БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №75 > Этот сильный слабый пол
В номере №75

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

Этот сильный слабый пол
Вита ИНБЕРГ

Феминизм: блажь, мода, отжившая идея? Философия, образ жизни, политическое движение? Война непримиримых? Неизбежный период «возрастного бунта», за которым наконец последует взрослая жизнь?

Если природа сделала женщину отличной от мужчины, то общество сделало ее отличной от человека.
Суламифь Файерстоун

«Грустно, девушки!»

ИзменитьУбрать
(0)

В СССР, где многие из нас родились, права женщины (как и права человека вообще) специально не обсуждались: что тут обсуждать, все равны, свободны и счастливы. Чтобы граждане об этом не забывали, имелся всенародный праздник 8 марта. У советских женщин были широкие возможности.
Вдохновленный ими М. Жванецкий воззвал: «Товарищи женщины, дамы и девушки! Назад! Вы уже доказали: вы можете чинить потолки, собирать аппараты, прокладывать кабель...»

В странах СНГ ситуация с правами человека хотя и изменилась, но остается одной из самых трудных и болезненных. Посему проблема женского равноправия на постсоветском пространстве представляется несколько надуманной и преждевременной.

Что же касается фактического положения — я не припомню при поступлении в вузы и устройстве на работу проблем, связанных с полом. Не замечаю существенной разницы в оплате труда мужчин и женщин. Разделение профессий на «более мужские» и «более женские» — пожалуй, присутствует. Но в целом женщина пользуется куда большей свободой, чем раньше. Женщин-предпринимательниц, директоров фирм, менеджеров, чиновников — полным-полно, даже политики есть. Вроде бы не слышно жалоб на то, что с ними не хотят иметь дела партнеры (коллеги, подчиненные) — мужчины. Что же касается «посягательств» и «домогательств» — случалось, но в последние годы, напротив, чаще звучат женские жалобы на дефицит таковых...

Сейчас мы говорили о правах — законных и реализуемых. А есть еще культура отношений и социальные стереотипы. Например, пробовали ли вы включиться в мужской разговор о политике, экономике и т.п., и так, чтобы вас не проигнорировали?

Если серьезнее — кто в вашем доме все-таки принимает важные решения? Кто выполняет физически тяжелую работу? Кто больше зарабатывает? Кто определяет, смотреть сегодня футбол или мюзикл «Кошки»? Если чаще звучит «он» — это и есть проявление патриархальной культуры, в которой мы, собственно, и обитаем.

Тип отношений находит отражение в речи. Часто ли вы слышите фразы вроде «девичья память», «женская логика», «женские штучки», «женская обязанность», «ты женщина, и ты должна (не должна)», «я мужчина, и мне можно (все)»? К сведению, за подобное отношение к женщине в развитых странах подают в суд по обвинению в сексизме1.

В языке полным-полно различных обращений и обозначений «женского». Снова обратившись к классику, разделим их на две категории: «прелесть какие глупенькие» (барышня, фея, куколка, птичка, рыбка, крошка) и «ужас какие дуры» (стерва, баба, мамаша, тетка, телка, коза и др.). Одно из самых частых определений вынесено в название статьи — «слабый пол».

Слабость приписывается нам издревле. А чувствуем ли мы себя слабыми?

«Есть еще люди, которым дорого просвещение!»

Когда-то женщины вовсе не задумывались над тем, какими они себя чувствуют. Они, по чести сказать, вообще особо не думали. Если же думанье случалось у женщин, это считали чем-то вроде психического отклонения. Ибо женская функция, как заметил персонаж одной юмористической программы, — «борщ рожать и детей варить». Правда, малость напутал...

Когда женщины все-таки стали думать, то довольно долгое время послушно полагали себя слабыми. И в этом качестве вполне успешно ахали, бледнели, закатывали глаза, падали в обморок, махали платочком из башни и совершали всякие иные телодвижения, адекватные тогдашнему представлению о женской роли. Да, и еще носили одеяния, в каковых при всем желании коня на скаку остановить можно было, только ежели конь в оном одеянии запутается... Правда, к борщу и детям добавились — отдадим должное прогрессу — рисование, музицирование и прочие изящные занятия, допустимые для хрупкого тела.
Впрочем, времена менялись. И довольно быстро. Женщины, отважно презрев мнение общества, стали разводиться с мужьями, курить, водить самолеты, коротко стричь волосы, носить брюки, учиться на курсах, преподавать, писать книги... Юбки укорачивались, а смелость росла. Со временем выяснилось, что слухи о хрупкости тела и недостатке ума значительно преувеличены. И тут оказалось, что нас таки не уважают!

Да-да, несмотря на преклонение перед Прекрасной Дамой, целование ручек, поэтические охи и вздохи и дуэли за честь оскорбленной особы, — женщин не уважали. Их любили, но смотрели на них сверху вниз. У них не было даже избирательного права — а их самих могли избрать разве что в жены!
И вот француженка Олимпия де Гуж в 1791 г. (по иным источникам, в 1792-м) написала и опубликовала «Декларацию прав женщины и гражданки», чем заложила основу современного феминизма. В Декларации резонно замечено: «Все гражданки и все граждане должны, сообразно с их способностями, иметь одинаковый доступ ко всем общественным должностям <...> Только различие их добродетелей и талантов может служить масштабом для их выбора... Разве еще не время, чтобы и среди нас — женщин — началась революция? Разве мы никогда не примем деятельного участия в формировании общества?»
Французы, впрочем, не оценили ее инициативы — или, напротив, учуяли, чем дело пахнет. Конвент со всей мощью революционной мысли запретил возникшие было женские организации, а Олимпию в 1793 г. казнили как роялистку, «врага революции» и, что характерно — как женщину, «забывшую о достоинствах своего пола».

ИзменитьУбрать
Мэри Уолстонкрафт
(0)

Однако посеешь ветер — пожнешь бурю. В 1792 г. в Великобритании Мэри Уолстонкрафт опубликовала эссе «Защита прав женщины», где призывала дать женщинам такое образование, которое обеспечило бы им экономическую свободу и самоуважение. «Первой целью похвального честолюбия, — писала она, — является обретение человеческих качеств, невзирая на различия пола».

О Мэри стоит сказать поподробнее. В 18 лет она ушла из дома, открыла недолго просуществовавшую школу, работала гувернанткой, — в общем, проявила незаурядный характер для юной жительницы Лондона 18 века. А потом стала писать — романы, рассказы для детей, статьи, которые публиковали издатели-мужчины. Внимание привлекла ее статья «Защита прав человека» (1791), а затем последовало и эссе о женщинах, создавшее Мэри славу первой (хронологически не совсем верно) феминистки в истории. Сия слава не помешала мисс Уолстонкрафт выйти замуж и родить дочь, которая, в соответствии со взглядами матери, получила прекрасное образование, могла «чувствовать поэзию и понимать философию».

ИзменитьУбрать
Мэри Шелли
(0)

Чувство поэзии привело к тому, что в 17 лет (история повторяется!) Мэри-младшая сбежала из дома с Перси Шелли, в будущем — знаменитым поэтом, и уехала с ним в Европу. Мэри Шелли известна нам как незаурядная писательница, в 19 лет ставшая автором первого классического романа ужасов «Франкенштейн», а позднее — и других, менее известных произведений. Она занималась переводами, редактурой и прочей литературной деятельностью до конца жизни.

В Великобритании и США феминизм получил особое распространение.

Как феминистка в «список» знаменитых американок попала Ребекка Грац (1781-1869), которая родилась, однако, в традиционной еврейской семье. Она известна как основательница Еврейского благотворительного женского общества (первого такого общества в Америке), которое заботилось о новоприбывших иммигрантах. Ребекка также организовала первый еврейский сиротский приют в Америке и 40 лет работала его директором. В 1838 г. она создала еврейскую воскресную школу, общедоступную и бесплатную. Но не было еврейских учебников, и Ребекка... написала их. Ее инициативу подхватили в Ричмонде, Чарльстоне, Саванне, Балтиморе и Нью-Йорке. К 1890-му г. большинство американских еврейских детей получало еврейское образование в воскресных школах.

ИзменитьУбрать
Ребекка Грац.
Художник Томас Салли
(0)

Г-жа Грац не придерживалась радикальных взглядов, но считала, что женщине не обязательно быть чьей-то женой и матерью, чтобы стать полноценной личностью. Любовь, причем взаимная, в жизни Ребекки была, но ее избранник Самуэль Янг происходил из протестантской семьи. И молодая женщина нашла в себе силы отказать ему: она не желала огорчать родных. Это печальная история: прелестная Ребекка так никому и не стала женой и матерью, а Янг женился, тосковал по любимой — и рано умер... Утверждают, что Ребекка Грац стала прообразом верной своему долгу еврейской красавицы Ревекки в романе В. Скотта «Айвенго».

Элизабет Кэди Стентон была феминисткой радикальной. В 1848 г. опубликована ее «Декларация чувств», где отражены главные постулаты «Американской декларации независимости», но с еще более радикальным взглядом на роль женщины в обществе. Из 100 подписей под декларацией 32 принадлежали мужчинам. Консервативное общество приняло этот документ неоднозначно, но феминизм начал набирать силу. В 1869 г. Элизабет Стентон и Сюзан Энтони основали Национальную Ассоциацию избирательного права женщины (Nation Woman Suffrage Association) и добились принятия 19-й поправки к конституции, дающей право женщинам участвовать в голосовании.

Британские женщины получили возможность голосовать лишь в 1918 г., причем право голоса давалось только замужним дамам, достигшим 30 лет.

~Женственность — изобретение мужчин?~

ИзменитьУбрать
Демонстрация суфражисток.
Иллинойс, 1912 г.
(0)

Это был, так сказать, феминизм первой волны, возникший как движение против социально-экономической дискриминации женщин. В начале 20 в., добившись основных целей — получения женщинами в Европе и США избирательных прав, а также роста их профессиональной занятости, — он фактически сошел с исторической арены.

Вторая волна — подъем феминистского движения в Европе и США в середине 20 в. — связывается с достижениями научно-технического прогресса. Попросту говоря, у женщин высвободилось время, чтобы задуматься о себе и своих проблемах, а затем воплотить эти размышления в практику женского движения.

При этом женщины были достаточно категоричны. Уже к концу 50-х гг. феминистки в США стали утверждать, что американки задыхаются в своем «комфортабельном концентрационном лагере», как они назвали семью. В 60-е гг. широкое распространение получил радикальный феминизм, сторонницы которого считали порабощение женщин главной формой порабощения в обществе и подавали в суд на порнографические журналы за превращение женского тела в товар. Именно представительницы этого направления феминизма организовали в 1968 г. знаменитую демонстрацию против проведения конкурса «Мисс Америка», когда они выбрасывали в мусорные баки бюстгальтеры, шелковые чулки и косметику.
Одной из основоположниц американского послевоенного феминизма стала Бетти Фридан (Наоми Гольдстейн, 1921-2006). Она получила известность после публикации книги «Тайна женственности» (1963 г.), где утверждала, что понятие «женственность», «женская тайна» придумали мужчины, чтобы оправдать роль матери и домохозяйки, которая отводится женщине в современном мире, — в обмен на отказ от самореализации. Бетти заявляла, что женщина не должна чувствовать себя эгоисткой, если у нее есть цели, не связанные с мужем и детьми. Она выступала за полноправие женщин в оплате труда, в карьерных возможностях, в участии в политической жизни страны; за отмену запрета на аборты и за право на отпуск по уходу за ребенком. В 1960-е гг. такие требования часто рассматривались как экстремистские. В 1966 г. Фридан создала Национальную организацию женщин США и стала ее президентом.

ИзменитьУбрать
Демонстрация суфражисток.
Нью-Йорк, 1912 г.
(0)

«Кто знает, каких высот сможет достичь женщина, когда она, наконец, станет самой собой? Кто знает, на что способен интеллект женщины, которая любит и любима? Кто знает, насколько радостней будет любовь, когда общими у мужчины и женщины будут не только дети, секс, дом и дача, но и увлечение своим делом и ответственностью за него. <...> Женщины только начинают искать собственное “Я”. Но приближается время, когда голоса сторонников мифа о женском предназначении уже не смогут заглушить внутренний голос женщин, зовущий к развитию и совершенству. И это будет еще одна ступень в эволюции человечества».

Прекрасны и вдохновенны эти слова Бетти Фридан. Однако цивилизация — агрессивная, техногенная, противоречивая, несправедливая, крайне невротичная, — существует, худо-бедно, «работает» и принадлежит тем, кто ее создал, то есть — мужчинам.

Это факт. В основном, мужчины творили государственность, политику, науку, искусство. И мужчина — воин, вождь, добытчик, созидатель — сегодня никак не может взять в толк, отчего это он должен своей властью делиться с женщиной.

