-2
Интересно, хорошо написано

Времена еврейской диаспоры
Анна МИСЮК

Когда появляется музей? И зачем? Наверное, только тогда, когда хочется остановить, сохранить уходящую или ушедшую реальность. Музей — это такая «машина времени»: оставив за спиной сиюминутность и неуемно меняющуюся повседневность, к постоянно преследующему тебя и съедающему своим бегом времени повернулся спиной и нырнул в дверь, за которой — не время, а времена, застывшие и готовые к осмотру.

Еврейские музеи — из новейших в мировой музейной семье. Почему это так? Если сказанное выше справедливо, то ясно, что еврейской культуре, свершавшей свой тысячелетний бег, было не до остановок, и единство судьбы сопровождало народ по разным странам и континентам.

Ситуация меняется в ХХ веке. Об этом можно поговорить отдельно и даже длинно. Но мы возьмем одну точку в самой середине ХХ столетия — создание государства Израиль.

ИзменитьУбрать
(0)

С этого момента, с тех дней, когда Израиль вступает в актуальный исторический процесс, становится необратимым уход в исторические времена эпохи Галута — изгнания. Понятно, что для религиозных людей Галут по-настоящему прервется лишь с приходом Машиаха, но для большинства еврейского люда создание Израиля — это исполнение вековечной мечты о возвращении из диаспоры домой. Даже в иврите нашлись в те времена для диаспоры другие слова, слова без той горечи, того драматического отчаянного смысла, который заключен в самом слове «галут».

Кроме того, во-первых, прервалась идишистская культурная традиция Европы, уничтоженная Катастрофой, а во-вторых, в Эрец-Исраэль устремились древние общины Магриба, и с карты еврейской диаспоры оказались стерты целые ареалы многовекового еврейского присутствия.

Пришла пора Музея — музея, способного сохранять и представлять для потомков богатое культурное наследие евреев диаспоры. Так его и назвали: Музей еврейской диаспоры (или диаспор), и открылся он в год тридцатилетия Государства Израиль. Домом ему стало большое здание напротив главного входа на территорию Тель-Авивского университета. Впрочем, главным этот вход, может быть, потому и стал считаться, что перед ним возвысилось здание Музея.

ИзменитьУбрать
(0)

Специально построенное здание — грандиозного размера и не имеет окон. Так что задача организации пространства, отграниченного от времени, решена радикально. Возникает вопрос: а чем создатели музея собирались и заполнили это пространство?

Рассмотрим вначале, какая перед ними стояла задача. Задача эта казалась неохватной: рассказать о десятках, нет, — сотнях общин. Об их двухтысячелетней истории. Различной и одновременно в чем-то всеобщей. Представить их материальный облик — и продемонстрировать, что все это радужное многоцветье сохранялось в духовном самосознании как целостный народ, объединенный общей верой и судьбой.

Создатели музея, во всяком случае, не пошли по пути обустройства чего-то вроде коммунальной квартиры, где много-много комнаток, и в каждой — то Буковина, то Варшава, то Касабланка, то Салоники и т.д., вплоть до Брайтон-Бич и Биробиджана. И каждая комнатка набита предметами, датами и именами...

Нет, по этому пути создатели музея, к счастью, не пошли, хотя — кто знает: может, и был соблазн...
Музей создан как единый Дом, в котором каждый посетитель прокладывает свой путь. Там нет глухих перегородок, и открытое пространство делает доступными для посетителя сразу несколько тем, регионов, исторических периодов. Ты можешь выбрать направление и встретить на своем пути то одну, то другую страницу из Книги истории еврейской диаспоры.

Пологий подъем с этажа на этаж закручивается спиралью вокруг огромной композиции, состоящей из огней и металла. «Колкое» плетение металлической колонны вызывает ассоциации с решетками средневековых застенков и колючей проволокой концлагерей новейшего времени. В переплетах мрачной клетки сияют сотни тысяч огоньков — память о тех, кто был замучен в разные времена и в разных странах лишь за то, что они были евреями...

Образ этой композиции не покидает тебя на всем протяжении пути: к ней возвращаешься от модели грандиозной Триумфальной арки Тита в натуральную величину, или от макетов горделивых синагог Европы, от древних камней, добытых при раскопках в Египте и Сирии, от тихих уголков разделов «Семья» и «Школа».

Если личные интересы привели тебя в зал, где в твоих наушниках может зазвучать одна из многого множества собранных в музее еврейских мелодий, или к компьютерам, в которых из огромной базы данных ты можешь выбрать информацию о происхождении и истории твоего имени и фамилии, — потом ты вновь и вновь возвращаешься к этой колонне...
Итак, Музей еврейской диаспоры при Тель-Авивском университете — это, прежде всего, музей образов, музей, в пространстве которого переливаются времена и страны, объединенные одной темой — еврейской диаспоры.

ИзменитьУбрать
(0)

Второе: музей — это еще и учебный центр, поэтому он масштабно оборудован технически. Любознательный посетитель может посмотреть фильм, послушать музыку, раскрыть для себя тему в деталях.

Для примера: вы можете взять наушники, включить маленький экран и увидеть, как создавалась роспись легендарной Луцкой синагоги. Кисть скользит по экрану, и вы видите, как слой за слоем возникает изумительная фреска; слышите в то же время мелодию старинного нигуна; а потом — среди сияния цветов и пения птиц исчезает роспись в огне гайдамацкой войны, и песня обрывается в пламени и звуках разрушений.

Таких «экспонатов», которые откроются только для вас, в музее много. К «своей» экспозиции приходят многократно, с каждым посещением открывая для себя что-то новое из богатого мира прошлого, куда доставляет эта «машина времени».

ИзменитьУбрать
Каталог выставки
«Дань уважения Одессе»
(0)

И, наконец, третье: первый этаж музея отведен под постоянно сменяющиеся тематические выставки, на которых можно увидеть то сионистские плакаты разных стран и на разных языках, то историю «а идише гаучо» и «ранчейрос» в Аргентине, то фотовыставку, где представлена жизнь евреев в Марокко 1930-40-х гг., — а пять лет назад Музей диаспоры пригласил в гости Одессу.
В пяти выставочных залах были представлены и фотографии Одессы сегодняшней, и картины художника Е. Ладыженского из серии «Одесское детство», и материалы о культурной и издательской деятельности «одесских мудрецов», круга, в который входили С. Дубнов, М. Мойхер-Сфорим, Х.-Н. Бялик, Ахад hа-Ам, И. Равницкий, М. Усышкин и, конечно, В. Жаботинский...

Материалы для выставки предоставили все музеи и библиотеки Израиля. В экспозиции можно было увидеть редчайшие книги, выпущенные в свет одесским издательством «Мория» в 1903-1919 гг., документы, фотографии, рукописи. На конференции, которая носила то же название, что и выставка — «Дань уважения Одессе», — немало говорилось маститыми профессорами о том, что благодаря этой выставке прояснилась окончательно та выдающаяся роль, которую сыграл одесский круг, одесская община в деле создания основ израильской системы образования и культурных институций.

Знать историю — это значит больше знать о себе, лучше понимать мир, в котором ты живешь, и... помнить, что когда-нибудь и для того, чтобы попасть в наши дни, потребуется «машина времени».


Вы не можете удалить эту картинку
Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №71 > Времена еврейской диаспоры
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-10-31 10:58:25
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"