БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Диаспора > Хорошо там, где нас нет
Диаспора

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Диаспора
Хорошо там, где нас нет
Илья Бараникас

«Помните: каждый раз, когда вы покупаете бутылку «Эвиана», продукт «Ярлсберга», испанскую дыню, шоколад «Годайва», сумку «Гуччи» или немецкую кухню, вы финансируете массовые убийства, осуществляемые мусульманами. Европейский Союз ежемесячно выдает Палестинской администрации 10 миллионов долларов, четко зная при этом, что деньги пойдут на обучение исламских террористов и закупку для них оружия массового убийства».

Это воззвание, которое рассылает по Интернету одна из американских еврейских организаций, ставит своей целью убедить жителей США покупать отечественные и израильские продукты: «нет» — «Шанели» и «Кристиану Диору», «да» — «Эсти Лаудер» и «Донне Каран». Насколько я знаю, эта агитация находит отклик в основном у тех, кого и агитировать не надо, — у той части еврейской общины Америки, которая радеет за интересы Израиля больше, чем сами израильтяне.

«Ряды пожидели»

В Соединенных Штатах проживает самая большая в мире еврейская община. Больше, чем еврейское население в Израиле. И «самый еврейский город мира» — это не Тель-Авив, а Нью-Йорк. Согласно последним демографическим данным, еврейское население США составляет минимум 5,2 млн. человек, а максимум — 6,7 миллиона. Как это? Очень просто: еврейство рассматривается в Америке главным образом как синоним иудейства, т.е. как вероисповедание — такой подход дает низшую цифру. Тем временем целый ряд демографов (например, Гэри Тобин из Института еврейских общественных исследований Сан-Франциско) считает, что к пятимиллионной с гаком еврейской численности надо прибавить еще тех, кто еврей не по вероисповеданию, а по этническому происхождению (советский подход, применяемый до сих пор в России).

Но какую методику подсчета ни применяй, евреев в США становится все меньше: за последнее десятилетие их численность сократилась на 300 тысяч. Это — результат низкой рождаемости среди еврейского населения, которое, соответственно, все более стареет.

Большая часть евреев Америки — потомки выходцев из Российской Империи. Спасаясь от погромов и жестких социальных ограничений, таких, как «черта оседлости», не менее 2 миллионов евреев эмигрировали из России (включая Украину, Польшу, Литву и т.д.) в США в период с 1890 года по окончание Первой мировой войны. В этот же период из других стран (преимущественно из Восточной Европы) в Америку прибыло еще более миллиона евреев. Это была самая крупная волна еврейской иммиграции в США, далеко превосходящая как приток еврейского населения в Америку в XVII-XIX столетиях, так и последнюю фазу иммиграции из СССР, преимущественно еврейской, которая началась в конце 70-х годов ХХ века. Сейчас иммиграция в Соединенные Штаты из бывших советских республик резко сократилась, а из таких стран, как Польша, просто уже больше некому ехать — евреев там практически не осталось.

Итог всех этих процессов таков: в Америке, как любят шутить сами евреи, «то ли ряды пожидели, то ли жиды поредели». Но пока это не отразилось на силе и влиянии еврейского лобби — еврейские организации США реально воздействуют не только на политику страны в отношении Ближнего Востока, но и на внутриполитические процессы. Без поддержки еврейского лобби не может обойтись ни один претендент на серьезный государственный пост.

«Собирался он в Разлив, а приехал в Тель-Авив»

Живя в США, постоянно приходится сталкиваться с бывшими израильтянами, переехавшими сюда на постоянное место жительства. Их немало и в русскоязычной диаспоре, и в англоязычной среде. В советские времена, когда «наши» эмигрировали из Советского Союза через Рим или Вену, часть эмигрантов отправлялась из этих перевалочных пунктов вместо Израиля в Америку. Сейчас, когда выезжают напрямую, некоторые едут в Израиль, живут там какое-то время, потом уезжают в Америку. Хотя большая часть остается в Израиле.

Любопытно, что живущим в США бывшим израильтянам присущ, как правило, сильнейший произраильский патриотизм. «Моя родина — Израиль», — говорит редактор одной из русских газет США, который родился и вырос в Советском Союзе, потом 10 лет прожил в Израиле, а теперь уже давно живет в Америке. «Мы, израильтяне...», — вторит ему другой здешний журналист с похожей биографией. Да и не только представители нашей профессии из числа покинувших Израиль любят поговорить о том, что лучше нет страны на свете. Почему же они тогда уехали из земли обетованной? Если вы от кого-то добьетесь честного ответа, то причиной чаще всего будет названо желание избавить детей от обязательной службы в израильской армии или неприятие израильского общества, которое многие называют смесью советского социализма и религиозного мракобесия. Нередко те, кто эмигрирует из Израиля в США, просто рассчитывают на более сытую и спокойную жизнь, не сознавая при этом, что Америка — более жесткое общество, чем Израиль, — здесь куда слабее система социальной защиты. Америка — лучшая в мире страна для сильных; те, кто послабее, здесь быстро начинают тосковать по социализму.

Движение в обратном направлении — из США в Израиль — происходит главным образом за счет переезда в Израиль американских хасидов. Эти люди живут в своем мире, по своим законам. В липкую летнюю жару они носят черные костюмы и шляпы. Их жены рожают столько детей, сколько пошлет Всевышний. В одном из главных оплотов ортодоксального еврейства, нью-йоркском районе Боро-парк, по субботам закрыто большинство ресторанов и магазинов, а уличная парковка автомобилей — бесплатная. В остальной Америке можно не бросать монеты в паркометр по воскресеньям, а суббота — обычный «платный» день.

Выходцы из Бруклина (частью которого является Боро-парк) — наверное, самое боевое ядро еврейских поселений на контролируемых Израилем территориях Западного берега Иордана и сектора Газа. Эти люди готовы взять в руки автомат, как только их нога ступит на священную землю предков. Даже если кто-то из американских ортодоксов не переезжает в Израиль на постоянное жительство, каждый из них считает своим долгом регулярно ездить в Израиль — на учебу, паломничество, обмен опытом, просто к друзьям... Участившиеся теракты их не пугают — об этом они твердо заявляют, отвечая на вопросы дотошных журналистов: «Ездили и будем ездить».

Вообще для еврейской общины Америки характерно преобладание умеренных взглядов — и политических, и религиозных. Американские евреи в своем большинстве — сторонники Демократической партии. Многие из них придерживаются социалистических или коммунистических убеждений.

Защищать евреев СНГ стало труднее

Маша работает в одной из ведущих еврейских организаций Америки. (Не будем уточнять, дабы не навлечь на нее неприятности). «Десять лет назад, — говорит она, — в начале 90-х, еврейская эмиграция из стран СНГ устойчиво росла. Соответственно, росли и объемы нашей работы по оказанию помощи вновь прибывшим. Но росли и размеры помощи, получаемой нами от частных жертвователей и государства. В последние годы тенденция изменилась: эмиграция из СНГ пошла на убыль. Причины известны: во-первых, стала более нормальной экономическая и политическая ситуация, особенно в России. Во-вторых, большинство желающих уехать, к этому времени уже уехало».

Маша соглашается с тем, что я знаю на основе собственных наблюдений: еврейские организации и еврейская пресса США порой дают некоторый избыток черной краски, рисуя картину положения евреев в СНГ. Они склонны преувеличивать масштабы антисемитизма и преуменьшать защиту евреев властями. Мотивы отчасти меркантильны (привлечение средств — см. выше), отчасти — гуманитарного свойства: надо, чтобы США по-прежнему предоставляли желающим покинуть страны СНГ евреям статус беженца или политическое убежище.

Другая моя знакомая, сотрудница еврейских организаций, Лора (она — урожденная американка) рассказывает, что главная трудность в работе с «советским контингентом» — то, что евреи из бывшего СССР не имеют представления о еврейской культуре и религии и очень часто даже не желают к ней приобщаться. «Они не осознают себя евреями», — говорит она. — «Если не осознают, значит, не очень-то их преследовали за принадлежность к еврейству?» — оппонирую я. — «Да нет, просто у них не было возможности ходить в синагогу, изучать Тору и иврит».

Что ж, ваша правда, Лора. В советские времена у нас был крайне затруднен доступ к любой другой идеологии, кроме той, что проповедовала КПСС. Сегодня же наши люди с трудом находят ей замену. Даже уехав из России-СНГ в другую страну.

Источник: Континент USA


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Диаспора > Хорошо там, где нас нет
  Замечания/предложения
по работе сайта


2022-07-07 04:35:21
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет