БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Пурим > Вся книга для печати
Оглавление

Пурим

Brooklyn, N.Y. 1981

В этой небольшой книжке рассказывается об основных законах и обычаях праздника Пурим, о его истории и, главное — о внутреннем смысле праздника и о его связи с сегодняшним днем. Книга написана на основе бесед Любавического Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона.

Оглавление

  • Введение
  • Праздник Пурим — откуда он?
  • Пережитое нашими предками поучительно для каждого
  • Законы и обычаи Пурим
  • Сущность праздника Пурим

Введение

Необычна история нашего народа. Единственный среди изгнанных, вынужденных покинуть родину, он сохранил себя, остался цельным в Диаспоре. Чужие цивилизации: греческая, римская, арабская, европейская -- враждебные или порой дружелюбные — не повлияли, не изменили нас. История евреев — с первого дня и по нынешний — это свидетельство Б-жественного провидения, ибо ничем иным нельзя объяснить чудо сохранения еврейской нации. Историки всех времен одинаково категоричны: потеря страны — это смертельный удар по духовной независимости — народ исчезает с лица земли. Лишь Б-жественным вмешательством оправдывают они единственное исключение.

Тысячелетия рассеяния не остановили духовного роста. Преданность священному наследию, ревностное соблюдение традиций берегли от дробления, и наша верность Б-гу вознаграждалась неоднократно. Вот отчего так поучительны, наполнены великим смыслом наши праздники и памятные даты. Оглядываясь в прошлое, мы постигаем будущее, краеугольно записанное в пророческом обещании: «Вечность Израиля не будет иметь предела».

Сегодня мы празднуем Пурим — самый радостный еврейский праздник. В этот день должен веселиться каждый, потому что Пурим — память о событии, когда был брошен жребий остаться нам в живых или погибнуть («пур» означает жребий), когда владыка величайшей Империи древности отдал приказ истребить всех евреев от мала до велика. Тогда мы сплотились в «один народ», и память об этом — Пурим — стал праздником нашего единения.

Веселая радость на Пурим — закон и обычай праздника, и нет в нем случайных законов. «Не разбираются в милостынях в Пурим. Дают каждому, кто протягивает руку». А что может быть радостнее, если ты принес веселье в дом бедняка, вдовы и сироты. «Кто закрывает двери своего дома, кто ест и пьет со своею семьей и не приглашает бедных, превращает эти трапезы не в исполнение заповеди, а в веселье ради живота своего. Такое веселье позорно!» — пишет Рамбам.

Великая мудрость проявляется в большом и малом. Взаимопомощь и поддержка еврея евреем должны сохраняться во всем: от сплоченности в суровые годы до праздничной трапезы.

На протяжении тысячелетий нас объединяла, нам помогала выжить наша Вера: мы — Единый народ, под Единым Б-гом, послушный Единому Закону. Духовное здоровье еврейского народа и его будущее — напоминает история праздника Пурим — зависят от нашей солидарности, находятся в наших собственных руках. Оставаясь с заповедями Его, верные духу Торы, мы победим любых врагов.

«В тот день, когда дети еврейского народа, воодушевленные этим духом, будут готовы воскликнуть: «Мы остаемся с тобою, Тора наша, на жизнь и на смерть!» — в этот самый день, заверяет нас наша Тора, все аманы потерпят поражение, и все евреи насладятся «светом, счастьем, радостью и почетом», — учит Любавичский Ребе, Рабби Менахем М. Шнеерсон שליט&#x;״א‎.

Праздник Пурим — откуда он?

Это произошло более двух тысяч лет назад во времена правления персидского царя Ахашвероша. Удачливый полководец, он завоевал много стран, стал владыкой огромной Империи из 127 провинций, простиравшейся от Индии до Эфиопии.

Как все тираны, царь Ахашверош больше всего на свете боялся собственных подданных. Он был жесток к непослушным, казнил невиновных, но одновременно пользовался популярностью у простого народа, для которого устраивал частые празднества. Одно из них, например, продолжалось 180 дней подряд.

Но и такого долгого пиршества царю показалось мало. Закончив грандиозный полугодовой пир, он устроил еще один — семидневный — для жителей новой столицы Персии, города Шушана.

Ахашверош кичился своим могуществом и богатством. Каждого из приглашенных, будь то простолюдин или вельможа, он повелел кормить и поить до отвала: пусть помнят щедрость величайшего из царей. Уверенный, что все ему дозволено, Ахашверош приказал украсить праздничные столы драгоценными святыми сосудами, похищенными еще Невухаднецаром из еврейского Храма.

На семидневный праздник в числе других были приглашены и евреи. Напрасно Мордехай — великий еврейский ученый и праведник — отговаривал соплеменников от участия в дворцовых торжествах. Многие не послушались, радостно устремились на праздник, и первое, что они увидели, — святые сосуды своего Храма, небрежно расставленные на обеденных столах.

В ужасе отпрянули от них евреи. Но не успели они уйти, как царь распорядился поставить для евреев особые столы. Польщенные, они отбросили гордость, проглотили обиду за осквернение Храма и остались на шумном празднике. Им было подано запретное вино, а выпив его и опьянев, они набросились на трефную пищу.

Завлечь евреев на царский праздник, напоить и осквернить запретной пишей — был замысел Амана, одного из советников царя Ахашвероша. Аман ненавидел евреев, но не смел подступиться к ним: он боялся еврейского Б-га. Царский праздник, соблазнивший евреев осквернить себя трефным, был коварной победой. Б-жий гнев на непослушание Его народа обрек евреев на тяжкое испытание — теперь они были полностью во власти Амана. Только искреннее раскаяние согрешивших, возвращение сердцем к Б-гу спасло их от гибели...

В последний день праздника царь опять проявил жестокость. Разгневанный непослушанием жены, Ахашверош приказал немедленно казнить ее, а затем разослал по всей стране гонцов на поиски красивых девушек. Одной из них предстояло стать новой царицей.

Гонцы шли из дома в дом. Они заглянули и к Мордехаю, увели во дворец Эстер — его двоюродную сестру, и царь остановил свой выбор на скромной изящной девушке. Ахашверош не знал, что она еврейка, — Мордехай наказал Эстер держать до поры ее происхождение в тайне.

Прошло какое-то время, и однажды случайно Мордехай спас царя. Он услышал громкий разговор двух царедворцев, которые задумали отравить Ахашвероша и говорили о том не таясь. Заговорщики были уверены, что никто не поймет их родной язык. Но Мордехай знал многие языки, все понял и немедленно рассказал о преступном замысле Эстер. Молодая царица сообщила обо всем Ахашверошу, он позволил заговорщикам принести отравленный напиток, поймал их с поличным и казнил. А в царскую летопись повелел записать, что остался жив благодаря Мордехаю.

Еврейкой была жена царя, еврей спас ему жизнь, а тем временем Аман, ставший первым царским министром, терпеливо готовил и наконец закончил план полного уничтожения евреев в каждой из 127 провинций. От имени царя он разослал два указа.

В первом — открытом — правителю каждой провинции повелевалось спешно вооружить население и подготовиться к 13 дню месяца адара. В этот день все как один должны будут выйти на улицы с оружием в руках и вырезать «определенную группу вредного народа».

Кто этот «вредный народ», извещал второй указ, который было дозволено распечатать только ранним утром 13 адара. В этот день, говорилось в нем, жители Персидской империи должны напасть и неожиданно перебить всех евреев: старых и молодых, женщин и детей.

Как ни таился Аман, Мордехаю стал известен его кровавый замысел. Трагическая новость быстро разнеслась, и сердца евреев наполнились горем: они узнали, что обречены на скорую смерть.

Через верного слугу Мордехай передал царице весть о случившемся, а также копию уже опубликованного в Шушане первого указа и объяснил, кто тот «вредный», подлежащий избиению народ. «Нет сомнений, — добавил Мордехай, — что наступил предопределенный день, когда надлежит тебе, Эстер, открыться перед царем и умолять о спасении нашего народа».

Эстер не покинула свой народ в бедственный его час, но попросила Мордехая:

«Собери всех евреев, старых и молодых, и поститесь и молитесь за меня три дня, пока мольба эта не достигнет Небес и Б-г сжалится над нами. Здесь, во дворце, я и мои служанки также будем поститься и молиться, ибо ничто, кроме Б-жьего чуда, не спасет наш народ. По прошествии трех дней я пойду к царю, а если погибну — погибну...»

Пост был принят и соблюдался евреями всех провинций, а в самом Шушане Мордехай собрал вокруг себя тысячи детей и среди всеобщей печали и плача, день и ночь учил их Торе. Матери приходили к детям, приносили им еду и умоляли вернуться домой. Но малыши были непреклонны: «Мы останемся с Мордехаем и продолжим пост». Они плакали и молились, и Б-г услышал просьбу невинных детей. Он преисполнился жалости: «Ради детей Я спасу Мой народ».

Никто не спал в ту последнюю ночь. Мордехай и остальные евреи провели ее в молитвах. Эстер готовилась к встрече с царем. Не спал и Аман — он следил за строительством высокой виселицы для ненавистного Мордехая. Даже царь Ахашверош вдруг проснулся среди ночи. Что-то беспокоило его и со свойственной тиранам подозрительностью он начал обдумывать все мыслимые и немыслимые заговоры своих неблагодарных подданных. «Какая жалость, — размышлял Ахашверош, — что нет у меня преданных людей...», — и вспомнил Мордехая, спасшего ему жизнь.

Наутро первым к царю вошел Аман.

— Скажи, — обратился к нему Ахашверош, — как следует поступить, если царь желает особо чествовать своего подданного?

— Нужно облачить такого человека в царские одежды, — сказал обрадованно Аман, — возложить на него царскую корону и в таком виде торжественно везти по улицам города. А впереди должен бежать один из важных царских министров и непрерывно кричать: «Так возвышает и чествует этого человека наш царь!»

— Скорее Аман, — ответил царь, — иди и сделай все, что перечислил, для Мордехая. И сам будь министром, который бежит впереди коня.

— За что, — еле вымолвил Аман, — такие почести еврею?

— Он спас мне жизнь!.. Иди и выполняй, если дорожишь головою.

То был день позора и гибели Амана. Он бежал впереди коня, выкрикивая царское слово, и люди смеялись, наблюдая, как всесильный министр прислуживает своему врагу. А вечером, когда царь вместе с Аманом отправился к царице, звезда могущественного царедворца упала навсегда. Эстер рассказала Ахашверошу о подлом плане и разгневанный царь велел повесить Амана на им же подготовленной виселице.

Но жестокий указ Амана оставался в силе. Разосланный от имени царя, он не подлежал отмене. Срочно были вызваны царские писцы и написан новый приказ, где говорилось, что Аман злоупотребил доверием царя и обманул его. Вместо запрета преследовать евреев во всех провинциях, как велит государь, Аман приказал истребить его подданных. В опровержение старого, поддельного указа — новый призывал евреев собраться в 13 день адара, быть готовыми к защите от врагов и убивать тех, кто поднимет на них руку. Так и случилось.

На следующее после 13 адара утро евреи праздновали свое чудесное спасение. И этот день — 14 адара — стал праздником ПУРИМ, днем, когда отмечается избавление нашего народа от великой опасности. Но в столице Персии бои продолжались два дня, и только 15 адара евреи Шушана смогли отдохнуть и отпраздновать чудо победы. Поэтому день 15 адара был назван «ШУШАН-ПУРИМ».

23 века празднуем мы, евреи, ПУРИМ — из года в год, из поколения в поколение. Врагам Израиля, аманам всех времен, праздник Пурим должен служить предупреждением. Для нас же с вами этот чудесный, радостный праздник служит вечным источником мужества и веры, преданности нашему великому и милостивому Б-гу и верности Ему.

Пережитое нашими предками поучительно для каждого
Из Бесед и Посланий к празднику Пурим Любавичского Ребе** <br> **** </br> ** Рабби Менахем М. Шнеерсон שליט&#x;״א‎

О Пурим в Торе1 сказано: «...и эти дни Пурим не забудутся евреями, и память о них не исчезнет у потомков».

Это означает, что события Пурим должны служить указанием для всех поколений, и в плане духовном нам следует поступать так, как действовали евреи, когда нужно было помешать замыслам Амана.

Тогда народу грозила опасность быть уничтоженным, да сохранит Всевышний, и указ об этом был объявлен в городе Шушане, столице персидской Империи. В результате усилий евреев указ был отменен, и то, как поступили евреи тогда, служит нам уроком и наставлением.

История праздника Пурим восходит ко времени, когда евреи находились под чужеземным игом, но под властью «либеральной» и дружественной, начиная с персидского императора Корэша, который предоставил евреям в вавилонском изгнании значительную свободу и самостоятельность. В период владычества Ахашвероша евреи также пользовались некоторой религиозной, экономической и политической свободой и жили под духовным руководством праведного Мордехая, который был главою Синедриона (Высшего Еврейского Суда) и в то же время важным сановником при дворе императора.

Несмотря на высокое положение, Мордехай никогда не забывал, что он изгнанник и что его родина — Иерусалим. Но были и другие, кто хотел забыть Иерусалим и Бет-Амикдаш2. Они полагали за честь принять участие в трефном обеде Ахашвероша и попали в ловушку Амана, подготовившего тайный план уничтожения всего еврейского народа.

Мордехай избрал единственно верный путь, который позволял расстроить замыслы Амана: он начал укреплять воспитание еврейских детей в духе Торы. Как рассказывают наши мудрецы, Мордехай собрал тысячи детей и обучал их Торе с таким вдохновением, что дети были готовы вместе с Мордехаем самоотверженно погибнуть во Имя Б-га.

