БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №62 > К жизни, полной смысла
В номере №62

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

К жизни, полной смысла
Учение Ребе Менахем-Мендла Шнеерсона

Если говорить об интимности, то надо признаться, что мы живем в кризисное время. Все стремятся к интимности, ищут ее. Однако интимные отношения стали ареной серьезных конфликтов и беспорядков.

ИзменитьУбрать
(0)

Глава 8

ИНТИМНОСТЬ

Безгрешность сексуальности

Что такое сексуальность и интимность?

Взгляды людей на интимность и сексуальность сильно изменились после так называемой сексуальной революции. Наше общество подвергается интенсивному воздействию сексуального мышления и представлений, границы которых оказались размытыми.

Ясно, что настало время пересмотреть наше отношение к интимности и сексуальности. Что такое сексуальность, и какая сила заключена в ее мистике? Какую более скрытую роль она играет в нашей жизни? Являются ли интимность и сексуальность одним и тем же? Существует мнение, что «сексуальная революция» освободила людей. Но свободны ли вы? Или ваши желания порабощают вас все больше, а меняющиеся критерии смущают, как никогда раньше?

Сексуальность — это внутренняя Б-жественная энергия, встреча тела и души, которая питается истинной интимностью, скромностью и утонченностью. Она может плодотворно развиваться лишь в контек-сте священной институции брака. Сексуальность сама обладает и телом, и душой, физиче-
ской и духовной сущностью. Ее телом служит союз человече-
ских тел, который сопровождается наиболее полным из всех физическим наслаждением. Ее душа — союз с Б-жественностью, сопровождаемый абсолютным духовным блаженством. Если духовной природой сексуальности пренебрегают, это чувство может стать иррациональной одержимо-
стью, поглощающей человека.

Сексуальность — одна из самых могучих сил жизни, способная поднять человека на высочайшие вершины самопожертвования и преданности или сбросить его в бездны эгоизма и деморализации. Она никогда не бывает нейтральной.

Парадокс состоит в том, что концентрирование внимания на сексуальности приводит к ее гибели. Порвавшая связи с собственной сокровенной природой, она теряет свой истинный смысл, свое достоинство, свое величие. Именно здесь сексуальность расходится с интимностью.

Интимность не следует отождествлять с сексуальностью. Это особое состояние, отличающееся от всех других состояний, и подходить к ней надо с добротой и благоговением. В Торе сексуальность называется «знанием», ибо она влечет за собой знание интимности, разделяемой двумя людьми. Когда сексуальность теряет свою интимность и рассматривается в том же свете, что и наши другие физические потребности, она превращается в низменную жажду наслаждений, немногим больше технической или биологической функции.

Стремясь определить явления и понятия языком, отражающим материальный мир, люди используют органы чувств, а не духовных ощущений. Поэтому мы часто игнорируем духовный компонент сексуальности. Сильное влияние сексуальности на человека становится чисто физическим влиянием, которое каждый воспринимает по-своему. Лишь понимая душу сексуальности, здоровую интимность, можно определить причину ее силы и страсти.

Почему сексуальность так сильна?

Когда Б-г создал мужчину и женщину, они были одним человеком в образе одного Б-га и только потом разделены на две части. Как сказано в Торе, «...оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью» (Брейшис, 2:24).

Эту необходимость воссоединиться, «стать одной плотью», мужчина и женщина ощущают постоянно. И сексуальность является средством этого союза и, тем самым, соединения с Б-гом, в образе которого они созданы. Неудивительно поэтому, что сексуальность обладает такой мощной силой. Вероятно, это единственный опыт в жизни человека, когда он сталкивается с Б-гом лицом к лицу, единственный опыт, который позволяет ему стать поистине Б-гоподобным. Именно этот опыт дает мужу и жене возможность создать новую жизнь. Ничто больше из того, что совершаем мы, люди, не является таким Б-гоподобным, как создание новой жизни, способной, в свою очередь, создавать другие жизни и так далее, до бесконечности. Эта Б-жественная природа и является тем, что придает сексуальности ее мистику, позволяет человеку «узнать» Б-га, думать так, как думает Он, создавать так, как создает Он.

Интимность есть прославление, воспевание ранимости человека, затрагивающая его самую добрую, сокровенную и хрупкую часть. Вот почему мы должны культивировать здоровую среду для нашей интимности, среду, которая позволяет нам обнаруживать и оценивать в интимности ранимость, пребывающую под надежной защитой.

Большинство из нас желает изведать интимность, но боится испытать ранимость, потерять контроль над собой, что всегда усложняет истинную интимность, ибо быть довольным вашей ранимостью и есть абсолютная, полная интимность. Иллюзия интимности (где каждая личность получает то, что ей нужно) дает возможность людям ощутить добро лишь в данный момент, если они вообще его ощущают. Если они еще способны контролировать положение, если они не подвергли опасности свою ранимость, можно считать, что их «интимность» была лишь другой формой контроля одной личности другою.

Возникает вопрос, можем ли мы и в какой мере давать волю своим чувствам? Вероятно, просто не можем. Мы часто говорим о слабости людей. У нас просто отсутствует способность искренне верить друг другу. Но мы не животные, мы Б-жественны, и наши души наполнены духом Б-га, который наделил нас способностью любить так, как любит Он. Когда мы научимся видеть Б-жественность в каждом человеке, мы сможем освободиться от своей замкнутости, поверить друг в друга, испытать подлинную любовь и соответственно интимность, сделать правильный выбор и дать волю своим чувствам, сможем оставаться самими собой, не заботясь о своей защите и не опасаясь быть обманутыми. Нам предоставляется право выбора.

Однако физическая страсть интимности может сбить нас с толку и повести по ложному пути. В случае, когда лишь удовлетворяются эгоистические потребности, мужчина и женщина вскоре расходятся в разные стороны. Или же мы проникнемся тем, что интимность и сексуальность поистине полны смысла, являются средствами, которые соединяют нас с Б-гом самым прочным и возвышенным способом. А это, в свою очередь, соединяет мужчину и женщину в одно целое.

Как познается жизнеспособная интимность?

Истинная, жизнеспособная интимность требует присутствия двух компонентов — дисциплины и освящения. Мы должны постоянно контролировать себя, рассматривая сексуальность как священную силу.

К святости сексуальности следует относиться с трепетом, подобно тому, как вступают в Святую Святых, где засчитывается любое действие, где нетерпим какой бы то ни было порок. Познавать сексуальность в контролируемой среде с соответствующими границами не значит заглушать любовь. Мощная физическая энергия должна быть направлена в русло жизне-способной страсти.
В современном обществе сексуальность часто вовлекает в свою орбиту людей, заинтересованных в удовлетворении своих сиюминутных потребностей. Но сексуальность — это возвышенное состояние, она позволяет вам впустить в свою душу другого человека, и вместе вы сможете построить нечто большее. Идеальной средой для жизнеспособной интимности, когда не приходится подавлять свои индивидуальные желания, является освященный Б-гом брак. Во всех других средах она не только не жизнеспособна, но и опасна.

Тем не менее, мы часто становимся жертвами своей сексуальности, позволяя своим неуправляемым потребностям и желаниям одерживать верх над нами. Очень часто человек обращается к сексуальности, чтобы отвлечься от существующей действительности, ошибочно полагая, что любая серьезная проблема поддается поверхностному решению.

Путь к жизнеспособной интимности лежит через отказ от вредной, необузданной сексуальности, ибо, чем больше ее питают, тем ненасытнее она становится. Дисциплина и проницательность направляют интимность, сексуальность в русло жизнеспособного и плодо-творного опыта.
Бытующее мнение о том, что до вступления в брак следует приобрести сексуальный опыт, лишено всякого основания. Такой опыт может только помешать достижению в подходящее для этого время истинной интимности. Находясь близко, когда вам следует быть далеко, вы окажетесь далеко, когда вам надо находиться близко. Если интимность познается в освященных условиях, достигается близость, которая войдет в последующую жизнь мужчины и женщины, придаст святость и единство всему, что ими будет сделано. Интимность, неотъемлемую часть нашей жизни, нельзя делить на категории. Она является основой строительства дома и семьи, полной и совершенной жизни.

Важно, чтобы интимность была скромной. По существу, жизнеспособная интимность скрыта и сдержанна. После своего создания мужчина и женщина «И были оба наги... и не стыдились» (Брейшис, 2:25). Они были невинны, как дети, и рассматривали сексуальность лишь как часть Б-жьего творения, предназначенную для выполнения священной функции. Нарушив запрет
Б-га и вкусив от Древа Познания, они потеряли свою невинность: «И открылись глаза их обоих, и узнали, что наги они...» (Брейшис, 3:7). Испытав здоровый стыд, проистекающий из скромности, они прикрыли себя.

Единственными членами общества, не испытывающими неловкости от своей «наготы», являются дети, хотя они рождены с чувством скромности. В идеальных условиях все мы должны были бы оставаться такими же невинными, как дети. Сексуальность должна была бы проистекать из здорового духа и души. Нам следовало бы учиться жизнеспособной, здоровой интимности, находясь рядом со своими родителями и их родителями.

В наше неспокойное время подобные уроки не так легко получить, а эту концепцию скромности необходимо точно сформулировать. Сегодня молодые люди упорно ищут альтернативу нашим критериям. Но их уносит вихрь, создаваемый тем давлением, которое оказывает на них не всегда благоприятная среда. Обязанность родителей, учителей и всевозможных лидеров — объяснить молодым святость сексуальности.

Итак, мы должны стремиться понять, что истинная интимность, подлинное достоинство человека, излучает сияние его души. Какого рода послание исходит от тех, кто одевается провоцирующим образом и судит о сексуальности без должного уважения? Открытая сексуальность, способная вызывать лишь потерю уважения, приводит к дальнейшим отклонениям. Истинная красота, которая управляет и любовью, и уважением, — это внутренняя красота.

Естественно, люди не хотят, чтобы кто-либо накладывал ограничения на их интимные отношения. Но нельзя отрицать, что не все формы сексуального поведения приемлемы. Святость сексуальности требует такого поведения, которое следует Б-жественным законам, законам нашего Создателя. Законам, которые требуют от нас не отрицания сексуальности как таковой, а соблюдения здоровых интимных отношений, способствующих поддержанию жизни на земле и прогрессу человечества, разрыву цепей рабской привязанности к своим страстям, ведущей к деградации общества.

Тот факт, что мы живем в обществе, в значительной степени незнакомом с жизнеспособной интимностью, не меняет ситуации, не оправдывает ее. Даже если бы существующие отклонения от нормального типа сексуальности были признаны, например, генетическими, это вовсе не означало бы, что их надо прощать — многое зависит от наших адекватно направленных естественных желаний.

ИзменитьУбрать
(0)

Необходимо, однако, делать различие между человеком и поведением человека. Установленные критерии поведения не следует использовать для определения полноценно-сти тех, кто не живет в соответствии с этими критериями. Бескомпромиссные, они предназначены для того, чтобы внести ясность и способствовать улучшению нашего поведения.

Б-жий критерий сексуальности — вот что безусловно подходит каждому из нас. И мы не должны бояться учить этим идеалам. Как и при обсуждении других важных вопросов, связанных с истиной, необходимо действовать очень деликатно, с подлинной любовью и заботой, но в то же время и достаточно твердо. Сама манера говорить и язык должны подчеркивать положительные аспекты обсуждаемого и вызывать у слушающего мотивацию к самосовершенствованию.
Кризис, сложившийся в нашем обществе вокруг сексуальности, следует рассматривать как возможность определить ее значение. Очевидно, что нескромное сексуальное поведение не способствует культивированию истинной интимности. Оно разрушает уважение к личности, к дому и семье. Но мы можем наблюдать и растущее сознание, которое делает больший упор на общение (интеллектуальное, эмоциональное), чем на беспорядочное половое поведение. И это — явный шаг в правильном направлении.

Настало время исправить нашу сексуальность, интимность, возвратить их в контекст брака, дома и семьи. Настало время вернуть Б-га в нашу интимную жизнь, заселить и цивилизовать мир, «стать одной плотью», возвратиться к первоначальной близости с нашим Создателем. Это и было бы истинной сексуальной революцией. Весь мир (начиная с вашего собственного мира) брошен на чашу весов.

———————--

Молодая женщина пожаловалась раввину на то, что не может найти себе подходящего мужа. Раввин посоветовал ей чаще беседовать с предполагаемым супругом, чтобы выяснить, действительно ли он подходит ей, избегая при этом какой бы то ни было интимности.
— Но в современном обществе это просто невозможно, — возразила женщина.

Раввин вздохнул и спокойно заметил:
— Интимность подобна огню. Потворствуя ей, вы быстро убедитесь в том, что не гасите огонь, а льете в него бензин. Если же интимные отношения протекают в рамках освященного брака, они становятся огнем, согревающим двух людей, освещающим их дом и семью.

На вопрос, каково его мнение о половом воспитании в школах, Ребе ответил: «Обсуждение подобной проблемы способствовало бы решению многих других. Но чем больше мы говорим о сексуальности, тем больше возбуждаем интерес к ней. Вот почему в этой области надо действовать очень осторожно. Беседы должны проводить деликатные профессионалы, избегающие каких-либо провоцирующих выражений и ассоциаций, предпочтительно отдельно с каждым учеником, в крайнем случае — с двумя или тремя, раздельно с мальчиками и девочками, придерживаясь определенных границ».

Источник: Рисунки М. Шагала


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №62 > К жизни, полной смысла
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 11:36:47
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов