«Я не собирался стать писателем и, видимо, им не стал. Правда, была в молодости какая-то веселость, и я привык к смеху вокруг себя. Вы смешите меня, потом этим же я смешу вас».
М. Жванецкий
Десять лет назад, на юбилее Михаила Жванецкого, Григорий Горин сказал: «Выходить с шутками на твоем юбилее — самоубийство... Выступать — страшно, не выступить — стыдно». Привела цитату Горина в помощь себе, хотя шутить... читай выше. Десять лет назад я сделала выставку, посвященную 60-летию Михаила Жванецкого. Тогда мы ее приурочили к Юморине. Это была выставка о Жванецком, и не только.
Экспозиция рассказывала о студенческом театре «Парнас-2», в котором, в 1958 году, начинали Жванецкий и Лозовский, Карцев и Ильченко, Макаревский и Штейнберг, Аврутин и тот самый Николай Губенко; об Одесском театре миниатюр, созданном Жванецким, Карцевым и Ильченко в 1970 году и просуществовавшем всего четыре года; о Московском театре миниатюр, организованном ими же, но уже в 1988-м.
В общем, выставка рассказывала об одесситах, которые в очередной раз доказали, что в Одессе можно начинать, но чтобы добиться чего-то большего, из Одессы надо уехать. А потом вернуться «в смокинге, в прожекторах», в лучах славы. Выставка так и называлась — «В Одессу нельзя не вернуться».
За прошедшие десять лет Михаил Жванецкий стал лауреатом таких престижных конкурсов, как «Золотой Остап», «Триумф», «Одессит года», получил различные почетные звания, в том числе «Народный артист Украины» и «Почетный гражданин Одессы». Во дворе Одесского литературного музея установлена миниатюрная скульптура писателя.
Спрашивается, что еще можно придумать к юбилею?
Сделать еще одну выставку? Но всем хорошо известно, что в Одессе одна и та же хохма два раза не проходит.
Написать что-либо литературоведческое, типа монографии или краткого обзора творчества писателя Жванецкого? Не получится. Здесь я согласна с Андреем Битовым: «...филология не готова описать это явление». Кроме того, сам Жванецкий ставит под сомнение свое писательское мастерство: «Меня надо читать вслух... И многоточия превращать в паузы. Восклицательные знаки в крики. Неужели я писатель для слуха?!.»
А может быть, оттолкнуться от этой фразы и развить ее, и доказать обратное? Тоже нет смысла — об этом уже сказал Семен Альтов: «Жванецкий в монологах — мыслитель. Вряд ли кто из нынешних сатириков сравнится с ним по плотности мысли на один квадратный сантиметр бумаги. Жванецкий пишет не только смешно, но и сложно. Не каждый поймет с первого раза, что тут смешного? А кто поймет, тому уже не до смеха».
Ему вторит Григорий Горин: «Что ты сделал с нашим жанром, Миша? Десятки сатириков с красивыми книжками стояли у микрофонов и веселили советскую публику, пока не возник ты с мятыми листочками, исписанными детскими каракулями... Нельзя бесконечно повышать уровень, Миша! Там, где летаешь ты, уже разрежен воздух и нормальные люди задыхаются». А. Арканов утверждает, что «...очень много жваноидов. А Жванецкий один».
Как видим, то, что Жванецкий — писатель, и писатель серьезный, доказано раньше — людьми, сведущими в этом деле. Поэтому эту тему развивать тоже не стоит.
Может, поговорить о том, что Михаил Жванецкий еще и талантливый артист? И в доказательство привести слова Марии Мироновой, считающей, что «из писателей, по-моему, имеет право выступать один Михаил Жванецкий. Потому что лучше, чем он сам, никто Жванецкого не прочтет». Или засомневаться вместе с Андреем Битовым: «Артист под маской писателя или писатель под маской артиста?»
Так что же такое придумать, чтобы поздравить все еще любящего нас одессита Михаила Жванецкого? А может, просто — его же словами: «Что я могу сказать кроме спасибо? Только до свидания».
И от себя добавить: чтобы свиданий этих было побольше.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.