БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Пурим > Сущность праздника Пурим
Оглавление

Сущность праздника Пурим
Из беседы Любавичского Ребе שליט&#x;״א‎

1. Праздник Пурим служит напоминанием о чудесном спасении Б-гом еврейского народа от полного уничтожения.

С точки зрения естественного хода событий, это были дни наибольшего процветания народа за все время рассеяния, евреи достигли высокого положения и власти в стране. Глава еврейского верховного суда Мордехай был также одним из министров и заседал «у царских ворот»: Эстер была царицей, следовательно, никто не был ближе нее к царю, ведь сказано: «Жена — как собственное тело» (Брахот, 24а). На протяжении всей еврейской истории не было другого случая, чтобы царь, владеющий «всем миром», был женат на еврейке. Таким образом, если рассматривать положение, исходя из естественной оценки событий, никогда евреи не были более уверены в собственной безопасности.

Но произошло нечто противоположное: именно в пору наибольшего спокойствия и безопасности вышел указ «в течение дня уничтожить, предать смерти и погубить» всех евреев молодых и стариков, женщин и младенцев. Это было самое страшное бедствие из когда-либо выпадавших на долю еврейского народа. Никогда ему не угрожала большая опасность. Тогда народ был сконцентрирован в одном государстве. «Всевышний сотворил благо евреям, рассеяв их между народами» (Песахим, 876). Если в каком-либо государстве начинается преследование евреев, оно не достигает живущих в других странах, а из места преследования можно убежать в другую страну.

Даже во время преследований фараона, когда евреи были всецело в его власти и не имели возможности покинуть Египет («ни один раб не мог оттуда бежать», Мехильта, Раши — Шмот, 18:9), угроза уничтожения не распространялась на весь народ, ведь «фараон повелел уничтожить только [младенцев] мужского пола» (Сота, 12а).

Но в дни Ахашвероша в его власти были все евреи, и побег был невозможен, т.к. указ гласил «уничтожить... в течение дня», — он касался всех евреев, и на бегство не было времени.

Почему же самая страшная угроза настигла евреев именно в пору наибольшей безопасности, как это могло показаться с естественной точки зрения? В Талмуде говорится о причине происшедшего: «Ибо услаждали себя участием в пиршествах того злодея» — т.е. Ахашвероша.

Таким образом, мы видим, что судьба еврейского народа по сути своей не связана с естественным ходом событий и зависит не от законов природы, а от того, насколько народ исполняет предписанное Торой. И тогда, когда с естественной точки зрения ничто не могло угрожать евреям, возникла опасность гибели всего народа. Это произошло потому, что евреи вступили в соприкосновение со сферой недозволенной Торой, т.е. они участвовали в «пиршествах того злодея».

2. К тому же выводу мы приходим, рассматривая путь избавления еврейского народа. Указ был отменен не в соответствии с естественным ходом событий, а в результате всенародного покаяния и возвращения к Б-гу.

Когда Мордехаю и Эстер стало известно о готовящемся уничтожении еврейского народа, для его предотвращения они должны были прибегнуть к естественным, обычным мерам — послать делегацию к Ахашверошу с просьбой отменить указ. Однако, как рассказывает Мегила, Эстер прежде всего обратилась к Мордехаю с просьбой собрать всех евреев в столице Шушан и попросить их поститься, не есть и не пить в течение трех дней и трех ночей. Это был первый шаг к отмене указа.

Более того, Эстер добавила: «Я и мои девушки также будем поститься». Но ведь для самого Ахашвероша сила воздействия Эстер заключалась в том, что «и понравилась она ему более всех девушек». Понятно, что трехсуточный пост не мог прибавить ей обаяния. Как же Эстер могла позволить себе этот пост?

Объяснение этому следующее: поскольку преследование не было вызвано естественными причинами, таким же путем должно было прийти и спасение. Спасением явилось покаяние. Пост — часть его. И как все евреи Шушана начали пост (а человек не должен отделять себя от общества), понятно что и Эстер должна была в нем участвовать. Что же касается того, что это могло уменьшить ее красоту и что «не полагаются на чудо» (Песахим, 64б), а также в отношении того, что следует стараться, чтобы Б-жественное действие получало «одеяние» естественного, — на это можно ответить, что все это — только «одеяния», а не причина Б-жественного действия. Когда же причина его (т.е. исполнение Торы и заповедей) достаточно велика, она приносит с собой и «одеяние» в той мере, в какой это необходимо.

Так как во время рассеяния Израиля Б-жественное влияние действует не явно, то и преследование, и спасение возникают естественным путем, но истинной их причиной является исполнение евреями Торы и заповедей. То, что евреи «услаждали себя участием в пиршествах того злодея», принесло угрозу истребления, пост же и покаяние явились причиной спасения.

3. В этом скрыто и указание нашему времени: многие утверждают, что безопасное существование еврейского народа в рассеянии должно быть обеспечено путем дипломатических усилий и пр. И находят тому аналогию в обращении Эстер к Ахашверошу. Надо сказать, они не только превратно понимают Тору, интерпретируя рассказ Мегилы об Эстер противоположно истине, они проявляют также неверие в суть существования еврейского народа.

Сказано: «Вы все стоите сегодня». Эти слова наши Мудрецы поясняют: «Даже если пошатнутся все народы, вы останетесь стоять». Основа существования еврейского народа иная, чем у всех других народов. У других оно связано с естественными закономерностями, евреи же с ними не связаны, их существование связано с исполнением Торы и заповедей.

Когда наступает время несчастий, мы не должны полагаться на дипломатию, на отношения с окружающим миром. В такие дни необходима самопроверка, усиление исполнения Торы и заповедей, восполнение недостающего. Только после этого могут помочь естественные средства. И даже если все народы пошатнутся, «вы стоите и вы существуете».

Нас не должно пугать положение евреев, каким оно видится с естественной точки зрения. Мы должны укреплять исполнение Торы и заповедей. Тогда чудесное, надъестественное спасение облечется во все естественные «одеяния», которые мы создадим.

4. То, что евреи не подлежат влиянию естественных закономерностей, решает не только судьбу народа, но и жизнь личности.

Еврей должен помнить, что все в его жизни зависит от Б-га и не ограничено природой и ее законами.

Конечно, действие необходимо, чтобы в него могло облечься благословение Б-га, но действие — лишь «одеяние» его. Благословение приходит с изучением Торы и исполнением заповедей, когда же есть основное — успех проявляется в любом «одеянии».

5. В связи со сказанным выше выясняется смысл выражения Иерусалимского Талмуда: «...верует в Вечного и сеет». Казалось бы, причем здесь вера? Неверующие также сеют, полагая, что, если в землю попадает зерно, оно должно прорасти.

Объясняется это следующим образом: вера еврея проявляется и тогда, когда он совершает такое действие, как посев, что естественным путем должно привести к росту, без обращения к Б-гу и выражения веры. Ведь он видит, как все растет в полях тех, кто не имеет «никаких дел» со Всевышним. Но ему известно также, что для него все иначе, потому что он — еврей. Как судьба всего народа не зависит от естественных причин, не зависит от них и жизнь каждого человека. И хотя во всем мире посевы прорастают только в соответствии с законами природы, его посев даст рост лишь вследствие его веры и упования на Творца.

6. Все сказанное имеет отношение и к тем, кто занимается изучением Торы: подлинный прогресс в ее познании дается не способностями и пр., а содействием свыше, которое проявляется, когда великий труд и подлинное усердие в ее изучении являются следствием Б-гобоязненности, желания исполнить Его волю. Тогда за «трудился» последует «и нашел». И найденное намного превысит затраченный труд.

Когда нет главного, способности и труд не помогут, ибо речь идет о «мудрости Всевышнего». Есть главное — и Он повлияет на естественный ход событий.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Пурим > Сущность праздника Пурим
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-26 05:29:37
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl