Тема 115 номера журнала «Мигдаль Times» – «Что такое Холокост?»
Мы обратились к теме Холокоста потому что, несмотря на огромное количество публикаций, она остается неведомой для многих, особенно для молодежи и тех, кого она лично не коснулась. Это дает возможность для манипулирования и «ревизионизма»: так легко сеять зерна лжи на пустынном поле!
Сложность принятия истории Холокоста заключается еще и в том, что человеческое сознание отказывается верить в чудовищность содеянного нацистами. В этом осознании и создании прецедента международного суда один из смыслов Нюрнбергского процесса.
Одна из задач этого номера журнала – развенчивание мифа о том, что евреи безвольно шли на заклание. И речь не о восстаниях, которые, как известно, были во многих лагерях смерти, а о мужестве оставаться людьми в нечеловеческих условиях. Это и многочисленные случаи, когда неевреи делали все возможное, чтобы спасти человеческие жизни, и факт существования в лагерях и гетто театров, подпольных школ, издания рукописных журналов и газет. Это и летопись лагерной жизни, сохраненная в рисунках заключенных.
Каждый человек – это целый мир. Нам никогда уже не узнать, какие миры загублены в пожарище всех войн. Но мы можем перечислить имена тех, о ком успели узнать, талант которых успел о себе заявить. И среди них – Шарлотта Саломон и Феликс Нуссбаум.
А для того, чтобы хотя бы имена загубленных во время Холокоста сохранились и, чтобы передавались из поколения в поколение имена тех, кто спасал еврейские жизни, был создан музей Имен – Яд Вашем.
История Холокоста не закончилась с окончанием войны. Она продолжается в том, как обращаются с памятью о нем: и в замалчивании, и в политике антисемитизма, и в отрицании самого факта Холокоста и в живых свидетельствах.
Благодарим Dutch Jewish Humanitarian Fund за поддержку нашего журнала
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
За 11 лет существования нашего журнала мы не касались этой темы, за исключением нескольких публикаций. Почему?
Просматривая сайт booknik.ru, я нашла отрывок из нацистского учебника для детей – их учили узнавать врага в лицо: «В конце урока дети дружно поют звонкими голосами: “С еврейского лица на нас смотрит сам дьявол” и радостно разбегаются».
Холокост – это не только расстрелы и лагеря смерти. Это петля, которая последовательно затягивалась на шее европейского еврейства. Отчетливое представление об этом может дать простая хронология событий.
В апреле 1944 г. двое словацких евреев – Альфред Ветцлер и Вальтер Розенберг (впоследствии известный под именем Рудольф Врба) – бежали из Освенцима.
Интервью с руководителем Центра публикации документов по истории XX века
Института всеобщей истории РАН Натальей Лебедевой.
Когда я обдумывал эту статью, мне в самый первый момент почудилась аналогия между театрами гетто и театрами ГУЛАГа. А потом я понял, что аналогия тут неуместна. Ибо театры ГУЛАГа создавались по указке, сверху, а театр гетто создавали сами узники. И создавали именно для сопротивления!
«Видел я в Праге страшную выставку. Художника Бедржиха Фритту гитлеровцы посадили в лагерь смерти – Терезин. Он рисовал обреченных. Он погиб, а рисунки сохранились – их закопали в землю. Среди ужасных видений висела фотография четырехлетнего ребенка, сына художника, которого успели спрятать. Мы поехали в Терезин, где погибли 150 тысяч человек, и долго стояли под мокрым снегом. Война продолжалась...»
Илья Эренбург, «Люди, годы, жизнь»
«Моя жизнь началась тогда, когда бабушка решила взять свою, когда я узнала, что то же самое сделала вся семья моей матери, когда я обнаружила, что я – единственная уцелевшая, и когда глубоко внутри себя почувствовала ту же склонность, тягу к отчаянию и к смерти».
Письмо Шарлотты Саломон родителям из оккупированной Франции
Здание музея Феликса Нуссбаума, в соответствии с замыслами архитектора, совершенно выпадает из архитектурного ансамбля маленького университетского городка Оснабрюк. Старый его центр, рядом с которым находится музей, чем-то напоминает городок в табакерке: на его причудливо пересекающихся, но отнюдь не тесных улочках, сплошь уставленных двух-трехэтажными изящными старинными постройками с веселой игрушечной лепкой, царит праздничное спокойствие ленивой умиротворенности, лишь по выходным сменяющееся не суетным, но праздничным оживлением. Утки медленно и торжественно плывут по почти неподвижной реке, вдоль которой тянутся тихие тенистые аллеи, очень узкие, но благодаря густоте нависающих деревьев производящие впечатление широких.
Феномен этноцентризма исследовали европейские социологи 19-го века. В его основе находится «коллективное бессознательное», т.е. некие общие для группы ценности, чувства, верования и т.д., при помощи которых конкретная общность определяет свое отношение к другим.
29 сентября 2011 года исполнилось 70 лет с начала массовых расстрелов в Бабьем Яру. К сожалению, и сегодня мы не только не можем «вспомнить всех поименно», мы не знаем даже приблизительного количества жертв. Называют разные цифры: от 90 до150 тысяч расстрелянных. Немцы вели строгий учет лишь поначалу: за 2 дня (29-30 сентября) нацисты уничтожили здесь 33 731еврея. В октябре число расстрелянных превысило 50 тысяч. Расстреливали (немцы и их подручные из числа местных полицаев) до ноября 43-го.
Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте,
слушайте:
гудит со всех сторон.
Это раздается в Бухенвальде
колокольный звон...
Нет нас нигде, не ищите.
Нет ни неба у нас, ни земли.
Не нуждаемся больше в защите.
Не спасли вы нас. Не спасли.
Он родился 13 сентября 1900 г. в Волочиске (тогда Волынская губерния России, сегодня Украина) в семье мелкого торговца Давида Альпенбейна. В поисках прокорма семья перебралась в Будапешт, потом в Вену. Там сын Альпенбейна окончил гимназию, одновременно соблазнясь социализмом и сионизмом: он примкнул сразу к двум левого толка молодежным организациям и вслед за тем поспособствовал их слиянию в движение ѓа-Шомер ѓа-Цаир («Молодые стражи»). Молодой Альпенбейн назвал себя Мордехаем Шенхави.
Лет двадцать назад я прочел статью, в которой доказывалось, что Древней Греции не существовало, а «копиист» Рим как раз и был подлинником всяких античных чудес. Подобной сенсационной литературы всегда было в избытке. Утверждалось, что татаро-монгольское иго – миф, что инквизиция никогда не разжигала костры, и Холокоста никакого не было, а евреи Европы сами вымерли по причине эпидемии тифа. Подобное не похоже на форму покаяния и следствие мук совести. Все эти попытки доказывают только одно: готовится новое рабство, новое иго, новые костры и новый геноцид...
Тысяча лет пройдет, и какой-нибудь писака сочинит «научный труд», в котором легко докажет, что никогда не существовало нацизма в Германии и большевизма в России, Гитлер был всего лишь известным литератором и архитектором, а под кличкой Сталин скрывался медицинский феномен, долгожитель, человек проживший 182 года – Лазарь Моисеевич Каганович.
На самом деле все было на белом свете, а потому и герой данного рассказа существовал. Свидетелей тому предостаточно. Вот и я постарался записать эту историю на манер свидетельского показания, так же просто, как она была рассказана мне.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.