БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №143 > ХХ ВЕК АРБИТА БЛАТАСА
В номере №143

Мигдаль Times №143
ХХ ВЕК АРБИТА БЛАТАСА
Александр ШИХМАН

В 2001 или 2002 г. я прогуливался по берегу Тихого океана в Сан-Диего и случайно зашел в один из сувенирных магазинов.

А.Блатас. Портрет Игоря Стравинского. 1953 г. Бумага, смешанная техника. Ранее находилась в фонде Регины Резник
(0)

На полках магазина стоял типичный джентльменский набор туристских игрушек – раковины, высушенные морские звезды, хрустальные побрякушки и пр. А на полу – не менее типичные для Сан-Диего бронзовые русалки в полный рост, дельфины и традиционные вечно улыбающиеся бронзовые дебилы с веслами. Неожиданно на стенах магазина я увидел вполне приличную живопись с европейским шармом. Сначала я подумал, что это копии работ какого-то незнакомого мне художника. Подойдя поближе, я понял, что это оригиналы, на ярлыках – цены от 60 до 150 тысяч долларов. Картины были подписаны одной и той же рукой печатным шрифтом – А. БЛАТАС.

Я разговорился с владелицей магазина, которая поведала мне, что все работы, а их в магазине было около пятидесяти, написаны недавно умершим художником Арбитом Блатасом. Как оказалось, Блатас и его жена, известная оперная певица Регина Резник, жили в Нью-Йорке, а в Сан-Диего у них была летняя резиденция. После смерти Блатаса Регина Резник сдала на продажу все его картины, находившиеся в Сан-Диего, в прибрежный магазин недалеко от их дома.

Меня заинтересовала личность художника, о котором я практически ничего не знал и работ которого практически не видел в музеях или аукционных каталогах того времени.

Как это обычно случается, после смерти художника его имя все чаще и чаще начинает появляться в прессе. Блатас не является исключением из этого правила.

За последние 5-6 лет в мою коллекцию попало около десяти работ Блатаса, и я решил написать о нем статью, которая отражает мое субъективное мнение о художнике и его творчестве и может расходиться с мнением арт-критиков или культурологов.

Арбит Блатас, получивший при рождении имя Неемия Арбитблатас, прожил целый век без десяти лет и без сомнения является признанным летописцем или, как его сейчас часто называют, хроникером ХХ века.

Он родился в Каунасе в 1908 г., в семье торговца музыкальными инструментами. Вскоре после начала 1-й мировой войны его семья переехала в Полтаву. Именно в Полтаве у него проявился интерес к рисованию, который был замечен его родителями и друзьями семьи.

По возвращении в Литву Неемия поступил в Каунасскую еврейскую реальную гимназию, где искусство преподавал воспитанник знаменитой Вильнюсской школы рисования Якоб Месенблюм (Жак Мисен), а также частным образом занимался рисунком и живописью у Юстинаса Веножинскиса. В гимназии он подружился с еще одним будущим художником Парижской школы, Максом Бандом. Эту дружбу они пронесли через всю жизнь.

Арбит Блатас с дочерью
(0)

При финансовой поддержке отца в 1924 г. Неемия­ уезжает в Германию и продолжает обучение в Берлинской академии искусств. Проучившись несколько лет в Берлине, он переезжает в Париж, снимает студию на Монмартре и продолжает обучение у мастеров живописного дела. В 1929 г. он самый молодой из художников Парижской школы. В Париже Неемия сходится с группой художников-литваков, таких как Жак Липшиц, Эммануил Мане-Кац, Пинхус Кремень и Мишель Кикоин. Он также входит в близкий круг приятелей Пикассо и Хаима Сутина.

А. Блатас. Женский портрет. 1940 г. Оргалит, масло. Ранее находилась в коллекции Арманда Хаммера
(0)

В отличие от большинства художников Парижской школы, Неемия не прервал связей с Литвой, где жили его родители. С 1926 г. он выставляет свои работы на коллективных выставках в Каунасе, а в 1932-м там же открывает частную галерею.

Во Франции он также активно выставляется, и некоторые провинциальные французские музеи начинают приобретать его работы. В 1933 г. он меняет имя на Арбит Блатас. В этом же году Блатас женится на Сильвии Сатенстейн, и у них рождается дочь Доротея.

В 1938 г. художник участвовал в групповой выставке в галерее Зборовского, вместе с Утрилло, Дереном, Вламинком, Сутиным и др., а также – в 6-м Салоне современного портрета в галерее De Paris, где экспонировались работы Матисса, Мане-Каца, Пикассо, Цадкина, Сутина, Шагала, Кременя и др.

Перед приходом нацистов Блатас с семьей переехал в Нью-Йорк и в конечном счете стал гражданином США.

Родители Блатаса, оставшиеся в Литве, попадают сначала в Каунасский 9-й форт, а затем в разные фашистские концлагеря. Мать погибает в Штутгофе. Отец чудом выживает в Дахау. При участии Пикассо Блатас находит своего отца и привозит его в Нью-Йорк, где тот проживет со своим сыном всего лишь несколько месяцев.

После окончания войны Блатас продолжал курсировать между США и Западной Европой. В 1939 г. он создал скульптурный портрет Хаима Сутина. Его в 1967-м приобрел Музей Оранжери. В 1988 г. в Париже, на площади Gaston Baty близ вокзала Монпарнас, был установлен памятник Сутину, созданный по модели Блатаса. Еще один памятник – Жаку Липшицу – установлен в саду Хотел де Вилле.

К Блатасу начинает приходить слава.

В 1947 г. его избирают пожизненным членом Общества независимых художников (открылось в Париже в 1884 г.). Французские кумиры, включая Андре Мальро, начинают лестно отзываться о его работах. Однако он так и не достигнет уровня «бессмертных», таких как Пикассо, Шагал, Сутин и им подобных. Во Франции Арбит Блатас оставался и останется более известным как хроникер Парижской школы в живописи, скульптуре и литературных воспоминаниях.

Хаим Сутин
(0)

После окончания войны он разводится со своей первой женой.

А. Блатас. Натюрморт. 1960-е гг. Холст, масло
(0)

В 1971 г. на съемках оперы «Кармен» в Гамбурге Блатас встречает известную певицу меццо-сопрано Регину Резник, на которой женится в 1975 году. Их брак продлился 24 года – до самой смерти Блатаса в 1999 году.

С момента женитьбы и практически до конца своих дней он оставался в тени Регины и стал декоратором ее проектов. Как поется в песне «История каховского раввина»: «И сбрил он бороду, усы и стал он франтом, Теперь он числится одесским коммерсантом».

Немного о Регине Резник

Дочь эмигрантов из Бердичева, Регина Резник начала восхождение на музыкальный Олимп в конце войны.

В 1950-е годы в американской еврейской среде были очень сильны анти-немецкие настроения. Евреи объявили бойкот немецким товарам. Даже намного позднее, уже в 90-х годах, покупка немецких машин евреями считалась делом неприличным.

После войны ведущие еврейские деятели культуры отказались выступать с немецкими музыкантами, связанными с нацистами.

Резник считала себя выше «еврейских правил». В середине 50-х она спела арию Кармен с оркестром под управлением Герберта фон Караяна, который дважды присоединился к партии нацистов (один раз – в Австрии, а второй – в Германии). Еще большей пощечиной еврейской общине в 1953 г. стала ее роль Зиглинды в опере Рихарда Вагнера «Валькирия» под управлением дирижера – экс-нациста Клеменеса Клауса.

Таким образом, замужество за Бла­тасом рассматривалось как политически правильный ход, исправляющий ее имидж «необузданной еврейки-антисемитки».

Морис де Вламинк
(0)

Но вернемся к Арбиту Блатасу.

Помимо летописания Парижской школы, он остался известен в истории искусства как:

1. Литвак в Париже (среди художников образовывались «землячества»).

2. Создатель монументов жертвам Холокоста в венецианском гетто, Париже, Нью-Йорке и Каунасе.

А. Блатас. Портрет Регины Резник. 1980-е гг. Холст, тушь, кофейная гуща. Ранее находилась в фонде Регины Резник.
(0)

3. Один из лучших иллюстраторов «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта.

4. Создатель галереи портретов своего близкого друга и величайшего мастера пантомимы ХХ в. Марселя Марсо.

5. Сценический декоратор и костюмер девяти­ опер.

При жизни он был удостоен звания почетного гражданина Венеции, награжден золотой медалью Венеции, медалью Парижа, медалью Италии, орденом Почетного легиона Франции, а также медалью Масады.

Пьер Боннар
(0)

После смерти Арбита Блатаса Регина Резник безуспешно пыталась продать его работы частным коллекционерам и музеям.

В итоге после длительных переговоров около 300 работ Блатаса, включая живопись, скульп­туру и личные вещи, были переданы в Литовский государственный художественный музей.

В прошлом году несколько работ Блатаса были включены в очень качественную выставку «Литваки в Париже», которая с успехом демонстрировалась в Лондоне и ЮАР.

Портрет Регины Резник в костюме Клитемнестры. 1970-е гг.
(0)

Как коллекционер, я рассматриваю работы Арбита Блатаса как неотъемлемую часть совершенно уникального явления в культуре, именуемого Парижской школой. К сожалению, на рынке искусств работами Блатаса никто всерьез не занимается, и цены на его произведения взлетают вверх и падают вниз намного круче цен на бензин.

Марсель Марсо
(0)

Фонд Регины Резник владеет несколькими сотнями работ Блатаса. В начале этого года фонд продал несколько десятков его работ по смехотворно низким ценам, чтобы спонсировать фильм о... Регине Резник.

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №143 > ХХ ВЕК АРБИТА БЛАТАСА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-01-22 04:04:04
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Dr. NONA Jerusalem Anthologia