БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №142 > ...И ЗРЕЛИЩ!
В номере №142

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

...И ЗРЕЛИЩ!
Ольга КСЕНДЗЮК

Когда мы смотрим новый фильм Тима Бертона, или виртуальную экскурсию по Лувру, или хит про лабутены в Ютубе, мы воспринимаем визуальную культуру.

ИзменитьУбрать
(0)

Мы производим и воспроизводим ее, буквально купаемся в ней. Видимо, она никогда не сдаст своих позиций. Изменятся только технологии – совершенствоваться будут до полного изумления.

Для меня культура никогда не сводилась к технологиям, а текст по сей день привлекательнее, чем зрительный образ. И меня уже не перевоспитать. Хотя… Поколение моей мамы говорило: «Надо послушать новости», подразумевая передачу по ТВ. А я сегодня говорю: «Давай посмотрим концерт». И действительно усаживаюсь его смотреть. Тем более – видеоролики и клипы.

Я уже не раз замечала, что воспринимаю музыку куда глубже, когда отворачиваюсь от экрана, избавляясь от продуктов чужого воображения – мне вполне достаточно собственного. Я не хочу, чтобы мне помогали чувствовать и переживать.
Навязчивость раздражает, и избавиться от нее можно только через третий буддийский способ смотреть телевизор. «Сначала ты смотришь телевизор с выключенным звуком. Примерно полчаса в день, свои любимые передачи.
… Сперва ты будешь срываться и включать звук, но постепенно привыкнешь. ... Потом ты начинаешь смотреть телевизор с включенным звуком, но отключенным изображением. И наконец, начинаешь смотреть выключенный телевизор…»
(В. Пелевин, «Поколение П»)

Технологии существенно изменили качества культурного пространства. Когда-то считался наивным и смешным вопрос: а есть ли в этой книжке картинки? Сейчас «картинки» – основное содержание, а текст – нужное, но не обязательное дополнение. В самом широком смысле.

Тысячелетнее владычество слова стало рушиться. Процесс начался еще с появлением кинематографа и телевидения и принял ураганный характер в эпоху цифровых технологий. Особенно явными стали эти изменения в постсоветских странах, где имелись следы «тяжелого наследия царского режима» в виде особого почтения к слову.

Печатного текста все меньше, и он утрачивает сакральность. Профессия «писатель» звучит тривиально: подумаешь, в Интернете каждый – писатель. Стало меньше надписей на заборах, все больше граффити и стрит-арта.

Слово стало менее авторитетным, чем видео­ряд, даже если он фальшивый. Конечно, слова пока нужны – а как сообщения писать в сети? Но пользователи ведут неустанную работу над этим пережитком прошлого…

Однако и советскую культуру нельзя упрекнуть в недооценке роли зрелища. Тоталитарные общества всегда дружили с массовыми праздниками, шествиями, парадами и олимпиадами. Демонстрация силы, единства, народности и прочего. И вообще – как вольно дышится в возрожденном Арканаре!
Шарики, лозунги, искренне улыбающиеся лица, довольные развлечением дети, предвкушающие праздничный стол взрослые. Яркие краски в сутолоке будней. Эти механизмы идеологического воздействия были отлично знакомы нацистской Германии, СССР, Китаю и другим профессионалам социальных технологий.

Правда, нынешние демонстрации утратили праздничный характер. Любопытное исключение – паблик-арт под названием «монстрация», в начале 2000-х получивший популярность в России и других странах. Это демонстрация, но своеобразная – это самовыражение, новый городской карнавал. Ее транспаранты и лозунги подчеркнуто абсурдны и аполитичны.
«Будь, маразм!», «Олени даже подумать не могут», «Ничего на свете больше нету», «Мы за всё», «Сингулярность в каждый дом!», «Ы-ы-ыть!», «Все свободны!», «Крокодил, крокодю и буду крокодить». Эти лозунги часто построены на игре смыслов и языковых форм.

Также «монстраторы» используют костюмы и импровизированные коллективные действия. К примеру, человек в костюме картонной коробки шел с транспарантом «Человек-коробка спешит на помощь», а двое в костюмах капусты сообщали: «Мы не овощи!» Несмотря на декларативную аполитичность, акции привлекают внимание властей, которые задерживают, штрафуют или пытаются запретить «монстрантов».

В эпоху бурной юности у меня в квартире висело много самодельных плакатов. Например, «Мы – против!» Вполне вписалось бы в монстрацию.

Поистине, зрелище – «специфическое средство массовой коммуникации» и «в значительной степени синтезирует все то ценное, что собрано в мировой культуре».

Визуальный поворот – так называют нынешнее расположение умов, при котором «визуальная культура постепенно становится доминирующей формой». Произошел переход «от вербального способа передачи информации в средствах массовой коммуникации к визуальным образам».

Массы всегда требовали бургеров и зрелищ. И то, и другое было им дано. В избытке. Давно стало хорошим тоном жаловаться на фастфуд, лишний вес и засилье безвкусицы в культуре, но шоу продолжается – вероятно, потому, что есть потребители.

Зрелище в первую очередь предназначено для развлечения, для отдыха. «Посмотри, отвлекись» – отзвук так называемой культуры отвлечения. Еще зрелище позволяет получить полезную (и бесполезную) информацию, усвоить чей-то опыт или сравнить его со своим. Любопытство никто не отменял.

Одна из важнейших миссий зрелища – оно волнует. У нас есть потребность испытывать разнообразные эмоции, разделяя их с персонажами или реальными людьми в окружении.

Кроме того, от зрелища мы получаем эстетическое удовольствие. И еще – можем переосмыслить нечто в мире – явления, отношения и так далее. Это в идеале, конечно.

К этому небольшому, но емкому списку можно было бы добавить те «подарки», о которых мы не просили: создание через зрелище убеждений и стереотипов, героев и «звезд», общественного мнения и определенного образа мыслей, политические шоу, реклама… «История искусств 20 в. показала, что искусство тесно связано с идеологией, социальными мифами и экономикой, а вовсе не является некой “автономной сферой художественного творчества”». (ru.wikipedia.org)

Еще один яркий феномен современности – парадоксальное сосуществование разных пластов реальности: массовые зрелища чаще всего потребляются индивидуально (телевидение, интернет).

«С широким распространением широкополосного доступа в сеть человек получил больший контроль над тем, что он смотрит. …Раньше эфирная сетка формировала некий ритуал: расписание выпусков новостей, фильмов по вечерам, футбольных матчей и т.д.
Сейчас зритель становится активным деятелем в вещании. Возникает индивидуализация его отношений с видео. По большей части видео в сети человек смотрит в одиночестве, будь то американский сериал или запись телевизионной программы...»
(М. Стора, психолог).Поход в кино и пребывание среди других зрителей – уже почти экзотика, праздничное событие.

Зритель сам становится элементом шоу: когда телевидение транслирует передачу, нам часто показывают смеющийся, растроганный или подпевающий хором зрительный зал. «Происходит удвоение “массовости” – массовый экран плюс массовое зрелище».

В то же время факты частной жизни, становясь достоянием всеядных соцсетей, стремительно переходят в разряд массовых зрелищ. Индивид нынче – сам себе режиссер, а также актер, гример, оператор, а порой и зритель. Вопрос об этике и художественности таких зрелищ, и являются ли они зрелищами, – отдельный и долгий разговор.
Этот разговор уже начат, например, вышел фильм «Убрать из друзей», где завязка сюжета – размещенное в сети видео самоубийства школьницы…

Мы можем оставаться консервативными или принять визуальную культуру. Можем находить лучшее и в том, и в другом. Можем сами создавать зрелища. Главное – чтобы у нас оставался выбор.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №142 > ...И ЗРЕЛИЩ!
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 03:54:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Dr. NONA Еженедельник "Секрет"