Тема 118 номера журнала «Мигдаль-Times» – «Детский мир».
Из чего складывается это особое пространство и это особое время? Из материального, вещественного ряда, сопровождающего ребенка. Из детских желаний, мечтаний и «вылавливания» из атмосферы взрослого мира ценностных представлений. Из «песен, что пела нам мать». Из норм поведения, которые «навязывают» детям буквально с первых шагов. И еще – из того, что в этот мир приносят его маленькие обитатели: чистоту и благородство помыслов, непосредственность восприятия и суждений, подсознательную реакцию на фальш и ханжество, запальчивую уверенность в себе.
А еще обязательный атрибут детского мира - настоящие, искренние и искрометные стихи – ведь дети чутьем чуют неискренность и имитацию. Поэтому ключевое слово в отношениях с детьми – «неформальность». И этот же ключ подходит к отпиранию любых дверц, скрывающих знания и возбуждающих любопытство.
И еще: в Детском Мире обязательно должны быть волшебники и рыцари.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Таким вопросом еще в 70-х задался автор популярных песен Яков Халецкий (под музыку Ю. Чичкова). Выяснилось, что девчонки сделаны «из цветочков и звоночков, из тетрадок и переглядок», а также из загадок и мармеладок. А мальчишки – из веснушек и хлопушек, из линеек и батареек, а также пружинок, картинок, стекляшек и промокашек. И так далее. Очень умилительный текст, даже слишком мармеладный. Но без этой песни трудно представить себе школьный праздник и вообще советское детство.
Первую детскую коляску сконструировал в 1733 г. Вильям Кент, английский ландшафтный архитектор, по просьбе Уильяма Кавендиша, третьего Девонширского герцога, отца шестерых детей. Это была небольшая повозка, в которую запрягали козу или пони. До того времени младенцев выносили из дому редко. Первые детские коляски выглядели как колыбельки на колесах, причем колес зачастую было всего три. Ребенок «ехал» сидя.
Признаюсь честно – предложение написать статью о воспитании вежливого еврейского ребенка повергло меня в некоторую оторопь. Ибо воспитание вежливости – дело трудное и хлопотное, особенно если воспитывать приходится посреди буйной и непокорной израильской стихии.
...У Яши, как у всякого малыша, обалденная память. Алла учит с ним английские слова типа «папа», «мама», «дедушка», «бабушка», и заодно то же самое по-еврейски. Потом идет повторение пройденного...
Жил да был мальчик… Нет, не так, а вот так: жил да был король… В общем лучше так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король-мальчик…»
«Ежик резиновый», «Большой секрет для маленькой компании», «Когда мы были молодыми» – это только верхушка айсберга. Юнна Мориц известна больше как автор детских стихов, но она написала много замечательных книг для взрослых. Она еще и великолепный художник. Книги «Лицо», «Таким образом», «По закону – привет почтальону» вышли с графикой и живописью автора, «которые не являются иллюстрациями, это – такие стихи, на таком языке», – пишет Юнна Петровна.
Ее стихи переведены на все европейские языки, а также на японский и китайский. Юнна Мориц – лауреат премий «Золотая роза» (Италия), «Триумф» (Россия), премии имени А.Д. Сахарова (Россия).
Но прежде всего – она замечательный детский поэт!
Какую песню пела вам мама?
А вы поете своим детям?
Моя мама пела «У меня такой характер, ты со мною не шути…», «И кто его знает, чего он моргает…».
О кризисе израильской школы пишут и говорят много лет. Две учительницы с многолетним стажем, Эйнат и Мири Вильф, недавно опубликовали свои соображения о том, как лучше реорганизовать израильскую школу. Они указывают несколько причин сложившегося кризиса. Во-первых, переполненные классы – по 35-40 учеников. Во-вторых, политика «интеграции», которая приводит к тому, что в классе оказываются ученики с очень разным социально-культурным багажом и личным потенциалом. И, наконец, самое главное: израильский учитель вынужден не столько преподавать и воспитывать, сколько поддерживать в классе элементарный порядок.
Кино – искусство массовое, в том смысле, что делается оно большим количеством людей и для большого количества людей. Но в первую очередь кино – искусство единоличное, авторское. А вся съемочная группа – это только инструмент, специально подобранный для воплощения замысла одного человека. Он – самый главный на съемочной площадке. Он творец. Он режиссер.
Когда от моих бесчинств родителям окончательно стало невмоготу, когда многочисленные соседи ультимативно потребовали не выпускать меня во двор без конвоя, когда моя слава хулигана перевалила через мост и люди из десятого номера специально ходили на меня посмотреть, – отец стукнул кулаком по столу и сказал:
– Хватит!
– Тебя выгонят с волчьим билетом из детского сада! – сказала бабушка.
– А куда волки ходят по билету? – спросил я.
– В баню! – в сердцах крикнула бабушка. – Нет, этот ребенок специально придуман, чтоб довести меня до Свердловки!
Однажды папа взял меня с собой в Ульяновку. Это место такое под Одессой. Что-то типа полигона. И там я увидел парашютистов!
Сначала они, нагруженные какими-то рюкзаками, садились в самолет-кукурузник. Потом самолет взлетал, набирал высоту, и оттуда эти парашютисты прыгали! Над головой у них распахивался купол, и они медленно-медленно опускались на землю. При этом что-то кричали!
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.