БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №33 > Песах
В номере №33

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Песах
Велвел Верховский

Песах, у лириков обычно первая ассоциация — весна, капель, птички, природа расцветает. Ну, как у Тютчева. И правда ведь! Тора называет месяц нисон, на который приходится Песах — «хойдеш аавив» (месяц весны). Люди более заземленные наверняка с ужасом вспоминают нелегкую подготовку к этому тяжелому празднику. И они правы! В общем, как-то по-раввински выходит, что все правы.

А для меня Песах почему-то желтым цветом отпечатался. То ли из детства помню, как бабушка доставала из своего огромного сундука с пасхальной утварью желтый маркизетовый абажур с кистями. И это всегда была заключительная нота подготовки квартиры к Песах. То ли это родовая память — цвет песочный земли исхода — земли Египетской, впрочем, как и земли прибытия — земли Израиля.

ИзменитьУбрать
(0)

Ну, а если серьезно, то действительно тяжелое это время — Песах. Где-то я слышал, что именно потому, что этот праздник самый «заустраженный», удалось ему дойти до наших дней, хоть как-то сохранившись. Кто здесь, кроме названий, помнил Швуэс (или, как в Одессе говорили, Швис), или Сукойс («Сикес» или, того хуже, «Кучки»). А Песах — это же маца! А мацу в Одессе ели даже в самые тяжелые времена. Ночами выстаивали в очереди, записывая номерки на ладошках. Чтобы сдать муку. А затем почти такую же очередь, чтобы мацу получить. И не важно, что многие не помнили, почему и зачем эта маца, что не бисквиты это, а «хлеб бедности нашей», но было в этом все же что-то от принадлежности нашей, пусть не к самому тогда почитавшемуся народу, зато своему народу. Не знаю, растеряли мы, наверное, понятие «свой». Свой, ведь это не всегда объективно самый лучший. Родственников не выбирают!

Да, Песах — это маца — «хлеб бедности нашей», маройр (хрен) — плод горести нашей, вино — символ крови нашей, пролитой нашими врагами. И остальные символы тяжелого рабства нашего и изгнания. Он весь на символах, поскольку это праздник учебы, как сказано «и расскажи (читай — «научи»), сыну своему...», а это, между прочим, одна из двухсот сорока восьми предписывающих действие заповедей Торы. Так вот и сидим мы, опершись на левый локоток, две пасхальные ночи и из года в год снова и снова во всех подробностях пересказываем историю Великого Исхода, который одновременно стал точкой отсчета, днем рождения нашего народа. И говорит закон, что чем больше будет рассказано об Исходе, тем лучше и красивее сейдер. И поэтому так же, как три с лишним тысячи лет назад, усевшись чинно, по старшинству, за пасхальным столом, со своими семьями, так же теперь и одесские главы семей нараспев произносят слова из пасхальной Агоды: «Эй лахмо анэйо...» — «Вот скудный хлеб, который ели наши отцы в Египте, всякий, кто голоден, пусть придет и ест с нами....» И говорят это по-арамейски, т.е. на понятном тогда, бытовом языке простого люда. Чтобы никакой бедняк не смущался войти. И все остальное по писанному, на то он и сейдер (порядок).

ИзменитьУбрать
(0)

«Рабами были мы у фараона в Египте...» А ведь одной из первых фраз, которой учили в России, ликвидируя безграмотность, была: «Мы не рабы. Рабы не мы». В соответствии со словами «Интернационала»: «Никто не даст нам избавленья, ни Б-г, ни царь и ни герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Всем известно, к какому страшному порабощению привел отказ от добровольного служения Всевышнему. Тот, кто не принимает на себя волю «Творца всей Вселенной и человека», иго Царства Небесного, тот становится рабом рабов в «стране рабов, стране господ».

Да, так написано в «Пиркэй Овойс»: «В каждом поколении человек должен видеть себя, как будто он сам вышел из Египта». Другими словами, прочувствовать этот Исход каждой своей косточкой, всеми силами своей души. Ну и, конечно же, умные люди, воспринимающие все, что говорит Тора, всерьез, спрашивают — как можно человека заставить что-то чувствовать? Ведь знаем же мы, что чувствам не прикажешь? На это Тора диктует правило: чувства идут за делами человека. Хочешь почувствовать себя одним из многочисленных рабов, вышедших на свободу из тяжелого многолетнего рабства, садясь за пасхальный стол в ночь сейдера, перебери в своей памяти и попробуй передать своим близким, сидящим по обе стороны от тебя, все до мельчайших подробностей. И свист нагаек надсмотрщиков, и тяжесть вязкой глины, перемешанной с колючей соломой, и изнурительное солнце, под которым приходиться выхаживать дни напролет в поисках этой самой соломы. Почувствуй, волоча блеющего барашка («их» священное животное) на мангал, как замирает сердце в еще рабском страхе перед хозяевами, но уже с просыпающимся духом независимости и т.д. и т.д. И тогда к концу сейдера, даст Б-г, сможешь почувствовать себя вышедшим на свободу.

Совсем не легкое это дело — стать свободным.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №33 > Песах
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:52:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia