БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Арабо-израильский конфликт > Миф об «оккупированных» территориях
Арабо-израильский конфликт

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Арабо-израильский конфликт
Миф об «оккупированных» территориях
Борис Шустеф

Одним из самых неправильно употребляемых, не понимаемых и искаженных словосочетаний в словаре арабо-израильского конфликта является выражение «оккупированные территории». Большинство людей просто не знакомо с фактами или абсолютно неверно их интерпретирует, тем самым полностью искажая реальную картину распределения земель между арабами и евреями. Правда состоит в том, что согласно международному праву, евреи имеют абсолютно неоспоримые права селиться на территориях Иудеи, Самарии и Газы. Не существует ни единого официального юридически обязывающего международного документа, запрещающего заселение этих земель евреями.

Наоборот, единственный существующий на сегодняшний день юридически обязывающий официальный международный документ поощряет еврейское поселенчество. Этот документ обрел силу 24 апреля 1920 года на международной конференции в Сан-Ремо, где ведущие мировые державы решили вручить Англии мандат на Палестину. Поступив таким образом, Лига Наций «признала историческую связь еврейского народа с Палестиной» и создала «условия для восстановления еврейского национального очага в этой стране». Шестая статья мандата «поощряла... непосредственное поселение евреев на земле», включая земли Иудеи, Самарии и Газы.

Сколь тщательно ни пытаться читать мандат, в нем не удастся найти даже намека на то, что отношение к Иудее, Самарии и Газе должно быть хоть в чем-то отличным от отношения к остальной территории Мандата. А это значит, что право евреев «селиться на земле» распространяется на всю Палестину. Стоит напомнить, что 76% территории подмандатной Палестины, известной сегодня как Иордания, изъятой у евреев Англией для удовлетворения ее внешнеполитических амбиций, в принципе тоже подлежали заселению евреями. Двадцать пятый пункт мандата предусматривал лишь «отложить или временно задержать» еврейскую поселенческую деятельность на землях к востоку от реки Иордан.

С роспуском Лиги Наций евреи не утратили своих прав на заселение земель Палестины, включая территорию Иудеи, Самарии и Газы. Когда в 1946 году на смену Лиге Наций пришла Организация Объединенных Наций, в ее Устав была включена 80-я статья, специально для того, чтобы сохранить в силе действие существовавших мандатов (включая и английский мандат). 80-я статья гласит: «Ничто... не должно истолковывать или быть истолковано таким образом, чтобы изменить каким-либо путем какие-либо права... любого народа или условия действия существующих международных документов или договоров, участвующими сторонами в которых являются государства-члены ООН».

В ноябре 1947 года настал черед для Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №181, предлагавшей раздел Палестины. Как все резолюции ООН, относящиеся к арабо-израильскому конфликту, она была лишь рекомендательной и совершенно не обязательной к исполнению. Арабские страны единогласно отвергли ее.

Сирийский представитель в ООН заявил тогда по этому поводу: «Рекомендации Генеральной Ассамблеи, в первую очередь, не обязательны к исполнению для тех, к кому они обращены... Генеральная Ассамблея дает только советы, а стороны, к которым эти советы относятся, могут последовать им, когда они [советы] правомерны и справедливы и когда они не ущемляют фундаментальных прав»1.

Если бы Резолюция №181 была бы выполнена, может быть тогда еще можно было вести разговор о том, что она заменила собой решения Конференции в Сан-Ремо, узаконившей права евреев селиться в любой точке Палестины. Однако она была не просто отвергнута арабами, но в нарушение устава ООН они совершили открытую военную агрессию против вновь возродившегося еврейского государства, тем самым полностью аннулируя саму резолюцию. К моменту наступления перемирия, последовавшего в конце Войны за Независимость, так и не появился никакой другой международный документ, подлежащий исполнению и как-либо влияющий на права евреев на заселение Палестины — эти права остались в неприкосновенности.

Мы подошли к самому не понимаемому аспекту применения и действия международных договоров. Для того, чтобы разобраться с загадкой «оккупированных» территорий, необходимо четко ориентироваться в типах резолюций, принимаемых ООН. Искаженная интерпретация этого вопроса привела, после завершения Войны в Заливе, к постоянным громогласным заявлениям арабских стран о двойном стандарте. Почему, дескать, Объединенные Нации требуют от Ирака неукоснительного выполнения решений ООН, в то время как «неисполнение» резолюций Израилем сходит тому с рук...

3 апреля 1998 шведский министр иностранных дел Лена Хельм-Валлен, хорошо известная своей проарабской позицией, дала объяснение этому «парадоксу» в интервью лондонской арабоязычной газете «Аль-Кудс аль-Араби». Ее спросили:

«Что вы можете сказать по поводу двойного стандарта, применяемого Америкой и Европой в отношении арабских вопросов?» Она ответила: «Я понимаю эту точку зрения, которая широко распространена во многих арабских странах.

И тем не менее, резолюции ООН по Ираку отличаются, потому что они обязательны к исполнению для всех стран согласно Главе 7 Устава ООН. В то время, как резолюции, принимавшиеся против Израиля, не подпадают под действие Главы 7 Устава».

Чтобы лучше понимать, как действуют резолюции ООН, стоит ознакомиться с открытым письмом Ури Любрани, израильского координатора по Ливану, адресованным ливанскому министру иностранных дел Фарису Буваязу и опубликованным 27 февраля 1998 года в парижской газете «Аль-Ватан аль-Араби». Хотя письмо в основном касалось резолюции 425, оно говорило о всех резолюциях, относящихся к арабо-израильскому конфликту.

В своем письме Любрани писал: «Существует два типа резолюций, принимаемых Советом Безопасности ООН. Первый тип — это те, что основываются на Главе 6 Устава ООН, которая рассматривает разрешение диспутов мирным путем. Такие резолюции считаются рекомендациями. Они не являются обязывающими, не требуют немедленного исполнения... Второй тип резолюций основывается на Главе 7 Устава ООН... Эта глава Устава делает резолюции Совета Безопасности ООН обязательными к выполнению и обязует международное сообщество использовать, если необходимо, силу для выполнения этих резолюций... Ни одна из резолюций Совета Безопасности ООН, относящихся к арабо-израильскому конфликту... не была принята, основываясь на Главе 7 Устава. Они все базируются на Главе 6 Устава ООН, являющейся [в частности] и основой для резолюций Совета Безопасности 242 и 338».

Так как не существует никаких обязывающих резолюций ООН, относящихся к арабо-израильскому конфликту, то с точки зрения международного права лишь решения Конференции в Сан-Ремо определяют вопросы землевладения в Палестине. Это означает, что на сегодняшний день не существует ни одного обязательного к исполнению международного документа, который бы препятствовал поселению евреев где-либо в Иудее, Самарии, Газе и во всех остальных частях Эрец Исраэль. Или говоря другими словами, с точки зрения международного права для евреев это — не оккупированные территории.

Этот вывод был не так давно подтвержден с неожиданной (с точки зрения Израиля) стороны. Вряд ли кто-то станет спорить, что бывший американский госсекретарь Джеймс Бейкер не может быть причислен к числу лучших друзей Израиля. Однако он категорически отверг неверное определение статуса территорий Иудеи, Самарии и Газы. Это произошло в Вашингтоне на ближневосточном симпозиуме 4 мая 1998 года. Корреспондент египетской газеты «Аль-Ахрам» Хода Тафик спросил его: «Как вы считаете, что правильно? Это оккупированные арабские территории или спорные территории?» Бейкер ответил: «Это без сомнения спорные земли. Именно об этом говорят резолюции 242 и 338. Это без сомнения спорные земли».

Все это значит, что евреи, строящие поселения в Иудее, Самарии и Газе, строят их отнюдь не на «оккупированных» территориях. Те, кто хотят, могут называть их спорными землями, как это сделал Бейкер, а 8 мая, выступая перед иностранными журналистами в Иерусалиме, повторил Шарон, сказав: «Это не «оккупированная» территория, а спорная территория, в этом все дело. Это спорная территория». Однако и такое название не меняет тот факт, что с точки зрения международного права это та самая земля, на которой должно было поощряться поселение евреев.

И последний момент. Пускай ни у кого не возникает недоумений по поводу того, что во всей этой истории такая важная роль принадлежит Конференции в Сан-Ремо. Дело в том, что и остальные участники этого конфликта: Египет, Сирия, Ирак, Ливан, Иордания и т.д. приобрели суверенные права над своими территориями благодаря решениям этой же самой конференции. Поэтому только справедливо, чтобы и евреи, наконец, могли свободно селиться на своей территории. Настала пора мировому сообществу перестать называть их «оккупированными».

Источник: Вестник


1 Abba Eban. Voice of Israel. Horizon Press, New York, 1957.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Арабо-израильский конфликт > Миф об «оккупированных» территориях
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 02:12:10
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет