О Нострадамусе – или «О!» или «Ну-у... опять»... Это значит, что вы что-то такое слышали, во всяком случае, знаете, что это имя человеческое, а не название цветка или острова. В эпоху, когда каждое сознание битком набито грудой разнообразных слов и картинок, чтобы имя выделилось из этакой массы, оно должно быть важным чрезвычайно. Подсчитано, что слово либо имя запоминается, если вы встретились с ним не менее 6-7 раз в месяц: так работает реклама.
Популярность имени Нострадамуса происходит из того, что каждый раз, когда случается событие, потрясающее чувства и воображение масс, то, к месту или не к месту, вспоминают имя этого французского врача и поэта, который в 16 столетии выдал в свет комплект четверостиший – темных по смыслу, неясных по содержанию и поэтому очень подходящих для разнообразных интерпретаций. Да, самое главное – это жанр произведений Нострадамуса – поэтическое пророчество, вдохновенное видение грядущих событий.
Впрочем, внимания современников это особенно не привлекло: предсказателей они видали на каждой ярмарке, штатные астрологи состояли при каждом приличном аристократическом дворе. Нострадамус, который не брался прокладывать жизненный путь актуальным владыкам и не предрекал наводнений и урожаев в текущем сезоне, был не слишком интересен публике. Тем более, что публика читающая составляла ничтожное меньшинство. И среди этого-то меньшинства нужно было найти тех, кого заинтересуют невнятные картины очень отдаленного будущего.
Будущее, впрочем, наступило – каких-нибудь 300 лет прошло, и во второй половине 19 века начали появляться статьи и книги, посвященные пророчествам Нострадамуса. Его катрены стали переводить на современные языки, его биографию расхватали по историческим романам, его еврейское происхождение стало аргументом достоверности – он, видите ли, владел «тайным языком», что бы под этим ни подразумевалось – иврит, арамейский или все та же Каббала, которая для обыденного сознания всегда просвечивает рядом с любым «больно умным» евреем...
Дальше – больше...
Пришел 20 век, век научных и технических чудес, век, в котором научное прогнозирование и опирающаяся на него футурология, казалось, должны бы вытеснить из общественного сознания мистиков-гадателей, визионеров и так далее. Но именно в это время расцветает буйным цветом слава Нострадамуса. 20 век смотрится в зеркало нострадамовых пророчеств, примеряет на себя то один, то другой катрен, ищет в странных словосочетаниях намеки то на Первую, то на Вторую мировые войны, на Сталина, или на Гитлера, на ядерное оружие, на полеты в космос. У каждого цунами, извержения вулкана, аварии на атомной электростанции, террористической атаки есть шанс быть найденными в старофранцузских катренах... А если есть шанс, то есть и кому его найти. Так, после террористической атаки на США 11 сентября 2001 года в средствах массовой информации стал распространяться катрен Нострадамуса, в котором фигурировали гибнущие Братья (башни-близнецы) и устоявшая Крепость (т.е. Пентагон, в котором «всего лишь» бушевал пожар) – от такого провидения и впрямь мурашки не пробегут, а продерут по позвоночнику. Но... дело в том, что нет такого четверостишия у Нострадамуса, нету... Не нашлось нужного пророчества, ну кто-то и сочинил по-быстрому, чтобы ожидания не пропадали даром. Нострадамусоведы (а такие есть) знают, что случай этот далеко не единичный. Фальсификация катренов использовалась как вид политической пропаганды нацистским режимом для запугивания населения Франции и – даже прицельнее – чтобы направить поток беженцев-французов в определенном направлении. Вроде бы получилось. Книжечка «Неизвестный Нострадамус», в которой содержались стихи о том, что когда придет железный богатырь (т.е. Германия), то Франция спасется только на юго-востоке, сработала. Еще бы, в 20 веке читать умеет уже каждый... Издавали фальсифицированного Нострадамуса и в самой Германии. Здесь псевдокатрены подчеркивали, естественно, неуклонное и неоспоримое победительное превосходство германцев.
Конечно, на одного древнего француза сомнительного происхождения мистика нацизма положиться не могла, были у нее и свои кадры. Похоже, что Гитлер шагу не делал без гороскопов и пророчеств. То же можно сказать о Гессе, Гиммлере и других «г» из нацистской верхушки. Но тоталитарные режимы ревностно относятся к своей монополии на предсказания. Только государство определяет, что предсказать можно и должно, а массе доступ к фантазиям о будущем должен быть строго ограничен.
Одной из заметных фигур племени спиритов, предсказателей, экстрасенсов и проч. был Эрик Хануссен, удостоившийся сомнительно сейчас звучащего титула «личный астролог Гитлера». Биография Хануссена, который был, конечно, прежде всего, артистом, так сказать, сверхоригинального жанра, стала темой романов (самый известный – «Братья Лаутензак» Л. Фейхтвангера) и фильмов. Кроме того, он сам написал книгу, в которой раскрыл технологии своих «чудных предсказаний» и ясновидения.
Тот, кто заинтересуется этим человеком как реальной личностью, тут же попадет во множественные пересказы художественных текстов и останется в недоумении: не то была любимая рано умершая жена, не то никаких жен, но многочисленные любовницы, не то еврей, не то – католик, не то – Гирш с непроизносимой еврейской фамилией, не то приличный арийский род. Не то служил в армии, не то с помощью своих экстраспособностей от нее закосил. В одной биографии даже с почтением сказано, что его последняя любовница имела четыре разных имени. Биограф, видно, очень скромный человек: ему даже в голову не пришло, что у кого-нибудь могут быть четыре любовницы.
В конце концов, ради чего вспоминать об одном из популярных артистов берлинских варьете – мало ли их было? Конечно, весу придает зловещая тень Гитлера. О чем бы вы ни читали – ясно, что был Хануссен артистичным одаренным шарлатаном. Ну, например, если человек со сцены начинает кричать о том, что сейчас в зале присутствуют убийца, великий несостоявшийся художник и муж, дважды в этот день изменивший своей жене, вы что – пойдете нанимать армию частных детективов, чтобы исследовать вопрос? Вы не пойдете, и никто не ходил, а монологи Хануссена были столь яркой обличительной импровизацией, что стоили хорошей пьесы.
Его помощники были невероятно общительны и уже к началу представления знали, бывало, кто, где и с кем сидит, и давали сигналы Хануссену. Ну, например: провел помощник рукой по волосам – учитель, положил руку в карман – врач, а если еще на часы глянул, то – не с женой пришел, и т.д. Народ восторгался. Хануссен даже скандалы закатывал с обаянием.
Да, к тому же, его мрачная смерть от руки убийцы в темных лесных аллеях... Или: лицо-то изуродовано, так что, может, и не убили, может – подмена, может – сбежал, так как он-то, предсказатель, точно знал (а кто в Германии не знал?), что надвигается война – не простая, а мировая... Интересный тип. Но вернемся к главному. Хануссен, говорят, предсказал поджог Рейхстага. Ну, это еще вопрос, кто кому предсказал. Могло быть и наоборот, то есть Гитлер – Хануссену. Как говорится, что надо, то и сгорит.
Кстати, за Нострадамусом тоже вроде числится одно точно исполнившееся предсказание: английский парламент казнит своего короля. Но после всего вышесказанного я бы хотела убедиться, что такой катрен и правда есть, и что подстрочник с оригинала донесет ту же картинку, что и вольный поэтический пересказ, которым довольствуется русский читатель. Если все это есть, то тогда объяснима бешеная популярность Нострадамуса. Если пророк «уличен» хотя бы в одном-разъединственном невероятном, но сбывшемся предсказании, то славе его расти и расти.
А пока есть у меня одно подозрение: а что, если мы неверно определяем жанр книги Нострадамуса, что, если он нам голову заморочил? Не нам, а современникам своим – мы уж побочный результат. Смутный грозный текст, объемлющий пространство и время, – что это? Нострадамус, похоже, претендовал на соревнование со Священным писанием, но тогда он и не будущее там описывал, а подобно Писанию, – давал свой взгляд на прошлые свершения и деяния. С этими картинами могли оказаться несогласны могущественные лица и организации, что, конечно, было для него гораздо опаснее. В 16 веке религиозное сознание уже не было единственным. В окно смотрело Новое время. Америка уже давно открыта. Земля – кругла. И шекспировский Гамлет впервые задает вопрос о том, быть или не быть – на каком основании быть человеку в мире, если в нем не присутствует Б-г?
Нострадамус был умен, он хотел умереть не на костре и не в тюрьме (не забывайте, что инквизиция была в расцвете именно в 16 веке). Его мнения о прошлом и настоящем оказались «воспоминаниями о будущем». Самое смешное: ему поверило будущее, поверило на слово. Видно, одиноко живется человечеству.
———————--
Мишель де Нотрдам (1503-1566) родился в Сен-Реми (Прованс) в семье евреев, обращенных в католичество в XV веке. Отец Мишеля был нотариусом, дед и прадед по отцовской линии занимались торговлей, а два других прадеда были врачами.
В 1518 г. Мишель отправляется на учебу в Авиньон, где в 1521 г. получает степень магистра искусств. О последующих 8 годах его жизни известно лишь из его собственной фразы в кулинарно-косметической книжечке: эти годы прошли в непрерывных путешествиях с целью «узнать и выучить источники и происхождение растений и иных простейших веществ, касающиеся вершины медицинской науки». В 1529 г. он поступает на медицинский факультет университета Монпелье и в 1534 г. получает докторскую степень. С этого момента его фамилия пишется на латинский манер: «Nostradamus». Он снова отправляется в странствия, в ходе которых знакомится с известным астрологом и ученым Жюлем Сезаром Скалигером. Вероятно, по предложению Скалигера в 1536 г. Нострадамус обосновался в Ажене. В 1537 г. от чумы погибают его жена и дети, в 1538 г. его допрашивает инквизиция по причине якобы имевших место нелестных высказываний о некоей христианской святыне. По неясным причинам возникает смертельная ссора Нострадамуса со Скалигером, и он покидает Ажен. От Скалигера он получит впоследствии несколько ядовитых антисемитских эпиграмм, в которых тот намекает на скрытое иудейство Нострадамуса. Следующие несколько лет Нострадамус проводит в странствиях по Италии и Германии. В 1544 г. он возобновляет врачебную практику в Марселе, а в 1546-м борется с чумой на юго-востоке Франции в Экс-ан-Провансе. За самоотверженный труд врача он был удостоен парламентом Экс-ан-Прованса пожизненной пенсии. Существуют легенды о чудодейственной силе созданных им лекарств, однако дошедшие до наших дней рецепты не выходят за рамки традиционной медицины 16 века. В 1547 г. Нострадамус женился на Анне Понсард, и она родила ему 6 детей.
Творческое наследие Нострадамуса включает 10 центурий (942 катрена), предисловия к ним (письма сыну Сезару и королю Генриху), ряд катренов без нумерации, ежегодные альманахи с 1555 года, а также ряд произведений, которые принято считать непророческими.
———————--
Эрик Ян Хануссен (Герман (Гершель) Штайншнайдер, 1889, Вена – 1933, Берлин) – вырос в бедной семье. Его мать умерла, когда ему было десять лет, и отец вскоре женился на вдове с двумя детьми. Три года спустя Гершель бросил школу и ушел из дома. Пытался заработать на жизнь скандальными репортажами и вымогательством. Втерся в доверие к мошеннику-ясновидящему, разоблачил его трюки, но впоследствии ими же воспользовался.
Выступал в качестве наездника и акробата в «Гранд Циркус Ориенталь», вращался в среде фокусников и «экспериментальных психологов», гипнотизеров и артистов варьете. Прикинувшись баритоном Титта Руффо, получил ангажемент в одном из оперных коллективов, промышлял классическими фокусами, выступал в провинциальных варьете в качестве гипнотизера. На гастролях в Америке, наконец, выбрал себе окончательный псевдоним «Эрик Ян Хануссен» и стал рассказывать о своем датском происхождении.
Хотя Хануссен раскрыл свои трюки в книге «Моя жизненная линия», он впоследствии вернулся в «профессию»: усовершенствовал некоторые приемы ясновидения и делал в прессе громкие заявления с предсказаниями. Принимая клиентов, ясновидящий Хануссен заручался необходимыми знакомствами и связями в обществе.
«Цветной еженедельник Хануссена» стал самым высокотиражным изданием Берлина, «астрологические советы биржевикам» оказывали реальное влияние на курсы акций, а представления в знаменитом берлинском варьете «Скала» проходили при полном аншлаге дважды в день. Хануссен занимался торговлей различными оккультными предметами и так разбогател, что смог приобрести яхту и здание под «Дворец оккультизма».
Начиная с 1930 года, он в своих астрологических газетах поддерживал продвижение Гитлера к власти. У охотно ссужавшего в долг Хануссена было много друзей. Однако все эти связи не спасли еврея Хануссена от гибели. Его тело нашли в лесном массиве Грюневальд, но, согласно обнаруженным впоследствии документам, Хануссен был убит в полицейской казарме тремя членами СА.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.