БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Диаспора > В украинских подвалах обнаружены израильские сокровища
Диаспора

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+23
Интересно, хорошо написано

Диаспора
В украинских подвалах обнаружены израильские сокровища

27-летний хасид Нахум Карлинский, исследующий еврейскую культуру Восточной Европы конца 19-го и начала 20-го века, обнаружил в подвалах одного из киевских вузов настоящее сокровище, сообщает портал IzRus со ссылкой на интернет-ресурс "Мааяней ха-Ешуа".

Несмотря на подозрительность чиновников, и на многочисленные препятствия, он сумел получить доступ к уникальной "коллекции Семена Анского", где нашел многочисленные этнографические записи, песни, описание местечек и хасидских дворов столетней давности.

Среди находок Карлинского – традиционные еврейские мелодии 18-19 века, записанные на фонограф (первый прибор для записи и воспроизведения звука). Среди них и мелодия, "сопровождающая праведников в рай", написанная, согласно легенде, самим Рабби Нахманом из Брацлава (правнук основателя хасидизма Исроэля Бааль Шем Това). Теперь компания "Индик Афакот" намерена привлечь лучших современных исполнителей, включая известного кантора Дуди Калиша, для новой записи древних еврейских песен, чтобы сохранить для будущих поколений культурное наследие предков.

Ценности, обнаруженные Карлинским - лишь часть знаменитой коллекции Анского. Остальные собранные им реликвии восточно-европейского еврейства разбросаны по архивам и закрытым хранилищам России, Литвы, Польши и Германии (куда они были перемещены во время нацистской оккупации). Причем, все эти культурные ценности, включая предметы еврейской старины, найденные Карлинским, являются собственностью... Израиля. Согласно юридическому документу, составленному в 1915 году спонсором экспедиции бароном Владимиром Гинцбургом, а также по завещанию самого Семена Анского от 1924 года, большая часть этой уникальной коллекции давно должна была быть передана "в Еврейский музей в Палестине, если в Палестине образуется правоохранное убежище для евреев", и "учреждению этнографии или археологии в Иерусалиме".

Так что теперь Израиль вполне может предъявить Украине требование о передаче ему ценностей, обнаруженных Нахумом Карлинским.

СПРАВКА: СЕМЕН АНСКИЙ

Настоящее имя Шломо Раппопорт.

1863 г. (Витебск) – 1920 (Варшава).

Российско-еврейский писатель и публицист, активный член партии эсеров (был близок к "Бунду"), один из первых исследователей русского и украинского фольклора, основоположник еврейской этнографии.

С 1903-05 гг. начал проявлять растущий интерес к еврейскому вопросу, в частности к национальной культуре. В 1908-09 гг. выступил за сбор фольклорного материала в "черте оседлости", с целью сохранения культурного национального наследия, а также создания еврейской этнографической науки, развития литературы и искусства. Рассматривал эту задачу в широком социально-политическом контексте, стремясь собрать и обобщить все элементы народной культуры восточно-европейского еврейства, ради "воспитания наших детей в национально-еврейском духе". Вместе с тем, не отвергал идеи "национального очага", соглашаясь, что "нормальной жизнью евреи смогут начать жить только на собственной территории".

В 1910 г. вошел в состав Комитета и Этнографической комиссии Еврейского историко-этнографического общества (ЕИЭО). В 1912-15 гг. активно занимался сбором устного фольклора и материальных памятников еврейской культуры, главным образом, на территории современных Украины и Беларуси. По его инициативе собранные материалы легли в основу Еврейского музея в Санкт-Петербурге.

В 1918-20 гг. являлся одним из основателей еврейских историко-этнографических обществ в Вильно и Варшаве.

Экспедиция С. Анского

Официальное название – Еврейская Этнографическая Экспедиция им. барона Горация Осиповича Гинцбурга. Все расходы взял на себя барон Владимир Гинцбург - представитель знаменитой династии еврейских банкиров, промышленников и меценатов, возглавлявших во второй половине 19 – начале 20 в. общину Санкт-Петербурга.

Экспедиция была инициирована С. Анским, и действовала под эгидой ЕИЭО. В 1913 г., по итогам совещания представителей групп содействия из Санкт-Петербурга, Москвы и Киева, был определен статус экспедиции, как "автономной комиссии при ЕИЭО", со своей "самостоятельной администрацией и отчетностью". В подготовке экспедиции участвовали знаменитый еврейский историк Семен Дубнов, один из крупнейших поэтов на иврите одессит Хаим-Нахман Бялик, и живописец Леонид Пастернак (отец поэта Бориса Пастернака).

