Кто и когда замостил желтым кирпичом участок на пересечении Пушкинской и Ланжероновской улиц? Версий много. Точнее, утверждений.
Говорят и пишут, что замостили:
– в 1912 г.,
– в конце 19 века,
– более 150 лет назад,
– ссылаются на 170 лет эксплуатации,мостили немцы.
Привезли плитку:
– из Италии,
– морем из Голландии,
– выплавляли здесь, но уголь для этого везли из Англии…
На источники информации не ссылается никто.
А вот что говорят документы.
К 1903 г. назрела необходимость перемостить Пушкинскую улицу1. «Кубиковая мостовая <…>, просуществовавшая свыше 25 лет, – говорилось в докладе Комиссии по замощению и канализации города, – пришла в очень плохое состояние, и ограничиваться частичным ремонтом ея значило бы, затрачивать деньги, не достигая положительных результатов»2.
В это же время городские власти искали наиболее подходящий материал для перемощения центральных улиц с оживленным движением, имеющих к тому же значительный уклон (Дерибасовской, Греческой, Полицейской и др.) – материал, менее шумный, чем гранит, и не такой скользкий. Асфальт и деревянные тринидадские плитки сочли неподходящими вариантами.
Комиссия по замощению нашла общее решение для этих двух задач. Было принято предложение Венгерского Общества королевской керамической фабрики в Будапеште об экспериментальном устройстве мостовой из керамитовых плиток.
Керамит – это прессованные под большим давлением и обожженные при высокой температуре кирпичи из известковой глины3. Преимущество керамитовой мостовой в том, что она не такая шумная, как гранитная, так как плитки при укладке дают ровную поверхность; к тому же, на них есть противоскользящие желобки4. (Возница, катающий туристов в коляске, запряженной парой лошадей, подтвердил, что на граните лошади «танцуют», а на керамитовом участке – нет.)
Кирпичи, 5061 пуд (20350 штук), привезли по железной дороге в 8 вагонах5.
Сложности возникли при растаможке. В архивном деле «О замощении части Пушкинской улицы керамитовыми (кирпичными) плитками» есть переписка о непомерно высокой пошлине на ввезенный кирпич. Пуд его, в пересчете на русские деньги, стоил 8 копеек, а пошлину заложили по 30 копеек с пуда. Стоимость одной квадратной сажени при этом оказывалась около 55 рублей, что слишком дорого для замощения целой улицы.
Через уполномоченного по городским делам в Петербурге было возбуждено ходатайство о пересмотре тарифа на ввезенный товар. В январе 1904 г. министр финансов удовлетворил жалобу, пошлину снизили до 6 копеек с пуда, а излишне уплаченные деньги вернули.
28 сентября 1903 г. в «Одесских новостях» появилось сообщение: «На днях приступлено будет к работам по укладке опытных мостовых на углу Ланжероновской и Пушкинской улиц керамитовыми плитками».
Плитку укладывали на 13-сантиметровое бетонное основание. Само замощение велось с 11 октября по 1 ноября. Интересно: иногда не удается установить архитектора здания, признанного памятником архитектуры, а тут поименно известны поденные рабочие, укладывавшие мостовую.
«...Журнал поденным рабочим. <...>
Работа: Замощение керамиковыми кубиками на углу Пушкинской и Ланжероновской улиц. …
И. Гусенков, К. Ослюк, Т. Живодер, И. Рак, В. Пахомов, Ф. Бевзюк, П. Назаренко (по 80 к. в день).
Старш. рабочий А. Мухин (по 1 р. 50 к.)».
Нельзя с полной уверенностью ответить только на вопрос о том, почему не пошли дальше эксперимента. Последнее из найденных свидетельств – заметка в «Одесских новостях» за 23 сентября 1911 г. «Венгерская королевская керамическая ф-ка в Будапеште, через своего присяжного поверенного Я.Г. Натансона, предъявила иск к городу по следующему поводу. В 1903 г. эта ф-ка, по соглашению с городским управлением вымостила керамическими кубиками часть думской площади, у начала Пушкинской улицы <…> на следующих условиях: если кубики просуществуют в течение 3-х лет, то город обязывается заплатить за работы и дать новые заказы. Прошло 7 лет, мостовая сохранилась в лучшем виде, а город не только не делает новых заказов, но отказывается платить за исполненные работы. Дело будет слушаться в окружном суде. Вызываются эксперты».
На сегодня следов договора 1903 года не обнаружено. Как у них обстояло с «договорняками» – сказать трудно. Из сохранившихся счетов видно, что работу по замощению оплачивала городская управа6. Так что, в этой части претензия представляется необоснованной.
В докладе комиссии о перемощении Пушкинской и Прохоровской улиц от 22 июня 1909 г., говоря о керамитовой мостовой, опять почему-то называют первоначальную цену: более 50 рублей за сажень. «При такой цене этого рода замощения, притом же далеко не осуществляющего принципа бесшумности, Комиссия не считает возможным на нем остановиться, тем более что самый материал вырабатывается только на заграничном заводе, от которого впоследствии всегда придется быть в зависимости при необходимости ремонтировать мостовую»7.
Исходя из этого, комиссия решила от керамитовой плитки отказаться, а Пушкинскую замостить гранитными кубиками. Возможно, нежелание упустить выгодный подряд и оказалось решающим.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.