Во время Войны за независимость в осаждённом Иерусалиме был батальон религиозных евреев, среди них были приближённые Гурского ребе и рава Ходоша. Правда, они не воевали, а укрепляли город. Но после победы, как известно, главы религиозного еврейства пришли к Бен-Гуриону и убедили его в том, что после Холокоста, когда погиб весь мир европейских ешив, нужно укреплять последний оставшийся “уголёк” религиозного образования. И Бен-Гурион согласился не призывать в армию 400 студентов ешив.
Рассказывает судья в отставке Цви Таль.
Во время Войны за независимость в осаждённом Иерусалиме был батальон религиозных евреев, среди них были приближённые Гурского ребе и рава Ходоша. Правда, они не воевали, а укрепляли город. Но после победы, как известно, главы религиозного еврейства пришли к Бен-Гуриону и убедили его в том, что после Холокоста, когда погиб весь мир европейских ешив, нужно укреплять последний оставшийся “уголёк” религиозного образования. И Бен-Гурион согласился не призывать в армию 400 студентов ешив (впоследствии это количество было увеличено до 800). Однако рав Ѓерцог и рав Зевин (под именем “один из раввинов”) тогда опубликовали постановление, призывающее религиозных евреев идти в армию и защищать государство. И у тех, и у других есть серьёзные ѓалахические аргументы. В 1951 г. Бен-Гурион в письме министру обороны подтвердил, что он освободил студентов ешив от призыва. В 1958 г. это освобождение подтвердил Шимон Перес, тогда – генеральный директор министерства обороны, ныне президент Израиля. В 1977 году, после прихода к власти “Ликуда”, опиравшегося в том числе на религиозные партии, было отменено количественное ограничение на освобождение студентов ешив от армии. С тех пор освобождение студентов ешив подтверждалось приказами министров обороны. Использовался параграф 35 в Законе об обороне, гласящий, что министр обороны может предоставить отсрочку от службы любому человеку с учётом его профессии, востребованности для государства “или любых иных причин”.
Практически ситуация была такой: студент любой зарегистрированной ешивы, независимо от направления, заявивший, что “торато умануто”, то есть его постоянным занятием является изучение Торы, получал отсрочку от призыва на всё время, пока он учится в ешиве или колеле для женатых. По достижении сорока с лишним лет он освобождался от призыва совсем. Если армия узнавала, что он в это время где-нибудь работает или учится в светском заведении, это рассматривалось как нарушение условия и его призывали в армию на общих основаниях. Но очень многие религиозные юноши получали “21 профиль”, то есть освобождение от призыва по медицинским показаниям. Религиозные же девушки – то есть девушки, заявившие, что ведут религиозный образ жизни – вообще освобождены от обязательного призыва, хотя могут пойти служить добровольно. (Замужние женщины и матери, вне зависимости от религиозности, в армию Израиля не призываются).
Религиозные сионисты служат в армии в рамках т.н. “ешивот ѓесдер”. Поступая в ешиву, они получают общую отсрочку от армии, но в середине учёбы идут служить на сокращённый срок – полтора года, а затем продолжают учёбу. После этого они считаются отслужившими в армии и имеют право на все полагающиеся льготы, субсидии, скидки и подарки. Ѓесдер не закреплён никаким законом.
В 1986 г. была сформирована комиссия, рекомендовавшая сузить рамки освобождения и вернуть количественное ограничение, а также превратить освобождение в отсрочку. В 1995 г. работала также комиссия Хаима Исраэли, замдиректора министерства обороны. Рекомендации этих комииссий не были выполнены.
Многим в светском Израиле эта ситуация не нравилась, потому что налицо было явное неравноправие. Один упрямый человек - Йеѓуда Реслер - ежегодно (!) подавал жалобы в БаГаЦ с требованием призывать в армию всех. Долгое время его жалобы отвергались, потому что тогда в БаГаЦ мог жаловаться только тот, чьи личные интересы были затронуты. Реслер пытался доказать, что от того, что религиозные не служат, ему лично труднее ходить на военные сборы, но не преуспел. В 1986 г. в отклонении его очередной жалобы БаГаЦ под председательством Аѓарона Барака процитировал рава, говорившего, что “без Торы нет смысла в государстве, и изучение Торы защищает народ Израиля столь же успешно, как оружие”. Ирония заключается в том, что этим равом был р.Моше Цви Нерия, главный авторитет религиозного сионизма.
Наконец, 9 декабря 1998 БаГаЦ принял решение по двум жалобам. Одна - судьи Амнона Рубинштейна (требование введения количественного ограничения), и другая - всё того же Йеѓуды Реслера (требование общего призыва). Жалоба Реслера была удовлетворена. У министра обороны было отнято право предоставлять студентам ешив отсрочку и решение вопроса было передано в Кнесет. К этому времени студенты с отсрочкой (включая студентов ешивот-ѓесдер!) составляли 8% призывников, около 15 000 человек ежегодно. Кнесет дважды просил продления срока рассмотрения, наконец 9 декабря 2000 г. последняя отсрочка кончилась, и Кнесет сформировал комиссию для составления проекта закона. Во главе её согласился встать судья в отставке Цви Элимелех Таль - религиозный сионист. Его об этом лично (по телефону) просил р.Овадья Йосеф, просили посланцы р.Шаха и Гурского ребе.
Перед комиссией были поставлены главой правительства и министром обороны Эѓудом Бараком следующие задачи (в пересказе):
Комиссия заявляет, что она исходила из того, что:
Закон был принят сроком на пять лет с возможностью продления ещё на пять лет. По истечении этого срока нужно было рассмотреть результаты действия закона. Результаты были таковы:
Закон перестанет действовать 1 августа 2012 г. Пока неизвестно, что будет сделано вместо него.
Источник: LJ nomen_nescio
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.