Тема 109-го номера журнала «Мигдаль-Times» – «Здравствуйте, господин Коэн», и в оформлении его обложки использована картина А. Ройтбурда Bon Jour, Monsieur Cohen.
Коэн – одна из немногих еврейских фамилий, берущих свое начало в эпоху Храма, в котором коэны были священнослужителями. Но не только эта фамилия указывает на потомков коэнов – существует множество других фамилий, являющихся производными от нее.
Как сложилась судьба потомков священнослужителей во дни, когда нет Храма
Примерами для ответа на этот вопрос стали судьбы самых различных людей. От Лазаря Кагановича до Леонида Когана. От сохранившего для нас колоссальное наследие культуры идиш С. Ан-ского до ставшего всемирно известным, благодаря своим текстам поэта, писателя и певца Леонарда Коэна.
В своем стиле и в очень эпатажной форме борется с недостатками общества Саша Барон Коэн.
А вот героиня рассказа А. Коциевского и О. Немытовой от пламенной жажды переделать мир вернулась к мудрости традиции, и нисколько об этом не пожалела.
Событиям прошедшей в Одессе конференции Лимуд тоже нашлось место в этом номере журнала, тем более, что она была посвящена лауреатам Нобелевской премии, а среди них парочка Коэнов тоже сыщется.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Анекдот советских времен.
В приемную комиссию института заглядывает человек специфической внешности.
– Скажите, вы студентов с фамилией на «-ман» принимаете?
– На «-ман»? – думает председатель – Это ж Вейцман, Шварцман, Мильман… Нет, не берем!
– А на «-вич»?
– На «-вич»? Рабинович, Абрамович, Хаймович… Нет, не берем!
– А на «-ко»?
– На «-ко»? Петренко, Марченко, Василенко?
– Да, берем.
Человек оборачивается и кричит:
– Коган, заходи!
Имена и фамилии удивительным образом объединяют в себе и нашу уникальность, и нашу общность, принадлежность к корням. От нас самих они не зависят (если, конечно, мы не вздумаем в течение жизни их изменить). Мы получаем их от отца и матери, как и свой внешний облик. Одна из первых вещей, которые мы узнаем о себе, – что «я – Боря» или «я – Динка», и этим я отличаюсь от Миши или Наташи. Потом, в школе, мы привыкаем к тому, что «я – Борис Резник» или «Дина Эпштейн», и понимаем, что носим фамилию своих родителей…
В том, что фамилию Коэн (и ее вариации) носит множество знаменитых людей, легко убедиться – достаточно заглянуть в Интернет.
В популярной нынче Википедии одних Коэнов – несколько десятков!
Вот вам история. Однажды ошибся Бешт. Ему сообщили, что в одном местечке схватили нескольких евреев по кровавому навету и мучают их. Бешт сказал с уверенностью, что они останутся в живых. Но их убили. Что же произошло? Не уведомили небеса Бешта о несчастье потому, что сила его святой молитвы могла бы уничтожить то, что было уже решено, а тогда должны были бы произойти еще большие бедствия.
Или еще история: в золотой карете приехал великий и могущественный муж Мойше Монтефиоре из Лондона, чтобы пригласить к себе рабби Гершона Танхума и учиться у него Торе.
Что же это такое творится! И не с кем-нибудь, а с детьми из очень хороших семей. И ладно бы, в какой-нибудь Америке, потому что Америка – это же рассадник всяческого безобразия. Но чтобы такое случилось с ребенком, выросшим в старой доброй Англии! Куда смотрела его еврейская мама?
Неужели у его папы не нашлось ремня? И это у человека, который держал магазин мужской одежды. Так где вы видели магазин приличной мужской одежды, и чтобы на весь не нашлось хотя бы одного, пусть хотя бы на витрине, но ремня? Как можно было допустить, чтобы мальчик с хорошим именем Саша и с совсем неплохой фамилией Коэн вырос таким шалопаем?!
Я пытаюсь наверстать упущенное – слушаю, читаю… Я отказываюсь от этой идеи, мне не справиться с поставленной задачей – представить его полно и всесторонне, так, чтобы с первого знакомства, еще даже не услышав его голос, вы прикоснулись к этому явлению. Сколько еще ночей потребуется для того, чтобы перечитать (и перевести) все написанное о нем, а главное – написанное им? Вероятно, этой радости и этого труда мне хватит на много лет. Но я поведу вас к нему – через рассказы тех, кто знал и слышал, кто знает и любит. У каждого он свой. И у меня он уже тоже есть.
Посередине улицы стоят и громко спорят два еврея. Мимо проходит третий и говорит им: «Я не знаю, о чем вы говорите, но ехать надо!!!»
Вы подумали, что это старый одесский анекдот про отъезжающих евреев? И вы ошиблись. Так мы приглашали на конференцию Лимуд в Одессу! Потому что в Одессе все еще есть, на что посмотреть, что послушать и даже что попробовать на вкус.
Кригер – редкая для еврея фамилия. Кригер – значит «военный». Такую фамилию носил отец моей прабабки, Шпринцы, а значит, она – урожденная Шпринца Кригер. Еще до ее рождения семья перебралась из Вены в Россию, поскольку Кригер стал главным представителем фирмы «Зингер» на этом безграничном рынке сбыта швейных машинок. Открывшиеся перспективы настолько захватили Кригера, что в 1903 году он сменил австрийское гражданство на подданство Российской империи – так было проще вести дела в этой стране.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.