Не могу сказать, что кризис как-то негативно сказывается на количестве гостей одесского еврейского музея.
Если за зимние месяцы людей приходило не меньше, то с приходом весны желающих познакомиться с историей евреев Одессы стало заметно больше (по сравнению с прошлым, 2008 годом). За март, соответственно, в полтора раза, а за апрель – почти в два с половиной.
Было много «малокомплектных» экскурсий, то есть, от одного до пяти в группе. Другими словами, как раз по характеру и размеру нашего музея, с неспешным и обстоятельным вхождением в атмосферу еврейской Одессы. Хотя, конечно, когда с пятнадцатиминутным интервалом в музей заходят три «пары», и все они хотят общения с хозяевами, мы вспоминаем старое советское: «вас много, а мы одни». Но пока справляемся.
Мне показалось, что количество гостей увеличивается за счет «своих», т.е., гостей из Одессы, Украины и «бывшего Советского Союза». Но такого рода статистический анализ мы сделаем как-нибудь попозже, сейчас некогда – люди все идут и идут.
Из экзотических групп можно отметить юных волонтеров из США, группу из Турина (4 человека), из нашего «Бейтену» (4 человека), группу молодежи из Молдовы («Лапедим»), швейцарских гостей, прибывших на фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки» и группу студентов из Клайпеды.
Самой большой оказалась праздновавшая в Чабанке Песах семейная международная русскоязычная тусовка из разных стран под руководством рава Михаэля Гитика.
Из особо нестандартных – лекция-экскурсия Володи Чаплина по истории Холокоста в Одессе для «еврейских экскурсоводов» под присмотром Юли Рейфман, а также две мои экскурсии для будущих культурологов (студентов философского факультета ОНУ и кафедры культурологии нашего «политеха»).
С университетскими первокурсниками я сыграл в «ассоциации»: перед началом экскурсии на листике они записали первое, что им пришло в голову при слове «еврей». То же самое они сделали и после экскурсии. Привожу некоторые из предварительных ассоциаций: человек; Моисей; мученый народ; иудей; нос; шапочка; кипа, пейсы; жадные; кагал; деньги; Анна Франк; торговля.
Теперь некоторые из «ассоциаций» после экскурсии: с чувством юмора; хупа; мелодия 7-40; очень умный народ, который претерпел много мук; мужественные люди; хорошие люди; фотографии на стенах; Холокост, Бабель, лифчик; гармония, возвышенность еврейской души; художественная жизнь Одессы; сложилось впечатление, что все евреи добрые.
С группой из «политеха» мы сыграли в другую игру. Для того, чтобы проиллюстрировать наши «принципы нелинейной экспозиции» перед экскурсией я предложил студентам самим выбрать два экспоната. Один – тот, с которого начнется экскурсия и второй – на котором наш тур должен завершиться, причем в конце студенты должны были оценить, насколько естественным и логичным получился весь маршрут и объяснить, какой эффект возникает в результате такого метода. Помню, что в качестве последнего студенты выбрали пластинку на идиш советского довоенного периода.
Студенты экскурсию одобрили, а мне понравились их выводы: помимо свободной, семейной атмосферы они отметили неоднозначность, богатство разнообразных взаимосвязей, переплетение человеческих судеб, о которых рассказывают нам даже, казалось бы, безмолвные предметы.
Из особо интересных гостей следует вспомнить визит профессора Кембриджского университета Каролины Хэмфри (привела Анна Мисюк) и представителя русскоязычной еврейской общины Мюнхена Игоря Клейнермана.
Мы, как обычно, даем консультации. Одна из самых неординарных – для Марианны, студентки фотоколледжа из Амстердама, которая приехала в Одессу за материалом для своей дипломной работы о Холокосте.
Из событий нужно вспомнить о презентации новой книги А. Дроздовского и Е. Красновой, в этот раз посвященной Одессе «коммерческой» (Анатолий во время презентации отметил, что в книге представлены вещи только из его коллекции, и только два предмета - из коллекции нашего музея)
Впечатляет и результат поисковой работы нашего волонтера Велвела Верховского – он, наконец, нашел документы об основании 3-го еврейского кладбища.
В. Чаплин прочитал лекцию о Праведниках Мира в ИКЦ для слушателей программы «Лапедим», после Володи на эту же тему выступил наш волонтер Стас Дусман.
Я выступил в Николаеве с докладом на конференции, посвященной событиям войны и Холокоста; ко Дню памяти Холокоста и к годовщине смерти Л. Думера написал статью «Так, где же сгорел Боря Дусман?». В течение месяца мы продолжали работу над заполнением анкет для института Яд Вашем.
Мальвина Эммануиловна Владова зашла поговорить о возможности проведения вечера памяти Я. Ю. Бардаха и заодно подарила музею несколько брошюр С. Я. Борового с автографами выдающегося историка.
В Одессу собирается приехать группа кинодокументалистов из Киева: их настолько поразил рассказ Александра Ройтбурда о «лифчике», прошедшем через 8 месяцев окружения в годы войны, что они решили снимать фильм о Мирьям Львовне Коган.
А Дмитрий Гутахов пришел в музей для того, чтобы предупредить о визите в Одессу авторского коллектива фильма «Тяжелый песок».
Так что, дел много – не до кризиса.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
05.05.2009 19:46
Браво, Миша! Очень понравилась идея игры в ассоциации и с маршрутом тоже интересно.
Володе тоже - Браво! - он у нас самый бравый :)