Четверг. Вечер. Я и мой напарник Мендл отправляемся в Орел проводить Шаббат. На Сущевском валу ловим машину до Курского вокзала. Третьего остановившегося устраивает предложенная мною цена, и мы садимся в автомобиль. Водитель — «лицо кавказской национальности» потрудился вылезть и открыть багажник, чтобы мы положили свои вещи, а такое случается не часто, когда дело имеешь с частником.
Мендл сидит на заднем сидении и слушает плеер. Я молча думаю о своем. Меня нервирует и пугает манера нашего шефа водить машину. Резко затормозив перед чьим-то багажником, он виновато оправдывается. Вспоминаю другого «джигита», при поездке с которым я обеими руками держался за сиденье и молил Вс-вышнего о том, чтобы он нашел какой-нибудь другой способ наказать меня, кроме автомобильной катастрофы.
Заговариваем с водителем о погоде. Соглашаемся с тем, что весна берет свое. Меня это искренне радует, но не сейчас. Опять молчание — вещь обыкновенная между незнакомыми людьми в этом городе. В провинции не так, но я уже привык. Вдруг на каком-то повороте шеф спрашивает: «Вы верующие?». Отвечаю утвердительно. Он говорит, что это сразу видно. Не спрашиваю, почему. Тогда он продолжает сам: «От верующего человека всегда идет свет, и он хочет только мира и добра». Я соглашаюсь, потому что это на самом деле так, в то же время не понимаю: каким образом свет и умиротворение касаются нас? Разве что Мендла... Хочу оглянуться и внимательно его рассмотреть, но сдерживаю это желание. Водитель, видно, решил продолжить религиозную тему и спросил: «Христиане?» Чувствуя, какое удивление может вызвать ответ, говорю кратко: «Нет. Евреи». В то же время, немного боюсь: что если он какой-нибудь воинствующий чеченец? Прирежет, или устроит показательную автомобильную катастрофу... Шеф некоторое время молчит (как я понял по следующему вопросу, он обдумывал информацию) и неуверенно мямлит: «Это староверы, или как?» Я начинаю объяснять, что иудаизм - это та религия, которая дала начало христианству и исламу. Тогда он логично заявляет: «Значит самая старая религия». Я, чтобы не показаться пристрастным, упоминаю фантастический возраст, приписываемый буддизму. Водитель говорит: «Нет... Они наоборот самые... последние».
«Устами младенца глаголет истина». Меня вдруг охватывает волна симпатии к этому наивному в вопросах религии человеку. Я смотрю на какую-то бронзовую побрякушку, которая болтается перед моим лицом. Мне куда приятней видеть ее, чем многочисленные изображения «святых», которыми уклеены приборные панели автомобилей, принадлежащих добрым христианам. Какие-то братские чувства пробуждаются в душе. Если бы все мусульмане были такими! И евреи тоже.
Дальше — больше. Водитель задает мне вопрос: «А вот, когда вы скот режете, то имя Вс-вышнего произносите?». Я рассказываю ему про шхиту и про то, что перед ней обязательно говорят броху. Он доволен. Теперь уже наверняка верит, что мы евреи. От него я слышу интересную вещь, которую до этого не знал: «У нас так: если скот резал религиозный еврей, то он годен, чтобы кушать (и произносит какое-то слово, которое наверняка значит, что-то типа нашего «кошер»)». Тут я уже совсем растаял: сообщил ему, что иудаизм не считает мусульманскую религию язычеством.
Мы чуть не проехали Курский вокзал. Водитель не стал брать у меня денег из рук - я положил их на приборную панель. Он помог нам выгрузиться и пожелал счастливого пути, мы ему — помощи от Вс-вышнего. Он посмотрел на нас почти благоговейно — мне аж стыдно стало. Настроение было очень хорошее. Оно и сохранилось таким на весь Шаббат. Не смогли его испортить ни заминированный вокзал, ни дура-проводница, ни такая же администратор гостиницы. Но это были уже совсем другие истории.
Источник: http://www.mesivta.ru/
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.