БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №33 > «На обломках самовластья»
В номере №33

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

«На обломках самовластья»
Материал подготовили: В. Полякова, Н. Высоцкая, Е. Ривкина, К. Щедров, А. Росинская

История царской политики в «еврейском вопросе» и национальной политики Советского государства последовательно прослеживается в истории еврейских общин. Сегодня не только в Украине, но и во многих странах СНГ (за исключением только Туркмении) происходит возрождение еврейской жизни. По нашей просьбе некоторые из общин Южно-украинского региона прислали данные, которые мы и предлагаем вашему вниманию, — сопоставляйте факты и судите сами.

Первые свидетельства присутствия иудеев в Крыму обнаружены на Керченском полуострове. Вторым важнейшим центром иудейской диаспоры в Крыму был Херсонес (ныне Севастополь). В средние века иудейские общины, населявшие Босфор, вероятно, сыграли важную роль в принятии верхушкой Хазарского каганата в VIII в. иудаизма в ортодоксальной форме. Прослеживается существование иудейской общины во времена Крымского ханства, при котором, кстати, государственного антисемитизма не было.

В XI веке евреи были лишены имущества и изгнаны из Херсонеса. Заметный приток евреев в Крым во второй половине XIII века был связан с появлением на полуострове генуэзских колоний, основой существования которых была международная торговля.

После раздела Речи Посполитой и перехода к Российской империи западно-белорусских, украинских и литовских земель, евреи стали русскими подданными. В 1791 г. им впервые была выделена «Черта оседлости», в которую с 1804 г. вошел и Крым.

ИзменитьУбрать
Хоральная синагога.
Симферополь.
(0)

Симферополь. Симферополь стал наиболее значительным центром еврейской жизни в Крыму. Из отчета симферопольского Городского Головы за 1881 г. следует, что в городе проживает 2709 евреев (9% от всего населения), «торговля мануфактурными товарами находится почти исключительно в руках евреев и армян... Мелкая торговля — у евреев... Ростовщиков, в строгом смысле слова, в среде евреев нет, так как с открытием в Симферополе общества взаимного кредита особой надобности в них нет... Большее количество евреев — это портные, сапожники, жестянщики, столяры, токари, ювелиры. Врачей — 4, учителей — 10, аптекарей — 3, раввин — 1, помощник его — 1, содержателей домов терпимости — 9, музыкантов — 16, извозчиков — 17, нотариус — 1, присяжных поверенных — 3, частных поверенных — 4».

По поводу образования Симферопольский Городской Голова писал: «...в мужской гимназии учеников евреев 142 человека из 484, т. е. 29%, а в женской 87 из 408, т. е. 21%. Кроме этого, в городе есть: Правительственное начальное городское Еврейское училище с 3 учащими и 62 учениками, 2 Талмуд-Торы, на общественные и благотворительные средства содержимые, при 6 учащих и 142 учащихся». В этот перечень не вошли 3 частных еврейских училища с 80 учениками. Городской Голова отмечал, что «вступившие в ряды войск от Симферопольского участка евреи грамотны».

И еще одна цитата из этого же отчета: «Не получая никакой поддержки материальной извне, евреи, благодаря только своей благотворительности и готовности подчиниться всякому сбору на необходимые общественные надобности имеют Синагогу, молитвенные дома, больницу, 2 Талмуд-Торы, кладбище, имеют раввина, его помощника и богадельню для престарелых. Материальная поддержка, оказываемая ими своим бедным единоверцам, заслуживает подражания. Нуждающиеся снабжаются зимою дровами. Сверх, того, каждое бедное семейство получает ежегодное пособие в 50 руб., кроме того, на Пасху все снабжаются из общественной кассы пособием; во все субботы и праздники евреи-солдаты как войск, расположенных в Симферополе, так и прибывающие из разных мест, снабжаются субботнею пищей на средства той же общины».

Начало XX в. отмечено новым явлением для евреев Крыма — погромами.

18 октября 1905 г. толпа чернорабочих и поденщиков, подстрекаемая помощником пристава И. Л. Чупринко, двинулась навстречу колонне революционно настроенных евреев. Но когда две толпы встретились, несмотря на провокационные выкрики, они разошлись мирно. Демонстрация двинулась в городской сад для проведения митинга, и там «из толпы чернорабочих кто-то выстрелил в стоящий перед горсадом отряд еврейской самообороны», в свою очередь отряд сделал несколько залпов в воздух. Толпа сначала растерялась, но через несколько минут в сторону евреев «ринулись громилы с дубинами» и началась кровавая бойня.

Судебно-медицинская экспертиза показала, что почти все из 47 убитых имели проникающие ранения головы. По делу о еврейском погроме было осуждено на различные сроки 28 крестьян и мещан. Были также осуждены помощник пристава И. Л. Чупринко и семь городовых, которые отличились особой жестокостью.

К 1917 г. в Крыму проживали 68159 евреев (8,4% от общего населения).

В начале 1920-х в Крыму возникли еврейские земледельческие коммуны. Почти одновременно с их возникновением началось стихийное переселение в Крым евреев из Белоруссии, Украины и России. Этот процесс с конца 1924 г. был взят под контроль советским правительством, учредившим КОМЗЕТ, и зарубежными организациями — в основном AJJDC, который образовал общество для помощи переселенцам «Агро-Джойнт». В марте 1925 г. из Америки в Новороссийский порт прибыло 25 тракторных гарнитуров для еврейских колоний. В 1925 г. 25 семей эмигрантов из Палестины основали в Евпаторийском районе Коммуну «Виа-Нова», в которую вошли около 100 человек (в 1939 г. все они были расстреляны как сионисты). В Крыму был организован национальный еврейский район Фрайдорф (Свободное село), созданы коммуны в Сакском и Джанкойском районах. Делопроизводство велось на идиш. Обширное строительство жилых домов и общественных зданий (школы, избы-читальни...) велось за счет Агро-Джойнта и Комзета. Во Фрайдорфе был открыт педагогический техникум, а возле г. Саки — сельскохозяйственный техникум. Обучение шло на идиш.

К началу 1941 г. еврейское население Крыма составляло около 70 тыс. человек, из них в еврейских колхозах проживало около 17 тысяч. С началом войны лишь треть евреев-колхозников успели эвакуироваться, оставшиеся были уничтожены зимой 1941-42 гг.

Уже в июле 1945 года была зарегистрирована Симферопольская еврейская религиозная община, председателем ее стал К. Л. Розенфельд. Сюда, на Фонтанную, 17, приходили старики и молодежь, даже в страшные годы борьбы с «космополитами», — еврейская жизнь теплилась.

Перестройка дала толчок к созданию национально-культурных объединений, и в 1989 году общее собрание евреев города заявило о начале работы симферопольского общества еврейской культуры «Зибн Лихт». В 1992 году была создана инициативная группа для образования еврейской общины Крыма. В это же время начинает выходить, первая за последние 50 лет, еврейская газета на русском языке «Шолэм».

В настоящее время в Симферополе функционируют: община прогрессивного иудаизма, симферопольская религиозная община, ЕМЦ, студенческая организация «Гилель», женская организация «Кешер», Симферопольское Еврейское общество «Яд Эзра», БЕЦ «Хесед Шимон».

Одним из больших центров еврейской жизни Симферополя является «Хесед Шимон»: активно развиваются образовательные программы, создан и действует еврейский музей, работает издательский центр. Сюда приходят люди всех возрастов — за помощью и знаниями, приходят, чтобы услышать и участвовать.

Керчь. Керченская еврейская община существовала с первых веков н.э., о чем свидетельствуют многочисленные каменные и известняковые еврейские надгробия с иудейской символикой (изображениями меноры, ханукии, шофара, лулава) и найденная на северном склоне горы Митридат манумиссия1 (1 век н. э.), которая содержит следующий фрагмент: «...под опекой также иудейской синагоги», что подтверждает факт существования синагоги, а, значит, и общины.

В 1854-1855 г.г. численность евреев в Крыму значительно увеличилась за счет принимавших участие в Крымской войне, и к 1883 году в Керчь-Еникальском градоначальстве насчитывалось 3052 иудея и 6 иудейских синагог, в том числе и молитвенный дом ремесленников по ул. Михайловской, который посещало 452 прихожанина.

Временем расцвета еврейской общины Керчи стало начало ХХ века: работали Раввинская комиссия при департаменте духовных дел, женская субботняя школа, вечерние курсы для взрослых евреев, общественное училище Талмуд Тора, частное училище З.И. Рабиновича, женская профессиональная школа, благотворительное общество «Гмелас-Хесед», 5 синагог, крымчакский Кагал и караимская кенасса.

В 1925-1927 гг. эти еврейские организации закрыли «по просьбе трудящихся». Но вплоть до 1940 года в синагоге ремесленников собирались тайно — проводили шаббаты, велись молитвы, работал шойхет, моэль — община продолжала жить в подполье.

Во время войны более 7 тысяч евреев были расстреляны в Багеровском рву.

Немногие вернулись из эвакуации и с фронта, но жизнь общины стала оживать. Пекли мацу, встречали субботу, отмечали праздники, но люди боялись говорить на своем языке, некоторые скрывали свою национальность.

Когда разрешили выезд в Израиль, значительная часть евреев эмигрировала.

