Проведенный в августе опрос общественного мнения показал, что, если бы выборы состоялись сегодня, то Шинуй, партия Томи Лапида, удвоила бы число своих потенциальных кресел в будущем Кнессете. Я сомневаюсь, чтобы хоть кто-нибудь из отдающих свои голоса этой партии мог сказать, какова ее партийная платформа по тому или иному вопросу, и вообще есть ли у нее какая-либо платформа. Для избирателей Шинуя в ее программе важен один-единственный пункт: поднять знамя битвы против харедим.
Этот опрос показал, что Шинуй даже опередил на одно место партию Мерец, которая соревнуется с ним за место лидера борьбы с харедим. Но у Мерец, по крайней мере, есть какие-то хорошо известные позиции по ряду вопросов. А те, кто голосуют за Шинуй, видимо, предпочитают ненависть к харедим в чистом виде, не разбавленную никакой дополнительной идеологией.
Израиль сейчас переживает не один, а много кризисов. Страшная опасность нехватки питьевой воды и бедственное состояние наших водных ресурсов почти не попадают в ленту новостей — настолько велики и опасны другие угрозы. До сих пор нет никакого ответа палестинскому терроризму, и ничего даже не маячит на горизонте. А эта угроза, которая сказывается на жизни каждого израильтянина, не идет в сравнение с угрозой ядерного оружия Ирака и Ирана.
На экономическом фронте мы уже вдвое превзошли прошлогоднюю безработицу и собираемся сделать то же с инфляцией. Заболевший хайтек не обнаруживает никаких признаков выздоровления, характерных для общемирового состояния. И далекие перспективы туризма, когда-то исправно приносившего иностранную валюту, не сулят ничего хорошего. А среди рецессии и войны правительство вынуждено на десять миллиардов шекелей превзойти прошлогодний бюджет.
И, несмотря на этот множественный кризис, десять процентов электората, согласно опросу Дахафа, скандируют один лозунг: остановить харедим. А если добавить к этому предположительные девять мест Мереца, годами малевавшего харедимный мир исключительно черной краской, то становится ясно, что такой призыв близок сердцам, примерно, 20% избирателей.
Но даже если бы завтра в Израиле не осталось ни одного харедимного еврея, наша ситуация не улучшилась бы ни на йоту. Палестинцы, Саддам Хуссейн и аятолла Хоменаи по-прежнему оставались бы на своих местах, нисколько не менее угрожая нашему существованию. Хайтек оставался бы в упадке, последние туристы в Израиле — заграничные религиозные евреи — исчезли бы, а воды для питья не прибавилось.
Классическое сионистское образование подчеркивало «отрицание галута (изгнания)». Но и этот идеал провалился. Никакой особой израильской культуры так и не возникло, и наша молодежь стремится походить на людей свободного Запада в значительно большей мере, чем евреи, живущие среди других народов. Старая басня о том, что евреи в новом государстве будут, по крайней мере, хозяевами собственной судьбы, показала свою несостоятельность, ибо наша зависимость от Америки обозначилась сейчас еще яснее. А идеологи сионизма, по-прежнему, не замечая парадокса, мечтают о том, чтобы у нас в Израиле все было как в цивилизованных странах, т.е. именно как в галуте!
То, что такое большое число израильских евреев политически находят себя сегодня в антирелигиозном лагере — это наша общая трагедия. Не у многих стран есть столько угроз, сколько у Израиля, и не многим так необходимо национальное единство. Традиционное еврейское самосознание — единственная основа для такого единства, но часто оно служит лишь причиной для разделения.
Я продолжаю утверждать, что мы платим высокую цену за связь религии с политикой в Израиле. Вполне понятно, когда религиозные граждане не хотят полагаться на великодушие чужих и зачастую враждебных кругов в поддержке их организаций. Но аргумент о необходимости не должен ослеплять нас, скрывая цену взаимоотношений религии и политики.
Еврейское государство в некотором смысле последнее место в мире, где можно нормально поговорить о Торе со своим ближним евреем. Почти каждое такое обсуждение скатывается к вопросам о службе в армии, поселениях или экономической продуктивности. Слишком часто обсуждение дальше и не продвигается. Многие родившиеся в Израиле евреи соприкасаются с иудаизмом в первый раз только за границей, где все эти внутриполитические вопросы просто не актуальны.
Очень многим израильским евреям иудаизм представляется чем-то враждебно негативным. Например, известный писатель А.Б. Йеошуа, который считает себя израильтянином, а не евреем, может провозгласить: «Не религиозные чаяния, а только антисемитизм возвратил нас в Израиль». И неважно, что такое заявление исторически неверно.
Если бы сионизм не черпал из колодцев тысячелетних мечтаний о Сионе, это движение склонилось бы во время дебатов о месте еврейского государства в пользу Уганды, и было бы сегодня ни чем иным, как еще одним курьезным предложением в разряде провалившихся утопических проектов. Но даже если мы признаем спасение евреев от антисемитизма единственной целью сионизма, мы должны признать тотальную неудачу этой попытки. Сегодня Израиль в большой степени является источником ненависти к евреям.
Поразительно, как смыкается рвение А.Б. Йеошуа идентифицировать сионизм с определением, который Сартр дал еврею как творению антисемита, лишенному всякого самостоятельного, положительного содержания.
Ширящееся отрицание всего религиозного — на совести религиозной общины. Сегодня присутствуют все условия для роста интереса к Торе. Старые идолы разрушены и валяются в пыли. У нас больше нет иллюзии, чтобы мы можем контролировать свою судьбу с помощью армии. Мы пришли к ситуации, из которой нет ясного естественного выхода, что Хазон Иш, лидер харедим предыдущего поколения, определял как условие для спасения свыше. Но, несмотря на все эти предпосылки, мы не видим интенсификации процесса возвращения к Торе и соблюдению ее заповедей.
Некоторые религиозные евреи показали, что они могут интегрироваться в большинство сфер современного общества. Но при этом они не продемонстрировали своим нерелигиозным коллегам, что их иудаизм играет какую-то положительную роль в их жизни, что могло бы побудить их окружение к более серьезному интересу к еврейской традиции.
Другие показывают, что Тора охватывает все аспекты религиозной еврейской жизни. Но они не демонстрируют, что Тора может стать основой всего общества, а не просто образом поведения маленькой группы внутри большого общества с «нормальными» целями.
Пока религиозные евреи не продемонстрируют, что Тора действительно имеет отношение ко всей жизни, а не только к учебе в бейт-мидраше, и несет важнейшую информацию по всем аспектам жизни человека, антирелигиозные демагоги всегда смогут найти себе благодарных слушателей.
Источник: «Негев Таймс»
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
19.09.2002 01:24
Готов подписаться практически под каждым словом этой статьи. В том, что процент баалей-тшува в Израиле один из самых низких среди еврейских общин мира, я вижу две причины.
Во-первых, связь религиозных организаций с властными структурами государства, по сути своей, на Торе не основанного, порождает довольно уродливые явления. По моему твердому убеждению, везде, где нет общественного явления, а есть вмешательство государства, ничего хорошего не жди.
В одной из похожих статей писалось о том, что традиционно в йешивах оставались лучшие из лучших. Остальные отсеивались естественным путем, из-за необходимости содержать семью. Запрет же ученикам йешивы наниматься на работу негативно сказался на контингенте учащихся и на качестве обучения, соответственно.
Во-вторых, в диаспоре сейчас, в тех местах, где нет традиционного еврейского уклада жизни, большая часть представителей ортодоксального еврейства — посланники. А в качестве посланников обычно выбирают лучших. Естественно, что контакт с такими людьми приближает к еврейству, в отличие от ситуации в Израиле, где можно увидеть всякое...
04.01.2003 18:45
Skolko mogno!Oni krichat ob ekonomike Izrailya i o vse usilivaushemsya arabskom terrore v Izraile!Sami v toge samoe vremya nerabotaut i podrivaya ekonomiku givut na podachki ot Gosudarstva,v armiu nesobiralis nikogda idti,no vsegda radi dat ukazaniya pravitelstvu po-povodu nashey oboronnoy politiki!
Ya sam givu v Izraile,slugu seychas v armiyi i uge ne raz bil na territoriyah uchastvoval v boyah,a iz-za etih mrakobesov dolgen terpet v sobstvennoy strane te burokraticheskie prepyatstviya kotorie budet stavit rabbanut iz-za togo,chto moya devushka evreyka po-otsu,a ya po-materi i mi hotim pogenitsya v sobstvennoy strane-v kotoroy mi rabotaem,platim nalogi i sragaemsya za ee budushee!Na viborah 28 Yanvarya-tolko SHINUY!Tolko eti ludi smogut ostanovit prodolgausheesya uge 54 goda samoupravstvo gosudarstvennih parazitov!
19.01.2003 00:48
По поводу того, служат ли ортодоксы в армии, есть хороший ответ на rabbi.ru. Так что твои сведения, что никто не служит, мягко говоря, не соответствуют действительности. А вот случаи, когда родители (нерелигиозные) отправляли своих детей в Америку, чтобы те не служили в ЦАХАЛе, мне известны.
По поводу ситуации с твоей девушкой — сочувствую. Но от того, что государство Израиль разрешит вам сочетаться гражданским браком, лучше не станет. В Израиле абсолютное меньшинство тех, кому наплевать на свое еврейство и еврейство супруга(-и). Введение института гражданских браков только еще больше расколет израильское общество, а брак при этом так и останется «кипрским» — большинство израильтян его не примет и не будет считать ваших детей евреями. Если твоя девушка действительно чувствует такую глубокую связь с еврейским народом, то она может пройти гиюр и не создавать в будущем проблем своим детям.
А голосовать за «Шинуй» я все же не рекомендую. Их позиция по религиозному вопросу всем известна, только вот справиться с террором и с экономическим кризисом это не поможет. Видимо, у них есть позиция и по этим вопросам, но по причинам, известным только им, они предпочитают ее не оглашать. Как бы не стала эта позиция сюрпризом для избирателей «Шинуя» уже после выборов, когда ничего не изменишь.
03.02.2003 22:09
U menya seychas netu vremeni tebe dolgo otvechat.No na osnovnoy tvoi kazus ya otvechu.
Tak vot-absolutnomu bolshinstvu izrailtyan(i eto takge mnenie ne tolko svetskih a ireligioznih giteley Izrailtyan)NASRAT S BOLSHOY GORI NA IH EVREYSTVO.I CHTO UG TOCHNO NASRAT NA MNENIE ORTODOKSOV PO DANNOMU VOPROSU.
A SHINUY vse taki pobedil!15 mandartov pozvolyat reshit ochen mnogie voprosi.
04.02.2003 01:01
Абсолютному большинству израильтян далеко не нас*ать, как ты выразился, на свое еврейство, иначе Израиль давно бы уже не существовал. И подтверждает мои слова тот факт, что большинство выбрало именно национально-религиозный лагерь. Среди левых же большинство партий или чисто арабские, или существенно зависят от арабских голосов.
Победой шинуевские 15 мандатов можно назвать только по сравнению с поражением Аводы. А если учесть, что религиозных депутатов в Кнессете будет, как минимум, 29...
А по поводу обещаний — посмотрим, насколько принципиальным окажется Лапид, когда речь пойдет о «коалиционных интересах» и о портфелях министров. Вот, с «Яhадут hа-Тора» он уже готов сидеть в одном правительстве.