Автора этой статьи назвали «расисткой» в ульпане в Минске, где она была единственной еврейкой среди отъезжающих в Израиль.
Года два назад меня в первый и (надеюсь) в последний раз обозвали расисткой.
Случилось это в Минске, в... ульпане.
В нашей группе, кроме меня (выяснилось это, когда мы перезнакомились), не было больше «чистокровных» евреев. И хотя я и в школе, и в университете, и в редакции всегда была в единственном еврейском «экземпляре» и, казалось, привыкла к этому, на этот раз я была немало удивлена и озадачена. Ведь здесь был вс?-таки особый случай — «ульпановцы» собирались репатриироваться в Израиль. На каком же основании?
53-летняя диспетчерша автобазы вспомнила, что у нее когда-то был отец-еврей, который давно умер. Но, к ее счастью сохранилась его метрика, и на основании этого единственного документа она поначалу отправляла в Израиль свою дочь с зятем и внуком, а через два года собиралась ехать сама, как раз к тому времени, когда можно будет получать социальное пособие.
Свои планы диспетчерша с дочерью тщательно скрывали от белорусской родни (еврейской у них то ли не было, то ли они друг друга не признавали, не знаю) аж до отъезда молодых. Когда родня узнала об их отъезде, разразился скандал. Родной брат диспетчерши перестал с ней разговариать. Всю жизнь были (хотели быть) стопроцентными белорусами, скрывали, что отец был евреем, и, надо же, послала свою дочь к «этим»!
Диспетчерша, однако, надеялась, что со временем брат сменит гнев на милость. Она не скрывала, что еврейкой себя не чувствует и что Израиль интересует ее исключительно с точки зрения материальной. Хотя и в Минске она живет неплохо. «Знаете, сколько у меня белья постельного и сервизов разных? В Израиле таких нет!» — хвалилась она.
Ее ровесница, еще одна «ученица» упьпана, педагог по образованию, тоже когда-то имела отца-еврея. Но мать с ним давно развелась, связь с ним семья не поддерживала, документов отца (который уже умер) не имела. И теперь перед этой женщиной стояла острая проблема — раздобыть в архиве его метрику (как и перед ее мужем-полуевреем, писавшимся русским).
По словам женщины, в Израиль они с мужем едут вынужденно. В стране живет их дочь с маленькой дочкой, и надо ей помочь. Дочь несколько лет назад приехала в Израиль из Петербурга вместе с русским мужем по контракту на работу в одну из израильских фирм. Здесь молодой мужчина внезапно скончался от сердечного приступа. Дочь педагогши, хотя и «русская», уезжать из Израиля не захотела, получает пенсию от фирмы. Теперь вот родители решили к ней ехать, ведь она у них единственная дочь.
Но просто ехать и жить, ничего не получая, они, естественно, не хотят, и теперь пара занята добыванием документов о своем еврействе.
Добыванием таких документов занимался и 63-летний Евгений Иванович. У него когда-то была мать-еврейка, но он старался об этом даже не вспоминать. А когда в начале 90-х годов дети его родной сестры уехали в Израиль, он рассорился с ней («Как ты посмела послать их в сионистское государство?!»), и уже много лет они не общались.
Теперь в Израиль надумала уехать дочь Евгения Ивановича с двумя детьми, а документов никаких нет. Евгений Иванович набирался духу, чтобы помириться с сестрой (он надеялся, что она вс?-таки простит его) и раздобыть вожделенные документы.
Была в упьпановской группе и вовсе чистокровная русская — Оксана. Эта надеялась попасть в Израиль, декларируя любовь к Святой Земле и евреям. «Знаете, как хорошо у евреев? Я хожу в местную общину, там посылки хорошие дают и лекарства бесплатные!» — рассказывала она во время перемены.
О евреях в третьем лице («они», «у них») всегда говорили и диспетчерша, и педагог, и Евгений Иванович. Если они что-то хотели узнать о еврейских традициях (Евгений Иванович, например, понятия не имел, что означает слово «кашерный»), они спрашивали у преподавателя: «А правда, что у них?..» и т.д. И это «у них» его, преподавателя-еврея, абсолютно не задевало! Может быть, потому, что сын морэ уже покинул Израиль и обосновался в Канаде, и морэ «уже до лампочки» то, что происходит на Земле Обетованной и кто сюда едет? Лишь бы собиралась упьпановская группа и был заработок!
Правда, когда я однажды не выдержала и раздраженно заметила, что все сегодня хотят быть евреями, морэ оживился и сказал, что в одной израильской газете даже опубликована статья на эту тему. Я попросила дать почитать, он пообещал, но газету так и не принес.
А я продолжила тему на одной из перемен.
— До абсурда дело доходит! Еврей с отчеством «Иванович»! (самого Ивановича в тот день на занятиях не было).
— Ну и что, что Иванович! — вступилась за него педагогша. — Какая разница, какое отчество у человека. Главное, чтобы человек был хороший!
— Но вы же собираетесь не просто в какое-то обыкновенное государство, а еврейское! — возразила я.
Тогда она и «припечатала» меня: «Вы рассуждаете, как расистка!»
Я часто вспоминаю этот эпизод здесь, в Израиле, где постоянно идут споры о том, надо или нет вносить изменения в Закон о возвращении. Вот и недавно представители «русской улицы» в очередной раз напали за намерения «исправить» закон на министра внутренних дел Эли Ишая.
Солидарность — дело хорошее, но вс?-таки она не должна диктоваться только эмоциональными мотивами: «Наших бьют! Бежим на помощь!»
С МВД у меня, кстати, тоже произошел курьезный случай, когда я оформляла удостоверение личности. «А чем вы докажете, что вы еврейка?» Я аж онемела от этого вопроса. Этот вопрос задают мне, коренной еврейке, никогда не скрывавшей своего еврейства?!
— А где у вас в документах записано, что вы — еврейка? — последовал очередной вопрос.
И тут я обнаружила, что... не записано! Внутренний паспорт, в котором национальность была указана, пришлось сдать в Минске, когда получала паспорт на выезд, а в свидетельстве о рождении, выписанном впопыхах при следовании родителей в эвакуацию (отец потом ушел на фронт), нет графы «национальность», на что я никогда не обращала внимания. Наверно, потому, что еврейские имена и фамилии матери (Лея Хасдан) и отца (Иосиф Айзенштадт) говорили сами за себя.
Пришлось моему сыну принести свое свидетельство о рождении, в котором записано: мать — еврейка. И тогда мне и выдали удостоверение личности такое, «какое нужно» (такой курьез мог случиться только в Израиле: сын репатриировался в Израиль потому, что у него мать — еврейка, а мать признали еврейкой потому, что у нее сын — еврей).
Казалось бы, можно обидеться на МВД и тем более поддержать тех, кто критикует его. И вс?-таки я считаю, что сегодня куда важнее задаться другим вопросом: что для нас важнее — качество или количество репатриантов?
Премьер-министр А.Шарон говорит о необходимости в течение ближайших десяти лет привлечь в страну еще миллион олим. Красивая мечта. Но насколько реальная? Нереальная, если учесть, что основной поток репатриантов был из СНГ, а теперь это не больше чем ручей, а может быть, и ручеек уже. Все, кто хотел, в основном уехали. И ни Аргентина, ни Франция и тем более США вместе взятые с другими западными странами не составят альтернативу алие из СНГ, сколько бы ни твердили об этом в Сохнуте. Сколько бы ни говорили об усилении антисемитизма в Аргентине или Франции, о тяжелом экономическом положении в Аргентине, массовой алии оттуда нет и вряд ли будет.
Значит, остается все то же СНГ. А в нем за «евреев» принимают всех, кто хоть какое-то отдаленное отношение к ним имеет. Что, судя по всему, и делается, если судить, какое количество неевреев наехало в Израиль.
Чем больше приедет репатриантов, тем лучше будет оценена работа Сохнута, а значит, более щедрыми будут и финансовые вливания международных еврейских организаций. Поэтому, похоже, и в будущем станут брать всех, кто захочет, а МВД потом — разбирайся с ними.
В диаспоре становится все более распространенным явление, когда в упьпаны, молодежные лагеря, на другие мероприятия записывают не только евреев, но и всех желающих, независимо от национальности (лишь бы было побольше участников). Вот и появляются такие, как упомянутая выше Оксана, которые смотрят на евреев исключительно как на источник улучшения своего материального положения, всеми правдами и неправдами стараются попасть в Израиль (и попадут ведь).
Остальные три персонажа, упомянутые мной — диспетчерша, педагог и Евгений Иванович (бывший инженер), — при наличии документов могут въехать в страну на легальном основании, хотя с моральной, на мой взгляд, точки зрения достойны осуждения, потому что вспомнили об отце-матери, когда «приспичило», в сугубо шкурных интересах.
Вот здесь-то, мне кажется, и следовало бы внести поправку в закон. Если ты не проживал с отцом-матерью — евреями, не поддерживал с ними многолетнюю связь, считал себя неевреем, то стоит ли признавать тебя таковым спустя десятилетия?
То же и с «проснувшимися» вдруг внуками, хотя понимаю, что вопрос этот весьма спорный и неоднозначный.
И много ли проку Израилю от таких «евреев», приезжающих в страну со своим «уставом» да еще требующих, чтобы именно их устав соблюдали. Я имею в виду бесконечную дискуссию о том, продавать или нет свинину и где ее продавать (далеко ли, близко ли от граждан). Будто свет клином сошелся на этой свинине! Сам предмет спора и постоянное участие в нем «русских» депутатов не может не вызывать удивления, хотя понятно, что таким образом они пытаются расширить свой электорат.
«Некашерное» это занятие, с моей точки зрения, большой любительницы сала во время жизни «там». Здесь, в Израиле, мне ни разу не пришло в голову пойти и купить его. И я вовсе не страдаю от этого. И, убей меня Б-г, никак не пойму, отчего такие стенания по этой свинине. Это что, такая уж жизненная необходимость? Надо уважать традиции своей страны, а не стараться их подрывать. Тем самым мы в очередной раз провоцируем недоброжелательное отношение к «русской улице» и все тот же вопрос: а кто приехал в Израиль, действительно ли евреи?
Вопрос более чем резонный, если Израиль собирается оставаться еврейским государством. Видимо, каждой новой партии олим рассказывают один и тот же анекдот об одной еврейке из Эфиопии, которая привезла с собой 80 неевреев — родственников. Бабушка-еврейка из СНГ, конечно, столько родственников вряд ли имеет, но человек десять-шестнадцать привезет (знаю такие семьи).
Говорят, все перемелется, уж внуки-то станут настоящими израильтянами. В смысле — евреями. Но это еще не факт, что между израильтянами и евреями можно будет поставить знак равенства, что это будут тождественные понятия. А коли так, сохранится ли характер именно еврейского государства? И, может, и не нужны поправки в законе, а просто надо по-иному подойти к подготовке будущих репатриантов? Например, проводить гиюр уже в диаспоре (с помощью специалистов из Израиля)? Сделать обязательным посещение спецкурса по истории и традициям Государства Израиль (правда, сначала его надо разработать и ввести для будущих олим). То есть заранее помогать людям делать осознанный выбор, что поможет им лучше адаптироваться здесь, в Израиле. При таком подходе многие наверняка отсеются, поищут пути в иные края. Стоит ли сожалеть о таких? Если мы, евреи, хотим выжить, мы должны заботиться о нашем качестве, даже если нас будут называть расистами.
Источник: «Еврейский Камертон», 7.2.2002 (OCR: В. Воблин, judaika-subscribe@yahoogroups.com)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.
26.05.2005 00:11
Я ЕВРЕЙКА,приехавшая в Израиль в 20-ти летнем возрасте
естественно полностью асиммилированая т.е как была далека от еврейских традиций,так и остаюсь ею спустя 10
лет жизни в этой стране.
Я и моя семья светские люди не придерживаемся ни шабата,ни кашрута,мацу на песах в дом не покупаем -едим хлеб,в Йом - Кипур не постимся.Отмечаем Русский новый год с 31.12 на 1 .1 .С удовольствием отовариваемся в русских магазинах и гуляем в русских ресторанах,поедая огромное количество некошерных деликатесов,и не собираемся из-за заповедей Торы отказываться от своих гастрономических пристрастий.И это не смотря,что я и муж,а следовательно и наши детки чистокровные евреи,которые по закону уж точно имеют право здесь жить.Ведь государство- то еврейское и не важно соблюдаем мы или нет шабат и кашрут у нас есть индульгенция мы вс? равно евреи,а навязывать нам традиции и заповеди иудаизма даже в Израиле нам это не нужно,не нужно также заглядывать к нам в тарелку и бутерброды что мы едим,а также заглядывать нашим мужчинам в штаны - на наличие или отсуствие обрезания.
И я как еврейка еврейке вам тоже заявляю,что вы рассистка.а рассистов любой нации,любой религиозной конфессии я просто ненавижу. И какими бы вы благими намеренеями и лозунгами не прикрывались рассизму нет и не может быть оправдания.
26.05.2005 14:54
Уважаемый Гость-9!
Ваша позиция по отношению к Еврейскому государству и еврейской традиции не нова и, к сожалению, в наше время не оригинальна. И эта ситуация имеет объективное объяснение. Мы, евреи постсоветского пространства, получили серьезное АНТИеврейское воспитание. Если говорить о «советском» народе в целом, то не сложно заметить, что в недрах «Великой Коммунистической Державы» разным этническим группам СССР удалось сохранить и передать гордость и любовь к своей национальной традиции и истории. Очень редко можно встретить русского, украинца, армянина или грузина, который с гордостью идет против, скажем не заповедей, а обычаев своего народа. Да, конечно, он может их не соблюдать, но скорее рассматривает это своим минусом, а не плюсом! С нами же, сегодняшними евреями, как всегда, все наоборот. С уважением и трепетом пытаемся пристроиться к чужой культуре, быть как все и даже лучше всех. Если за столом, где сидят представители разных национальностей, есть еврей, не кушающий свинину, то уверяю Вас, возмущаться и насмехаться над этим будут именно евреи (даже документы не надо проверять)! Правда, парадокс?! Не еврей и не подумает возмутиться, ведь уважающий свой народ, уважает другой народ.
Это очень хорошо, что Вы не расист. Расизм- явление отвратительное. Но главное не путать понятия, так как самоидентификация не имеет ничего общего с расизмом.
Но в Ваше позиции есть другая серьезная проблема. Ваш образ жизни, а главное, образ мышления и подхода к еврейскому закону, не дай Б-г, толкает на мысль, что Вы не принимаете Тору, как основу нашей жизни. И тогда Ваша жизнь в Израиле имеет совсем другой базис. У нас, у евреев, нет ни одного аргумент в защиту нашего присутствия на Святой Земле, кроме как, что эту землю нам заповедовал Вс-вышний (см. Тору). Таким образом, Тора — единственный юридический документ, дающий нам право жить в Израиле. Иначе, Ваш статус уже совсем другой. Вы просто оккупант, захвативший арабские земли. И это уже не разговоры на тему «расизма». Именно Вы живете (а не просто размышляете) на земле, прогнав местное население. Это действие, свершившийся факт. И как Вы сами понимаете, между разговором и действием существенная разница. И только Вы сами для себя будите решать кто Вы на самом деле: еврейка, уважающая свой народ и свою традицию, или простой оккупант (не отличающийся от других оккупантов на другой земле). И никто не будет смотреть в Ваш борщ: из чего он. Надо понять только одно - в нашем мире все взаимосвязано. У нас с Вами единый свод законов- Тора, хотим мы этого или нет. И если Вы пользуетесь своими правами (например, жить и ходить по Святой Земле), то хотя бы уважайте свои обязанности. Как Вы знаете, права и обязанности в одной упряжке. В этом сущность человечества. А иначе... Во всемирной истории общества нам с Вами известно очень много «иллюстраций»!
05.06.2005 05:59
Очень интерестно читать ответ хорошо подготовленного к дисскусии человека с обычным обывателем .. ваши доводы были выдуманы годами они станлартные для религииозного человека который уверовал во истину в Б-га и конечно же простой обыватель врядли найдеться что ответить .. религги нашей уже 6000 лет а противаставиться ей жизнь одного человека который и то не всю еще прожил .. религия искала ответы на каверзные вопросы пытливых умов 6000 лет а умы обычно состовляли их .. ну скажем 70 лет :)) А по поводу окупации .. религиознеые войны не новость а акупация Иерусалима разными народжами в разные времена вообще стандарт можно сказать .. Арабы ж тоже окупанты разве не так .. так что вот в чм вопрос ... Еврей это куча однотипных в какой то мере генов или это человек верующий в Б-га ? если только верующий человек тогда зачем пускать обычных не верующих людей в Израиль .. чтобы поломать их ? привести в истинную веру ? но это же ужастно вроде даже так делать нельзя ? Разрешить человеку жить в израили что бы потом ему навязатьт свю точку зрения это честно просто .. противно :(( а больше всего меня удручает положение школ в Израиле.. такой вот глупый вопрос там есть хоть одна школа в которой не приподают религию и традиции а преподают например космоплитизм (чем не религия (сорее вера))?