БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Мусульманская экспансия
История

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+21
Интересно, хорошо написано

История
Мусульманская экспансия
Михаил Фейгин

В этой статье подробно описана история мусульманских завоеваний, начиная с возникновения ислама, и до окончания арабского владычества в Испании.

Арабы

В течении тысячелетия в Аравии жили разрозненные племена кочевников-бедуинов и оседлых садоводов, попутно занимавшиеся торговлей и не имевшие общего самоназвания. Их быт и родоплеменной строй преимущественно определялись натуральным хозяйством. Никаких тенденций к объединению не возникало, их боеспособность была на самом низком уровне, и поэтому до VII века Аравия была полем соперничества тр?х стран: Римской империи, парфяно-сасанидского Ирана и Абиссинии (Аксум). В самой Аравии наиболее активными и резистентными были иудейские общины Хиджаса и Йемена. Выступив с проповедью единобожия, Мухаммед собрал вокруг себя группу фанатичных последователей. Члены мусульманской общины порывали былые родовые связи, образуя новую общность. Создавшаяся консорция превратилась в субэтнос ещ? при жизни Мухаммеда и Абу-Бекра. Разросшись от нескольких десятков человек до нескольких десятков тысяч, мусульманский субэтнос завоевал всю Аравию и навязал населению догму единобожия. Индифферентные мекканские купцы и бедуины пустынь предпочли смерти или рабству обращение в ислам. Так создался новый этнос с самоназванием «арабы». Используя силы покор?нных и обращ?нных в ислам, арабы захватили Сирию, Египет, Персию и многие другие страны, распространившись от Атлантики до Инда. Они навязали разноэтническому населению Халифата свой язык и религию — ислам. Большинство покор?нных народов стало арабоязычными, а там, где удержался свой язык, например в Персии, больше половины слов литературного языка — арабские.

Предки пророка Мухаммеда и его жизнь. Калейдоскоп ж?н

Среди искателей и проповедников истины, выражавших идеи политического объединения арабских племен, были лица, которые выдавали себя за пророков — наби. По их словам, истина, которую они возвещали, внушалась им верховным божеством. В Мекке таким пророком был курейшит Мухаммед, выходец из древнего, но обедневшего рода хашим, в руках которого находились ключи храма Каабы. Рано осиротев, он нанялся пастухом, затем стал приказчиком, сопровождавшим торговые караваны; позднее, женившись на богатой вдове Хадидже, Мухаммед вел ее торговое дело. Он, по-видимому, с детства был воспитан в традициях мекканского культа Каабы, а затем в той или иной степени стал разделять взгляды ханифов-искателей истины, выразителями идей раннего арабского монотеизма — ат-таухида. Начало его проповеднической деятельности, как уже отмечалось, обычно относят, в соответствии с мусульманской традицией, к 610 году: Мухаммеду к этому времени было уже около сорока лет. Его родословная: Аднан женился на дочери вождя племени Бану Хузаа, которое вытеснило из Мекки в III веке племя джурхумитов. Внук Аднана, Фир ибн Малик по прозвищу Курайш, стал родоночальником племени курейшитов, которое в 440-450 годах вытеснило из Мекки Бану Хузаа под предводительством потомка Фира в седьмом колене — Кусая (умер в 480 году). Его внук Хашим тоже был шейхом; он оставил после себя сына Шейбу, который сво? детство пров?л в Ясрибе, откуда родом была его мать. В Мекку его прив?з Мутталиб, младший брат Хашима, и Шейбу прозвали Абд аль-Мутталиб. После смерти Мутталиба Шейба стал шейхом племени. Его сын Абдалла женился в 569 году на Амине, и 29 августа 570 года у них родился сын — Мухаммед. Два раза в год в Мекку приходили женщины окрестных кочевых плем?н брать детей на воспитание. Мухаммеда в шестимесячном возрасте взяла Халима из племени Бану Саад, обитавшем в оазисе Тайф в 200 км от Мекки. В 25-летнем возрасте Мухаммед женился на богатой сорокалетней вдове Хадидже. У них родилось несколько детей: сыновья аль-Касим (умер через 2 года), Абдалла (умер в детстве), ат-Тахур (умер в детстве), дочери Рукайя, Зайнаб, Умм Кульсум, Фатима. После смерти первой жены Мухаммед в 610 году женился на тридцатилетней вдове Савде. В 623 году Мухаммед взял вторую жену — десятилетнюю Айшу, дочь его сподвижника Абу-Бакра. Дочь Мухаммеда, 16-летняя Фатима вышла замуж за его двоюродного брата Али. У них родились первые и единственные внуки пророка — Хасан и Хусейн. В 624 году Мухаммед взял третью жену, 18-летнюю Хафсу, дочь Омара. В 625 году Мухаммед взял четв?ртую жену: вдову Хинду из племени Курайш, клана Махзум, 25 лет. Весной 626 года он взял пятую жену, 34-летнюю вдову Зайнаб, дочь Кузаймы. В сентябре 626 года Мухаммед взял шестую жену — дочь шейха племени Бану Мусталик, Барру. Весной 627 года Мухаммед взял в наложницы дочь шейха племени Бану Курайза Райхану, большую часть соплеменников которой он казнил. Через некоторое время он взял седьмую жену — Зайнаб, которая была дочерью его т?ти по матери и была разведена с его при?мным сыном Зайдом. В 628 году Мухаммад взял восьмую жену Сафийю и девятую жену — Умм Хабибу, дочь Абу-Суфьяна, а также взял в наложницы присланную византийским наместником в Египте коптянку Марийам. В марте 629 года Мухаммед взял десятую жену,вдову Маймуну. В 630 году Марийам родила сына Ибрагима, который умер в 632 году. В том же году умер и Мухаммед.