Вопросы Торы, которые изучал с детьми Мордехай, не имели отношения к надвигающейся гибели и на первый взгляд не могли принести никакой «практической» пользы. Эти занятия имели единственную цель — познание самой Торы.

И Тора предотвратила замыслы Амана. Гемара рассказывает: когда Аман, проходивший мимо, увидел, что глава верховного суда Мордехай учит Торе ради нее самой, что его не тревожит нависшая над евреями опасность и занятия еврейских детей для Мордехая важнее всего, — Аман понял, что потерпел поражение.

История Пурим — это четкое указание для всех времен и всех случаев жизни. Мордехай и Эстер — это живой пример для всех поколений, мужчин и женщин, а Чудо Пурима — вечное напоминание о том, что воспитание еврейских детей в духе Торы — это основа существования еврейского народа и залог его вечного будущего.

...Память о каждом историческом событии связана у евреев с практическими действиями. Заповеди, предписывающие вспоминать далекие события истории еврейского народа, — не только заповеди-напоминания. Вспоминая эти события, человек должен пережить их так, как если бы это случилось с ним сегодня, сейчас; тем более Освобождение, которое мы празднуем в Пурим, имеет связь с Освобождением из Египта, и Гемара предписывает отмечать эти праздники близко по времени друг от друга, чтобы «присоединить избавление к избавлению». Такое живое воспоминание предписывает Истинная Тора. Тора есть Истина, и она требует, чтобы воспоминание стало истинным переживанием. И так происходит в каждом государстве, в каждом городе, в каждой семье — собираются евреи, вспоминают Пурим и после чтения Мегилы вживаются в прочитанное, и оно вновь «совершается», как когда-то.

Если вдуматься в слова Мегилы о народе, «рассеянном и разделенном среди народов», «не исполняющем законов правителя», и вспомнить, что во всех поколениях нас не любили окружавшие нас, а Всевышний постоянно «спасает нас от их руки», мы увидим — ничто не изменилось. Разница в том, что чудо тогда было явным, а сегодня — требует напоминания и объяснения. Однако, как написано: «Тот, с кем происходит чудо, его не замечает». Оно не всегда очевидно, но ежедневно «Всевышний спасает нас от их руки».

Праздник Пурим предназначен для того, чтобы почувствовать, что Всевышний хранит евреев в их рассеянии, когда «их законы отличаются от [законов] всех народов», и они ни в коем случае не смешиваются с окружающей их чужой средой, независимо от того, враждебен ли к ним народ, среди которого они живут, или же он относится к ним хорошо и предоставляет им все необходимое. Это не устраняет преграды «между Израилем и народами», не меняет их образа жизни, народ остается таким, каким Всевышний повелел ему быть.

Вследствие переживаний и раздумий о Пурим приходит сознание, что у нас есть Б-г, который охраняет всех евреев всегда, во все времена, где бы евреи ни находились. Это связано с тем, что, хотя наш народ, «разбросанный и рассеянный между другими народами», все же евреи, «один народ» — народ единый и обособленный, ибо «законы их отличаются от законов всех народов». Это надо рассказывать и объяснять мужчинам, женщинам и детям в один и тот же день.

Неверно утверждение, что только люди, занятые проблемами философии и вопросами мироздания, должны знать о событиях давних времен и сравнивать их с сегодняшним днем, потому что это их профессия и кругозор их достаточен для понимания тех событий. А еврейским женщинам, на плечах которых лежат домашние заботы, не обязательно рассказывать об угрозе, нависшей над еврейским народом в далеком прошлом, и о том, что основой поведения евреев должно быть: «Законы их отличаются от законов всех народов».

Следует напомнить: хотя чудо и Б-жественное спасение, происшедшие в этот день, были заслугой и Мордехая, и Эстер, Мегила называется именем одной Эстер. Этим Тора подчеркивает особую роль еврейской женщины не только в событиях, о которых рассказывает «Мегилат Эстер», но и во все критические периоды истории евреев, включая и наше время. Роль еврейской женщины не второстепенна, а, наоборот, столь же велика и даже во многом важнее ответственности и заслуг мужчины, главы семьи...

И опять же не правы утверждающие, что излишне забивать знаниями нашей истории головы детей: пусть, мол, будет у них спокойная жизнь, пусть не чувствуют, что отличаются от детей других народов. Надо дать ребенку вырасти и стать самостоятельным, тогда расскажем ему обо всем, и он сможет выбрать дорогу в жизни по своему усмотрению. И тогда, если захочет, пусть читает «Мегилат Эстер».

Говорят, детей нельзя принуждать, надо предоставить им свободу выбора. Пусть растут. Потом, когда им будет восемнадцать, семнадцать, двадцать лет, они сами решат, избрать ли Тору и все, что ею предписано, или, сохрани Всевышний, — наоборот.

Но такие дети оказываются потерянными не только для еврейства, но и для самих родителей, которые воспитывали их по своему разумению, а не так, как повелел Всевышний.

Мы говорим — нет! Все это должно быть «в один день», нельзя ждать, пока ребенок вырастет, потому что эти знания важны и нужны ребенку сейчас, когда формируется его характер, поведение, привычки. Когда приходят дни праздника Пурим, не только мужчины, но и женщины и дети — каждый должен иметь возможность понять все события Пурим.

Конечно, объяснение должно даваться на понятном языке. Тому, кто знает древнееврейский, «Мегилат Эстер» понятна без объяснений. Если же еврей еще не понимает по-древнееврейски, надо объяснить ему содержание книги на его родном языке: на английском, русском или любом другом. Но следует рассказать всю «Мегилат Эстер» — от начала и до последнего слова.

Зачем детям знать — спрашивают иногда — что Мордехай был премьер-министром при дворе императора Персии Ахашвероша и что владычество Ахашвероша распространялось на 127 государств?! Ответ на этот вопрос известен только Б-гу. Он создал человека и знает, какое воспитание должен получить еврейский ребенок, чтобы впоследствии стать здоровым человеком как в духовном, так и физическом отношениях. Несомненно, нет никого, кто знает это лучше, чем тот, кто создал человека. Если Б-г — создавший человека и направляющий его действия — оставил такой наказ, нужно выполнять его, и можно не сомневаться: ребенок поймет все, что ему рассказывают.

Ошибаются родители, когда думают, что чудо — сложное понятие для ребенка. Это абсолютно неверно. Детская вера гораздо чище и проще, в ней нет сомнений. Если родители передают ребенку всю полноту повествования, ничего не сокращая и не добавляя от себя, не искажая истину и не превращая ее в полуправду, — такой рассказ ребенок воспринимает просто, живо и непосредственно, он становится частью его жизни, и тогда действительно «память о них не исчезает у потомков». Ребенок почувствует связь с родителями — отцом, матерью, дедушкой и бабушкой, семья не будет разделена, никто не будет жить отчужденно в своем особом мире. В семье, как написано в «Мегилат Эстер», воцарят «свет, радость, веселье и почет»: «свет» — светлая совместная жизнь, «радость» — общая радость, «веселье» — ощущаемое вокруг, и «почет» — взаимное уважение, ибо отец и мать следуют по пути своих родителей, и, разумеется, благословение Всевышнего покоится на них, и они удостоены того единства, когда дети их и внуки идут с ними вместе, единой семьей.

И тогда отдельные люди объединяются в семьи, а единые здоровые семьи сливаются в единый здоровый еврейский народ, которому абсолютно нечего бояться народов 127 государств, потому что мы идем вместе с Б-гом. Как «Один народ», который связан с «Одним и единственным Б-гом», и наши законы — это: «Законы их отличаются от законов других народов», и они соответствуют указаниям нашей «Тора, Одна». Если так поступают изо дня в день, тогда эти дни становятся светлыми, радостными, полными почета, и евреи делятся с окружающими своим весельем. Из таких дней складывается целый год — год, наполненный счастьем.

Чтение «Мегилат Эстер» приводит нас к еще одному важному выводу. Несмотря на то, что мы «разбросаны и рассеяны между другими народами», разделены друг от друга большими расстояниями, везде, где бы ни находились евреи, «законы их отличаются от законов других народов» — своим жизненным укладом они отличаются от других народов.

Во все времена евреи, жившие в разных государствах, были духовно связаны друг с другом, и чувства их были одинаковы. Так было во всех странах во всем мире, и к такому образу жизни их никто не понуждал.

Это учит нас тому, что еврей, где бы он ни находился, среди какого бы народа он ни жил и как бы он ни выглядел внешне, принадлежит к тому же самому народу, к которому принадлежат все евреи во всем мире. Более того, он принадлежит к евреям, жившим поколением раньше, двумя поколениями раньше, десятками поколений раньше, вплоть до тех евреев, которые получили Тору у горы Синай.

Даже неевреям известно, что все мы со времени Синайского Откровения до пришествия Мошиаха и далее принадлежим к одному и тому же вечно живому народу. Хотя в «Мегилат Эстер» это сказано неевреем, умный и мудрый еврейский народ не должен ждать, пока нееврей напомнит ему об этом. Еврей не отделен от своего прошлого и будущего. Он — звено золотой цепи, протянувшейся от Синайского Откровения к нашим дням и далее — в бесконечность. Когда Аман решил уничтожить еврейский народ, для него не имело значения, в какой из ста двадцати семи провинций живут эти евреи. Так поступали все аманы последующих поколений, в том числе тот (да будет стерто его имя), который в нашу эпоху уничтожал любых евреев, даже и тех, кто давно ассимилировался.

Меняется облик аманов, но не меняется их сущность. Как в дни Мордехая и Эстер, они все так же стремятся отдалить евреев от Торы и заповедей, привлечь их к «авода зара» — «чужому служению». Гемара говорят: Мордежай не признавал «авода зара» — любого служения, идей или занятий, чуждых еврейскому духу и образу жизни. Как и Мордехай, евреи не должны поклоняться чужому, обязаны сохранять свое естество, свою сущность. В этом — источник силы, хранившей нас в поколениях, залог здоровья и радости еврейского народа, который станет примером миру, как и написано: «...и чудом я представлялся многим».

Единственное, веками проверенное средство в борьбе с аманами и современным идолопоклонством — это углубленное еврейское воспитание, когда детям прививается подлинная любовь к Торе и заповедям — любовь, граничащая с самопожертвованием, как в дни Мордехая и Эстер в древней столице Шушан.

От мала до велика мы должны твердо знать, что народ наш, «рассеянный и разделенный среди народов», — это «один народ». Где бы или когда ни жил еврей, он — часть этого единства, часть народа, «законы которого отличаются от (законов) всех народов», и это дает нам силу и жизнестойкость, возможность пережить другие народы. Они пошатнутся, а вы останетесь незыблемы, как свет дневной, — так комментирует Мидраш сказанное в Торе: «Вы все стоите сегодня».

...Где бы еврей ни жил, он живет там не случайно. Ему может казаться, что он живет не там, где следует, но это не так — «шаги мужей направляет Всевышний». Каждого человека, а в особенности еврея, Б-г направляет туда, где ему наиболее целесообразно быть. Именно там Всевышний велит ему праздновать Пурим так, как предписывает «Шулхан Арух» — с женой и детьми, даже с самыми маленькими. И тогда «память о них не исчезнет у потомков».

Каждый еврей, где бы он ни был, принадлежит к еврейскому народу, который существует со времени Синайского Откровения и един во всех поколениях, во всех местах своего рассеяния, и единство это распространяется также на тех, кто в силу не зависящих от них обстоятельств не может праздновать Пурим радостно и открыто, и особенно на тех, кто находится за железным занавесом. И сознание, что есть евреи, которые удостоились свободно праздновать Пурим так, как повелел то Всевышний, придает силу и оживляет дух тех, кто еще не может выйти на улицы и радостно танцевать, кто вынужден отмечать этот праздник тайно, при закрытых дверях и окнах.

Если те, кто свободны, будут праздновать Пурим, как повелел Всевышний, это принесет силы и освобождение лишенным свободы. И с их освобождением мы вместе будем праздновать следующий Пурим.


1 Слово Тора означает «указание, поучение».
2 Священный Храм еврейского народа, разрушенный вавилонским войском после взятия Иерусалима.

Законы и обычаи Пурим

Главная церемония Пурим и основной завет праздника — публичное чтение свитка «Мегилат Эстер». Его обязаны слушать все — мужчины, женщины и дети, не пропуская ни единого слова.

Тишина синагоги, где звучит только голос чтеца, время от времен взрывается громким веселым шумом. Это дети. Переодетые в маскарадные костюмы, с погремушками, пистолетиками и трещотками в руках, они нетерпеливо ждут, когда чтец в очередной раз упоминает имя Амана. И тогда «бьют Амана», радостно и громко, а чтец — терпеливо ждет.

«Устраивать пир и веселье» — одна из заповедей Пурим, указанных «Мегилат Эстер». В этот день у евреев обязательна обильная трапеза с вкусной едой и крепкими напитками. В праздник Пурим дозволено выпить много вина, «веселящего душу человека».

Традиционна также треугольная сдобная булочка с маком и медом — хоменташ, что означает «ухо Амана».

Праздник Пурим — это радость для нас, и она становится особенно полной, если мы сумеем доставить людям радость. Посылая с детьми подарки нашим друзьям и знакомым, помогая деньгами бедным, мы украшаем праздник себе и другим, говорит «Мегилат Эстер». Весьма примечательно, как отражает еврейский язык само понятие благотворительности. «Цедака» — от еврейского слова «цедек» — означает справедливость. В русском и других языках это действие связано или с жертвой (пожертвование), или благим делом (благотворительность), а у евреев — просто справедливость. Богатый, давая «цедака», помнит, что богатство дано ему Б-гом, чтобы он мог помочь бедному человеку.

* Канун Пурим, день тринадцатого адара — общий пост, называемый Таанит-Эстер. Если Пурим приходится на воскресенье, Пост Эстер соблюдается в четверг, предшествующий Пурим.

* Вечером накануне Пурим и утром в самый день Пурим нужно читать Мегилу (Книгу Эстер). Следует внимательно слушать чтеца, не пропуская ни одного слова.

* В день Пурим исполняют заповедь «Мишлоах манот». Обычно с детьми посылают дар из двух по меньшей мере видов съестного хотя бы одному близкому человеку. Подарок должен включать в себя не менее 28 граммов продуктов — печенья, сладостей, фруктов и т.п. — или 86 граммов напитков. Мужчина дарит мужчине, женщина — женщине. Также и дети делают подарки друзьям.

* В день Пурим дают подаяние, оказывают денежную помощь по меньшей мере двоим нуждающимся. Если вы не знаете бедных людей — опустите монеты в копилку для пожертвований.

* В день Пурим — после полудня — справляют особую праздничную трапезу. Когда Пурим выпадает на пятницу, трапезу справляют утром. Каждый должен радоваться чуду Пурим.

Сущность праздника Пурим
Из беседы Любавичского Ребе שליט&#x;״א‎

1. Праздник Пурим служит напоминанием о чудесном спасении Б-гом еврейского народа от полного уничтожения.

С точки зрения естественного хода событий, это были дни наибольшего процветания народа за все время рассеяния, евреи достигли высокого положения и власти в стране. Глава еврейского верховного суда Мордехай был также одним из министров и заседал «у царских ворот»: Эстер была царицей, следовательно, никто не был ближе нее к царю, ведь сказано: «Жена — как собственное тело» (Брахот, 24а). На протяжении всей еврейской истории не было другого случая, чтобы царь, владеющий «всем миром», был женат на еврейке. Таким образом, если рассматривать положение, исходя из естественной оценки событий, никогда евреи не были более уверены в собственной безопасности.

Но произошло нечто противоположное: именно в пору наибольшего спокойствия и безопасности вышел указ «в течение дня уничтожить, предать смерти и погубить» всех евреев молодых и стариков, женщин и младенцев. Это было самое страшное бедствие из когда-либо выпадавших на долю еврейского народа. Никогда ему не угрожала большая опасность. Тогда народ был сконцентрирован в одном государстве. «Всевышний сотворил благо евреям, рассеяв их между народами» (Песахим, 876). Если в каком-либо государстве начинается преследование евреев, оно не достигает живущих в других странах, а из места преследования можно убежать в другую страну.

Даже во время преследований фараона, когда евреи были всецело в его власти и не имели возможности покинуть Египет («ни один раб не мог оттуда бежать», Мехильта, Раши — Шмот, 18:9), угроза уничтожения не распространялась на весь народ, ведь «фараон повелел уничтожить только [младенцев] мужского пола» (Сота, 12а).

Но в дни Ахашвероша в его власти были все евреи, и побег был невозможен, т.к. указ гласил «уничтожить... в течение дня», — он касался всех евреев, и на бегство не было времени.

Почему же самая страшная угроза настигла евреев именно в пору наибольшей безопасности, как это могло показаться с естественной точки зрения? В Талмуде говорится о причине происшедшего: «Ибо услаждали себя участием в пиршествах того злодея» — т.е. Ахашвероша.

Таким образом, мы видим, что судьба еврейского народа по сути своей не связана с естественным ходом событий и зависит не от законов природы, а от того, насколько народ исполняет предписанное Торой. И тогда, когда с естественной точки зрения ничто не могло угрожать евреям, возникла опасность гибели всего народа. Это произошло потому, что евреи вступили в соприкосновение со сферой недозволенной Торой, т.е. они участвовали в «пиршествах того злодея».

2. К тому же выводу мы приходим, рассматривая путь избавления еврейского народа. Указ был отменен не в соответствии с естественным ходом событий, а в результате всенародного покаяния и возвращения к Б-гу.

Когда Мордехаю и Эстер стало известно о готовящемся уничтожении еврейского народа, для его предотвращения они должны были прибегнуть к естественным, обычным мерам — послать делегацию к Ахашверошу с просьбой отменить указ. Однако, как рассказывает Мегила, Эстер прежде всего обратилась к Мордехаю с просьбой собрать всех евреев в столице Шушан и попросить их поститься, не есть и не пить в течение трех дней и трех ночей. Это был первый шаг к отмене указа.

Более того, Эстер добавила: «Я и мои девушки также будем поститься». Но ведь для самого Ахашвероша сила воздействия Эстер заключалась в том, что «и понравилась она ему более всех девушек». Понятно, что трехсуточный пост не мог прибавить ей обаяния. Как же Эстер могла позволить себе этот пост?

Объяснение этому следующее: поскольку преследование не было вызвано естественными причинами, таким же путем должно было прийти и спасение. Спасением явилось покаяние. Пост — часть его. И как все евреи Шушана начали пост (а человек не должен отделять себя от общества), понятно что и Эстер должна была в нем участвовать. Что же касается того, что это могло уменьшить ее красоту и что «не полагаются на чудо» (Песахим, 64б), а также в отношении того, что следует стараться, чтобы Б-жественное действие получало «одеяние» естественного, — на это можно ответить, что все это — только «одеяния», а не причина Б-жественного действия. Когда же причина его (т.е. исполнение Торы и заповедей) достаточно велика, она приносит с собой и «одеяние» в той мере, в какой это необходимо.

Так как во время рассеяния Израиля Б-жественное влияние действует не явно, то и преследование, и спасение возникают естественным путем, но истинной их причиной является исполнение евреями Торы и заповедей. То, что евреи «услаждали себя участием в пиршествах того злодея», принесло угрозу истребления, пост же и покаяние явились причиной спасения.

3. В этом скрыто и указание нашему времени: многие утверждают, что безопасное существование еврейского народа в рассеянии должно быть обеспечено путем дипломатических усилий и пр. И находят тому аналогию в обращении Эстер к Ахашверошу. Надо сказать, они не только превратно понимают Тору, интерпретируя рассказ Мегилы об Эстер противоположно истине, они проявляют также неверие в суть существования еврейского народа.

Сказано: «Вы все стоите сегодня». Эти слова наши Мудрецы поясняют: «Даже если пошатнутся все народы, вы останетесь стоять». Основа существования еврейского народа иная, чем у всех других народов. У других оно связано с естественными закономерностями, евреи же с ними не связаны, их существование связано с исполнением Торы и заповедей.

Когда наступает время несчастий, мы не должны полагаться на дипломатию, на отношения с окружающим миром. В такие дни необходима самопроверка, усиление исполнения Торы и заповедей, восполнение недостающего. Только после этого могут помочь естественные средства. И даже если все народы пошатнутся, «вы стоите и вы существуете».

Нас не должно пугать положение евреев, каким оно видится с естественной точки зрения. Мы должны укреплять исполнение Торы и заповедей. Тогда чудесное, надъестественное спасение облечется во все естественные «одеяния», которые мы создадим.

4. То, что евреи не подлежат влиянию естественных закономерностей, решает не только судьбу народа, но и жизнь личности.

Еврей должен помнить, что все в его жизни зависит от Б-га и не ограничено природой и ее законами.

Конечно, действие необходимо, чтобы в него могло облечься благословение Б-га, но действие — лишь «одеяние» его. Благословение приходит с изучением Торы и исполнением заповедей, когда же есть основное — успех проявляется в любом «одеянии».

5. В связи со сказанным выше выясняется смысл выражения Иерусалимского Талмуда: «...верует в Вечного и сеет». Казалось бы, причем здесь вера? Неверующие также сеют, полагая, что, если в землю попадает зерно, оно должно прорасти.

Объясняется это следующим образом: вера еврея проявляется и тогда, когда он совершает такое действие, как посев, что естественным путем должно привести к росту, без обращения к Б-гу и выражения веры. Ведь он видит, как все растет в полях тех, кто не имеет «никаких дел» со Всевышним. Но ему известно также, что для него все иначе, потому что он — еврей. Как судьба всего народа не зависит от естественных причин, не зависит от них и жизнь каждого человека. И хотя во всем мире посевы прорастают только в соответствии с законами природы, его посев даст рост лишь вследствие его веры и упования на Творца.

6. Все сказанное имеет отношение и к тем, кто занимается изучением Торы: подлинный прогресс в ее познании дается не способностями и пр., а содействием свыше, которое проявляется, когда великий труд и подлинное усердие в ее изучении являются следствием Б-гобоязненности, желания исполнить Его волю. Тогда за «трудился» последует «и нашел». И найденное намного превысит затраченный труд.

Когда нет главного, способности и труд не помогут, ибо речь идет о «мудрости Всевышнего». Есть главное — и Он повлияет на естественный ход событий.

Главная > Интересный иудаизм > Пурим > Вся книга для печати
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-27 08:07:29
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Dr. NONA