БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Слон и чудесное
История

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+9
Интересно, хорошо написано

История
Слон и чудесное
Ривка Беларева

На старинной испанской карте 14-го века изображен странный погоняющий слона человечек. Да и сам слон тут далек от реальности: ослиное туловище, тонкие лошадиные ноги, собачьи уши и бивни, как у кабана. Беседка на его спине разрослась до целой крепости, хотя ростом слон не выше своего погонщика. Что же это за удивительная пара и почему она появилась на географической карте? Дело в том, что это не просто декоративный рисунок, которыми были полны средневековые карты и атласы, а изображение конкретного исторического лица и конкретного слона.

ИзменитьУбрать
Иллюстрация из Каталонского Атласа, составленного еврейским картографом
с Майорки Авраамом Крескасом и его сыном Иеѓудой, состоявшими на службе
у Педро IV Арагонского. 1375-1377.
(0)

В начале 9-го века Карл Великий направил посольство к багдадскому халифу Гаруну-аль-Рашиду. Делегация состояла из трех человек: еврея Исаака и его двух помощников. Выбор руководителя этой миссии был неслучайным: Карл Великий благоволил иудеям и, кроме того, их образованность, знание восточных языков, международные связи были незаменимыми качествами в дипломатической сфере. В ходе опасного путешествия спутники Исаака погибли, и на родину он вернулся в одиночестве, привезя с собой, однако множество ценных подарков от халифа. Наибольшее восхищение вызвал у европейского монарха живой слон по имени Абул-Абаз, торжественно вошедший в ворота столичного Аахена 20 июля 802 года. Таким образом, на этой испанской карте мы видим исторического персонажа — иудея Исаака, — который гонит слона из Багдада в Аахен. Кстати говоря, среди дорогих подарков был еще и другой слон, а точнее, целых четыре — в наборе шахмат, которые халиф преподнес императору, положив тем самым начало европейскому увлечению этой игрой.

С тех пор слон стал в европейской культуре воплощением и символом загадочного Востока, восточных чудес и всего экзотического. Кроме того, слон стал «царским» животным, знаком могущества и власти, поскольку такой редкий и дорогостоящий подарок могли себе позволить лишь монархи.

Неслучайно он был неизменным участником королевских триумфов — торжественных процессий и шествий, посвященных значительным государственным событиям, военным победам или бракосочетаниям царственных особ. Особенного расцвета культура триумфа достигла в эпоху Ренессанса, когда возродился интерес к театрализованным античным представлениям подобного рода. Именно такого триумфального слона изображает проект фонтана в честь помолвки датского короля Фредерика Второго и принцессы Мекленбургской Софии в 1572 году.

ИзменитьУбрать
Якоб Морес Старший. Проект фонтана. 1572
(0)

Слон тут возвышается на специальном помосте с колесами, более того, он предстает в виде боевого слона с военной башенкой на спине. Изображая таких боевых слонов, европейские художники опирались, прежде всего, на описание сражения иудеев с греко-сирийской армией в Маккавейских книгах, а также на популярное сочинение о восточных походах Александра Македонского и о диковинках Востока «Роман об Александре».

ИзменитьУбрать
Иллюстрация из «Бестиария». Англия, после 1400 года.
(0)

Экзотические животные, которых наряду со слонами дарили монархам, попадали в специальные царские зверинцы. Зверинцы располагались обычно в садах и парках. Искусно разбитый сад на протяжении многих веков был символом рая на земле, повторяя своим устройством структуру библейского Эдема. Присутствие экзотических животных должно было превращать дворцовый парк в идеальное, фантастическое пространство Востока, куда Библия и помещает райский сад. Именно в таком дворцовом зверинце и оказался знаменитый индийский слон Ханно, подаренный португальским королем Иммануилом Первым Папе Льву Х.