Зарождение ислама

В основе Корана лежит еврейская Тора, христианский Новый Завет, смесь арабских племенных легенд с доисламскими языческими верованиями, комментарии и изречения самого Мухаммеда, который ознакомился с Торой благодаря двоюродному брату своей первой жены Вараке, бывшем переводчиком Танаха на арабский язык.

Проповедь Мухаммеда, как и движение ханифов, не получила поддержки в Мекке, пока там властвовали родо-племенная знать и тесно с нею связанное жречество доисламской Каабы. Сторонники пророка подвергались травле и унижениям, из-за которых некоторые из них, согласно мусульманской традиции, были вынуждены искать убежища за пределами Хиджаза, даже в Аксумском государстве, в Северной Эфиопии. После кончины жены пророка Хадиджи и смерти вскоре главы рода хашимитов Абу Талиба, дружественно относившегося к своему племяннику Мухаммеду, во главе их рода по праву старшинства оказался Абд аль-Узза ибн Абд аль-Мутталиб. По преданию, являясь родным дядей Мухаммеда, он был непримиримым недругом его «пророческой миссии», ярым защитником традиционного культа Каабы. Мухаммед пытался нейтрализовать фанатичные наскоки дяди и его близких, но удача в то время была явно не на его стороне. Оказавшись в положении, когда ни сам он, ни разделявшие его взгляды курейшиты не могли рассчитывать на помощь своего рода и племени, Мухаммед, судя по преданию и упоминавшемуся выше старейшему жизнеописанию пророка — сире Ибн Исхака — Ибн Хишама, стал искать выход на стороне, вне Мекки. Первая попытка найти поддержку в соседнем небольшом городе Таифе у арабского племени сакифитов окончилась безуспешно: пророку с трудом удалось спастись от их гнева. Дальнейшие поиски свели Мухаммеда с мединцами, которым он был близок по матери, происходившей из Медины. Обстановка в этом городе была неспокойной. Населявшие Медину арабские племена аус, хазрадж и другие, а также издавна жившие в нем значительные группы исповедовавших иудаизм племен Бану Кайнука, Бану Надир и Бану Курайза страдали от все чаще вспыхивавших междоусобиц, в основе которых лежала борьба за плодородные земли. Согласившись на роль своеобразного «третейского судьи», а отнюдь не вероучителя, Мухаммед стал переселять своих сторонников из Мекки в Медину. Вслед за ними он и сам совершил хиджру — переселение в этот город.

В оазисе Йасриб к северу от Мекки жили три племени, исповедовавшие иудаизм: Бану Курайза, Бану Надир, Бану Кайнука. В VI веке в Йасриб из Йемена переселилось племя Бану Кайла, которое вскоре разделилось на два племени: Аус и Хазрадж. 16 июля 622 года последователи Мухаммеда, мусульмане Мекки стали переселяться в Йасриб. 24 сентября 622 года Мухаммед прибыл сам в местечко Куба на окраине Йасриба. Для его последователей Йасриб с этого момента становится городом пророка — Мадинат ан-Наби (аль-Мадина, или Медина). После переселения мусульман в Медину между ними, иудейскими племенами, христианами и арабами-язычниками возникла вражда. После непродолжительной войны мусульмане изгнали из Медины иудейское племя Бану Кайнука. В апреле 624 года это племя поселилось в Хайбаре, в 300 км к северо-западу от Медины, где жили их соплеменники. С самого начала ислам принял экстремистский характер: во время перемирий Мухаммед грабил караваны и убивал критиковавших его поэтов. Любые преступления оправдывались как «угодные Аллаху». В 626 году Мухаммед после войны изгнал из Медины в Хайбар и Сирию иудейское племя Бану Надир. Весной 627 года мусульманами в Медине была казнена большая часть иудейского племени Бану Курайза. В 628 году Мухаммед разгромил оазис Хайбар.

Начало арабской экспансии

Битва при Бадре (Bedr) в 624 году была первым военным успехом Мухаммеда. С 313 сторонниками он обратил в бегство 950 курейшитов, высланных для встречи и защиты каравана, где находился их вождь Абу Суфьян. Одержав победу, Мухаммед настиг караван и захватил его. В 625 году 3000 курейшитов Мекки во главе с Абу Суфьяном одержали победу над 950 мусульманами Мухаммеда возле Ухуда (Ohod). 70 мусульман было убито, сам Мухаммед легко ранен в голову. Через некоторое время, в том же году 10-тысячное войско племени курейш с Абу Суфьяном во главе осадило Медину, которую защищало 3000 мусульман под предводительством Мухаммеда. В течение 20 дней мусульмане легко отбили несколько штурмов. В конце концов Абу Суфьян отступил, и курейшиты больше не пытались помешать распространению ислама.

После капитуляции Мекки и смерти Мухаммеда (632) возглавлявшаяся им община мухаджиров и ансаров в Медине и связанное с нею объединение арабских племен, действовавшие в контакте с влиятельными мекканскими кругами, стали центром нового, еще более крупного объединения арабских родов и племен. Это объединение с центром в Медине приступило к укреплению своего внутреннего и внешнего положения и вскоре оформилось как арабское теократическое государство раннефеодального типа — Халифат (Калифат). Во главе его встали былые соратники посланника Аллаха, его преемники, или, иначе, заместители, халифы. Из них у мусульман наиболее распространенного суннитского направления ислама особо почитаются первые четыре халифа — Абу Бекр (632-634), Омар (Умар, 634-644), Осман (Усман, 644-656) и Али (656-661). А мусульмане-шииты признают из них правомочным лишь последнего — Али; первых трех они отвергают, считая их узурпаторами, незаконно захватившими верховную власть. Идеологией Халифата стал ислам, вероучение и культ которого с каждым годом разрабатывались все более детально. Халифы представляли как высшую духовную власть — имамат, так и светскую, в том числе политическую и военную — эмират. При их правлении в Медине стал собираться и составляться Коран. Закрепляя и узаконивая свое положение, верхушка нового объединения племен использовала общеарабское движение, породившее пророков и ислам, и приняла суровые меры для устранения препятствий к своему безраздельному господству в Аравии. В частности, ею было потоплено в крови пророческое движение в Йемаме, во главе которого стоял Мусейлима; до капитуляции Мекки представители этого движения поддерживали мединских ханифов-мусульман. Традиционное оправдание расправы с йемамцами как меры, направленной против возрождения «язычества», исторически несостоятельно.

В 630 году состоялось сражение между 12000 мусульман под началом Мухаммеда и 4000 арабов-язычников. Мусульман заманили в Хунайнскую долину и обстреляли из луков и пращей, однако те наголову разбили язычников, которые затем покорились Мухаммеду.

В 657 году 100 дней длилось противостояние при Сиффине, в котором участвовали войска халифа Али и приверженцы Муавии, сына Абу Суфьяна, претендента на халифскую власть. В ходе нескольких столкновений Али потерял 25000 человек, а Муавия 45000 человек, но не был побежд?н, и конфликт окончился неустойчивым компромиссом. Али был убит через несколько лет, и Муавия занял его место.

В 665 году около Басры произошло сражение между 29000 мусульман под командованием халифа Али и превышающими их по численности мятежными арабами под предводительством Телхи и Зобина. Мятежники потерпели поражение с большими потерями, Телха и Зобин были убиты, а вдова Мухаммеда Айша, поддерживавшая мятеж, захвачена в плен.

Халифат в Медине, начав военные действия за пределами Аравии в 30-х годах VII века, в том же столетии завладел Сирией, Палестиной, Египтом и другими восточными провинциями Византийской империи, подчинил себе Иран, вторгся в Северную Африку, Закавказье и Среднюю Азию. В течение одного века он завоевал огромную территорию, номинально простиравшуюся от Атлантического океана и границ Южной Франции на западе до Индии и Западного Китая — на востоке.

Побудительной причиной этих войн, по-видимому, сначала было стремление объединить и подчинить Медине и Мекке все арабские племена полуострова, а также обеспечить себе свободное пользование торговыми путями в соседние государства. Исходя из этого, арабы Хиджаза, устремившись на север, прежде всего обратились к местам, где в течение длительного времени обитали два значительных объединения родственных им арабских племен, имевшие характер полувоенных раннефеодальных государств. Одно, возглавляемое Гассанидами, находилось у северо-западных границ Аравии, и, как правило, служило Византии, другое, во главе с Лахмидами, занимало северо-восточные области, граничившие с Ираном, и являлось его вассалом. И те и другие племена угнетались иноземцами, и между ними, так же как и между их «сюзеренами», шла непрерывная борьба. Вместе с тем Гассаниды и Лахмиды не порывали связей с племенами Центральной Аравии. Названия главнейших родов и племен Месопотамии, Северной и Центральной Аравии встречаются и на юге полуострова, что при наличии и других данных позволяет предполагать их общее происхождение. Центром племен, возглавлявшихся Лахмидами, был город Хира (или Хирта), расположенный невдалеке от развалин древнего Вавилона. Их религия была политеистична, и еще в 40-х годах VI века они совершали человеческие жертвоприношения богине аль-Уззе (культ ее существовал и в Мекке). Однако в том же VI веке среди Лахмидов начало распространяться христианство, и их царь Нуман III, несмотря на вассальную зависимость от Ирана, официально принял несторианство1. Власть Лахмидов продержалась до начала VII века.

Как Сирия стала арабской. Мусульманское вторжение в Сирию

В 632 году 4000 арабов-мусульман под командованием Серджабиля осадили сирийскую крепость Босра. Вылазка византийского гарнизона едва не уничтожила мусульман, но им пришли на помощь 1500 всадников под началом Халида. Через некоторое время защитники крепости вышли наружу, чтобы дать сражение, но были разгромлены Халидом, который потерял только 250 человек. Из-за предательства губернатора Романа город был захвачен.

30 июля 634 года произошло сражение при Аджнадейне (Aiznaddin), в котором участвовали 45000 арабов-мусульман под командованием Халида и 70000 византийцев под началом Вердана, полководца императора Ираклия. Византийские войска понесли огромный урон и обратились в бегство, что дало Халиду возможность приступить к осаде Дамаска. Потери арабов составили 470 человек. Дамаск, город с большим греко-римским гарнизоном был осажд?н арабами под командованием Халида в 635 году. Город упорно оборонялся, его защитникам удалось послать гонца с просьбой о помощи к Вердану. Приближение Вердана заставило Халида отступить, в это время гарнизон предпринял вылазку, но потерпел неудачу и пон?с огромные потери. После этого Халид выступил против Вердана, разгромил его и продолжил осаду Дамаска. После 70-дневной обороны город был взят штурмом.

20 августа 636 года произошло сражение при Муте между арабами под началом Саида и войсками византийского императора Ираклия. Саид был убит, как и принявшие после него командование Джафар и Абдалла, после чего знамя пророка принял Халид, который отразил натиск византийских войск и на следующий день благополучно отступил с поля боя.

В ноябре 636 года состоялось сражение между войсками Ираклия численностью в 110000 человек под командованием Мануила и арабами численностью 50000 человек под командованием Халида. Три раза атаки арабов отражались, но они снова шли в наступление и после продолжительного боя обратили византийцев, которые понесли большие потери, в бегство. Арабы, потеряв 4030 человек убитыми, продолжили наступление на Иерусалим.

В 638 году арабы под командованием Абу Обейды и Халида ибн аль-Валида осадили город Алеппо, который почти сразу сдался, но гарнизон укрылся в крепости и под руководством Юкинны упорно сопротивлялся в течение пяти месяцев, прич?м нан?с большой урон осаждавшим. В конце концов крепость была взята штурмом, и Юккина принял ислам. Это был последний очаг сопротивления арабам в Сирии.

Как арабы захватили Палестину. Современные арабы Израиля

В начале 637 года Иерусалим был осажд?н арабами, сначала под командованием Абу Обейды, а затем халифа Омара. После многомесячной обороны, в течение которой и дня не проходила без вылазки или нападения, город был сдан патриархом Софронием. Арабы, вытеснившие византийцев с территории современного Израиля, поначалу составляли лишь тонкую прослойку в населении страны. Выходцы из военной аристократии, они селились преимущественно в городах, существовавших ещ? до арабского завоевания. Население Палестины было весьма разнородным: евреи, говорившие по-арамейски, сирийцы и самаритяне, остатки азиатских и африканских кочевых плем?н, греки... После арабского захвата начинается быстрая исламизация и арабизация местного населения. В административном отношении территория древних Иудеи и Израиля была включена в Арабский халифат и вошла в провинцию Сирия на правах округа Фалястын с центром в Лоде.

Правившая в Дамаске династия Омейадов, стремясь упрочить сво? влияние в арабском мире, сочинила и распространила легенду об особом значении Иерусалима для ислама: якобы с Храмовой горы Мухаммед вознесся на небо. Но в 750 году в арабской империи произош?л переворот. Новая династия Аббасидов переместила центр халифата на территорию Ирака и Палестина превратилась в глухую провинцию. В страну вторгались бедуины, туркмены, турки, берберы, переселенцы с Балкан и Кавказа. Все они ассимилировались в местном арабоязычном населении. В результате этих бесконечных миграций, цветущая ранее страна превратилась в пустыню. Население либо бежало из этих мест, либо вымирало от голода и болезней, сменяясь новыми мигрантами. В XIII-XIII веках в Палестине появился новый этнический элемент-европейцы. Здесь оседали германцы, англичане, французы, итальянцы-крестоносцы, паломники, торговцы, крестьяне, бродяги... Не случайно, среди сегодняшних «палестинцев» встречаются как голубоглазые блондины, так и представители негроидной расы.

Вплоть до XIX века евреи на территории современного Израиля были сосредоточены, в основном, в Иерусалиме, Цфате, Хевроне. В конце XIX века страну начали заселять европейские евреи, скупавшие пустынные земли у арабских и турецких латифундистов. Однако евреям-поселенцам удалось разбить на бесплодных заболоченных землях цветущие сады, побороть малярию, возродить или создать заново многие промыслы — например, виноделие. Районы, освоенные евреями, становились своеобразными центрами притяжения не только для местных арабов, но и для арабов-переселенцев из соседних стран. Здесь их ждали относительно высокооплачиваемая работа и намного более высокий уровень жизни. Особый размах арабская иммиграция приобрела в годы британского мандата. Например, в Яффо в 1922-1931 годах численность арабов возросла в 17 раз. Во время Второй мировой войны арабская иммиграция ещ? более усилилась. Британская армия возводила оборонительные сооружения и нуждалась в деш?вой рабочей силе. В результате, современное арабское население сектора Газа и практически всей прибрежной равнины — это почти поголовно дети, внуки и правнуки недавних выходцев из Египта и Судана. Те арабы, которые живут в Израиле на протяжении нескольких поколений, тоже потомки переселенцев из самых разных районов мира, осевшие здесь в различные исторические эпохи.

Как появился в Иране ислам. Мусульманское вторжение в Персию

Войска Халифата весьма скоро осознали свои преимущества по сравнению с противниками в условиях пустыни или полупустыни, например в Месопотамии и в южном Иране. Переняв опыт иранцев в использовании осадных орудий, в том числе катапульт, арабы сумели добиться победы и в ходе крупных операций. У их войск была налажена мобильная связь с центром Халифата в Медине и с его военными отрядами, действовавшими в то же время в Сирии и других странах, что обеспечивало возможность широкого маневрирования. В действиях против сасанидского Ирана для арабов весьма выигрышным оказалось овладение уже в первые годы завоеваний столицей шахиншахов — Ктезифоном, где незадолго до этого, в конце 632 или начале 633 года, трон занял шестнадцатилетний Йездигерд III. Через несколько лет арабы проникли в глубь Ирана, выиграли ряд сражений, в том числе битву при Нехавенде в 642 году. Серьезные последствия этой победы заключались не только в захвате арабами значительных материальных ценностей, но и в нанесении немалого морального ущерба противнику.

В 636 году состоялось сражение у Кадесии, в котором участвовали 30000 арабов-мусульман под началом Саида, военачальника халифа Омара, и 120000 персов под командованием Рустама. В первый день персы, превосходившие врага по численности, но уступавшие в военной выучке, выдержали атаки мусульман, но на следующий день Рустам был убит, и его войска в смятении бежали с поля боя, неся огромные потери. Арабы потеряли в битве 7500 человек.

В 637 году произошло сражение у Джалулы между арабами во главе с Саидом и персами во главе с Йездигердом. Йездигерд бежал с поля боя, и его деморализованные войска были полностью разгромлены, понеся при этом тяж?лые потери.

В 642 году произошло сражение при Нехавенде между арабами под командованием Саида и 150-тысячной персидской армией Йездигерда III, последнего царя династии Сасанидов. Персы обратились в бегство, что положило конец последнему очагу сопротивления мусульманской экспансии. Город за городом стал переходить в руки арабов. Шах Йездигерд отступал на восток; в 651 году он дош?л до окраины своих владений — Мерва, где и был убит. Абдалла ибн Амир завоевал Абрашахр (Нишапур), Тус, Абиверд, Несу. Вслед за Хорасаном та же участь постигла Джуздан и Тохаристан.

Как Египет стал арабским. Мусульманское завоевание Египта

В 639 году полководец халифа Омара Амр ибн аль-Ас с 8000 арабов окружил египетский город Мемфис, и после семимесячной осады, в ходе которой осаждающие едва не погибли от наводнения на Ниле, город был взят штурмом. На месте укреплений, построенных мусульманами, был заложен Старый Каир.

Город Александрия, столица Египта, был осажд?н арабами под командованием Амру в 642 году; после 14-месячной осады,во время которой осаждавшие потеряли 23000 человек, город сдался, и мусульмане стали хозяевами Египта.

Мусульманское завоевание Африки

В 643 году произошло сражение близ Триполи между вторгшимися в Африку арабами под предводительством Абдаллы и оборонявшим город 120-тысячным византийским войском и африканским ополчением под командованием городского префекта Григория. Мусульмане одержали победу, Григорий был убит. Это стало началом арабских завоеваний в Африке.

В 694 году 40000 арабов под предводительством Хасана разбили при Утике византийское войско, состоявшее из греков и готов. Войска империи были вытеснены из Африки. В дальнейшем Хасан разрушил Карфаген, с тех пор на месте этого города существовала лишь небольшая деревня.

Арабское вторжение в Закавказье

В 645-646 годах, в правление халифа Османа, войска Халифата под командованием Сальмана ибн Раби'а аль-Бахили вторглись в Закавказье. Здесь Сальман прошел в Азербайджан, Грузию и после этого захватил город ал-Бабу (Дербент). Но вскоре он был выбит из Дербента войском хазарского хакана и убит, а его войска уничтожены.

Арабский полководец Мухаммед ибн-Марван, назначенный своим братом халифом Абд аль-Маликом (685-705) «правителем аль-Джазиры, Азербайджана и Арминийи...», разбив армян и византийцев и захватив часть Армении, заживо сж?г всех представителей армянской аристократии, заманив их обманом в церкви под предлогом подписания договора и принесения клятвы.

Мусульманское вторжение в Малую Азию

В 649 году арабы захватили Кипр.