Работа проводилась в три сезона: июль-сентябрь 1912, июнь-ноябрь 1913, июль-август (ориентировочно) 1914. Были обследованы 70 еврейских населенных пунктов Подольской, Волынской и Киевской губерний. Особое внимание уделялось районам наиболее древнего расселения евреев, местам зарождения хасидизма и различных мистических течений. Изначально планировалось также изучение населенных пунктов на территории Литвы и Польши, но этому воспрепятствовали финансовые трудности и начало Первой мировой войны.

Согласно итоговому отчету С. Анского, всего было собрано "700 с лишним предметов старины (серебряных, медных, деревянных), имеющих музейную, художественную и реликвийную ценность". Кроме того: "свыше 2000 народных сказок…, более 1500 народных песен, до 1000 народных мотивов…(записано на фонограф)". Получены в дар или приобретены "несколько сот старинных документов, имеющих историческое значение, коллекции писем выдающихся лиц, мемуаров, до ста старинных рукописей, пинкусов. Собрана большая коллекция старинных оригинальных рисунков, заглавных листов пинкусов, мизрахов, кеттуб, сделано около 1500 фотоснимков со старинных синагог…".

В 1915 г. эта коллекция была пополнена путем эвакуации из районов военных действий исторических и культурных памятников, в частности: 513 свитков Торы, 75 свитков "Невиим", 251 предметов синагогального ритуала (в частности из знаменитой синагоги в Луцке), 25 пинкасим и рукописей. Многие реликвии были доставлены из Галиции, где до войны экспедиция работать не могла.
В результате, согласно отчету Этнографической секции ЕИЭО в 1915 г. в ее собрании насчитывалось 5-7 тысяч художественных работ и до 25000 фольклорных и этнографических материалов.

Право владения (и архив С. Анского)

Согласно юридическому документу, составленному в начале 1915 г. вся коллекция, собранная экспедицией С. Анского, была передана бароном Владимиром Гинцбургом Еврейскому историко-этнографическому обществу. При этом оговаривались условия популяризации данных материалов силами ЕИЭО, а также особый статус С. Анского в рамках данной деятельности. Одно из главных условий, выдвинутых В. Гинцбургом, гласило, что "должна быть составлена опись предметов, которые в виду особого их характера, должны быть переданы в Еврейский музей в Палестине, если в Палестине образуется правоохранное убежище для евреев" (пункт д-5).

Кроме того, определялась собственность С. Анского в рамках экспедиционной коллекции – "дневник Экспедиции, составленный С.А.Раппопортом, и те фотографии, которые могут служить к нему иллюстрацией, почитаются собственностью С.А.Раппопорта" (пункт д-3).

Текст данного документа приводится в отчете ЕИЭО за 1915 г.

Принадлежавшие С. Анскому "вещи и книги, которые имеют художественную ценность, этнографическую ценность или значение реликвий", он в своем завещании распорядился передать "учреждению этнографии или археологии в Иерусалиме". Текст завещания был опубликован в издании ЕИЭО "Еврейская старина" в 1924 г.

После смерти С. Анского, отдельные части принадлежавшего ему архива, с многочисленными памятниками еврейской истории и культуры, а также материалами экспедиции и его литературного творчества, находились в Петрограде, Вильно и Варшаве.
Наиболее ценные материалы виленской части архива в период нацистской оккупации были вывезены во Франкфурт-на-Майне, остальные уничтожены.

Судьба варшавской части архива неизвестна.

До 1930-х гг. в Ленинграде оставалась основная часть архива, находившаяся в составе общего архива Еврейского музея. Затем он был передан Киевскому институту еврейской пролетарской культуры. В период оккупации, часть архива была уничтожена, наиболее ценные документы вывезены во Франкфурт-на-Майне, остальные остались в Киеве. Материалы, из архива С. Анского, последней категории после войны хранились в Киевском Выдубецком монастыре, и в 1991 г. поступили в Рукописный отдел Библиотеки Национальной Академии Наук Украины, а также в Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. В.И.Вернадского.

Другая часть личного архива С. Анского в постсоветский период была обнаружена в Российском Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) в Москве.

Источник: http://novosti-n.mk.ua/ukraine/read/?id=12185


http://groups.google.com.ua/group/Evreiskiy_Kaleidoskop/browse_thread/thread/6762af8978b9d6c7?hl=uk

Ответ Ирины Сергееевой, кандидата исторических наук, заведующей фондом иудаики Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (Украина), на статью « Сокровища, принадлежащие Израилю, обнаружены в украинских подвалах », опубликованную на http://izrus.co.il/diasporaIL/article/2009-04-16/4294.html.

_________________

Ирина Сергеева, кандидат исторических наук, заведующая фондом иудаики Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского

О сокровищах, «обнаруженных» в украинских подвалах и «принадлежащих» Израилю

16 апреля этого года на сайте izrus.co.il (http://izrus.co.il/diasporaIL/article/2009-04-16/4294.html) была опубликована статья «Сокровища, принадлежащие Израилю, обнаружены в украинских подвалах», в которой анонимный автор, со ссылкой на «молодого исследователя, хасида, Нохума Карлинского» пишет об «открытии» (совершенно сознательно беру слово в кавычки! – И.С.) уникальной коллекции еврейского музыкального фольклора в Киеве.

Достаточно сложно вступать в полемику с Anonimus, тем более, что большинство, если не все, не соответствует истине. Но считаю необходимым высказать некоторые замечания и уточнить факты, дабы в дальнейшем не водить в заблуждение общественность.

Первое и главное: коллекция еврейского музыкального фольклора, насчитывающая 1017 восковых фоноцилиндров с аутентичными полевыми записями и около 5000 нотных и текстовых расшифровок хранится Институте рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (а не в некоей университетской библиотеке, как указано в статье!). Все материалы и документы прошли полную архивную обработку и доступны исследователям, соответственно, не никакой необходимости вести сложные переговоры с администрацией и всеми правдами или неправдами «проникать» в некие мифические подвалы. Кстати, Институт рукописи находиться во втором этаже библиотечного здания, а Отдел фонда иудаики, в читальной зале которого Н. Карлинский имел возможность ознакомиться с материалами, располагается на четвертом этаже. Но это так, к слову.

Второе: коллекция музыкального фольклора собиралась несколькими известными фольклористами и музыковедами, в частности, Юлием Энгелем, Зиновием Киссегофом и Моисеем Береговским с 1901 по 1947 годы. Так называемая коллекция Ан-ского» является составной частью этого обширнейшего собрания, собиралась во время Этнографических экспедиций имени барона Горация Гинцбурга, проводившихся под руководством Семена Ан-ского на территории Киевской, Волынской и Подольской губерний в 1912-1914 годах. Часть материалов была записана на фоновалики непосредственно в Петербурге от сотрудников еврейских организаций. Нотную и текстовую расшифровку записей выполнили уже в 20-е годы ХХ века сотрудники Еврейского музея в Петербурге и сотрудники Института (Кабинета) еврейской культуры Академии наук УССР в 1929-1947 годах. Именно в эту научную организацию в 1929-1939 годах был официально передан музыкальный архив Еврейского историко-этнографического общества. Позднее, после 1950 года, материалы официально поступили в Центральную научную библиотеку АН УССР (ныне – Национальная библиотека Украины).

Следует отметить, что часть архива, собранная Юлием Энгелем, была передана в 1930 году в Киев его дочерью Антониной Энгель, о чем в архиве имеется официальный документ, написанный рукой А. Энгель. Коллекция Зиновия Киссельгофа (еще одна составная общего собрания), включающая, помимо музыкальных записей, черновики научный работ и другие материалы, была подарена его дочерью Кабинету еврейской культуры АН УССР. Коллекция М. Береговского поступила из Института (Кабинета) еврейской культуры.

Третье: в течение последних 15 лет сотрудниками Национальной библиотеки Украины, как уже говорилось ранее, все собрание введено в научный оборот, подготовлены и опубликованы детальные научные описания, каталоги, статьи и публикации. Для интересующихся приведу только две библиографические ссылки:

Шолохова Л.В. Фоноархив еврейского музыкального наследия. – Киев, 2001. – 841 с.

Сергеева И.А. Рукописное наследие Семена Ан-ского в фондах Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского. – Киев, 2006. – 544 с.

Кроме упомянутых (на мой взгляд, достаточно подробных) публикаций имеется более 150 статей и публикаций, в том числе написанных и такими авторитетными учеными, как Вениамин Лукин (Израиль), Габриэла Сафран (США), Сильвия Гольдберг (Франция) Валерий Дымшиц (Россия) и другими. Кстати, мне совершенно неизвестны какие-либо научные публикации Нохума Карлинского по теме еврейской народной музыки. Возможно, это некоторые проблемы комплектования библиотечных фондов, хотя, по правилам библиотек и архивов, исследователи, подготовившие публикации на основе использованных материалов, обязуются (о чем непременно дают подписку в анкете пользователя) передать экземпляр статьи или монографии в учреждения, где находятся фонды. Но это уже вопросы этики исследователя.

Если же научные публикации и монографии для автора статьи и его информанта не являются свидетельством известности фоноколлекции, то возьму на себя труд напомнить, что 29 июля 2005 года Фоноархив еврейского музыкального наследия, хранящийся в Институте рукописи Национальной библиотеки Украины внесен в Реестр UNESCO «Память мира» («Memory of the World»), о чем имеется соответствующий Сертификат.

Фонографические записи из архива в настоящее время переведены на страховые копии, библиотекой, совместно с Институтом проблем регистрации информации НАН Украины изданы 4 компакт-диска, представляющие различные части коллекции. По поводу возможной публикации каких-либо звуковых материалов израильской компанией звукозаписи: напомню, что все права на уже опубликованные или готовящиеся к публикации записи еврейского музыкального фольклора из фондов Национальной библиотеки Украины принадлежат Библиотеке и Институту проблем регистрации информации, официально оформлены Агентством по защите авторских прав. Соответственно, любое использование этих материалов может быть только с согласия этих организаций. В противном случае – издание дисков будет идти в нарушение международного законодательства об авторских правах. Специально для израильтян напомню уже исторический факт – в 1998 году во время официального визита в Израиль Президент Украины Леонид Кучма подарил Президенту Израиля один из дисков.

Четвертое: практически все материалы, собранные во время Этнографических экспедиций под руководством Ан-ского, хранились в Киеве в помещении, специально предоставленном с этой целью бароном Владимиром Горациевичем Гинцбургом до 1914 (а не 1915!) года. После этого времени они были переданы в Петроград в Музей Еврейского историко-этнографического общества, где находились до 1930 года. При этом Владимир Гинцбург передавал материалы в пользование и под ответственность Ан-ского (а не в собственность), что специально оговаривалось документами. Упомянутый автором статьи пункт д-5 Отчета Общества, гласит, что «должна быть составлена опись предметов, которые, виду особого их характера (но не всех – И.С.), должны быть переданы в музей в Палестине, если в Палестине образуется правоохранительное убежище для евреев» (Отчет ЕИЭО за 1915 г. – Петроград, 1916, с.11). Небольшое замечание: В. Гинцбург был основным, но не единственным спонсором (простите за современный сленг – И.С.) экспедиций. Соответственно, права на единоличное решение юридически не имел. Впрочем, это уже чисто юридическая казуистика, не имеющая никакого отношения к истории. После закрытия Общества документы, материалы и музейные экспонаты советскими властями были переданы в Киев, Одессу и Минск, где до Второй мировой войны функционировали еврейские научные организации и музеи. Часть коллекции в 1918 году самим Ан-ским была оставлена на хранение в Российском этнографическом музее, где находится и сейчас. Заметим, что наш анонимный автор упоминает только Израиль и Россию (в частности, Москву) как места, где ныне находятся части архива Ан-ского. И здесь необходимы уточнения: помимо упомянутых мест, документы находятся в Петербурге (в нескольких архивах), США (в частности – архив Института YIVO). Серьезному исследователю просто грешно не знать об этом!

Что же касается правонаследования – авторский пассаж о возможности Израиля претендовать на «открытую молодым исследователем» коллекцию не выдерживает никакой критики. Anonimus ссылается на Завещание С. Ан-ского, при этом даже приводит дату – 1924 год. Уточняю – Семен Ан-ский (Раппопорт) скончался в Варшаве в ноябре 1920 года. Соответственно, завещание было составлено им до кончины, точнее – 23 января 1920 года, а никак не в 1924. Указанным годом датируется публикация текста завещания в журнале «Еврейская старина». Если же внимательно прочитать этот документ, то в нем речь идет не о музейной коллекции (имеется в виду фонд Музея еврейского историко-этнографического общества), а только о денежном наследстве. Пункт 7 Завещания гласит: «Вторую часть моего денежного наследства я оставляю в равных частях Еврейскому историко-этнографическому обществу в Вильне, Еврейскому Историко-этнографическому обществу в Петербурге и аналогичному учреждению этнографии или археологии в Иерусалиме (или в другом месте в Палестине). … Наследственные суммы должны быть раньше всего употребляемы учреждениями на издания этнографических материалов, собранных мною. Дальше, то, что останется, может быть употребляемо на собирание новых этнографических материалов или на покупку вещей для еврейских музеев» (Цитирую по «Еврейская старина, 1924, т. 11, с. 313). Сознательно привожу текст столь пространно, чтобы снять все возможные в дальнейшем вопросы и претензии!

Надеюсь, что смогла достаточно полно показать и пояснить все неточности и нелепости, допущенные анонимным автором статьи. Что же касается стремления некоторых, недостаточно компетентных, а в некоторых случаях – недобросовестных исследователей и журналистов к публикации «сенсационных открытий», то могу только посоветовать впредь, при подготовке материала, обращать больше внимания на источники и уже опубликованные документы и материалы.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Диаспора > В украинских подвалах обнаружены израильские сокровища
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 06:31:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia