«Местечко под солнцем — где его сегодня найдешь? Все было сделано, чтобы истребить местечко. И кому оно мешало? И почему оно было соринкой в глазу гайдамакам и полякам, белой гвардии и красной, нацистам и коммунистам? Но было, но мешало. Вот и стирали они местечко с лица земли. И местечко улетело в небо. Марк Шагал видел, как оно устремлялось ввысь. И запечатлел это в своих картинах. Так местечко под солнцем сохранилось в xoлстаx Шагала и Илекса Беллера.
А сегодня местечко нашло себе приют под крышей общинного центра «Mигдаль», где его воспроизводят, холят, лелеют участники студии еврейской живописи, которой руководит Галина Толкачева.
Студийцы-одесситы, чей возраст колеблется между пятью и пятьюдесятью годами, рисуют не город, не море, не гипсы, не кувшины, — еврейское местечко, похожее на сказку.
Во всем мире дети и взрослые рисуют сказки. Рисуют человечков, принцев, принцесс, фей, эльфов, волшебников.
Еврейские живописцы «Мигдаля» рисуют еврейскую сказку, которую они не только слышали, но и видели: на картинах Шагала и Илекса Беллера.
Они рисуют маленькие домики и белых козочек на зеленой траве. Они рисуют человечков в черном — пляшущих и плачущих. Счастливых и печальных. Веселящихся и бегущих от погрома. Отдающихся молитве и идущих по делам.
От картинки к картинке, oт человечка к человечку встает перед глазами жизнь местечка, всплывает из забвения сказка-быль. Бытовая сказка, волшебная сказка, страшная сказка.
Людям, чья генетическая память хранит кошмар погрома, страшен ли сказочный Кащей? Зато для них царица-Суббота прекрасней всех земных цариц. Поэтому так ярки краски живописных работ, созданных руками учеников Галины Толкачевой.
Пишут они не модным акрилом и не маслом. Пишут самыми что ни на есть (под стать идиллической теме) экологически чистыми красками — гуашью и акварелью.
А как они добиваются того, что акварель по керамике выглядит точь в точь как горячая эмаль — секрет фирмы.
Живописцы «Мигдаля» используют самые неожиданные сочетания материалов — глины, дерева, фактурного холста, избегая рутинной техники изобразительного искусства.
Пишут они и рисуют в стиле примитивизма, нарочито упрощенного изображения, заявившего о своем равноправии с другими направлениями живописи лет сто тому назад. Только это особый виток примитивизма — национальный, обусловленный, как еврейской темой, так и менталитетом рисующих.
Наивные сюжеты, без цветовых переходов, без полутонов и светотени. Именно так и стоит писать местечко под солнцем. Которое было. Которое было стерто. Которое проступает сегодня яркими красками в работах живописцев Одесского еврейского общинного центра «Мигдаль».
Приведенный выше текст — аннотация Елены Каракиной к альбому «Школа еврейской живописи центра «Мигдаль» представляет», выпущенному центром «Мигдаль» в 2000 году.
Слово Галине Толкачевой, руководителю программы: «Мы участвуем в выставках, занимаем призовые места, награждаемся грамотами.
Работаем мы в различных техниках — акварель, гуашь, темпера, акрил, масло, пастель, восковая, масляная и обычная, тушь перо, тушь кисть, батик, резьба по дереву, мозаика, живопись на камне, графика на фотобумаге, различные смешанные техники и многое другое, что взбредет нам в голову.
Будем рады всем единомышленникам в становлении и воспроизведении еврейской живописи».
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.