В 668 году арабы во главе с Абу Суфьяном, военачальником халифа Муавии осадили Константинополь. Флот мусульман прош?л через Геллеспонт беспрепятственно, но атака на город столкнулась с ожесточ?нным сопротивлением. Простояв под стенами города с апреля по сентябрь, Абу Суфьян отступил, возобновив осаду летом. В течение пяти последующих лет Абу Суфьян не оставлял надежды взять город, но в 675 году снял осаду, потеряв за это время более 30000 человек. В 716 году арабы вновь осадили город 120-тысячным войском во главе с Муслимом, братом халифа Сулеймана, при поддержке флота из 1800 кораблей, которые, однако, были уничтожены византийскими брандерами. Устранив угрозу с моря, горожане избавились от опасности голода и отбили все атаки Муслима. После 13-месячной осады арабы отступили, потерпев поражение от болгарской армии и потеряв 22000 человек.

В 804 году произошло сражение у горы Тавр между мусульманами Харун-аль-Рашида и византийцами во главе с императором Никифором I. Византийцы потерпели сокрушительное поражение, потеряв 40000 человек; сам Никифор, трижды раненый, с трудом спасся.

В 838 году близ Амория произошло сражение между мусульманами под командованием халифа Мутасима и греками под началом Феофила. 30000 персидских всадников, находившихся на службе императора, прорвали фронт, но сами греки были отброшены мусульманами, и день кончился полным разгромом сил императорской армии. Мутасим осадил Аморий, и после 55-дневной осады, стоившей ему 70-тысячных потерь, ворота города удалось открыть с помощью предательства; 30000 христиан были перебиты во время устроенной мусульманами резни.

Мусульманское вторжение в Среднюю Азию

В 662 году арабы начали войну с хазарами за Дербент. В том же году они взяли Кабул.

К началу VIII века согдийские княжества Маравеннахара оказались неспособными к организованной самозащите. Все понимали, что победа арабов нес?т мужчинам смерть, а женщинам и детям плен и продажу на невольничьих рынках. Однако каждая крепость защищалась в одиночку и гибла. Переломить свой сепаратизм и организоваться согдийцы не сумели. Только тюргеши отбивали арабские отряды. В 709 году арабы под началом Кутейбы захватили Бухару, в 710 — Шоуман, Несеф, Кеш и подчинили себе Талекан. Города были сожжены, население вырезано или уведено в плен. Караваны, нагруженные награбленным золотом и ш?лком, непрерывно шли в Дамаск, но Кутейба хотел большего. В 711 году он вмешался в ссору между хорезмшахом и шахом Хамджурда, восстановил хорезмшаха на престоле и с его помощью разгромил Хамджурд. Затем, мобилизовав покор?нных бухарцев, несефцев и хорезмийцев, захватил Самарканд. Его помощник Солейха Муслим в ночном бою у деревни Бек-Обод разбил чачцев и ферганцев. Осенью 712 года Кутейба с несметной добычей вернулся в Мерв. В 713 году он мобилизовал уцелевших после прошлогодней резни согдийцев и, пополнив ими свои войска, напал на Ходжент, Фергану и Чач. Ходжент и Фергана пали, но Чач устоял. В 715 году Ктейба пытался завоевать Восточный Туркестан, но известие о смерти халифа Валида заставило его вернуться. На обратном пути он был убит одним из своих военачальников за попытку поднять мятеж. Покорение Средней Азии закончил Наср ибн Сейар, наместник Хорасана и Мавераннахара в 738 году, захвативший Чач и Фараб. В 785 году арабы вели пограничную войну с тибетцами. Эмир Хорасана приказал убить всех уйгуров, исповедующих манихейство. Но хакан уйгуров пригрозил ему, что он уничтожит всех мусульман, живущих в его владениях, и приказ был отмен?н.

Мусульманское вторжение в Индию

Захватив в 662 году Кабул, в 664 году арабы вторглись в Пенджаб.

В 712 году в Дебале, в Синде арабы, захватив огромные богатства, умертвили всех мужчин старше 17 лет, отказавшихся принять ислам.

Завоевание арабами Испании. Реконкиста

19-26 июля 711 года около Херес-де-ла-Фронтера произошло сражение, в котором участвовали 90000 испанских вестготов под командованием Родериха и 12000 арабов под командованием Тарика, которым помогали многочисленные силы африканских союзников. На четв?ртый день мусульмане потерпели поражение, оставив на поле боя 16000 человек убитыми. Однако измена графа Хулиана и значительной части королевских войск позволили арабам разгромить христиан. Родерих бежал с поля битвы и, переплывая реку Гвадалета, утонул. Эта победа знаменует начало мусульманского господства в Испании.

В 712 году 18000 мавров под предводительством Мусы осадили испанский город Мериду. Потерпев поражение на открытой местности под городом, испанцы организовали длительную и упорную оборону, которая стоила осаждавшим многих жизней. Однако в 713 году нехватка продовольствия заставила защитников города сдаться.

В 901 году произошло сражение при Саморе между испанцами под командованием короля Астурии Альфонса Великого и маврами во главе с кордовским халифом Абдаллой. Мавры были полностью разбиты и понесли тяж?лые потери. Благодаря этой победе Альфонс распространил сво? господство до реки Гвадиана.

В 939 году произошло сражение при Аландеге между маврами под началом Абдель-Рахмана и войсками леонского короля Рамиро. 100000 мавров, осаждавших город Самору, были атакованы Рамиро, которого защитники крепости поддержали вылазкой. Мавры потерпели поражение, потеряв 20000 человек убитыми, кроме того, 40000 человек утонули во рву, окружавшем город.

В августе 1010 года произошло сражение около Кордовы между берберами под началом Сулеймана и испанцами во главе с графом Санчо Кастильским с одной стороны и маврами Кордовы под командованием Альмуди — с другой. Мавры вышли из Кордовы, чтобы встретить берберов, однако потерпели поражение, потеряв 20000 человек, включая главных эмиров.

23 октября 1086 года произошло сражение при Салаке между 40000 мавров под началом Юсуфа ибн Ташфина и превосходящей их по численности армией кастильского короля Альфонса VI. Испанцы были наголову разбиты и понесли тяж?лые потери. Альфонс во главе отряда из 500 всадников вырвался из окружения и с большим трудом спасся. На протяжении 20 лет Юсуф ибн Тишфин правил всей Испанией к югу от Толедо, за исключением Валенсии.

В 1105 году мавры напали на испанцев, под командованием Альфонса VI Кастильского, осаждавших Уэску. Мавры были наголову разбиты и потеряли 10000 человек убитыми.

В 1109 году испанцы под командованием дона Санчо Кастильского были разгромлены арабами под предводительством Али под Уклесом. Испанцы понесли тяж?лые потери, в числе убитых был и дон Санчо.

19 июля 1195 года состоялось сражение под Аларкосом между маврами Якуба аль-Мансура и испанцами Альфонса VIII Кастильского. Испанцы были наголову разгромлены, лишь немногим удалось бежать в Калатраву. По некоторым данным, мавры взяли 30000 пленников.

16 июля 1212 года около Лас-Навас-де-Толоса произошла битва между огромной маврской армией халифа Мухаммада ан-Насира, насчитывавшей, по словам хронистов, 600000 человек и объедин?нными войсками Кастилии, Леона, Арагона, Наварры и Португалии во главе с кастильским корол?м Альфонсом VIII. Мавры были наголову разбиты.

В 1319 году испанская армия под командованием кастильских регентов Педро и Хуана подступила под стены Гранады. 5000 отборных мусульманских воинов под началом Отмана совершили вылазку и разгромили испанцев. Оба регента были убиты.

30 октября 1340 года около Рио-Саладо произошло сражение между португальцами короля Альфонса IV и кастильцами короля Альфонса ХI с одной стороны, и маврами эмира Марокко Абу Хамида, — с другой. Христиане одержали решительную победу.

Ранним утром 28 февраля 1482 года небольшой отряд испанцев во главе с Хуаном де Ортига штурмовал крепость Алама, входившую в кольцо укреплений вокруг столицы мавров Гранады. Испанцы незамеченными проникли через вал и открыли ворота для основных сил. Гарнизон продолжал сражаться на улицах, только после ожесточ?нной схватки испанцы овладели городом. Король Гранады Абу-аль-Хасан попытался отбить город и 5 марта 1482 года сосредоточил под его стенами 50000 мавров. Однако гарнизон под командованием маркиза Кадиса храбро оборонялся, и 29 марта Абу-аль-Хасан, встревоженный приближением испанской армии короля Фердинанда, снял осаду.

4 июля 1482 года испанское войско короля Фердинанда Католика, осаждавшее Лоху и укрепившееся на высотах Альмохасена начало отходить. В момент отхода оно подверглось атаке со стороны гарнизона под командованием Али Атара. Несмотря на то, что после ожесточ?нного боя Фердинанду удалось отойти в полном порядке, он потерял почти весь обоз и артиллерию.

20 марта 1483 годапроизошло сражение,в котором участвовали 3000 испанских рыцарей и 2000 пехотинцев во главе с маркизом Кадисом и сильное маврское войско под началом Абу-аль-Хасана. Испанцы продвигались через ущелье, намереваясь напасть на Малагу, но были атакованы с фронта и флангов, и обратились в бегство, потеряв 800 человек убитыми, 1600 человек попали в плен.

В апреле 1483 года мавры под началом Боабдила и Али Атара, осаждавшие Лусену, были атакованы испанским отрядом, шедшим на выручку осажд?нным, под командованием Конде де Кабра. Арабская пехота обратилась в бегство. Пытаясь спасти положение Али Атар пов?л в атаку конницу, однако был убит. После этого его воины бежали, преследуемые испанцами до берегов реки Хениль, где большая часть их была изрублена.

17 апреля 1487 года 50000 испанцев под знам?нами Фердинанда Католика осадили Малагу, арабским гарнизоном которой командовал Хамет Зели. После четыр?хмесячной осады гарнизон сдался. Фердинанд и Изабелла вступили в город. Жители были проданы в рабство.

В июне 1489 года 95-тысячное войско короля Фердинанда осадило крепость Басу, одну из передовых застав Гранады. Е? оборонял сильный арабский гарнизон под командованием Сиди-Яхье. 4 декабря 1489 года крепость была взята.

26 апреля 1491 года король Фердинанд II Католик с 50-тысячной испанской армией осадил Гранаду — последний оплот мавров в Испании. Осада велась неорганизованно и в начале гарнизон совершил серь?зную вылазку, которая, однако, была отбита и обошлась им в 2000 убитых. Город держался до 2 января 1492 года, когда последний король Гранады Боабдил капитулировал, тем самым положив конец мусульманскому господству в Испании.

Арабское вторжение во Францию

10 октября 732 года возле Тура (Tours) во Франции произошло сражение между франками под командованием Карла Мартелла и арабами под предводительством Абдеррахмана ибн Абдиллаха. Сражение длилось несколько дней (по арабским хроникам — два, по французским — семь) и закончилось, когда арабы, деморализованные известием о смерти своего предводителя, не смогли сдержать натиск противника и бежали с поля боя. Франки преследовали арабов и нанесли им немалый урон. Победа Мартелла положила конец дальнейшему продвижению арабов в Европе. Сражение считается одним из поворотных пунктов истории.

Библиография

1. Т. Харботл «Битвы мировой истории».
2. Л.Н. Гумил?в «Древние тюрки».
3. Л.Н. Гумил?в «Этногенез и биосфера Земли».
4. П. Гиль «Что такое «палестинцы»».
5. Л.И. Климович «Книга о Коране».

Источник: http://atac2.hotbox.ru/


1 Несторианство — течение в христианстве, возникшее в V в. в Византии в противовес официальной вере в Христа как «богочеловека», учившее о его «самостоятельно существующей» человеческой природе. В несторианстве нашли выражение настроения, оппозиционные правительству Византии. Несториан было много и в Иране, где идеология старой государственной религии, зороастризма, уже изживала себя.

Гость-0
15.07.2003 14:09

Статья перекопирована с моего сайта "Мусульманская экспансия" http://atac2.hotbox.ru. Почему-то ни линк на мой сайт,ни мо? авторство не указывается.Плагиат,короче.

Статьи в Интернете зачастую передаются весьма причудливыми путями и установить их авторство бывает затруднительно. Поэтому не обижайтесь. Мы всегда рады заполнить пробелы и указать автора и источник, когда они выясняются.

Ссылку на ваш сайт я поставил. А если назовете свое имя, то можно будет указать и имя автора ;)

Гость-a
25.07.2006 16:11

Хорошая статья. Вот кое-что ещ? на эту же тему:

«Ранний Ислам распространился на Аравийском полуострове исключительно в результате святых войн (джихадов). Затем Ислам был распространен на соседние страны в результате многочисленных захватнических войн. Пророк Мухаммад непосредственно участвовал в 78 сражениях. И из 78 сражений только одно было оборонительным, остальные 77 - были наступательными. Мусульманские солдаты шли в Сирию, Иран и Египет не для ведения оборонительных войн».
(Взято с http://www.russophilly.com/article.php?pg=82)

Таким образом, главной целью Мухаммеда был захват власти и завоевание чужих территорий, добычи и др.. Для этого он провозгласил себя пророком единого бога, Аллаха (48:29). Предписал всем повиноваться себе (5:92), запугивая ужасными картинами загробной жизни в аду (4:56) и не менее страшным воздаянием в этой жизни (распятие, отрезание рук и ног — 5:33). Провозгласил постулат о предопредел?нности многих для ада (7:179) и воли Аллаха к их уничтожению (8:7) и призвал е? исполнять (уничтожать всех неверных - 9:29...).

В скобочках даны ссылки на аяты Корана.

Статья действительно очень интересная !И ничего не изменилось с тех пор мусульмане и теперь завоевывают мир. Достаточно только посмотреть на численность их общин в Европе.Европа старушка сама не заметила какими масштабами развиваются мусульманские общины .А если посмотреть статистику кто в мире детей рожает и в какой религии их воспитывают??? Интересно есть ли такая статистика??? А за список библиографии спасибо, это литературу обязательно нужно будет прочитать на досуге.

Гость-a
25.07.2006 19:40

Вот ещ?, хотелось бы высказаться относительно будущего России. На одном из форумов я создала тему:

http://www.dpni.org/forum/viewtopic.php?t=7506 - Гога и Магога, Россия под гн?том ислама

Меня забанили!

И это на форуме движения против нелегальной миграции!

Поздравляю,у меня тоже были проблемы на http://forum.utro.ru/doratethread.php, я незнала что тал почти все анисемиты.И ПРАВДА ТОЛЬКО ТО ЧТО ОНИ СЧИТАЮТ ПРАВДОЙ,ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ИХ РАХДРАЖАЕТ И НАЧИНАЮТ НЕЦЕНЗУРНО ВЫРАЖАТСЯ.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Мусульманская экспансия
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 05:48:19
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia