БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Израиль > «Искать — это, конечно, хорошо, но иногда неплохо и находить»
Израиль

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+42
Интересно, хорошо написано

Израиль
«Искать — это, конечно, хорошо, но иногда неплохо и находить»

Фрагмент беседы с политологом Элиезером Шаргородским — членом правления образовательной сети «Мидраша Ционит», преподавателем Открытого Университета Израиля и университета Бар-Илан.

— В одной из своих статей вы написали, что главная терапия состоит не в критике чужих идеалов и надежд, а в восстановлении национальной воли Израиля. Вы говорили, что воля бывает индивидуальная и коллективная. Это определение — «национальная воля» — не напоминает вам пионерско-мушкетерские лозунги типа «один — за всех и все — за одного»? Или в этом определении национальной воли есть еще какой-то смысл, кроме политического?

— Не осталось ни одного понятия, которое бы не было извращено разными «-измами». Сегодня трудно говорить, например, о таком понятии, как «избранный народ». Очень трудно говорить о «вечном» народе, об «истине». От имени «истины» за последнее столетие кто только не говорил.

Любой термин, тем более такой, как «национальная воля», также нужно очистить. Наши мудрецы говорили, что знание усиливает волю. Нельзя просто приказать человеку или народу «хотеть». Надо ответить, прежде всего, на вопрос: «Зачем мы вернулись на нашу Землю? Чтобы быть такими, как все?» Нет. Наша функция состоит в том, чтобы строить «царство священников» — так написано в Торе. Разъяснение евреям нашего призвания — это и есть пробуждение национальной воли.

В пятидесятые годы в Израиле было колоссальное количество терактов. Граница была как сито. Однако моральный дух еврейского народа был очень высок, потому что тогда мы знали, ради чего платим такую высокую цену. Представьте себе: человек собирает шкаф и ударяет молотком по пальцам. Кровь, больно? Да, но относительно, ведь стоит шкаф, и во имя этого шкафа он готов терпеть и боль. Теперь возьмите другой случай: есть только гвоздь и палец, на который каждую секунду может обрушиться молоток. Все сознание, вся суть человека концентрируется на этом молотке и пальце. А почему? Да потому, что шкафа нет, потому что идеалы, ради которых стоит рисковать пальцем, недостаточно ясны. 50 лет назад было не так больно, потому что шкаф, идеалы были очевидны: репатриация, заселение Земли, построение сильной армии. Мы построили этот шкаф. Мы обрели, в конце концов, материальную основу нашей независимости. Теперь требуется новый «шкаф». Не то, чтобы старый уже полностью готов — шкаф, который мы строили пятьдесят лет назад, по-прежнему актуален. Репатриация еще актуальна, оборона — актуальна, поселения — актуальны. Но сегодня все эти достижения настолько видны и очевидны, что только ими одними мы не можем восхищаться. Требуется заполнить существующий шкаф смыслом, сутью.

— Но разве этот шкаф все еще пуст?

— Нет, он не пуст. Но нужно наполнить его настоящим, значительным содержанием. Нам нужна еврейская культурная и интеллектуальная независимость, из которой прямым образом исходила бы и политическая независимость Израиля.

— В Израиле около 70% учащихся средних классов довольны тем, что изучают в рамках школьной программы арабский язык. Вы видите какую-то логику в этом явлении — разумеется, кроме банального факта, что знать иностранные языки всегда полезно?

— Я думал, что вы приведете какую-нибудь другую статистику. Например, что 70% израильских школьников хотят воевать в боевых элитарных подразделениях ЦАХАЛа. Отвечая на ваш вопрос, я рискну заявить, что арабский язык знать просто необходимо. Я сам целый год изучал арабский язык. Сегодня большинство израильских арабов знают иврит, многие из них знают даже русский язык. Поэтому им легко нас понять и выявить наши слабости. Но мы с ними ведем любые переговоры по-английски. Следовательно, мы приписываем им некий англо-саксонский рационализм. И поэтому, когда в очередной раз к власти приходит очередной террорист, нас снова бросает в шок. Как это так, почему они так абсурдно, иррационально себя ведут?! Но если бы мы понимали арабский, говорили с ними на их языке, читали их прессу по-арабски и знали бы их культуру, то нашему обществу было сложнее впасть в заблуждение, ошибиться.

— А не таится ли здесь та опасная грань, за которой столь глубокое понимание наших недругов приведет к абсолютно противоположному результату? Школьники-то считают, что арабский язык поможет им глубже понять намерения палестинцев и добиться мира с арабами...

— Еврейская душа всегда стремится к миру. Но сионизм никогда не реализовывался посредством мира. Мы не были готовы, да и сейчас не готовы, пожертвовать ради мира своими принципами: правом на репатриацию, идеалами, территориями, наконец. Пример с учениками и арабским языком — это нечто другое. Очевидно, это исходит от извечного еврейского желания — понять. Пусть даже врага.

— Искать смысл жизни — характерная черта для евреев — выходцев из бывшего СССР. Коренные израильтяне живут куда более прагматичной жизнью, не так ли?

— Я хочу сказать несколько слов в защиту израильтян. Многим из нас надо поучиться у коренных израильтян естественности и теплу. Некоторые говорят, что когда, наступая соседу на ногу, ты этого даже не замечаешь — ты стал настоящим израильтянином. Может быть, это отчасти и так. Но даже это происходит из-за того, что они считают друг друга братьями, из-за любви и заботы о человеке — очень естественной и искренней. А искать — это, конечно, хорошо, но иногда очень неплохо и находить.

Источник: Земля под ногами


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Израиль > «Искать — это, конечно, хорошо, но иногда неплохо и находить»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 08:14:23
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl