БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №146 > ТОНКИЙ ЗАПАХ ГУАШИ
В номере №146

Мигдаль Times №146
ТОНКИЙ ЗАПАХ ГУАШИ
Лилия ШТЕКЕЛЬ

В «Мигдале» на втором этаже есть один кабинет, в который я всегда заходила с волнением.

(0)

Когда я занималась с детьми в комнате напротив класса «Школы еврейской живописи», то заметила одну вещь: в том классе всегда было тихо. Не так, как у меня – вечные галдеж и суета, а если тишина – значит, «что-то пошло не так».

Дверь в класс живописи почти всегда была открыта, в окно светило солнце, и люди, сидящие за партами и мольбертами, казались мне сияющими ангелами. Они старательно работали кисточками и карандашами. Шумно отзанимавшись у меня, группа младших школьников переходила к занятиям в комнате напротив, превращаясь в тихо сопящих над листами бумаги маленьких гениев.

Я сама стеснялась заходить в этот класс рисовать. Робела.

Галина Ильинична Толкачева – хрупкая большеглазая хозяйка кабинета живописи – сумела создать в этой маленькой комнатке большой мир. Мир, в котором все умеют рисовать.

Стены в этом кабинете не видны – они почти до самого потолка увешаны картинами, расписанными досками, аппликациями и мозаикой, карандашной графикой и пастелью... Все маленькие и большие сокровища Школы еврейской живописи уже давно не умещаются на этих стенах, они заполняют классы, залы и коридоры «Мигдаля». В огромных шкафах кабинета еще много работ, которые ждут обрамления и экспозиции. Этот кабинет – просто музей аматорской еврейской живописи. Те, кто приходит туда в первый раз, сначала долго рассматривают работы учеников Школы, а Галина Ильинична рассказывает о тех картинах, на которых задерживается взгляд посетителя.

«Это работа Илюши Подольского, он очень талантливый… А это – Сони Голубевой. (Соня сейчас учится в художественном училище – Грековке.)
А это – гранаты Любови-Марии Бродской – правда, как живые? Это Саша Лейфер рисовала… А это работа Оли Усачевой – мы с ней взялись за копии со старых мастеров… – А вот акварели Люси Гриншпун, она из тех, кто работает и дома...
Ирина Бойко возродила для нас работы Тышлера и заразила этим художником других»
.

А на столе уже тебя ждут заточенные карандаши и лист бумаги. Страшновато, ведь лист такой белый, вдруг испорчу?

Оказывается, совсем не страшно. Не знаешь, что нарисовать? Начни с еврейского алфавита: у каждой буквы – свой характер, в каждой букве – целый мир. Можно срисовать фрагмент с какой-то открытки – ведь это тоже один из способов научиться рисовать, все мастера учатся, копируя картины великих. Главное – не бояться!

Конечно, многих вдохновляет творчество самого известного еврейского художника – Марка Шагала. Поэтому на стенах висят повторы шагаловских скрипачей, петухов. Это – очень нужный опыт. И все равно у каждого получаются «свои» петухи, но начинающие художники пробуют поймать эти ускользающие линии Шагала, эти дышащие мазки. И они никогда уже не забудут, как пытались смешать краски, как Шагал. Или как Модильяни. Или как Сутин…

Я не писала акварелью и гуашью много лет – дети, работа, жизненная рутина – старалась даже не думать, что умею писать, ведь времени катастрофически не хватало ни на что. Да и умею ли еще? Галина Ильинична смогла меня поймать на проект «Еврейская открытка» – в ее коллекции много старинных открыток, и все желающие начали их перерисовывать. И я тоже не удержалась.

Знаете, я была так счастлива, когда ощутила тонкий запах гуаши – гуашь пахнет надеждой! Руки вдруг вспомнили, казалось, забытые навыки. Краски смешивались сами. Несколько дней писала одну работу. На совершенно незнакомой для меня поверхности. давно забытой гуашью. Закончила. Потом решилась на вторую. А вокруг меня все тоже старались успеть до выставки – кто-то быстро понимал, чего он хочет добиться, кто-то страдал «муками творчества», кто-то помогал другому. Больше всех помогала Галина Ильинична. Она возникала рядом – с тюбиком краски, с советом «перестроить» пропорции, со словом поддержки. И я потихоньку стала снова рисовать. За это – огромное спасибо Галине Ильиничне!

Галина Ильинична знает, как помочь. У нее большой опыт исправления наших ошибок. Если вам вдруг показалось, что ее совет не подходит вам, то со временем вы убедитесь, что она права.

Если по вам видно, что вы очень хотите научиться рисовать и готовы «пахать» изо всех сил, Галина Ильинична в вас влюбится. И будет помогать и поощрять во всех ваших художественных начинаниях. Хочешь пастель? Пожалуйста! Хочешь мозаику попробовать? Конечно, давай! Для мозаики весь «Мигдаль» на выездах в семейный лагерь «Халом» собирает ракушки, интересные камушки, обкатанные морской водой стеклышки, и разбитые красивые тарелки из кухонь мигдалевцев тоже попадают в закрома Школы еврейской живописи. А потом смотришь – висит на стене в коридоре Бык или Менора, зеленоватые стеклышки переливаются под светом ламп. Красота!

Еврейские живописцы «Мигдаля», чей возраст колеблется между 5 и 50 годами, рисуют еврейскую сказку. Они рисуют маленькие домики и белых козочек на зеленой траве. Они рисуют человечков в черном – пляшущих и плачущих. Счастливых и печальных. Веселящихся и бегущих от погрома. Отдающихся молитве и идущих по делам. От картинки к картинке... встает перед глазами жизнь местечка, всплывает из забвения сказка-быль...
Людям, чья генетическая память хранит кошмар погрома, страшен ли сказочный Кощей? Зато для них царица-Суббота прекрасней всех земных цариц. ... Наивные сюжеты, без цветовых переходов, без полутонов и светотени. Именно так и стоит писать местечко под солнцем. Которое было. Которое было стерто. Которое проступает сегодня в работах яркими красками...

Каждый праздник, каждый Шабат, каждое путешествие по еврейским местечкам становится источником вдохновения. Нет на стенах аудиторий и коридоров «Мигдаля» бессмысленных работ, все они наполнены красотой, любовью к миру, который создал Всевышний.

Восхищение красотой мира – после занятий в Школе еврейской живописи это становится важной частью жизни. Мы замираем, глядя на закат, и думаем, как его написать. Мы замолкаем, глядя на детей, сидящих на наших руках, и мысленно уже мечтаем о новых портретах. Рисунок для мозаики – когда волна набрасывается на песок. Роспись на ткани – когда распускаются вишни. Эскиз гравюры – когда горят ханукальные свечи. Да мало ли? Для художника, учившегося в нашей Школе, окружающее пространство становится объектом любования и воплощения на бумаге или в любом другом изобразительном материале. А их в Школе еврейской живописи – очень много!

Дети и взрослые приходят сюда, учатся правильно держать карандаш, кисть, мелок. Тем, кто трудолюбиво погружается в тайны мастерства, открываются новые пути: некоторые ученики Школы учатся в художественных училищах, на худграфе. Даже не выбрав стезю профессионала, они остаются любителями, но художниками.

Традиции. Бережное уважение к объекту. Поиски эстетики во всем – в еврейских праздниках и обычаях, в еврейских домах и быте. Уважительное отношение к каждому, кто переступил порог класса. Постоянная работа над мастерством – не останавливаться, пробовать новое, укрепляться в том, чему уже научился.

Если вы по непонятной причине еще не дошли до тихого кабинета на втором этаже «Мигдаля», – дойдите! Надо попробовать – вдруг в ваших руках томится новый Шагал. Надо рискнуть! Главное – не бояться пробовать рисовать. И не важно, сколько вам лет, честное слово!

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №146 > ТОНКИЙ ЗАПАХ ГУАШИ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-01-23 08:09:10
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Журнал "Спектр" Всемирный клуб одесситов Dr. NONA