БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №62 > Оставаться евреями
В номере №62

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-3
Интересно, хорошо написано

Оставаться евреями
Подбор материала Людмилы КЛИГМАН

«Ноар ле ноар» — «молодежь для молодежи». Это принцип всех еврейских молодежных движений. Основанные в разное время и с различными целями, одни еврейские молодежные организации существуют до сих пор, другие остались только в истории. Сегодня мы расскажем о наиболее многочисленных или самых известных из них.

Начало еврейскому молодежному движению было положено в Восточной Европе в конце 19 — начале 20 вв. Тогда были созданы организации сионистского направления — «hахалуц» («Пионер») и «Билу» (сокращенное «Дом Яакова, иди»), возникшие после погромов 1881 г. и готовившие еврейскую молодежь России для сельскохозяйственной колонизации Палестины; «ha-Шомер ha-цаир» («Юный страж»), воспитывавшая молодежь в духе «сионизма, социализма и братства народов»; «Маккаби hа-цаир» («Молодой Маккавей») — молодежный филиал спортивного движения «Маккаби»; «Бейтар», или «Союз еврейской молодежи им. Йосефа Трумпельдора1»; «Бней-Акива» («Сыновья Акивы2»), проповедовавшая верность религии и трудовую жизнь. Были также организации коммунистического толка, как Евкомол (Еврейский Коммунистический Союз молодежи), и религиозно-просветительские — например, «Эш hа-Тора» («Огонь Торы»), основная цель которой — «немедленно пробудить еврейский народ и вооружить его знаниями и умениями для того, чтобы остановить ассимиляцию и привести евреев к выполнению их предназначения — исправлению окружающего мира».

ИзменитьУбрать
(0)

hА-ШОМЕР

hА-ЦАИР

ИзменитьУбрать
(0)

Возникшая в 1911 г. в Галиции (как дочерняя организация объединения «hа-Киббуц hа-Арци»), «ha-Шомер ha-цаир» ставила целью подготовку еврейской молодежи к переселению в Эрец-Исраэль для участия в возрождении родины на коллективистских основах и в развитии еврейской культуры и языка. Идеология организации формировалась в период погромов в Украине после первой мировой войны. «ha-Шомер ha-цаир» резко выступала против ассимиляторов, а также против распространившегося в начале века среди еврейской молодежи коммунистического интернационализма и отказа от национальных идеалов.

Характерной чертой «ha-Шомер ha-цаир» были трудовая подготовка и культурная деятельность в духе немецкого движения «Вандерфогель» и английских скаутских организаций. Члены движения объединялись в группы (квуцот) — отдельно юноши и девушки; несколько квуцот одной и той же возрастной группы объединялись в плугот (роты) и гдудим (батальоны). Квуцот делились на три возрастные группы: 11-14 лет («кфирим» — «львята», также «бней мидбар» — «дети пустыни» или «бней Мецада» — «дети Масады»); 15-16 лет («цофим» — «скауты»); 17 лет и старше («багрим» — «взрослые» или «магшимим» — «свершители»). У каждой возрастной группы была особая образовательная программа.

В СССР отделение «ha-Шомер ha-цаир» было создано в 1922 г. на подпольном съезде в Москве, и, несмотря на его нелегальное положение, число членов организации быстро достигло 20 тысяч. Последний «Информационный бюллетень» движения в Советском Союзе был издан в 1932 г.
К 1935 г. общее число членов «ha-Шомер ha-цаир» достигло 70 тысяч; ее отделения уже действовали в США, Канаде, Бельгии, Болгарии, Австрии, Югославии, Германии, Венгрии, Франции, Англии, Швейцарии, Тунисе, Египте. Приход к власти фашистских режимов в Центральной и Восточной Европе вынудил «ha-Шомер ha-цаир» в этих странах перейти на полулегальное, а иногда и нелегальное положение. Многие члены движения сражались с нацистами в рядах Советской армии; некоторым удалось прибыть в Эрец-Исраэль до того, как началась война, другие по приказу движения вернулись на оккупированные нацистами территории, где они организовывали еврейское сопротивление. После войны центром деятельности «ha-Шомер ha-цаир» стала Южная Америка; воспитанников из латиноамериканских стран можно встретить почти во всех киббуцах Израиля.

В Израиле эта организация стала зачинателем киббуцного движения, активно участвовала в еврейском вооруженном подполье. В 30-40 гг. «ha-Шомер ha-цаир» стояла на марксистских, просоветских позициях, и в первые годы существования Израиля ее активисты даже в период антисемитской кампании в СССР продолжали безоговорочно поддерживать политику Сталина.
После создания Государства Израиль в организации было около 6 тысяч человек. В результате жестких требований из ее рядов многие отсеялись — за то, что не переселились в Эрец-Исраэль или не стали членами киббуцев. Активисты «ha-Шомер ha-цаир» сыграли большую роль в политической жизни страны, в рабочем движении, они были среди основателей и лидеров профсоюза. В 1946 г. движение преобразовалось в политическую партию, а в 1948 г.
совместно с «Тнуа ле-ахдут hа-авода» создало партию МАПАМ.

«БНЕЙ-АКИВА»

ИзменитьУбрать
(0)

«Бней-Акива» как движение сформировалась после первой мировой войны. В начале 20-х гг. сильны были социалистические настроения среди поселенцев, стремившихся создать новое еврейское общество, «нового еврея». По мнению социалистов, для достижения цели надо было оставить «устаревшую» еврейскую культуру и традиции. В противовес им рабочее движение «hа-Поэль hа-Мизрахи» ставило своей целью объединение религиозных трудящихся: «Земля Израиля, для народа Израиля, по Торе Израиля». «hа-Поэль hа-Мизрахи» и стало основой для «Бней-Акивы», объединившей религиозную молодежь и сионистов, после чего многие подобные организации в диаспоре встали под флаги нового движения. «Бней-Акива» основана в Иерусалиме в 1920 г. Ее духовным вождем был главный раввин Эрец-Исраэль Аврахам Ицхак Кук3. На сегодня это крупнейшее сионистское молодежное движение в Израиле и в мире.

Идеология «Бней-Акивы» базируется на том, что при помощи соблюдения заповедей и работы на Земле Израиля еврейская молодежь может достигнуть самореализации: «Тора ва-авода» («Тора и труд»), то есть верность религии и трудовой образ жизни. Как сионистское движение «Бней-Акива» полагает, что важнейшая заповедь иудаизма — возвратиться в Эрец-Исраэль, поэтому поддерживает патриотическое поселенческое движение и считает, что молодые евреи диаспоры должны осознавать: еврейское государство нуждается в них, а они нуждаются в еврейском государстве. С точки зрения идеологии «Бней-Акивы», необходимо защищать Израиль, поэтому все воспитанники служат в армии — в основном в боевых частях.

ИзменитьУбрать
(0)

За десятки лет своего существования движение создало ряд поселений и киббуцев. В сфере религиозного воспитания «Бней-Акива» основала 19 иешив на уровне средней школы и 6 религиозных школ для девушек. В Израиле работают 160 отделений «Бней-Акивы», около половины которых — в новых поселениях. Много внимания уделяется физкультуре; во время каникул работают летние лагеря. С 1936 г. ежемесячно издается журнал «Зраим».
Члены «Бней-Акивы» были первыми евреями, вновь поселившимися в старом еврейском квартале Иерусалима после Шестидневной войны; они также основали поселения на контролируемых Израилем территориях. В странах диаспоры появилось более 50 тысяч участников движения. В 1991 г. в Украине также появилось отделение «Бней-Акивы» — первая за постсоветское время еврейская молодежная организация.

«Бней-Акива» ежегодно проводит конкурс песни «Еврейское Евровидение», на который съезжаются музыкальные коллективы и воспитанники движения со всей Европы.

ИзменитьУбрать
(0)

ВСЕМИРНОЕ ЕВРЕЙСКОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО «МАККАБИ»

Международная еврейская спортивная организация, названная в память Иеhуды Маккавея, ставит своей целью укрепление физического здоровья как залога духовной силы нации. Девиз «Маккаби» — «В здоровом теле здоровый дух»; приветствие — «Будь сильным и отважным!» («хазак ве-эмац»).

Истоки «Маккаби» восходят к концу 19 в., когда с распространением сионистской идеологии еврейская молодежь стала создавать гимнастические клубы. Первый такой клуб возник в 1895 г. в Стамбуле. В 1915 г. еврейский спортивный клуб «Маккаби» был открыт в Варшаве, в 1916 г. — в Петрограде. В апреле 1917 г. появился клуб «Маккаби» в Одессе (см. МТ №34) и стал штаб-квартирой центрального комитета «Маккаби». Здесь же в 1917-19 гг. выходил ежемесячный журнал «Маккаби». С окончательным установлением советской власти деятельность «Маккаби» стали ограничивать, а в середине 1920-х гг. она была полностью прекращена. В 20-е гг. клубы «Маккаби» были связаны со скаутским движением («цофим») и с сионистскими организациями.
Штаб-квартира «Маккаби» находится в Тель-Авиве. В 1932 г. на новом стадионе в Тель-Авиве была торжественно открыта I Маккабиада (международные спортивные игры по образцу Олимпийских), в которой, кроме местной команды, приняли участие спортсмены из 21 страны. После Второй мировой войны численность членов «Маккаби» в Европе по понятным причинам резко сократилась, но в Северной и Южной Америке, Южной Африке и Австралии движение приобрело более массовый характер.

В 1944 г. общество «Маккаби» провело первый, ставший затем традиционным, ханукальный пробег с факелом. Факел зажигается у могил Маккавеев в Модиине, и бегуны по эстафете доставляют его в Иерусалим, где со времени провозглашения еврейского государства факел вручают президенту страны. С 1950 г. Маккабиады проводятся в Израиле каждые четыре года. В 1953 г. в Рамат-Гане была построена «олимпийская деревня» — «Кфар-Маккаби».

С 1959 г. в странах Европы проходят игры «Маккаби». Общество «Маккаби» признано Международным олимпийским комитетом в качестве спортивной федерации олимпийского разряда и является членом Всемирного союза международных спортивных федераций.

ИзменитьУбрать
(0)

«БЕЙТАР»

В основу мировоззрения «Бейтара» (аббревиатура от «Брит Йосеф Трумпельдор») положена идея создания еврейского государства на всей территории Эрец-Исраэль, где евреи составляли бы большинство населения, а иврит являлся бы единым национальным языком. Во главе созданного в Риге в 1923 г. «Бейтара» стоял В. Жаботинский, призывавший создать легальную армию для защиты еврейского населения подмандатной Палестины и определивший общественно-воспитательный идеал союза словом «хадар» («величие»). Для «Бейтара» этот термин означал честность, национальное достоинство, культуру поведения. Членом движения может стать каждый еврей от 15 до 22 лет. Эмблема организации — менора, служившая эмблемой Еврейского легиона в первую мировую войну; приветствие «Бейтара» — «Тель-Хай!» (название поселения, при защите которого погиб Трумпельдор). Печатный орган союза — газета «Игерэт». Не такой массовый, как «Бней-Акива», «Бейтар», тем не менее, сохраняет свое значение на протяжении 80 с лишним лет.
Противопоставляя себя левым сионистским движениям, выступавшим за синтез национальных и социалистических идеалов, бейтаровцы провозгласили принцип «одного знамени» («хад-нес»): «Все, что мешает строительству еврейского государства, связано ли оно с личными интересами, групповыми или классовыми, должно безоговорочно отступить перед одним знаменем, самым высоким идеалом — еврейским государством».

ИзменитьУбрать
(0)

Цели и задачи «Бейтара» изначально заключались в том, чтобы воспитать новый тип еврея, свободного от негативного груза, приобретенного за две тысячи лет рассеяния. Сегодня, когда Израиль уже существует, задача правильного воспитания молодежи в диаспоре является, наверное, даже более актуальной, чем в 20-е годы. Избалованные достатком, воспитанные вне еврейских традиций, молодые люди в разных странах не знают своих корней, не видят необходимости в помощи своему государству и его укреплении. Другая часть молодежи, наоборот, обременена своими проблемами, не знает, к кому можно обратиться за помощью. И если так будет продолжаться, то из-за ассимиляции есть опасность потерять часть евреев диаспоры уже через одно-два поколения.

Накануне второй мировой войны «Бейтар» насчитывал во всех странах около 100 тысяч членов. В некоторых странах он был самым многочисленным еврейским молодежным движением. Группы членов «Бейтара» участвовали в восстаниях в гетто Варшавы, Вильнюса и Белостока. Бейтаровцы способствовали нелегальной иммиграции в Эрец-Исраэль и затем активно участвовали в вооруженной борьбе за независимость страны. Во второй половине 40-х гг., когда усилилась борьба еврейского подполья за независимость, британские власти Палестины объявили «Бейтар» вне закона. Лишь с провозглашением Государства Израиль он возобновил легальную деятельность в стране. Сегодня «Бейтар» существует в 15 странах. Сильные и многочисленные организации — во Франции и США, также союз существует в Аргентине, Бразилии, Уругвае, Англии, Литве, в Турции (подпольно), Австралии, Канаде, в странах СНГ — в Украине, Молдове и России.

ИзменитьУбрать
(0)

«ЭЗРА»4

«Эзра» основана в Германии в начале 20 в. как молодежное сионистское движение. Сейчас организация ведет работу в Англии, Франции, США. Планируется возобновление деятельности в Германии, открываются отделения в Украине, Беларуси, а также в Канаде. Полтора года назад «Эзра» начала работу в Америке с русскоязычной общиной и очень в этом преуспела. Это неполитическая организация с девизом «Все правильно!». Принадлежит к национально-религиозному лагерю. Объединяет русскоговорящую еврейскую молодежь. Ее цель — культурное возрождение и сплочение молодежи диаспоры, выходцев из семей русскоязычных эмигрантов. Часто эта молодежь совершенно оторвана и от еврейства, и от Израиля — не потому, что им неинтересно, а потому, что никто не предлагал им программ, которые бы их увлекли. Задача «Эзры» заключается в том, чтобы разработать такие программы. Она организует многочисленные образовательные, культурные, спортивные и социальные мероприятия и предоставляет русскоговорящей молодежи возможность увидеть и полюбить свою родину в десятидневном бесплатном путешествии по Израилю. Молодые люди могут раз-вить свои лидерские способно-
сти, выучить иврит на интенсивных курсах, развивают свои физические и интеллектуальные способности на курсах молодого бойца.

ИзменитьУбрать
(0)

Организация старается пробудить у молодежи национальное самосознание, гордость за принадлежность к еврейскому народу, чувство сопричастности к судьбе Израиля: «Мы делаем жизнь молодежи более разнообразной, красочной и веселой, приближаем ее к великому древнему еврейскому народу и делаем эту связь непоколебимой. Мы предоставляем молодежи возможность заниматься тем, что ей нравится, тем, что ее привлекает, и тем, что имеет для нее смысл.

Делаем многое не только для членов нашей организации, но и для нашей общины. Мы не учим
специально религии и не готовим к репатриации, но считаем, что, если людям дать
еврейское образование и воспитание, они сами сознательно примут решение жить в еврейском государстве».

ИзменитьУбрать
(0)

«ГИЛЕЛЬ»5

Первый «Гилель» появился в 1923 г. в США при Иллинойском университете. Его целью была забота о культурных и социальных потребностях еврейских студентов, оторванных от семьи. Со временем подобные организации стали появляться во всех крупных городах Америки. После Второй мировой войны «Гилели» возникли в Канаде, Южной Америке, Европе, Австралии, Израиле. В странах СНГ «Гилель» основан в 1994 г. при содействии Фонда семьи Шустерман (США), Американского Еврейского Объединенного Распределительного комитета «Джойнт» и Международного «Гилеля» при сотрудничестве местных еврейских общин.

Цель организации — вовлечение молодежи в жизнь еврейских общин, реализация программ, направленных на содействие духовному развитию молодежи в сфере образования и культуры. В результате массовой волны эмиграции в 90-х гг. сотни тысяч евреев из бывшего СССР оказались в Израиле, Европе, США.

В СНГ осталось около полутора миллионов евреев, из них 75-80 тысяч — молодежь. Большинство из них не имело представления о еврейских традициях и культуре. Сейчас «Гилель» существует в 27 городах семи стран СНГ, во всем мире работает свыше 500 его центров — в США, Канаде, Израиле, в странах Латинской Америки, Австралии.

В программах участвуют тысячи студентов и членов их семей. «Гилель» привносит еврейские ценности в их жизнь, регулярно проводит профессиональные и лидерские тренинги. «Гилель» не принадлежит к политическим движениям и религиозным течениям, обеспечивая, таким образом, свободу самовыражения для каждого.

Существует множество программ «Гилеля», посвященных формальному и неформальному еврейскому образованию. Кроме того, развиваются творческие и культурные проекты, регулярно проводятся арт-фестивали, на которых студенты могут проявить свои таланты. Студенты «Гилеля» преподают в еврейских воскресных школах и детских садах, работают вожатыми в детских и семейных лагерях, волонтерами в благотворительных организациях, проводят еврейские праздники в общинах.

————————--

ИзменитьУбрать
(0)

Мордехай Анелевич (1919-1943) короткое время был членом организации «Бейтар», позже стал участником «hа-Шомер hа-Цаир». В начале второй мировой войны он являлся одним из руководителей варшавского отделения этой организации. Во время наступления немецкой армии на Варшаву бежал на восток, намереваясь пробраться в Палестину, но был задержан на румынской границе и вернулся в Варшаву.
Анелевич активно участвовал в организации киббуца в Варшавском гетто, проводил занятия в небольших группах и издавал подпольную газету. После создания Еврейской боевой организации стал ее командиром. Из боевого отряда «hа-Шомер hа-Цаир», которым командовал Анелевич во время отпора нацистской операции 18 января 1943 г., он единственный остался в живых. Вскоре Анелевич подготовил бойцов гетто к решительному восстанию, которое началось 19 апреля 1943 г. под его командованием и стало символом еврейского Сопротивления. В ходе восстания, длившегося почти два месяца, Анелевич писал в своем дневнике: «Ясно одно — то, что происходит, превзошло самые смелые ожидания. Нам дважды удалось выбить немцев из гетто...» В боях пало 7 тысяч еврейских бойцов, многие были сожжены в бункерах. Двадцатичетырехлетний Анелевич погиб 8 мая 1943 г. В память о нем на юге Израиля основан киббуц Яд Мордехай.

ИзменитьУбрать
(0)

Шломо Бен-Йосеф (Шалом Табачник,1913-1938) — первый еврей, казненный британскими властями в Эрец-Исраэль за попытку отомстить арабам за зверские убийства евреев. Член «Бейтара», в 1937 г. нелегально приехав в Палестину, он на следующий же день присоединился к бейтаровскому отряду в Рош-Пине и вскоре был принят в «Эцель» (Национальную военную организацию).
В 1936 г. в Эрец-Исраэль вспыхнули арабские бесчинства. Социалистическое еврейское руководство предпочитало никак не реагировать на нападения. За несколько лет жертвами арабского террора стали свыше 500 евреев. После нового всплеска беспорядков в 1937 г.
Зеев Жаботинский, глава «Эцеля», вынужден был дать разрешение на нанесение ответного удара. Но английская полиция арестовала многих еврейских активистов, и после этого ответные акции прекратились.

28 марта 1938 г. около 20 арабов напали на еврейское такси по дороге в Цфат. Четверо пассажиров были убиты на месте, в том числе ребенок и две женщины. Тела еще двух — водителя и девушки, над которой зверски надругались, были найдены через несколько дней. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения. Не получив разрешение командования, Бен-Йосеф и два других члена «Бейтара» — Шалом Зурабин и Авраам Шейн обстреляли арабский автобус на дороге Рош-Пина-Цфат. Все трое были арестованы. Несмотря на то, что обстрел автобуса не повлек за собой человеческих жертв, Бен-Йосеф и Шейн были приговорены к смертной казни (приговор Шейну был отменен в связи с его несовершеннолетием), а Зурабин — к тюремному заключению. Приговор они встретили возгласом: «Да здравствует Царство Израиля по обе стороны Иордана!» Все усилия спасти Бен-Йосефа оказались безуспешными, и 29 июня 1938 г. он был повешен в тюрьме.
Двадцатипятилетний Бен-Йосеф умер со словами: «Да здравствует Жаботинский!» — и был похоронен в Рош-Пине, одетый в форму «Бейтара». В письме к матери Шломо Жаботинский писал: «...Пока я жив, его имя будет в моем сердце, и те, кто являются больше его учениками, чем моими, будут указывать путь поколению».

Источник: Фото с сайтов: eleven.co.il; bneiakiva.net; beytar.co.il; ezraus.org; hillel.org


1Йосеф Трумпельдор — отважный офицер, герой русско-японской войны, боролся за создание независимого еврейского государства
2Рабби Акива — один из основоположников раввинистического иудаизма, принявший мученическую смерть в тюрьме, куда он был заточен римлянами после разгрома восстания Бар-Кохбы
3Авраам Ицхак hа-Коэн Кук (1865-1935) — один из величайших мыслителей 20 века, стремился расширить полученное им традиционное еврейское образование более глубоким изучением светских и философских предметов, основоположник идеологии религиозного сионизма
4Эзра — еврейский пророк, имя которого носит одна из книг Ктувим
5Рабби Гилель — наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго храма

Максим
19.08.2009 19:48

Не плохо, но малова то.

Максим

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №62 > Оставаться евреями
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 02:21:39
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Dr. NONA Jerusalem Anthologia