Итак, VII конференция «Одесса и еврейская цивилизация» состоялась. В этом году организовать проведение конференции было еще сложнее, чем в прошлом. Как печально заметил проф. Марк Соколянский, «тенденция, однако». Но на фоне разворачивания финансового кризиса, причем, не только в местном, но и в глобальном масштабе, сам факт проведения конференции общественной организацией показателен. И поэтому хочется начать рассказ о конференции с благодарностей.
Мы искренне благодарим за финансовую поддержку распределительный комитет «Джойнт» и благотворительный фонд «Феникс». В последний момент к числу организаций, поддержавших проведение конференции, присоединилось и одесское «Укрферри».
Хочется сказать «спасибо» кафе «Глик» за гостеприимное, недорогое, вкусное и оперативное обслуживание участников конференции.
Мы выражаем глубокую признательность ректору Одесского национального университета и деканату его исторического факультета за поддержку хорошей традиции – проведения одной сессии второго дня конференции в конференц-зале истфака.
Мы хотим поблагодарить пресс-центр Одесского горисполкома за эффективную рассылку наших объявлений. Пожалуй, еще никогда открытие конференции не вызывало такого интереса со стороны одесских журналистов, за что мы им также искренне благодарны.
Открытие состоялось в Музее истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим». Другими словами, у себя дома.
Перед открытием Анна Мисюк рассказала нам исторический анекдот о враче, который говорил: «Я бесплатно не лечу никого – это принцип». Так вот, за проведение конференции мы в Одессе не платим никому – это принцип. Мы по-прежнему смеем верить (быть может, по своей неисправимой наивности), что проведение таких конференций необходимо самой Одессе, тем более – ее еврейским организациям. В разное время конференции открывались в Доме ученых, Литературном музее, Дворце культуры им. Леси Украинки, в прошлом году – в только что открывшемся центре «Бейт Гранд». И вот, впервые,– в маленьком и уютном еврейском музее Одессы. Думаю, что здесь же мы откроем и 8-ю конференцию. А в другом месте – разве что, если нас кто-то очень попросит к себе…
И, наконец, мы благодарны докладчикам, особенно – иногородним. Эта тема требует отдельного комментария.
Подводя итоги прошлогодней конференции, мы писали о намерении расширить предлагаемую проблематику для того, чтобы привлечь к участию большее количество интересных докладчиков из разных стран. В качестве эксперимента мы так и сделали. Напомню, как было сформулировано объявление о конференции 2008 года:
«В XIX веке Одесса была одним из важнейших коммуникационных центров Российской империи. Это было предопределено портовым статусом города, а также другими видами торговых связей. Быстрое становление Одессы как образовательного, научного и культурного центра, уникальное сочетание фактора промышленного развития с достоинствами города-курорта чрезвычайно обогатило формы и направления и международных, и межрегиональных контактов.
В какой-то степени этот статус сохранился и в советский период. Мы надеемся, что параллельно со стабилизацией экономической и политической ситуации в Украине в целом, значение Одессы будет возрастать, не в последнюю очередь, и в этом отношении.
С другой стороны, «коммуникационная» роль евреев в истории европейской цивилизации традиционна и общеизвестна. Можно утверждать, что этот фактор был и остается одним из определяющих в уникальной истории евреев Одессы.
На конференции предполагается обсуждение тем, связанных с международными и межрегиональными контактами евреев Одессы, а также их отношения с другими этническими общинами города в различные периоды его существования, в следующих аспектах:
– торговля и промышленность;
– деятельность политических, благотворительных и профессиональных организаций;
– образование и наука;
– литература, театр, кинематограф, музыка;
– еврейская эмиграция и алия».
Мне трудно ответить на вопрос, удался такой эксперимент или нет. С одной стороны, еще никогда мы не получали так много заявок, в том числе из-за рубежа, причем, не в последние дни перед конференцией, а почти сразу после рассылки объявлений: зимой и в начале весны этого года. Перечислю лишь несколько предложений:
Проф. Гидеон Кац (Парижский университет), редактор «Европейского журнала иудаики» и журнала «Кешер» с темой «“Хамелиц” в Одессе (1860-1870)».
Проф. Хамутал Бар-Йосеф (университет им. Бен-Гуриона, Израиль) с темой «Эмиграция Х.Н. Бялика из Одессы в 1921 г.»
Доктор Ашер Салах (Академия «Бецалель», Иерусалим) с темой «От Одессы до Флоренции: Елена Компаретти Рафалович и еврейские русские интеллектуалы в Италии в период пост-ризорджименто».
Михаил Сегельман (художественный руководитель концертов в Московской хоральной синагоге, директор Международного конкурса вокалистов им. П. Чайковского, Москва) с темой «Гилельс – Рихтер: двойной портрет Одессы».
Проф. Йосеф Салмон (университет им. Бен-Гуриона, Израиль) с темой «Усилия по развитию иврита в Одессе в 1890-е».
Ева Синкевича (Латвийский университет, Рига) с темой «Проявления автономизма Ш. Дубнова в политической жизни Латвии».
Таким образом, уже к маю состав докладчиков был укомплектован (с учетом наших «традиционных» участников из Украины и Одессы). А перед самой конференцией посыпались «отказы». По разным причинам. Кто-то ссылался на болезнь или семейные обстоятельства. Кто-то писал об изменении расписания в связи со студенческими забастовками. А некоторые писали прямо: «билеты и виза стали слишком дороги». При обычном для наших конференций количественном составе (до 30 участников), в этот раз оказалось рекордное количество таких отказов – двенадцать, причем большую часть из них мы получили в период с 28 октября по 5 ноября. В этот день, т.е. в день открытия конференции, мы получили последнее письмо с извинениями от музейного сотрудника, которого не отпустило на конференцию новое руководство «в связи с необходимостью построения экспозиции по истории Голодомора»).
Вот почему мне хочется выразить особую благодарность тем, кто, несмотря на кризис, студенческие забастовки, недомогания и подорожавшие билеты все-таки добрался до Одессы и выступил на конференции.
Сложно как-то выделять отдельные доклады, все они были вполне профессиональны (в этот раз практически не было «провальных» выступлений). Начали наши маститые филологи: проф. Марк Соколянский своим докладом сделал первый шаг к изучению наследия малоизвестного и талантливого филолога Льва Борового (брата историка Саула Борового). Очень интересным был сравнительный анализ творчества трех одесситов Жаботинского, Житкова и Чуковского в интерпретации доктора Наталии Петровой (Пермский университет). Евгений Степанов (филфак ОНУ), уже выступавший на одной из наших конференций продолжил «свою» тему в докладе «Еврейская лексика в современном городском койне Одессы». Исторический факультет Одесского национального университета на конференции представляли постоянные участники наших конференций Александр Музычко («Українці та євреї наприкінці ХІХ – поч. ХХ ст. Складне порозуміння») и Василий Щетников, рассказавший о результатах своего исследования переписки Л. Дусмана и Б. Гидалевича по вопросам увековечивания памяти жертв Холокоста в одесском регионе. Впервые в качестве докладчика на конференции выступил выпускник истфака Владимир Чаплин (Музей истории евреев Одессы). Тема его исследования – связи еврейского криминалитета и еврейской самообороны в 1900-1910 гг.
Ольга Школьная, представитель Института искусствоведения, фольклористики и этнологии НАНУ (Киев), рассказала о промышленнике Ушере Сигале и его роли (в том числе, на международном уровне) в производстве модерного фарфора и фаянса.
Валентина Шевченко (Институт истории Украины НАНУ, Киев) посвятила свое сообщение деятельности одесских евреев-банкиров в международном контексте.
Как всегда, содержательными и интересными были доклады наших коллег из Литературного музея – Алены Яворской («Предисловие Бабеля к сборнику “Семь одесситов”»), Анны Мисюк («Литература и жизнь»), Лилии Мельниченко («Дневники А. Оржиховского»). Необходимо выразить особую благодарность Литературному музею за презентацию и подарок участникам конференции 4-го выпуска сборника «Дом князя Гагарина», в котором, кроме дневников Оржиховского, опубликован ряд других материалов, имеющих отношение к проблематике наших конференций. Особый интерес вызвали неожиданные темы. К таким можно отнести доклад Раисы Абельской из Екатеринбургского университета, посвященный анализу поэтики «одесской песенки», восходящей к строению еврейской народной песни. Такой же приятной неожиданностью стал доклад Елены Гриневич (Николаевский историко-краеведческий музей), посвященный истории одесского и николаевского футбола в период 1900-1910-х гг.
Что же касается докладов Веры Солодовой (Одесский историко-краеведческий музей) и Валерия Левченко (Одесская морская академия), то помимо общеисторического интереса, значительная часть их исследований непосредственно пригодится сотрудникам нашего музея при ведении экскурсий. Их темы – «Участие евреев в деятельности одесских музеев (1920-1940 гг.)» и «Иудаика в Одессе в 20-30 гг. ХХ столетия: история и персоналии».
Так уж случилось на этой конференции, что количество тем, связанных с литературой и искусством, преобладало над собственно историческими. Это подтвердил и финал конференции. Ирина Дружкова сделала сообщение о наследии одесских архитекторов А. Минкуса и С. Ландесмана. Римма Розенберг (Одесская музыкальная академия) прочитала доклад об одесских еврейских музыкантах в произведениях литературы. Тарас Максимюк, как обычно, принес раритет из своей коллекции и рассказал о сборнике еврейской фольклорной песни начала XX века.
Мой доклад об одесских художниках-евреях разных поколений стал своеобразным предисловием к экскурсии по одесским художественным выставкам, которая была проведена в третий день работы конференции.
Так завершилась VII конференция, и мы можем начать подготовку к следующей. Мы очень надеемся, что в Одессе и за ее пределами найдутся спонсоры, которые помогут провести ее и издать сборник материалов, на который в этот раз мы не нашли средств.
Но нет худа без добра – мы подготовили виртуальный сборник, который облегчит размещение докладов на сайте центра «Мигдаль».
Все будет хорошо!
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.