В 1996 году, по инициативе Б.Я. Капустина, состоялось первое организационное собрание, на котором было принято решение создать еврейскую общину, а в 1997 г. был утвержден Устав Керченской еврейской общины «Гешер», избрано правление, распределены обязанности. Закипела работа: составление списков остронуждающихся, списков узников гетто и концлагерей, выявление сирот и инвалидов. Начала работать служба «Милосердия» (когда в городе закрылись все предприятия, эта служба помогала людям выжить). С целью вовлечения евреев в общину были созданы лектории «По тропам еврейской истории» и «Обычаи и традиции еврейского народа». Община стала быстро расти. Открылась еврейская воскресная школа «Мехина».

В день Катастрофы, 23 апреля1998 г., впервые был организован выезд к Багеровскому рву. После митинга и молитвы ветераны приняли решение отремонтировать сам памятник. Через год отремонтированный памятник торжественно передали под опеку молодежному клубу, который посадил «Аллею памяти» (посадка продолжается ежегодно и сейчас на аллее около 200 деревьев). Общиной установлено три памятных плиты. Ежегодно в день Катастрофы проходит шествие по городу, митинг на Сенной площади (где собирали евреев перед расстрелом), чтение молитвы на месте расстрела. В этих митингах участвуют и другие национальные общины города.

Борьба за возвращение молитвенного дома ремесленников началась в декабре 1997 года. Решение Совета Министров Крыма о возврате синагоги в собственность общине было принято лишь11 апреля 2000 года. Сейчас в этом здании располагаются еврейская община «Гешер», община прогрессивного иудаизма, БЕЦ «Хесед Малка», детская воскресная школа «Мехина», МУСУВ, молодежный клуб, Музей евреев Керчи, 18 различных кружков и клубов, библиотека, драматический театр «Смех и слезы» (лауреат международных конкурсов в Москве и Киеве), кукольный театр, ансамбль песни и танца «Яхад».

ИзменитьУбрать
Кировоград.
Памятник первому трамваю
(0)

Кировоград. В 1754 году на месте нынешнего Кировограда была основана крепость Св. Елизаветы, а уже в 1766 году в окрестностях крепости проживало 10 еврейских семей.

К концу 19 столетия около 50% населения города было еврейским. В 1897 году открылась Большая хоральная синагога (всего в городе насчитывалось 5 синагог и 8 молитвенных домов). В этом же году был пущен 4-й в Российской империи электрический трамвай, который по праву считается первым еврейским трамваем — деньги на строительство дал известный предприниматель Бродский, и весь управленческий состав трамвайного депо составляли евреи. Из разряда еврейского счастья был и первый несчастный случай: трамвай пущен 13 июля 1897 года, а 14 августа уже была первая жертва — Бася Юдковна Двойрина.

Первый профессиональный украинский театр в Елисаветграде появился в 1882 году, а вот год рождения Елисаветградского еврейского театра — 1876 год.

Елисаветград пережил три еврейских погрома — 1881, 1905 и 1919 г.г.

В 1924 году город переименовали в Зиновьевск, в честь родившегося в Елисаветграде четв?ртого (после Ленина, Троцкого и Каменева) человека в революции. В 1934 году после убийства С. Кирова город переименовывается — сначала в Кирово, а в 1939 г., с образованием области, — в Кировоград.

В 1927 году была закрыта последняя синагога и до 1991 г., когда здание Большой хоральной синагоги было возвращено еврейской общине, в городе царила атмосфера религиозной нетерпимости. В 1994 г. была зарегистрирована Кировоградская еврейская община, в 1996 году — религиозная община прогрессивного иудаизма «Атиква», а в 2002 г. — религиозная община Хабад. Численность евреев в Кировограде и области свыше 1700 человек. В 1997 г. при Кировоградской еврейской общине была создана Служба Милосердия, а с 2002 г. благотворительную деятельность осуществляет ОБОЕЦ «Хэсэд Шломо». Помимо социальной помощи «Хэсэд Шломо» и общинный центр «Пантеле Ид» работают по программе «Еврейское возрождение»: это музей «Евреи Елисаветграда», еврейский театр «Тхия» (в репертуаре 6 спектаклей), вокально-хореографический ансамбль для пожилых людей «Фрейлэхс», вокальный ансамбль мальчиков «Ингелэ», молодежный вокально-хореографический ансамбль «Шахар», детская художественная студия и другие.

Херсон. Указом Екатерины II от 16 ноября 1769 г. евреи получили право селиться в Малороссии, и с этого времени в Новороссийской (а с 1803 г. — Херсонской) губернии появляются евреи. Они селятся, в основном, в районе Забалки (где вокруг базара располагались ремесленные заведения), а также в центре города.

ИзменитьУбрать
Херсон. Здание ныне действующей синагоги
(0)

В 1780 г. открывается Старо-Николаевская синагога. Ее посещали 2000 человек. В 1799 г. в городе уже 39 евреев-купцов и 180 мещан.

В 1807-1809 гг. появляются первые еврейские сельскохозяйственные поселения: Бобровый Кут, Израилевка, Сейдеменуха, Доброе, Ингулец, Каменка, Большой и Малый Нахар-Тов, Яфе—Нахар.

С конца 1850-х годов в Херсоне жил просветитель Иехуда Бехак (1820-1900), исследователь еврейской грамматики и автор комментариев к Торе. Благодаря видным раввинам Хабада Ш.-З. Пинскеру и его сыну Гершон-Беру, с середины 19 века Херсон становится одним из основных центров Хабада на юге России.

В 1854-1855 годах в городе было: 2 синагоги, казенное еврейское училище (1-го и 2—го разрядов), частный еврейский девичий пансионат, Талмуд Тора, 36 первостепенных хедеров и 77 второстепенных.

В 1860-80 гг. казенным раввином Херсона был Ф. Ш. Блюменфельд (1826-1896), выпускник Житомирского раввинского училища, пытавшийся преобразовать быт и образование херсонских евреев в духе Хаскалы. Его сын Г. Блюменфельд был известным одесским юристом.

В 1910-1923 гг. в Херсоне жил хасидский цадик раввин Яков-Исраэль Рабинович (1880-1942) из Линицкой династии.

В 1897 г. на территории Херсонской губернии проживало 17555 евреев.

Большинство евреев Херсона занимались торговлей и портняжным делом.

К началу 20 века евреи Херсонской губернии составляли 11,8 % населения.

К 1926 году в г. Херсоне проживало 14837 евреев — 10 % населения, а на территории Херсонского округа 35509 евреев — 6,3 % населения.

В 1939 г. в Херсоне насчитывалось 16145 евреев (16,65 % от общего числа жителей города).

В 1970 г. было зарегистрировано около 9700 евреев.

В 1921-22 гг. в Херсоне числилось 23 синагоги, но, начиная с апреля 1922 года, началось изъятие ценностей и закрытие синагог. Вот некоторые сведения об этом процессе.

ИзменитьУбрать
Херсон. Бывшее здание Старо-Николаевской синагоги
(0)

Старо-Николаевская синагога. Доход синагоги в 1920 году составлял 1885216 руб. 35 коп., расход — 1764825 руб. 50 коп. Изъято в 1922 г. — 1 пуд, 10 фунтов серебра, 83 золотника. В 1928 г. синагогу переоборудовали под спортивный зал, затем — под «Дом санитарной культуры», а 14 мая 1960 г. — первый на юге Украины Планетарий. После недавнего переоборудования в здании разместились магазин и кафе.

Ново-Николаевская (главная) синагога. Ее посещали 3000 человек. В 1922 году изъято — 1 пуд, 5 фунтов серебра и 35 золотников. Синагогу закрыли, как и все другие, «по ходатайству трудящихся» и в 1926 г. переоборудовали под Дом еврейской рабочей культуры, а в 1930 году — под кинотеатр «Спартак» на 580 мест. В конце 60-х годов здание разрушили, а на его месте построили здание райисполкома.

Синагога Бейс—Гамедраш. Ее посещали 500 человек. Изъято 30 фунтов серебра и 6 золотников. После закрытия в 1927 году здание использовалось под Дом народного творчества, затем — под Украинскую выставку хлопководства. После войны здание было разрушено до основания.

Синагога «Хабад 1». Посещали ее 1500 человек. В 1920 —1921 годах синагога «Хабад 1» имела на текущем счету в Первой Херсонской Судсберкассе 135000 рублей капитала специального назначения (больницы).

Синагога «Хабад 2» (размещалась во дворе синагоги «Хабад 1»). Посещало ее 300 человек. Во время оккупации обе синагоги были сожжены.

В 1947 г. здание синагоги «Хабад 1» было восстановлено, а в 1952 г. переоборудовано под заводское общежитие, использовалось и для нужд других учреждений.

Осенью 1990 г. синагога была передана иудейской религиозной общине «Хабад», и сейчас здесь находится областной центр возрождения еврейской культуры и религии.

С приездом в 1992 году раввинов ХАБАДА Авроома Вольфа и Давида Мондштайна начинается второе рождение синагоги: при ней открываются начальные классы еврейской школы, организовывается бесплатное питание для малоимущих, формируется и официально регистрируется религиозная община Хабад.

Сегодня в городе работают общеобразовательная еврейская школа, детский сад «Ор-Хана», Хесед «Менахем-Мендл», университет изучения иудаизма для людей старшего поколения, воскресная школа, иешива «Томхей Тмимим Херсон», молодежный клуб «Ахдут», еврейский общинный центр «Гиля».


1юридический акт отпущения рабов на волю.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №33 > «На обломках самовластья»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-11-22 12:56:55
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl