Объединенная комиссия в составе представителей Минюста и Мосада в настоящее время формулирует проект нового закона о Мосаде, который впервые официально определит цели, задачи и полномочия института внешней политической разведки Израиля.
Законопроект предусматривает новые, гораздо более широкие рамки контроля
законодателей за деятельностью израильской разведки, а также предоставит
законодателям дополнительные инструменты для такого контроля.
Деятельность внешней политической разведки Израиля, так называемого
«Учреждения» (Мосад), — полное название «Учреждение по проведению
специальных операций за рубежом», с самого начала ее возникновения была
окутана множеством легенд.
После недолгого периода первоначального становления, Мосад возглавил и долгое
время руководил им легендарный Исэр Харэль. Именно под его руководством Мосад
приобрел репутацию одной из сильнейших разведывательных организаций в мире,
— еще в то время, когда почти во всех странах мира орудовали мощнейшие
спецслужбы СССР и такие хорошо организованные и мощные разведывательные
службы, как восточногерманская ШТАЗИ или румынская Секуритате.
Нынешний глава Мосада, Меир Даган (имя руководителя Мосада стало появляться в
открытой печати Израиля относительно недавно, до этого имя главы Мосада
считалось государственной тайной) делает достаточно много для возвращения
Мосаду его высокого статуса в международной иерархии разведывательных
сообществ.
Предыдущий руководитель Мосада и нынешний глава Совета национальной
безопасности Израиля, Иехуда Ха-Леви, склонял стратегию деятельности
израильской разведки к несколько большей академичности, сближавшей функции
Мосада с функциями американского Агентства Национальной Безопасности,
делающего особый упор на систематизацию и анализ доступной информации.
С приходом к власти в Израиле правительства Шарона, — по крайней мере в
начальный период каденции этого правительства, Мосад стал вновь постепенно
возвращаться к более активному образу действий за рубежом. Этому
способствовали, кроме всего прочего, крупные диверсии против еврейских
объектов в Аргентине, Марокко и Турции. А также в других странах.
Что же касается способа отчетности Мосада перед израильским обществом, то
традиционно контроль за деятельностью израильской разведки (не считая,
разумеется, отчетности перед прямым руководителем разведки —
премьер-министром) осуществлялся до настоящего времени в рамках полномочий
специальной подкомиссии Кнессета по разведке, перед которой регулярно
отчитывались представители Мосада.
Однако, выступление перед депутатами собственно главы разведки — явление в
Израиле довольно редкое. Такое происходило всего несколько раз за всю историю
Израиля. (Последнее выступление главы Мосада Меира Дагана перед членами
Кнессета имело место несколько месяцев назад. И было посвящено оценке степени
иранской угрозы Израилю.)
Надо отметить также, что легендарный глава разведки Исэр Харель относился
резко отрицательно к неоднократным попыткам законодателей поставить Мосад под
более жесткий контроль Кнессета, проверяющих парламентских и государственных
органов (в настоящее время право доступа к секретным документам Мосада имеет
Госконтролер Израиля, однако выводы относительно деятельности Мосада, в случае
такой проверки, строго засекречены и фактически имеют статус
внутриведомственной проверки).
Существует старое, проверенное и особенно актуальное в деятельности
разведчиков правило — не менять без особой необходимости тот порядок,
который является эффективным и безо всяких изменений. Изменения, тем более,
серьезные — чреваты самыми неожиданными последствиями. Особенно в разведке.
Вполне возможно, что за инициативой (против которой, кстати, пока открыто не
возражает и само руководство Мосада) стоят насущные проблемы, например
проблема должного социального обеспечения сотрудников израильской разведки (не
так давно в печать просочились сведения о готовности ряда ключевых, в том
числе оперативных работников Мосада, бастовать — столь далеко зашли давно не
решаемые социальные проблемы разведчиков!), однако, предлагаемый для решения
этих проблем метод, а именно, — подробная законодательная регламентация
действий разведки, которые по своему определению весьма затруднительно
законодательно регламентировать, способен создать серьезные помехи и даже
способствовать системным провалам в деятельности Мосада.
В лучшем же случае подготавливаемый сейчас Минюстом при участии представителей
разведки законопроект рискует остаться мертворожденным и фактически
неприменимым документом.
О серьезном законодательном контроле за деятельностью Мосада всерьез можно
будет говорить лишь тогда, когда законодательные и государственные органы
Израиля, контролирующие Мосад, будут абсолютно свободны от весьма реальной
сегодня угрозы утечки сверхсекретной информации в руки врагов Израиля, то есть
тех, против кого собственно и действует Мосад, — например, после
вмешательства в процесс «контроля» депутатов Кнессета от партий «арабского
сектора», открыто солидаризующихся с палестинскими и прочими террористами.
Источник: Еврей.com
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.