В западном мире — в частности, в США — как реакция даже возникло движение за права мужчин, которое рассматривает женское движение и феминизм, а также усиливающееся влияние женщин как агрессивный и опасный для мужчин процесс. Один из идеологов движения У. Фаррел (он начал как убежденный феминист, но в 80-х решительно поменял свои убеждения и занялся мужскими проблемами) утверждает, что никакой мужской власти в США не существует, так как женщинам предоставляются значительные преимущества, а мужчины дискриминированы. Согласно этой идеологии, спасти мужчин может только организованная самозащита (особенно популярна идея защиты прав отцов), для этого созданы многочисленные союзы и ассоциации — Коалиция свободных мужчин, Национальный конгресс мужчин, «Мужские права» и другие.

Кто прав?.. Казалось бы, ясно: ни один человек не имеет права выказывать неуважение, ущемлять в правах, ограничивать свободу другого из-за того, что этот другой — негр, еврей, женщина, мужчина, иностранец, провинциал и т.д. Ни один. Эта простая штука очень туго доходит до цивилизованного человечества, шагнувшего в новое тысячелетие. Думаю, на Марс мы слетаем раньше, чем научимся просто уважать друг друга.

В этом смысле хорошо бы присмотреться к иудаизму, например. В самом деле, о каком неравенстве речь, если и мужчину, и женщину создал Б-г?

«Еврейская женщина... В значительной мере она олицетворяет саму историю еврейского народа», — пишет И. Слободский. Это мы знаем и помним: «Кто смеет пренебречь народом, имеющим таких жен...» А как относится традиция к феминизму, и вообще — относится ли как-нибудь? Вроде бы вопрос для евреев решенный, все давно написано и сказано, в том числе и о роли женщины, и об отношении к ней.
Оказывается, о феминизме как о проблеме еврейские комментаторы тоже размышляют, и дискуссии об этом идут. Вот что пишут Т. Рос и И. Гельман: «...ведется борьба за предоставление женщинам в наше время полного равноправия... в областях религиозного авторитета и в общественном управлении. ... Если же есть недостаток в образованных женщинах, то общество, соблюдающее традиции, должно позаботиться об их появлении. Иначе существует опасность упустить важные нюансы женского бытия, что неизбежно приведет к духовному кризису...

Внимание и сочувствие к проблеме феминизма (тем более, что эта проблема встает так остро, что ее уже невозможно проигнорировать) не должно восприниматься как измена традиции, — а наоборот, как важная задача, за которую надо взяться с терпением и любовью. ... Феминизм — не враг традиции, а вызов для нее, испытание и стимул к развитию...» (www.machanaim.org).

~Ты мое второе «я»~

Есть такая теория, что каждая личность имеет двойственную природу, неся в себе и «мужское», и «женское» начало. И если социальными стереотипами, воспитанием или обстоятельствами «придавлена», заперта вторая часть, что в результате? Мужчины не позволяют себе слез, страхов, слабости, — и умирают «от сердца»; не умеют понимать и ценить женщин, просто боятся их — и остаются в одиночестве; вынуждены буквально учиться нежности, тонкости и теплу. А женщины, отрицающие свое мужское начало, отказываются от собственной свободы, силы, активности, уверенности и радости познания мира. И те, и другие очень многое теряют, — в первую очередь, гармонию и полноту бытия. Феминизм, с такой терапевтической точки зрения, был крайне необходимым и очень важным способом защиты. Женщины защищали свой колоссальный потенциал, свой ресурс, и были совершенно правы!
Женщин нынче уважают. Куда больше, чем раньше. Однако — очень мало любят. Как и всякий способ защиты, феминизм может постепенно стать архаичным, превратиться в крайность, устойчивую, замкнутую на себе идеологию, несущую пренебрежение и отвержение, как это ни странно, и мужскому, и женскому началу. Мужчина предстает как извечный обидчик, угнетатель и пользователь, вызывающий агрессию по определению, и уже практически не нужный элемент жизни. «Обычная» женщина, которая не борется за карьеру и финансовую самостоятельность, которая искренне готова сидеть дома с детьми или, хуже того, просто любит и ценит мужчин, — считается ограниченной «наседкой», слабой, не достойной уважения «соратниц». А над юношами и девушками сегодня развевается знамя с бесцветной надписью «унисекс». Начавшийся в прошлом году истерический взрыв моды на женственную одежду, боюсь, никого не обманет и не спасет. Процесс взаимного охлаждения слишком далеко зашел. В общем, как говаривали в старину, имеются перегибы на местах.

ИзменитьУбрать
(0)

Подумать бы нам о женственности, мужественности и любви. О том, почему мужчины уже почти не ухаживают, а женщины не кокетничают? Почему многие женщины жалуются на сексуальную холодность партнеров, а мужчины — на женскую агрессивность? Почему все больше европейцев отказываются от рождения ребенка? Почему при росте возможностей, при действительно большей свободе в целом — растет число неврозов, суицидов и неудовлетворенности?

...Когда заходит речь о «женском», я так и сбиваюсь на интонацию типа «Дорогие женщины! От всей души, и т.д.» — тяжелое наследие совкового прошлого и праздника 8-го марта. Но, наверное, не зря. Поэтому все-таки, дорогие женщины! — среди моря идей, устремлений и амбиций помните: чем более вы теряете женственность, тем более мужчины теряют мужественность.

——————

#«Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным». (Ф. Раневская)#

#В Талмуде упомянуто более 2-х тысяч мудрецов и всего одна женщина — Брурия, жена рабби Меира, жившего во II в. Обладавшая большими знаниями и острым умом, в последние годы она стала героиней для религиозных еврейских феминисток. Увеличивается число названных в ее честь девочек и еврейских школ (включая знаменитую женскую йешиву в Иерусалиме), получивших ее имя.
Одна из историй о Брурии содержится в трактате Брахот (10а). Когда бандиты напали на ее мужа Меира, он помолился Б-гу, чтобы Он послал им смерть. Брурия упрекает его за резкие слова: «Ты оправдываешь себя просьбой Псалмопевца “Пусть грехи исчезнут с земли”? Но грешникам не нужно умирать, чтобы исчезли грехи, достаточно будет, если они перестанут грешить». После чего рабби Меир стал молиться о том, чтобы бандиты раскаялись в своем дурном поведении. Так и случилось.
В другом эпизоде Брурию обидела излюбленная мужем присказка: «Не умножый разговоров с женщиной». Когда рабби Йоси, галилеянин, встретив ее, спросил: «Какой дорогой следует идти в город Лод?», она ответила: «Глупец, разве мудрецы не учат “не умножаьть разговоров с женщиной”? Ты должен был спросить: “В Лод куда?”» (Эрувин, 53б). (Из кн. «Еврейский мир» И. Телушкина)#

#«Левое полушарие мозга более развито у женщин, правое (т.н. «эмоциональное») — у мужчин. Женщина более вовлечена в вербальное взаимодействие и коммуникацию, тогда как мужчина более подготовлен для действия и конкуренции.
Женщине нужно делиться идеями, чувствами, мыслями. Мужчина стремится контролировать свои эмоции и пытается найти решение. Он прерывает жену, чтобы предложить решение... и жена не чувствует
себя услышанной.#

#Женщины говорят не задумываясь, мужчины действуют не задумываясь. Мужчины более эмоциональны, чем женщины, но они не выражают свои чувства.
Женщины более чутки, т.е. у них сильнее развиты органы чувств (слух — отсюда важность приятных слов, тона речи, музыки; тактильное чувство — выше потребность в прикосновениях). Зрение более развито у мужчин: отсюда их живой интерес и внимание к женской одежде, косметике, драгоценностям. У женщин лучше визуальная память (на узнавание лиц, форму объектов).
Женщины, которые несчастливы в личных отношениях, имеют проблемы на работе; мужчины, которые несчастливы в работе, имеют проблемы в личных отношениях.
Женщины совершают попытки самоубийства в десять раз чаще; мужчины «успешнее» в этих попытках.
Женщинам нужна интимность, чтобы ценить сексуальность; мужчинам нужна сексуальность, чтобы ценить интимность». (Из лекции С. Гингера, французского психолога)#


1Сексизм — мировоззрение, согласно которому принадлежность к мужскому или женскому полу определяет ценность человека и отношение к нему.

Вы не можете удалить эту картинку
Человек
04.08.2010 13:49

Большое спасибо Вам за статью, очень интересный материал, легко читается, к тому же, о наболевшем!

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №75 > Этот сильный слабый пол
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-11-10 07:45:02
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов