БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Расскажите детям...
История

25.08.2014 13:50
balu

История
Расскажите детям...
Лиза Юдина

Сегодня мы расскажем вам о двух израильских операциях – военной и спецслужб. Расскажем по двум причинам. Во-первых, мы не раз уже говорили о том, что историю надо знать. А во-вторых, потому что реакция мира и тогда не заставила себя долго ждать. Но мы еще не были самой демократичной демократией, а просто жили в своей стране и служили ей и своему народу, не оглядываясь на всех и вся. И у нас все получалось…

А еще нам бы хотелось, чтобы вы об этих операциях рассказали своим детям и внукам. В школьном курсе истории о них почему-то молчат.

Операция «Дар»

22 июля 1968 года арабские боевики захватили самолёт «Эль-Аль», вылетевший из Рима в Тель-Авив. Террористы вынудили пилотов совершить посадку в Алжире. В том же году 26 декабря в аэропорту Афин арабы обстреляли израильский самолёт, погиб один гражданин Израиля. Ответственность за эти акции взял на себя Народный фронт освобождения Палестины, базировавшийся в Бейруте и входящий в ООП – организацию освобождения Палестины, руководимую будущим лауреатом Нобелевской премии мира Ясером Арафатом.

Израиля начал планировать операцию возмездия. План включал в себя уничтожение самолётов арабских авиакомпаний в международном аэропорту Бейрута. И чтобы неповадно было, и чтобы заставить правительство Ливана отказаться от сотрудничества с НФОП.

К участию в операции привлекли подразделения специального назначения «Сайерет Цанханим» (разведрота парашютно-десантной бригады) и «Сайерет Маткаль» (спецназ Генштаба). Отряд базировался на авиабазе Рамат-Давид, его командиром был назначен Рафаэль Эйтан. Думается, объяснять, кто это такой – не надо. Легендарного Рафуля (светлая память) помнят все. Согласно плану, территория бейрутского аэропорта «Хальда» была разделена на три сектора, в каждом должен был действовать отряд численностью 20—22 человека. Перед спецназом стояла задача нанести максимальный ущерб арабским авиакомпаниям, не допустив повреждения самолётов других авиакомпаний. Всего в операции было задействовано 15 вертолётов, 6 вспомогательных самолётов, 6 боевых самолётов и несколько катеров - если возникнет необходимость спасать экипаж и пассажиров вертолёта из воды.

Через два дня после обстрела нашего самолета в Афинах, 28 декабря в 20 часов 37 минут вертолёты «Супер Фрелон» с ударной группой поднялись в воздух. Примерно через сорок минут они достигли цели и начали высаживать десант. С других вертолётов была установлена дымовая завеса и сброшены гвозди на ведущую к аэропорту дорогу, чтобы остановить движение. Кроме того, с вертолётов несколько раз открывался предупредительный огонь по машинам, пытавшимся въехать на территорию аэропорта.

На земле десант не встретил никакого противодействия и взорвал самолёты, идентифицированные как арабские. В 21 час 47 минут началась эвакуация, занявшая примерно 15 минут. Операция завершилась без единой жертвы, как с израильской, так и с ливанской стороны.

В результате рейда было уничтожено 14 самолётов арабских авиакомпаний, находившихся на лётном поле.

Лирическое отступление. За точку отсчета в войне с террором принято считать 18 августа 1953 года, когда была создана легендарная Комманда 101, возглавляемая 25-летним майором Ариэлем Шароном – первое в мире антитеррористическое подразделение. Их целью были базы арабских террористов, находившиеся в Египте, Иордании, Ливане. Молниеносные рейды израильтян наводили ужас на врага – как правило, в плен террористов не брали. У парашютистов стало традицией после карательной акции зайти в ближайший арабский духан и заказать у дрожащих от страха арабов чашечку кофе. В ходе операции «Дар» Рафаэль Эйтан по старой десантной традиции зашёл в кафе бейрутского аэропорта, заказал чашечку кофе и расплатился израильскими деньгами.

Операция была осуждена Советом Безопасности ООН в резолюции 262, принятой 31 декабря 1968 года.

И что? Сколько таких резолюций было… А Израиль делал свое дело.

Операция «Пенициллин»

Считается одной из самых успешных операций за все время существования Моссада.

В aпреле 1965 года, командующий израильскими ВВС генерал Эзер Вейцман обратился к шефу Моссада Меиру Амиту с просьбой рассмотреть возможность угона новейшего по тем временам самолёта МиГ-21. Надвигающаяся война была «не за горами».

“МиГ-21” начал поступать на вооружение Египта, Сирии и Ирака в 1961 году в условиях чрезвычайной секретности, с соблюдением строжайших мер безопасности. Поставки были обусловлены требованием, что советская сторона берет на себя ответственность за охрану и техническое обслуживание самолетов, а также за подготовку летных экипажей. На Западе ничего не было известно о том, что собой представляет новый советский самолет, но никто не сомневался, что “МиГ-21” – грозная машина.

Генерал Дан Толковский — создатель израильских ВВС и их командующий в 50-х годах — не уставал повторять своим подчиненным: “Основополагающий принцип войны заключается в том, что сторона, владеющая информацией о вооружении противника, может заранее праздновать победу”. В силу этого израильское командование настоятельно требовало от спецслужб соответствующих разведданных.

Специалисты Моссада долго ломали голову над тем, как завладеть МиГом. Возможных вариантов было немного — подкуп, перехват самолета в арабском порту разгрузки, внедрение агента на арабскую авиабазу – и все они не сулили успеха. Аналитики пришли к выводу, что ставку надо сделать на летчика-немусульманина. И тут на помощь пришел случай: некий иракский еврей из Багдада дал знать, что, если Израиль желает заполучить “МиГ-21”, он, Иосиф Шамаш, попробует это устроить.

Об этом человеке надо сказать пару слов отдельно.

Почти вся стотысячная еврейская община Ирака в начале 50-х была перевезена в Израиль. В Ираке осталось примерно около тысячи евреев. В их числе был и Иосиф Шамаш. Он вырос в нищете и в возрасте 10 лет был продан родителями богатому клану христиан-маронитов.

Хотя Иосиф не умел ни читать, ни писать, природная смекалка помогла ему, подобно его библейскому тезке, стать фактически главой этой нееврейской семьи. Ни одно решение не принималось без его совета, он присутствовал на всех семейных сборищах, по всем вопросам ему принадлежало последнее слово. Он стал центральной фигурой в семье, все члены которой любили и уважали его, считались с ним, неукоснительно следовали его советам. Однако, жизнь все-таки напомнила Иосифу, что он изгой и никогда не станет по-настоящему своим среди арабов. Глава семьи в пылу ссоры оскорбил Иосифа, напомнив ему, что он чужак. И хотя остыв, извинился, Иосиф не забыл оскорбления и решил, что коль скоро он еврей, ему не мешало бы узнать, что это значит. Он дожил почти до 60 лет, имея лишь смутное представление об иудаизме и Израиле. Вскоре Иосиф Шамаш стал пламенным израильским патриотом и предложил свои услуги “Моссаду”. В конце 1964 года он дал знать, что один из членов его приемной семьи, 32-летний Мунир Редфа — один из лучших летчиков иракских ВВС, летающий на МиГ-21, недоволен своей судьбой, жалуется на дискриминацию христиан-маронитов со стороны властей и подумывает о том, чтобы уехать из Ирака. Иосиф был уверен, что Мунира можно будет уговорить перелететь в Израиль, и брался свести его с израильскими агентами. Ему было предложено 500 тысяч английских фунтов и израильское гражданство; Редфа потребовал вывоза из Ирака всей семьи. Условие было принято. Существует романтическая версия, что решающую роль в вербовке Редфа сыграла некая прекрасная американка; однако эта версия оспаривается. Незадолго до побега Редфа выехал в Рим, и оттуда был тайно доставлен в Израиль, где с ним обговорили все детали операции. В переписке между Редфа и Моссадом самолет проходил под кодовым именем «пенициллин», откуда и название операции.

Проблема с вывозом всех родственников решалась параллельно: сначала в Швейцарию перебрался дядя лётчика, туда же на счёт в банке было переправлено 250 000 английских фунтов.. В день операции агенты “Моссада” арендовали два микроавтобуса и загрузили в них оставшихся членов семьи Мунира, которые собрались в пригороде Багдада якобы на пикник. Их доставили на границу с Ираном, через которую их провели проводники – курдские повстанцы. На территории дружественного Израилю Ирана (напомню, что при покойном шахе Иран был стойким союзником еврейского государства) путников ждал вертолет. Их доставили на аэродром, откуда они вылетели в Израиль.

И вот пришел урочный день: 16 августа ему предстояло отправиться в очередной учебно-тренировочный полет. Пилот приказал команде наземного обслуживания до отказа залить горючим баки своего “МиГа”. По правилам на это требовалась санкция советских советников. Но иракцы недолюбливали советских “друзей”, которые относились к ним с нескрываемым презрением, и были рады услужить своему соотечественнику. Мунир поднялся в воздух с полными баками.

Он лег на курс в направлении на Багдад, но неожиданно резко повернул на запад. Радиолокаторы иракской службы ПВО зафиксировали его маневр, в наушниках летчика зазвучали истерические приказы немедленно поворачивать назад. Мунир выключил радио. В сотнях миль к западу израильские радары засекли светящуюся точку, приближающуюся с востока. В воздух поднялась эскадрилья израильских “Миражей” и направилась навстречу долгожданному гостю. Последовал обмен условными сигналами, и самолеты ВВС Израиля, пристроившись по бокам иракского “МиГа”, повели его на свою базу в пустыне Негев.

“Моссад” сдержал свое слово – все родственники Мунира Редфы были благополучно вывезены из Ирака, а Израиль получил “МиГ-21”.

Сенсационная история об иракском летчике, перелетевшем на своем военном самолете в Израиль, обошла все газеты мира. Москва, вне себя от ярости и унижения, гневно требовала возвращения самолета. Израиль отказался, но не спешил передавать ценный трофей и Соединенным Штатам. Доступа к “МиГу” требовали также Великобритания, Франция и другие западные державы, но Тель-Авив молчал.

А тем временем израильские летчики тщательно изучали трофейный самолет на земле и в воздухе, в условиях крейсерских полетов и имитации воздушных боев. И когда год спустя грянула Шестидневная война, ВВС Израиля располагали исчерпывающей информацией обо всех сильных и слабых сторонах наиболее современного советского самолета, стоявшего на вооружении у наших противников.

Когда страсти несколько улеглись, Израиль передал самолет США. Те смогли значительно углубить свои представления об уровне технического развития советских вооруженных сил. И Вашингтон впервые согласился поставлять Израилю современные самолеты.

Иосиф Шамаш дожил остаток своих дней в родном Ираке в сознании выполненного долга перед семьей, которую он любил всю жизнь, и страной, патриотом которой он стал на склоне лет.

Мунир Редфи работал лётчиком в нефтяной авиакомпании, в 1969 году перебрался в Западную Европу, где и умер в 1998 году

Самолёт был возвращён Израилю, сейчас он выставлен в музее ВВС.

Да-а-а, были времена…

Источник: Тема 357

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+14
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > История > Расскажите детям...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-06-20 18:55:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl