Мигдаль Times №148
ЦАРСКИЙ РОД
Ольга КСЕНДЗЮК

«Какая музыка! Какой оркестр! Кого тут только нет: писатели, ученые, раввины, режиссеры и сценаристы, художники и журналисты, диджеи и архитекторы, епископы и майоры госбезопасности, врачи и балерины, эсеры и шахматисты, поэты и математики, лауреаты всех возможных премий...»

Так можно было бы начать статью о многих еврейских фамилиях. Однако внимание писателя и публициста Аркадия Красильщикова привлекли люди с короткой, изящной, иноземно звучащей фамилией Лурье (они же Лурия, Лури и т.п.).

«В списке нет Лурье – вахтеров, слесарей (знал такого), – продолжает А. Красильщиков, – нет Лурье шоферов и дворников (в Одессе был знаком), простых докторов и учителей. Нет, понятное дело, тунеядцев и жуликов. Нет моей тетки – конструктора судов… Но не о том я, не о том. Радетели ассимиляции любят рассуждать об узости национального сознания, о замкнутом, душном мире местечка, но кем бы были все эти ученые, епископы, художники, если бы когда-то в далеком, маленьком городке Иерусалиме не родился их предок, поставивший перед миром неразрешимые задачи Каббалы». (a.kras.cc)

Эта полемическая заметка написана и в шутку, и всерьез. Я тоже не знаю «простых» докторов и учителей по фамилии Лурье, но уверена, что таковые есть. Как, вероятно, есть и менее приятные категории людей. Но что же за предок-каббалист, и вообще – откуда взялась фамилия и ее владельцы?

Известный ученый, доктор Нейл Розенштейн, заинтересовавшись этими вопросами, написал целую книгу «Наследие Лурье. Дом Давида: царское происхождение». Он исследовал и документально оформил генеалогию ветви одного из самых многочисленных еврейских родов – рода Лурье. Эта генеалогия была занесена в книгу рекордов Гиннеса как самое древнее родословное древо.

Я не берусь судить о научной достоверности материалов и выводов д-ра Розенштейна. Многие из них подтверждаются разными авторами. Но встречается и критика – ученого упрекают в предвзятости. (Хотя объективность самих критиков вызывает большие сомнения.) То, что я излагаю ниже, основано как на его книге, так и на других источниках.

Итак, согласно Н. Розенштейну, род Лурье известен около 30 веков. Его корни идут от самого царя Давида – вот это аристократия!

Что касается европейской ветви, то «первым из упомянутых в этой семейной истории "европейцем" был молодой человек, отпрыск дома Давида, который в начале 1 в. н.э. вступил вольнонаемным в кавалерийский легион Римской Империи в Иудее». (jewage.org) Почему он так сделал – не очень понятно. Вероятно, молодой человек, младший из нескольких братьев, был искателем приключений.

Так или иначе, он преуспел на избранном поприще. Его военная карьера прослеживается до командующего эскадроном, вероятно, в звании центуриона. В составе легкой римской конницы он попал на западный берег реки Рейн – защищать Римскую империю от варваров.

Выйдя в отставку, он получил состояние и землю недалеко от территории сегодняшнего Франкфурта-на-Майне. Там он и поселился, а молодая женщина, которую он взял в жены, приняла иудаизм. «Так началась одна из многих европейских историй потомков рода Давида. Семья процветала, продолжая жить в той же местности, между юго-восточной Францией и юго-западной Германией около тысячи лет». (jewage.org)

В 1040 г. во французском городе Труа родился один из потомков этой семьи – выдающийся ученый Раши (рабби Шломо бен Ицхак). Традиция относит происхождение Раши к таннаитской эпохе, считая родоначальником ее знаменитого мудреца 2 в., рава Йоханана а-Сандляра, потомка царя Давида.

Раши учился в Труа и в иешивах Вормса и Майнца. В Майнце он обучался у рава Исаака бен Йеѓуды и у рава Гершома бен Йеѓуды (кстати, того самого, который запретил ашкеназским евреям не только брать более одной жены, в отличие от праотцев, но и читать чужие письма). (jewage.org)

В 25 лет Шломо бен Ицхак стал раввином города Труа и начал преподавать. Преподавание не было для него источником существования: он зарабатывал на жизнь виноделием. Приблизительно в 1070 г. раби Шломо основал в Труа иешиву, которая вскоре стала очень популярной – туда стекались ученики из многих стран Европы.

«Раши сыграл важнейшую роль в формировании ашкеназского еврейства. Он стал, по сути, первым мудрецом Торы, жившим в Европе, авторитет которого распространился далеко за пределы его общины».

В семье Раши родились три дочери. Все они впоследствии вышли замуж за лучших учеников отца. В семье его зятя рава Меира родилось четверо известнейших мудрецов: рав Шмуэль бен Меир (Рашбам), рав Яаков бен Меир (Рабейну Там), рав Шломо бен Меир и рав Ицхак бен Меир.

Раши умер в 1105 году. Его дети решили создать родовое имя, увековечивающее его память. Было решено, что с тех пор каждый ребенок, рожденный потомками Раши, будет добавлять к своему имени словосочетание Ле-ор-йа, означающее на иврите «посвященный свету Всевышнего». Со временем оно преобразовалось в «Лурия» и более распространенное – «Лурье».

Так появилась одна из первых фамилий в еврейской средневековой истории.

Есть и другая, не столь красивая версия. Спе­циалист по происхождению еврейских фамилий Моше Ханина Эшель находит ее истоки в Италии (от названия города Лориа) и Франции (от города Луар-сюр-Рона). «Лурье» (первоначально с ударением на первом слоге) – это записанная на идише форма более раннего варианта «Лурия». (forum.j-roots.info)

Первые упоминания семьи Лурия относятся к 14 в. (раввин Самсон Лурия из Эрфурта, 1340-1410).

Родоначальником восточноевропейской ветви стал Йехиел Лурия, раввин Слуцка, переселившийся в Литовское княжество из германских земель в 1470 году.

В 14-15 вв. одна из ветвей этой многочисленной семьи мигрировала из Западной Германии через Богемию в Восточную Европу и расселилась, в основном, на территории современной Бела­руси: в Минске, Пинске и Могилеве. Соответственно, фамилия была особенно распространена среди литваков. Семья Лурье стояла у истоков одного из первых прославленных ашкеназских родов. Это была духовная аристократия, давшая миру знаменитых ученых, лидеров и людей искусства. В «Пинской памятной книге» семью описывают как «Ротшильдов Востока».

(0)

Что касается предка, родившегося в Иерусалиме, о котором писал А. Красильщиков, – это не кто иной как Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия, или Аризаль (1534, Иерусалим, – 1572, Цфат), – раввин, поэт и мыслитель, создатель одного из основных течений каббалы. Его мать происходила из сефардской семьи Франсес, а отец Соломон Лурия – выходец из Бреста, т.е. из ашкеназов.

Вспомним и других обладателей замечательной фамилии.

Польский раввин и талмудист Соломон Лурия (Магаршаль) (1510-1573).

Публицист-палестинофил Соломон Лурье (Шнеур-Залман, 1851-1908) – поэт, переводчик, казенный раввин Киева.

Соломон Яковлевич Лурье (1890-1964) – филолог и историк, писатель и переводчик с древне­греческого и иврита.

Историк и литературовед Яков Соломонович Лурье (1921-1996). Сын С.Я. Лурье.

Его сын – историк, телеведущий Лев Яковлевич Лурье (р. 1950). (Да тут целые династии!)

Основатель советской нейропсихологии Алек­сандр Романович Лурия (1902-1977).

Философ, психолог и литературовед Осип Да­ви­дович Лурье (1868 – после 1931).

Писатель (идиш) Нотэ Лурье (Натан Ми­хай­лович) (1906-1987).

Генетик и биохимик Роман Хесин-Лурье (1922-1985).

Художник-иллюстратор Аркадий Лурье (1916-1990).

Летчик, детский писатель Анатолий Маркуша (Арнольд Лурье, 1921-2005).

Художник-авангардист, основатель движения «NO!Art» Борис Лурье (1924-2008).

Микробиолог, лауреат Нобелевской премии Сальвадор Лурия (1912-1991).

Карикатурист и журналист Ранан Лури (р. 1932).

Его сын – кинорежиссер и сценарист Род Лури (р. 1962).

Литератор и переводчик Ричард Лури (р. 1940).

Этот далеко не полный список дает не менее яркое представление о роде Лурия-Лурье, чем самые глубокие исторические изыскания.

  Отправить ссылку друзьям