ИзменитьУбрать
Слон Ханно. Школа Рафаэля. До 1546
(0)

После открытия Васко да Гамой морского пути в Индию Португалия стремилась установить свой контроль над важнейшими торговыми путями между Востоком и Западом. В ходе сражения за Малакку португальцы получили в качестве военных трофеев семь слонов, один из которых по имени Ханно был послан в качестве дорогого подарка Папе Римскому. К тому времени понтифик обладал обширной коллекцией диковинных восточных животных: в его зверинце содержались верблюды, циветы, обезьяны, попугаи и львы. Слону Ханно был подготовлен торжественный прием, и впоследствии ему довелось участвовать во множестве триумфальных шествий. Подготовка к одному из таких парадов и оказалась причиной трагической гибели животного: чтобы поразить воображение зрителей, организаторы решили покрыть Ханно позолотой. От такого парадного «облачения» бедный слон просто задохнулся.

Однако слон для европейцев был не только экзотическим животным, но и символом, эмблемой, животным не столько реальным, сколько аллегорическим. Основным источником такого взгляда являлось раннехристианское сочинение «Физиолог». «Физиолог» представляет собой сборник описаний реальных и вымышленных животных, каждому из которых дается аллегорическое толкование. В отличие от современного мировоззрения, средневековое сознание воспринимало любое животное не только как часть природы, а, прежде всего, как символ. Окружающий мир был для средневекового человека своего рода книгой, в которой Творец зашифровал законы бытия. Именно поэтому внешний вид и повадки животных воспринимались как символические указания, назидания для человека на его земном пути. О слоне «Физиолог» сообщает следующие удивительные сведения: прежде всего, он считался необычайно целомудренным животным. В силу этой его особенности, самец и самка, согласно «Физиологу», для того, чтобы спариться, вынуждены совершать путешествие к границам райского сада, чтобы отведать плодов растущей там мандрагоры — так называемых «яблок любви». Мандрагора же чудесным образом способствовала деторождению и разжигала любовный огонь.

ИзменитьУбрать
Ян ван дер Страет (Страданус). Борьба слона со змеем. Вторая половина 16-го века.
(0)

Объясняя этот сюжет, «Физиолог» сравнивает слона с Адамом, а слониху с Евой, и говорит о том, что в поведении слонов зашифрована история о грехопадении. Неслучайно злейшим врагом слона «Физиолог» объявляет змея. Именно со змеем, символизирующим дьявола, слон вступает в смертельную схватку. Необычную трактовку в «Физиологе» получает и сцена охоты на слона. Обладающий негнущимися ногами, слон может спать, только опершись о дерево. Хитрые охотники, которым хорошо известна эта его особенность, подрубают дерево, слон падает, и становится легкой добычей. В «Физиологе» рассказывается также, что поднять слона пытаются и его собратья, но это не удается ни самому крупному слону, ни двенадцати помельче. Удача сопутствует лишь самому маленькому животному — только он чудесным образом может поднять своего упавшего товарища. Сцена охоты — это аллегория человеческой истории. Искупить грех Адама не удается, согласно «Физиологу», ни ветхозаветному закону (самый большой слон), ни двенадцати пророкам (двенадцать более мелких слонов), а только лишь самому смиренному Исусу (самому маленькому слону).

Таким образом, мы видим, что слон оставался для европейцев долгое время диковинкой, редкостью и удивительным экзотическим животным. Слон относился к одному из чудес Востока, о которых мечтали и много говорили, но с которыми практически не сталкивались в действительности. Поэтому изображения и описания слонов в большинстве своем были фантастическими. Слон переставал быть реальным животным, а становился аллегорией, загадочной эмблемой или символом. Размышления над тем, как европейцы воспринимали образ слона, могут дать нам ключ к их восприятию Востока в целом, далекой цивилизации, незнакомой и притягательной одновременно.

Опубликовано в журнале «Удивительный Восток»

Источник: LJ rivka-belareva


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Слон и чудесное
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-10-14 06:14:02
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Dr. NONA