БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №100 > Глубинные аспекты радости
В номере №100

Мигдаль Times №100
Глубинные аспекты радости
Рав Меир БРУК

Самое базовое чувство радости человек получил в наследство от животного. Это– чувство «словленной добычи». Особенно известно оно было нам и нашим соотечественникам в Союзе, в эпоху тотального дефицита, очередей и авосек.

(0)

Эта радость – простая и понятная, но, к сожалению, быстро улетучивающаяся, вместе со «съеденной» добычей.

Второе чувство радости – от обладания тем, что ценится в окружающем обществе.
Иногда какая-то вещь чело­веку не нужна, но все вокруг­ ее имеют, и человек начинает­ чувствовать комплекс неполноценности, пока не купит себе «так как у всех».

Этот процесс «давления среды» успешно освоило западное общество потребления.

Рынок развивается с помощью умело «вбрасываемых» в него «приманок».

Человек, купив вещь, не столько радуется сколько успокаивается. Его искусственно простимулированный «комплекс неполноценности» (у всех есть, а у меня нет) временно затихает, до следующей рекламной кампании.

Есть радость азарта и риска, когда человек смог избежать потери или опасности – в борьбе с вызовами – как в альпинизме или в игровых видах спорта.

Есть эстетическая радость – от восприятия красоты и искусства.

Наши мудрецы – выделяют пять уровней радости: физическая, любовь, смысл, творчество, духовная.

Уровень любви подразумевает переход от радости обладания, к радости давания другому.
Это принципиальная точка выхода – за рамки ограничений эгоизма.

Особенно ярко эта форма проявляется в ситуации «идише мамэ».

Интересно, что в семейной жизни – такая дающая любовь приходит далеко не сразу.
Сначала идет влюбленность (я получаю радость от другого) и только со временем человек начинает уметь и ценить возможность радоваться даванию.

Именно поэтому, Тора называет полноценным человеком только человека женатого. И поэтому обет безбрачия – это не наш идеал.

Смысл – это выход за огра­ничения времени.

Человек чувствует что то, что он делает – оставит след в жизнях других.

Творчество – это выход за ограничения материального мира. Происходит чудо рождения нового, того, чего не было до тебя.

Интересно, что рождение детей – это тоже своего рода творчество. В мир приходит новая жизнь, человек не похожий ни на кого другого.

Здесь важно разделить два процесса. То что человек родился с набором уникальных черт – в этом нет сознательного творчества родителей. Мы на это не умеем влиять.

Но с момента рождения на родителей ложится задача и ответственность распознания и развития этих уникальных качеств характера и талантов.

К сожалению, в обществе нет системы образования, готовящей родителей к этой творческой задаче. Мы ее пытаемся максимально переложить на школу. А жаль, ведь этим мы лишаемся уникального удовольствия от твор­чества воспитания.

И, наконец, самый высший вид удовольствия – духовный. Его очень тяжело описать, его надо почувствовать. Важным его качеством является связь со Всевышним, бесконечным источником (в том числе всех поводов радости) в нашем мире.

Одним из ключевых моментов в этой радости является выход из-под влияния страхов (кроме страха расстроить Всевышнего). Человек обрастает страхами в результате влияний окружающего мира. Идея «битахона» – доверия Всевышнему – создает уникальный внутренний настрой уверенной радости.

В языке каждого народа есть слова с большим синонимичным рядом. Это означает, что данное слово очень важно в культуре конкретного народа. У эскимосов есть много слов для обозначения снега, у народа, проживающего в пустыне, – слова, обозначающие верблюда.

В иврите есть целый ряд таких «мега-понятий». Самый обширный набор синонимов у слова «вопрос». Очень много синонимов у слова «радость».

В наших классических текстах часто встречается пара терминов – «сасон ве-симха­». «Симха» – это наиболее базовый термин для радости. А что обозначает «сасон»? В Древнем Израиле во время праздника Суккот происходила церемония «возлияния воды на жертвенник». Она сопровождалась особой радостью. Мудрецы связали эту церемонию с фразой из пророка Ишаяѓу (12:3) «Вешавтэм маим бе-сасон мимайнэй ѓаешуа» – «Черпайте воду в радости из источника спасения». Комментаторы объяснили, что этот вид радости – сасон – состоит в уверенности и отсутствии тревожности, подобно тому, как человек радостно черпает воду из изобильного источника, будучи уверенным, что источник воды всегда будет ему доступен и не иссякнет.
Объясняет рав Овадья Сфор­но в комментарии к Торе о празднике Суккот: симха создается действиями, выражающими радость.

Сасон приходит от удаления грусти и тревоги. Важно подчеркнуть, что в современном мире освоение этого аспекта радости чрезвычайно актуально. Современная цивилизация изменила состояние нашего сознания.

Раньше человек работал руками (например, на станке) и, уходя с работы, мог о ней не думать до момента возвращения на работу. Сейчас со­вре­менный бизнесмен или программист работает головой в режиме – 24/7. Это озна­чает, что, уйдя с работы, он продолжает думать о ней. Иудаизм имеет два вида «тренингов», которые предлагают нам научиться освобождать голову от будней. Глобальный тренинг – Шабат. Мы должны попытаться один день в неделе «освободить голову» от работы и в результате получить сасон – наслаждение жизнью (а не только работой).

Локальный тренинг – молитва. Обращаясь ко Всевышнему, который максимально «ненавязчивый», мы тут же обнаруживаем в своих мыслях навязчивого конкурента. Наша задача – стать хозяином в своих мыслях.

Объясняют мистики, что заповеди служат инструментом приближения ко Всевышнему. Они подобны букету цветов, который муж дарит жене, чтобы усилить близость.

Когда есть прилепленность, инструменты приближения (внешние мицвот) уже не нужны. Ецер ѓа-Ра1 «отойдет в сторонку», и мы удостоимся максимальной радости. Ведь главная цель Всевышнего – научить нас испытывать радость.

Симхат-Тора – другой аспект двекута2.

Объясняют мудрецы, что мы не можем познать непо­средственно Всевышнего. Но Творец выразил себя в Торе. И изучая Тору, мы познаем Всевышнего. На святом языке слово «познание» (даат) обозначает и семейную близость (Адам познал Хаву).

И если для стороннего наблюдателя чтение Торы ассоциируется со скукой, то для того, кто приобрел опыт проникновения в глубокие смы­словые слои текста, изучение Торы – это познание Всевышнего – источник радости и вдохновения.

В идеале мы не отказываемся от низших уровней радости, мы просто добавляем более высокие уровни, и эти высшие уровни вливают новый свет в знакомые нам формы, делая их и нас более достойными нашей высокой миссии в этом мире – радоваться вместе с нашим Творцом.

——————————————
Когда узнал Яаков, что жив Йосеф, сын его, которого он оплакивал долгие годы, рассказывает Тора, что «ожил дух Яакова».
Раши говорит, что в это мгновение вернулась к нему Шехина, вернулся к нему пророческий дар, покинувший его с исчезновением Йосефа.
Святой «Зоѓар» пишет: «Когда исчез Йосеф, Яаков лишился возвышенного духа, пребывавшего в нем, Шехина (присутствие Всевышнего) покинула его.
Сказано: «ожил дух Яакова». Но разве он был мертв?! Отсюда мы видим, что Шехина удаляется из тех мест, где царит печаль. Она возвращается туда, где царит веселье».
«Зоѓар» приводит еще один рассказ в подтверждение сказанного.
Во Второй книге Царей рассказывается о том, как пророк Элиша пришел к царю Йораму.
Пророк велел привести музыканта, «и когда заиграл музыкант, почила на нем Рука Всевышнего».
Талмуд однозначно формулирует ѓалаху: «Шехина не приходит к пребывающему в печали, или в лени, или в дурачестве, или в легкомыслии, или в пустословии, но только к тому, кто пребывает в праведной радости».
Здесь важно обратить внимание, что легкомысленное веселье перечислено здесь как негативное состояние, а праведная радость – как состояние позитивное. И веселье, и печаль, в определенном контексте, могут привести к греху. Но, говорят учителя хасидизма: опасность, кроющаяся в печали, больше опасности, скрытой в веселье.
Сиха Ребе, chassidus.ru

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

1Ецер ѓа-Ра – животное начало, оно же – сила инерции, сопротивляющаяся духовному развитию
2Двекут – «прилепление», чувство близости

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №100 > Глубинные аспекты радости
  Замечания/предложения
по работе сайта


2017-11-24 04:20:31
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia