БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Погромы
История

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+15
Интересно, хорошо написано

История
Погромы

ПОГРОМЫ еврейские — нападения окружающего населения на евреев с целью убийств, насилий над личностью, грабежей, уничтожения имущества, поджогов. Хотя погромы сопровождали всю жизнь евреев в галуте, в новой истории они получили особенное распространение в России, поэтому русское слово «погром» вошло в большинство европейских языков. В статье рассматривается главным образом история погромов в России в 1881-1921 гг. (О погромах в других странах см. краткий обзор в конце этой статьи.)

Первые в России погромы произошли в 1821, 1859, 1871 в Одессе и в 1862 в Аккермане (Белгород-Днестровский). Их основными участниками были местные греки. Погромы 1881-83 гг. впервые приобрели массовый характер, охватив большую территорию на юге и юго-востоке Украины. Погромы начались в ночь с 15 на 16 апреля 1881 в Елисаветграде (Кировоград) во время православной Пасхи. В них участвовали мещане, деклассированные элементы и крестьяне окрестных сел, прибывшие в город после начала погромов для грабежа еврейского имущества. Было разграблено большое кол-во еврейских домов и магазинов, один еврей убит. Погром был подавлен 17 апреля войсками, стрелявшими в толпу громил. Вслед за Елисаветградом погромы произошли в ряде окрестных деревень и местечек, после чего перекинулись в Херсонскую губернию (Березовка, 25 апреля, Ананьев, 27 апреля). 26 апреля вспыхнул погром в Киеве, который по количеству разгромленных еврейских домов и магазинов (более тысячи) и по числу жертв (несколько евреев было убито и около 20 женщин изнасиловано) был самым жестоким из погромов 1881. В конце апреля — начале мая 1881 погромы произошли в 50 местечках и селах Киевской губернии. Наиболее разрушительным был погром в местечке Смела, во время которого в близлежащей деревне был убит семилетний еврейский мальчик за отказ осенить себя крестным знамением. Погромы произошли в Жмеринке Подольской губернии, в ряде населенных пунктов Черниговской губернии; наиболее разрушительным из них был погром в Конотопе (27-29 апреля; один еврей был убит), где евреи предприняли попытку организовать самооборону. Антиеврейские беспорядки вспыхнули в ряде населенных пунктов Волынской губернии. В начале мая произошли погромы в г. Александровске Екатеринославской губернии (1 мая), в г. Ромны Полтавской губернии (3 мая), в г. Орехове (4-5 мая) и в нескольких деревнях Таврической губернии. Были совершены нападения на еврейские сельскохозяйственные колонии в Екатеринославской и Таврической губерниях (4-5 мая). Три дня (3-5 мая) продолжался погром в Одессе; здесь погромщикам противостояли отряды еврейской самообороны (в основном из студентов Новороссийского университета), которым удалось защитить ряд еврейских кварталов в центре города. В июне-июле погромы охватили Полтавскую губернию: Борисполь (12 июня), Переяслав (30 июня и 2 июля), Нежин (20-22 июля). В погромах кроме местных жителей активно участвовали крестьяне. В Нежине войска остановили погромы, открыв огонь по толпе крестьян-погромщиков; несколько человек было убито и ранено.

13 декабря 1881 в день католического Рождества начался погром в Варшаве, явно инспирированный русскими властями. Отмечалось, что среди руководителей погромов были люди, говорившие по-русски, а разгромом еврейских домов и магазинов занимались русские солдаты. Из поляков в погромах участвовали в основном низы общества, в то время как представители польской интеллигенции резко его осуждали, а ксендзы ходили по улицам и уговаривали погромщиков разойтись. Только на третий день погром был остановлен войсками (разгромлено около 1,5 тыс. еврейских квартир и других помещений, ранено 24 чел.).

В 1882 погромы вновь произошли в нескольких населенных пунктах Подольской и Херсонской губерний; наиболее кровавый из них разразился на Пасху в Балте, где к погромщикам присоединились солдаты. Представители гражданских и военных властей отдали войскам приказ прекратить погромы только на третий день (несколько евреев было убито, сотни ранены, многие женщины изнасилованы).

Погромы 1881-82 разразились на фоне нестабильной политической ситуации, сложившейся в России после убийства Александра II народовольцами (1 марта 1881). Неравноправие еврейского населения, застарелая юдофобия и недовольство православного городского населения экономической конкуренцией со стороны евреев способствовали в этой ситуации широкому распространению слухов о том, что царь был убит евреями и что в связи с этим власти отдали негласный приказ повсеместно устраивать погромы. Пассивность местной администрации, войск и полиции во время погромов убеждала население в правдивости этих слухов. Во многих деревнях Черниговской губернии крестьяне были уверены, что сам царь приказал громить евреев, и потребовали от местного начальства письменного удостоверения, что они не будут отвечать перед высшей властью за исполнение этой «повинности», причем такое удостоверение было им выдано. В некоторых деревнях священники с трудом убедили крестьян, что «приказа бить жидов не было». Есть многочисленные доказательства того, что организаторами большинства погромов были приехавшие из других городов шайки деклассированных элементов (т.н. босоногая команда) под руководством неизвестных лиц, у которых были списки всех помещений, принадлежавших евреям (например, в Елисаветграде погромщиков возглавлял статский советник, прямо заявивший полицмейстеру, что погром должен затронуть лишь евреев). Власти действовали в тесном контакте с приехавшими, еврейскую самооборону разоружали, погромы прекращали, как правило, только на третий день. Созданная в 1883 Верховная комиссия по пересмотру законов о евреях отмечала, что в тех районах страны, где местные власти решительно выступили против погромов, их не было, например, в Северо-западном крае, где генерал-губернатором был Э. Тотлебен.

Немалую роль в разжигании юдофобских настроений сыграли статьи на страницах русской печати — в правом «Новом времени» А. Суворина, в славянофильской «Руси» И. Аксакова, а также в ряде газет и журналов левого направления. Погромы приветствовали и революционные организации: «Народная воля» и «Черный передел», которые утверждали, что погромы носят справедливый характер, т.к. направлены против эксплуататоров трудящегося населения. Подпольная газета «Народная воля» (№6, 1881) в статье, посвященной погромам, писала: «Мы обязаны выражать общую формулу всех сил, справедливо недовольных и активно протестующих, и сознательно направлять эти силы». В подпольной типографии была напечатана тиражом в 2 тыс. экземпляров прокламация («К украинскому народу...») исполнительного комитета «Народной воли», в которой одобрялись погромы и звучал призыв к их продолжению, а Александр III именовался «жидовским царем». Хотя некоторые народовольцы были против этой прокламации (например, В. Фигнер уничтожила все присланные ей экземпляры), листовка широко распространялась, способствуя разжиганию погромных настроений. Представители властей весной и летом 1881 утверждали, что погромы — дело рук анархистов (об этом заявил и Александр III на встрече с еврейской депутацией). Но вскоре в высших правительственных кругах стали доказывать, что причина погромов — некоторые виды экономической деятельности евреев, которые «имеют вредное влияние на быт коренного населения». Появился тезис о «еврейской эксплуатации» как о главной причине погромов. Основным его сторонником был граф Н. Игнатьев, министр внутренних дел с мая 1881 по май 1882. Для прекращения «еврейской эксплуатации» были изданы «Временные правила» (май 1882), запрещавшие евреям селиться в сельской местности и вводившие для них другие ограничения.

В результате погромов 1881-82 началась эмиграция евреев из России; за короткий срок страну покинуло несколько десятков тыс. чел. Многие представители еврейской интеллигенции, в т.ч. такие известные писатели и публицисты, как Л. Пинскер, М. Лилиенблюм, П.Смоленскин, Л. Леванда, выступавшие ранее за ассимиляцию или отстаивавшие идею культурной автономии евреев в диаспоре, коренным образом пересмотрели свои позиции и стали убежденными сторонниками национального возрождения еврейского народа на его исторической родине — в Эрец-Исраэль. Во многих городах России, Польши, Румынии и других стран возникли кружки Ховевей Цион, члены которых провозгласили своей конечной целью переселение в Эрец-Исраэль. Некоторые из них осуществили это намерение на практике, положив тем самым начало первой в новое время массовой алие.

Граф Д. Толстой, назначенный в мае 1882 министром внутренних дел, был решительным противником погромов и в правительственном циркуляре от 9 июня 1882 заявил, что вся ответственность за прекращение антиеврейских беспорядков возлагается на губернаторов. Количество погромов сократилось; когда в 1883 они вспыхнули в Екатеринославе, Кривом Роге и Ростове-на-Дону, власти приняли решительные меры для их подавления (в Ростове казаки открыли стрельбу по погромщикам вскоре после начала погромов). 7 июня 1884 произошел погром в Нижнем Новгороде, где еврейское население было немногочисленным; хотя основной целью этого погрома были грабежи, в ходе его погибло 9 чел. По заявлению губернатора «...в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев».

В 1890-х гг. погромы возобновились. В Стародубе (Черниговской губернии) 29 сентября 1891 произошел погром, основными участниками которого были местные торговцы-старообрядцы, недовольные торговой конкуренцией со стороны евреев. В 1897 в местечке Шпола Киевской губернии (18-19 февраля) и местечке Кантакузенка Херсонской губернии (16-17 апреля) местное население разгромило магазины и квартиры, принадлежавшие евреям. Некоторые жители заранее предупреждали представителей власти о готовящемся погроме, но губернаторы с отрядами солдат появлялись слишком поздно. 19-21 апреля 1899 во время православной Пасхи произошел трехдневный погром в Николаеве. Попытка поляков организовать погромы в Ченстохове в 1902 была решительно подавлена русскими войсками; погромщики понесли суровое наказание. 6-7 апреля 1903, в дни православной Пасхи, произошел погром в Кишиневе, спровоцированный кровавым наветом в близлежащих Дубоссарах и подстрекательскими юдофобскими статьями в газете «Бессарабец», редактировавшейся П. Крушеваном. В организации этого погрома прямо обвиняли также В. Плеве, неоднократно заявлявшего, что «евреев надо проучить». Погромщики совершали зверства, невиданные со времен средневековья; количество жертв (убито 49 и ранено 586 чел.) было беспрецедентным. Еврейские организации России и других стран оказали пострадавшим от погромов значительную материальную помощь. Х. Бялик, посетивший Кишинев для сбора информации на месте, написал под впечатлением увиденного поэму «Бе'ир ха-харега» («Сказание о погроме»). Кишиневские погромы осудили также многие представители русской интеллигенции (например, Л. Толстой, В. Короленко).

После Кишиневского погрома в большинстве районов черты оседлости были созданы отряды еврейской самообороны. Самооборона активно действовала во время погрома в Гомеле 29 августа — 1 сентября 1903. В августе-сентябре 1904 в ряде городов и местечек Украины и Белоруссии погромы учиняли новобранцы, призванные на русско-японскую войну. Особенно жестоким был погром в Г. Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Йом-Киппур и зверски избила молящихся (около 20 евреев погибли).

В период русской революции 1905-07 первый погром произошел в Мелитополе 18-19 апреля 1905. Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодежи, остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки христиан. 19 апреля прибывшие войска прекратили погром. Поводом к погрому 22 апреля 1905 в Симферополе послужил слух об осквернении еврейским мальчиком иконы. Этот погром также был прекращен еврейской самообороной и войсками. Трехдневный погром в Житомире по своим размерам (около 20 евреев убито в самом Житомире, 10 — в Троянове, несколько — в окрестностях города) и по характеру (беспорядки начались после провокационного сообщения о том, что евреи за городом якобы стреляли в царский портрет; солдаты защищали громил и мешали самообороне оказать помощь евреям) явился как бы репетицией волны погромов в октябре 1905. 26 мая в Минске и 29 мая в Брест-Литовске солдаты и казаки стреляли в евреев на улицах. 30 июня солдаты расстреливали евреев на улицах Белостока, около 50 чел. было убито. Поводом к погромам послужила бомба, брошенная анархистом-боевиком в военный патруль. Погром, начавшийся вечером 20 июля в Екатеринославе, был прекращен еврейской самообороной (один чел. погиб). В конце июля произошел погром за пределами черты оседлости, в г. Макарьеве Нижегородской губернии. В Керчи 31 июля патриотическая демонстрация (во главе с градоначальником) переросла в еврейский погром. Во время погрома по распоряжению градоначальника был обстрелян отряд самообороны; погибли два его бойца (один из них — русский православный гимназист П. Кирилленко). В погромах наряду с портовыми рабочими и другими местными жителями активно участвовал табор цыган, приехавших в город специально для грабежа еврейского имущества. Вслед за Керчью произошел погром в Еникале, откуда все евреи вынуждены были бежать.

После опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 крупнейшие в истории царской России еврейские погромы, продолжавшиеся до 29 октября, охватили 660 населенных пунктов, в основном в южных и юго-западных губерниях черты оседлости. В Польше и Литве погромов не было, в Белоруссии зарегистрированы единичные случаи. 24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против всех прогрессивных элементов общества. Наибольшее число погромов произошло в Черниговской губернии. Во время октябрьских погромов 1905 было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн. рублей. В Одессе погибло свыше 400 евреев, в Ростове-на-Дону — свыше 150, в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30. В некоторых городах, например, в Юзовке (ныне Донецк), Киеве, Саратове число жертв было очень велико, но точные сведения отсутствуют. Во многих местах избиения и убийства евреев носили зверский характер. В Юзовке участников демонстрации, пришедших сообщить рабочим о Манифесте 17 октября, живыми бросали в доменные печи. В Одессе малолетних детей выбрасывали с верхних этажей на мостовую или убивали, размозжив голову о стену. Под Тирасполем на железнодорожной станции рабочие и солдаты выволакивали евреев из поезда; было убито 12 чел., в том числе трое детей.

Погромы, как правило, происходили по одному сценарию. 18 октября, сразу же после прочтения Манифеста, стихийно начинались демонстрации сторонников левых партий и движений, праздновавших получение свобод (в районах черты оседлости большинство демонстрантов были евреями). В противовес им полиция организовывала патриотические шествия с национальными флагами и портретами царя. В них в основном участвовали чернорабочие, мелкие лавочники, хулиганы, которые направлялись на разгром демонстраций; затем избиение перерастало в погром. Поводом к ним часто служили намеренно распускавшиеся ложные слухи (например, в Киеве евреев обвинили в том, что они разорвали царские портреты в здании городской Думы, в Екатеринославе — в том, что они ходили по улицам и собирали деньги на гроб царя).

В организации и проведении погромов важную роль сыграли власти, как военные, так и гражданские, как местные, так и центральные. В департаменте полиции была оборудована типография, печатавшая погромные прокламации, обращенные к армии и населению. Руководитель типографии ротмистр М. Комиссаров откровенно говорил: «Погром устроить можно какой угодно, хотите — на 10 человек, хотите — на 10 тыс.» Погромные воззвания печатались и на местах. Из представителей центральных властей наиболее отличился в организации погромов Д. Трепов, любимец Николая II, зав. полицией и командующий отдельным корпусом жандармов, а с 26 октября 1905 — дворцовый комендант; князь С. Урусов в речи в Первой государственной Думе прямо назвал его погромщиком. Многие местные начальники советовались по поводу устройства еврейских погромов непосредственно с Д. Треповым, минуя правительство С. Витте. В Одессе генерал-губернатор А. Каульбарс, приказавший войскам использовать для подавления еврейской самообороны все виды оружия вплоть до артиллерии, в речи к офицерам полиции заявил: «Нужно признать, что все мы в душе сочувствуем этому погрому». В Киеве начальник одного из отделов охраны города, на глазах которого происходил погром, напутствовал его участников: «Громить можно, но грабить не следует», а полицмейстер города Цеховский кричал с балкона здания Киевской городской Думы: «Бей жидов, грабь, ломай!». Полицмейстер Орши Модзалевский приказал крестьянам явиться в город с холодным оружием для погромов и грозил им в случае отказа штрафом в 30 руб. В Кременчуге полицмейстер Иванов указывал, какие дома громить, а какие нет, говорил христианам: «Не прячьте евреев в своих домах, выдавайте их. С жидами нужно раз и навсегда расправиться». Многие офицеры и рядовые полицейские не только не препятствовали погромам, но принимали в них участие. Сенатор А. Кузминский, проводивший расследование действий одесских властей во время погрома, принял решение об отдаче под суд за участие в погромах 41 полицейского, в том числе многих офицеров. Некоторые полицейские чины откровенно говорили во время погрома, что «лучше было бы вырезать всех евреев». Войска, присутствовавшие на улицах во время погромов, как правило, не мешали погромщикам. Они обстреливали только дома, откуда вела огонь еврейская самооборона, а затем принимали участие в разгроме таких домов (Киев, Одесса, Ростов). Как доказали отчеты сенатской комиссии, в Киеве и Одессе полицейские и погромщики часто сами стреляли из еврейских домов, чтобы спровоцировать солдат громить их. В Орше солдаты составляли большинство участников погрома, а в Минске войска расстреляли мирный еврейский митинг на территории вокзала. Отряды самообороны не могли противостоять регулярным войскам, но там, где они не помогали погромщикам, самооборона быстро останавливала погром (Борисоглебск, Витебск). Если войска действовали против погромщиков, погром также удавалось быстро прекратить (Каменец-Подольский, Могилев-Подольский, Херсон).

Организуя погромы, русские власти стремились показать всему миру, что в революции участвуют только евреи, а широкие народные массы поддерживают самодержавие. Власти хотели физически уничтожить как можно больше евреев, а также своих противников из числа рабочих и интеллигентов. Этот замысел удался во многом потому, что широкие массы населения в русских и украинских городах и селах были юдофобски настроены и охотно приняли участие в погроме. В то же время в самом правительстве были решительные противники погрома: глава правительства С. Витте и министр внутренних дел П. Дурново, и их мнение поддерживали многие представители местных властей. Против погромов выступали многие русские рабочие, интеллигенты, в ряде мест они участвовали в самообороне, создавали вооруженные дружины, защищавшие евреев (Ростов-на-Дону, Челябинск, Житомир, Одесса, Воронеж). В некоторых местах формировались совместные отряды из русских и евреев. Некоторые православные священники, иногда даже церковные иерархи, пытались предотвратить или остановить погромы, но, как правило, безуспешно. В Киеве Платон, епископ Чигиринский, совершал крестный ход по улицам Подола, умоляя толпу прекратить погромы, несколько раз он даже становился на колени; к нему подошел один из погромщиков и с угрозой сказал: «И ты за жидов». В Орше протоиерей Львов, напротив, призывал толпу уничтожить «изменников».

Погромы вызвали волну негодования, но в основном за пределами России. Внутри страны наиболее решительными были протесты самих евреев. Резолюции революционных партий, советов, профсоюзов носили абстрактный характер и осуждали погромы как проявление контрреволюции. Лишь некоторые либеральные политики и деятели культуры (М. Горький, Л. Андреев, П. Милюков и др.) выступили против погромов как крайнего проявления национальной и религиозной вражды. Еврейские организации России и других стран (в первую очередь, США, Германии и Великобритании) оказали жертвам погромов помощь на общую сумму около 5,6 млн. руб. Следствием погромов 1903-06 была массовая эмиграция в США и страны Западной Европы: только в Северную Америку в 1906 переселилось 125 тыс. евреев, в 1907 — 115 тыс. Началась вторая алия в Эрец-Исраэль, выросла популярность сионистских и революционных партий.

В 1906 в России произошло еще несколько погромов: в январе — в Гомеле, в июне — в Белостоке (около 80 убитых), в августе — в Седльце (около 30 убитых). Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские. К 1907 погромы прекратились.

С началом 1-й мировой войны русское военное командование по инициативе начальника штаба Верховного главнокомандования генерала Н. Янушкевича стало осуществлять ряд антиеврейских мероприятий. Евреев бездоказательно обвиняли в измене и шпионаже (распространялись, в частности, нелепые слухи о том, что они прячут в бородах телефоны для связи с немцами). Это приводило к частым издевательствам над евреями, к их избиениям, ничем не отличавшимся от погромов; многие евреи были убиты солдатами или казнены по приговорам военно-полевых судов. В 1915-16 десятки тыс. евреев были высланы из прифронтовой полосы во внутренние районы страны. В сентябре 1917 уходившие с фронта солдаты грабили еврейское имущество, однако эти погромы (наибольшее число их произошло в Киевской, Волынской и Подольской губерниях), как правило, не сопровождались убийствами. Для оказания помощи жертвам погромов и выселений в 1915 был создан Еврейский комитет помощи жертвам войны (Екопо), финансировавшийся Джойнтом, ОЗЕ и другими еврейскими организациями.

Наиболее кровавые и разрушительные погромы происходили в годы гражданской войны (1918-21) на Украине, а также в отдельных населенных пунктах России и Белоруссии. По различным оценкам, погибло от 70 до 180-200 тыс. евреев; около 300 тыс. детей остались сиротами; более чем в 700 городах, местечках и деревнях вся или почти вся еврейская собственность была разграблена или уничтожена. Столь широкие масштабы убийств и разрушений, а также тот факт, что во многих местах погромщикам (петлюровцам, белогвардейцам) в течение длительного времени принадлежала вся полнота власти, сближают погромы периода гражданской войны с нацистским геноцидом. Особый характер этих погромов был подчеркнут в меморандуме еврейских общин, представленном генералу А. Деникину: «Во всех местах... произошло и сейчас происходит более или менее окончательное уничтожение еврейского населения».

Весной 1918 погромы под лозунгом «Бей жидов и буржуев» устраивали отряды Красной армии, отступавшие с Украины под натиском немцев: в Новгород-Северском было убито 88 чел., в Середина-Буде — 25 чел. В декабре 1918, после установления на Украине власти Директории во главе с С. Петлюрой, погромы возобновились. Один из первых крупных погромов был учинен полком им. Петлюры в г. Сарны. С декабря 1918 по август 1919 петлюровцы устроили десятки погромов, в ходе которых, по данным комиссии Международного Красного Креста, было убито около 50 тыс. чел. Крупнейший погром произошел 15 февраля 1919 в Проскурове, где после неудачной попытки большевистского переворота (городская стража, состоявшая в большинстве сво?м из евреев, не приняла в нем участия) регулярные отряды петлюровской армии по приказу своего командующего, атамана Семесенко, за четыре часа вырезали 1650 евреев; при этом убийцам было запрещено грабить.

В правительстве Директории существовало Министерство по еврейским делам, которое возглавлял А. Радуцкий; был принят закон о национальной автономии евреев, и члены правительства не раз высказывались в пользу их полного равноправия. Однако это правительство не имело никакой реальной власти: она находилась в руках группы атаманов, настроенной крайне юдофобски и игравшей основную роль в организации погрома «Информационное бюро Украинской народной республики» и правительственный орган — газета «Видродження» вели погромную агитацию. Правительство и военные власти время от времени выпускали антипогромные приказы и воззвания, но они не имели никакого воздействия на армию, т.к. никого из погромщиков не наказывали.

В 1919 все большую роль в гражданской войне на Украине начали играть многочисленные крестьянские банды. Их главари (Григорьев, Струк, Зеленый, Тютюнник, Козырь-Зырка, Соколовский и др.) ненавидели евреев и при любой возможности устраивали погромы. Весной 1919 Григорьев издал «универсал», в котором откровенно призывал к поголовному уничтожению евреев; после этого число погромов резко возросло. 15-20 мая в Елисаветграде отряды Григорьева уничтожили от 1,3 тыс. до трех тыс. евреев; 16-20 мая в Черкассах было убито около 700 чел. В Радомысле в ходе погрома, учиненного бандой Соколовского, погибло около 400 чел. В Погребище в августе 1919 банда Зеленого уничтожила около 400 чел., в том числе 200 женщин. Убийства сопровождались жестокими истязаниями и повальными грабежами; атаманы нередко требовали от еврейских общин громадных «контрибуций», уплата которых, впрочем, не всегда предотвращала резню. Некоторые банды продолжали действовать и в 1920-21, после установления на Украине советской власти. Их налеты на незащищенные местечки неизменно выливались в кровавые погромы: так, в Тетиеве бандиты вырезали сотни евреев, после чего все местечко было сожжено.

Летом-осенью 1919 на Украине действовало сразу несколько противоборствующих сил: петлюровцы, Добровольческая армия А. Деникина, Красная армия, крестьянские банды, анархисты во главе с Н. Махно. Все они в большей или меньшей степени участвовали в погромах. В ряде случаев погром, начатый одной из сражающихся сторон, продолжали войска другой. Например, в Белой Церкви в конце августа 1919 погром начали петлюровцы, после их ухода банда атамана Зеленого превратила погром в резню, а затем его продолжили терские казаки из Добровольческой армии.

Осенью 1919 и зимой 1919-20 большинство погромов на Украине было учинено войсками А. Деникина. 22-27 сентября 1919 казаки терской бригады Добровольческой армии бесчинствовали в Фастове, убивая, насилуя, грабя и глумясь над религиозными чувствами евреев (ворвавшись в синагогу во время Йом-Киппура, казаки избили молящихся, изнасиловали женщин и разорвали свитки Торы). Погибло около тысячи чел. Почти в каждом занятом белогвардейцами населенном пункте (за исключением нескольких крупных городов, где находились органы центральной власти и иностранные представительства) все еврейское население подвергалось систематическому ограблению, причем в ряде мест грабежи повторялись многократно: в Черкассах каждый дом грабили в среднем семь раз, в Томашполе (Подольской губернии) — три-четыре раза, в Короле (Полтавской губернии) — десятки раз. В декабре 1919 — марте 1920, при отступлении Добровольческой армии с Украины, погромы приобрели особенно ожесточенный характер. В декабре 1919 в местечке Смела погром, продолжавшийся два часа, унес жизни 107 евреев, в местечке Александровка (Киевская губерния) погибли 48 чел., в Мясткове (Подольская губерния) — 44 чел. Погромщики насиловали всех еврейских женщин, от 12-летних девочек до 75-летних старух, не щадя даже больных тифом. За пределами Украины белогвардейцы устроили погромы в 11 населенных пунктах. Так, во время рейда кавалерийского отряда К. Мамонтова по тылам Красной армии (август-сентябрь 1919) погромы произошли в Балашове (Саратовская губерния), Белгороде (Курская губерния), Ельце (Орловская губерния), в Козлове (Тамбовская губерния), где из тысячи евреев более ста было убито.

Хотя сам А. Деникин считал погромы бессмысленными и понимал, что они разлагают армию, он и его подчиненные не принимали почти никаких мер для предотвращения или прекращения погромов. Для оправдания погромов в ряде случаев бездоказательно обвиняли евреев в том, что они при отступлениях добровольцев стреляли им в спину (такое обвинение выдвигалось в Фастове, Белой Церкви, во время т.н. «тихого» погрома в Киеве в начале октября 1919 и в других местах). Официальное информационное Осведомительное агентство (Осваг) и многие органы печати вели на территории, занятой армией А. Деникина, погромную пропаганду, распространяя, например, ложные сведения об особых «еврейских частях», якобы сражающихся в составе Красной армии. Многочисленные просьбы еврейских делегаций прекратить погромы оставались без ответа. Отдельные мероприятия против погромов проводились лишь для того, чтобы успокоить общественное мнение Англии и Франции, откуда Добровольческая армия получала помощь. Английский представитель при штабе А. Деникина требовал прекратить погромы, объясняя это тем, что в противном случае Добровольческая армия может «потерять сочувствие всей Европы». Когда в начале октября 1919 в результате вмешательства представителей иностранных держав и страха перед разлагающим влиянием погромов командование этой армии стало применять к погромщикам различные меры наказания, вплоть до расстрела (было казнено около 10 чел.), погромы на время прекратились. 23 января 1920, когда Добровольческая армия уже ушла почти со всех территорий, где проживали евреи, А. Деникин издал приказ о борьбе с насилием и грабежами (где погромы не упоминались). Благодаря давлению иностранных государств погромов не было на территории Сибири, где действовали войска А. Колчака, настроенные не менее юдофобски, чем армия А. Деникина. А. Колчак не допускал погромы, понимая, что они могут разложить его армию и произвести плохое впечатление в США, откуда он получал помощь.

И деникинцы, и петлюровцы, и атаманы крестьянских банд объясняли погромы тем, что все евреи — коммунисты или все коммунисты — евреи. Командир Первой кубанской дивизии Добровольческой армии генерал Шифнер-Маркевич заявил еврейской делегации, умолявшей остановить погромы в местечке Смела: «Все коммунисты — евреи, и мы не можем допустить жидовского царства в России». Особую ненависть у белогвардейцев и петлюровцев вызывало имя Л. Троцкого; почти каждый погром сопровождался лозунгом: «Это вам за Троцкого». При погроме в Екатеринославе делегациям евреев, жаловавшимся властям на погромщиков, заявляли: «Идите жаловаться Троцкому, а на это правительство жаловаться нечего». Даже конституционные демократы (кадеты), ранее всегда осуждавшие все виды юдофобии и, тем более, погромы, утверждали на своей конференции в Харькове в ноябре 1919, что белогвардейские власти делают все для борьбы с погромами, и потребовали от евреев «объявить беспощадную войну тем элементам еврейства, которые активно участвуют в большевистском движении». Представление о том, что все евреи тесно связаны между собой и что существует какое-то единое еврейское руководство, которое может повлиять на большевиков-евреев, было широко распространено, несмотря на всю его абсурдность. Генерал А. Деникин заявил еврейской делегации в ответ на просьбу о прекращении погромов: «...вследствие существующей сплоченности между евреями, еврейские представители могли бы повлиять на еврейские большевистские дружины». В. Винниченко (премьер-министр правительства Директории до февраля 1919) говорил, что погромы не могут быть прекращены, пока еврейская молодежь и еврейский рабочий класс поддерживают большевиков.

Отдельные погромы на Украине были совершены красноармейцами: в Россаве (февраль 1919), в Умани (май 1919), в Любаре (май 1920) погромы устроили Богунский и Таращанский полки Первой конной армии. Особенно жестокие погромы Первая конная армия устраивала при отступлении из Польши в конце августа 1920. Как правило, советские власти сурово наказывали погромщиков, чаще всего расстреливали их. Например, в сентябре 1920 член Революционного военного совета Первой конной армии К. Ворошилов расформировал за погромы шестую дивизию И. Апанасенко; 153 погромщика были расстреляны. Несколько погромов совершили на Украине махновцы; самым кровавым из них был погром в Александровске (ныне Запорожье) летом 1919. Н. Махно и другие главари движения решительно боролись с погромами и расстреливали погромщиков.

В ряде населенных пунктов Украины в годы гражданской войны активно действовала еврейская самооборона; в некоторых случаях ей удавалось отразить нападения погромщиков. «Еврейская милиция по борьбе с погромами» способствовала предотвращению антиеврейских эксцессов в Одессе. Погром в Погребище произошел лишь после того, как петлюровцы разоружили отряд самообороны. Однако чаще всего еврейская самооборона не могла противостоять гораздо более многочисленным и лучше вооруженным погромщикам. После установления советской власти на Украине отряды еврейской самообороны сыграли важную роль в ликвидации крестьянских банд.

В 1919-20 гг. в Белоруссии погромы (в основном — грабежи) устраивали солдаты польской армии. В 1920-21 гг. кровавые погромы в Белоруссии были организованы отрядами С. Булак-Балаховича, действовавшими в 1920 в составе русских частей польской армии под общим командованием Б. Савинкова, а в 1921 — самостоятельно. В местечке Копаткевичи 9 июля 1921 они убили около 120 чел., в местечке Ковчицы 16 июля — 84 чел., в местечке Большие Городятичи 23 ноября — 72 чел.

В Забайкалье и Монголии евреев уничтожали белогвардейские части Р. Унгерн фон Штернберга. С окончанием гражданской войны погромы повсеместно прекратились.

В 1919 — начале 1920 помощь жертвам погромов оказывали в основном зарубежные еврейские организации, прежде всего Джойнт. В июле 1920 советские власти создали Идгезком (Евобщестком; Евр. обществ, комитет помощи погромленным); в 1921 в него влились Екопо, ОЗЕ и ряд других организаций. Социальная помощь евреям, пострадавшим в годы гражданской войны, была передана в исключительное ведение Идгезкома; он же получал средства, поступавшие из-за рубежа, главным образом от Джойнта.

Юдофобская кампания в Советском Союзе, начавшаяся в 1948 как борьба с «космополитами» и достигшая своего апогея в начале 1953 в связи с «делом врачей», привела к возникновению погромной обстановки, к нападениям на евреев (особенно на железных дорогах) и даже к отдельным убийствам. По некоторым сведениям, после предполагаемой казни врачей в Москве и в других центральных городах устроили бы погромы, после чего евреев должны были депортировать в отдаленные районы страны. 4 октября 1959 на нескольких подмосковных станциях Казанской железной дороги распространялись листовки с призывом к погромам, а на станции Малаховка были подожжены синагога и домик смотрителя еврейского кладбища (погибла жена смотрителя).

Угроза еврейских погромов вновь возникла в конце 1980-х гг. в связи с активизацией юдофобских организаций. Слухи о возможных погромах активно распространялись в различных городах Советского Союза накануне празднования 1000-летнего юбилея крещения Руси в мае 1988 г., а также летом 1989 и в 1-й половине 1990 (назначались даже конкретные даты). В начале мая 1990 произошел погром евреев и армян в Андижане (Узбекистан), несколько женщин подверглись насилию. Угроза погромов — одна из причин массовой эмиграции евреев из СССР в конце 1980 — начале 1990-х гг.

Погромы в других странах. Первый погром произошел в Александрии в 38 г. в царствование римского императора Калигулы. В 115 погром в Александрии учинили римские войска. Известно о погромах в Вавилонии в 5-6 вв., в Византии в 6-10 вв., в захваченном византийцами Иерусалиме в 629 г.

Волна кровавых погромов обрушилась на евреев Европы во время крестовых походов (особенно первого). В 11 — начале 14 вв. многочисленные погромы происходили в Англии (Йорк), Германии, Франции, Чехии. В середине 14 в. новая волна погромов охватила Европу в связи с эпидемией чумы: разразились погромы в Испании, Швейцарии, Фландрии (Бельгия), в Германии (наиболее кровавые). В 1389 произошел погром в Праге. В 1391 погромы прошли по всей Испании, наибольшее количество жертв было в г. Севилья. В 15 в. погромы многократно вспыхивали в Испании (часть из них была направлена против новых христиан), Португалии, Провансе. В 16 в. в Португалии произошло неск. погромов новых христиан (наибoлее кровавый — в 1506 в Лисабоне). В конце 15 в. вспыхнули погромы в Алжире.

В 1491 в результате кровавого навета разразился погром в г. Тирнау в Венгрии (ныне Трнава, Чехословакия). В 14-18 вв. десятки погромов произошли в Польше. Во 2-й половине 16 в. погромы происходили в Румынии; они возобновились в 1710 (в результате кровавого навета) и во время русско-турецких войн во 2-й половине 18 в.

В 1806 во время русско-турецкой войны евреев избивали румыны и турецкие солдаты. В 1819 погромы охватили всю Германию и перекинулись в Данию, Чехию, Австрию, Польшу (Хеп-хеп). Восстание греков против Османской империи в 1821 сопровождалось в Греции и Румынии массовыми погромами. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. погромы в Румынии значительно участились. В 1882 в связи с кровавым наветом прокатилась волна погромов в Венгрии. В 1918 польские войска учинили погром во Львове, в 1919 — в Вильно. Падение Венгерской советской республики сопровождалось многочисленными погромами. В 1927 произошли погромы в Трансильвании. Уничтожение евреев в странах Центральной и Восточной Европы в годы 2-й мировой войны (Катастрофа) часто начиналось с погромов, которые устраивало местное население. В 1945-47 в Польше происходили сначала нападения на евреев, затем погромы (Кельце). Сходная картина была и в Венгрии.

В 1790-92, 1853 и 1859 погромы происходили в Марокко, в 1840 — в Сирии (в связи с Дамасским делом), в 1805 и 2-й половине 19 в. — в Алжире (они усилились во время дела Дрейфуса, которое вызвало также юдофобские беспорядки во Франции, принимавшие иногда форму погромов). В 20 в. погромы происходили в ряде мусульманских стран: в Марокко — в 1907 (Касабланка), 1912 (Фес), 1942, 1948, 1967; в Египте — в 1945, 1952; в Ливии — в 1941, 1945, 1948, 1967; в Тунисе — в 1917, 1932, 1967.

В 1919 погромы прокатились по территории Аргентины (т.н. Трагическая неделя). В Нью-Йорке в 1960-80-х гг. нередки были нападения радикальных элементов негритянского населения на евреев; в августе 1991 негритянские волнения в Краун-Хайтс (квартал Нью-Йорка) приняли форму погрома.

По своим масштабам за пределы понятия погромы выходят: массовая резня евреев Польши и Украины, учиненная украинскими казаками Б. Хмельницкого и польскими войсками С. Чарнецкого в 1648-58 гг.; массовые убийства евреев гайдамаками в 18 в.; Катастрофа европейского еврейства в 20 в.

Материал отсканирован и переведен в текстовый формат В. Воблиным.

Источник: Краткая еврейская энциклопедия


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Погромы
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 02:13:28
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Dr. NONA Еженедельник "Секрет"