БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №40 > Страницы истории
В номере №40

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Страницы истории
Аркадий Вусендер

Книги по истории евреев Одессы.

С. Ципперштейн. Евреи Одессы. История культуры, 1794-1881

Москва — Иерусалим, 1995
«Гешарим»

Эту книгу знают если не все, то очень многие. Снимая ее с полки в библиотеке центра «Мигдаль», обнаруживаешь множество карандашных пометок.

Надо сказать, что это классическая монография, первый фундаментальный труд, посвященный истории одесского еврейства. Его автор — профессор еврейской истории и руководитель программы еврейских исследований Стэнфордского университета. Монография была опубликована на английском языке в 1985 г. и удостоена премии «Смайлен».

Автор исследует жизнь общины, начиная с ее возникновения, последовательно и тщательно рассматривает исторический фон, на котором возникла и развивалась еврейская община в Одессе; период еврейского Просвещения (1826-1860), противоречивые тенденции еврейской культурной жизни того времени; период расцвета, завершившийся погромами.

Читая книгу, получаешь интеллектуальное удовольствие от поистине квалифицированного исторического анализа эволюции различных групп еврейской общины — как традиционных, так и стремящихся к ассимиляции.

Читатель, интересующийся еврейской историей Одессы, но не являющийся специалистом в данной области, расширит свою эрудицию, узнав многие имена и события, которые не являются широко известными.

В заключение автор замечает, что, несмотря на относительную свободу и высокую концентрацию еврейской культурной жизни, Одесса так и не стала городом с традиционным еврейским духом — это и отсутствие общинной солидарности, и равнодушие к духовным запросам, и «ничем не замутненный материализм».

При этом историк отмечает, что «Одесса предлагала своим евреям редкую в России возможность свободно жить в относительном благополучии в настоящем и ожидать (хотя и не очень ясного) будущего». Одесса, полагает автор, в 19 в. уже была прообразом будущих городов Европы, где могла свободно существовать еврейская традиция и культура.

И. Котлер. Очерки по истории евреев Одессы

Иерусалим, 1996

ИзменитьУбрать
(0)

Отличие книги в том, что она построена в виде своеобразной экскурсии по местам, связанным с историей еврейской общины в Одессе. Вслед за автором читатель может пройти по старым одесским улицам, где разворачивалась городская еврейская жизнь. Среди библиографических источников — не только ряд книг об Одессе и еврейской истории, но и периодические издания: еженедельник «День», журналы «Рассвет» и «Сион», газета «Русский еврей». Автор опирается на архивные материалы о еврейских колониях Новороссийского края, документы Одесского городского раввината и др.

И. Котлер отдельно рассматривает религиозную жизнь евреев, историю одесских синагог, историю различных еврейских обществ Одессы того времени. Один из очерков рассказывает о черной странице одесской истории — антисемитских выступлениях (как во времена царизма, так и в советскую эпоху), что и сыграло (в 70-е — 80-е гг. 19 в.) свою логическую роль в формировании сионистского движения («палестинофильства»). Деятельности Одесского Палестинского комитета И. Котлер уделяет достаточно много внимания.

События непосредственно после октябрьского переворота освещены крайне лаконично. Жизнь одесских евреев того времени автор практически не рассматривает, поскольку сионистская активность по понятным причинам становится невозможной, и интерес автора к происходящим событиям значительно снижается.

Книга снабжена хорошим иллюстративным материалом — фотографиями мест, связанных с еврейской историей Одессы 19 в. Часть этих памятников уже не существует в природе, и увидеть их можно в лучшем случае на фотографиях, — как, например, Центральные ворота ныне уничтоженного Еврейского кладбища...

М. Полищук. Евреи Одессы и Новороссии

Москва — Иерусалим, 2002
Серия «Библиотека «Иудаика»

ИзменитьУбрать
(0)

Весьма основательная монография о социально-политической истории евреев Одессы и других городов Новороссии. Автор поставил перед собой задачу дать исчерпывающее описание жизни еврейских общин в Одессе и Причерноморье, избрав небольшой, но насыщенный событиями период с 1881 по 1904 годы. Исследование имеет отчетливый социологический акцент: анализируются губернские модели структуры еврейского населения, типы городских общин, демографическая динамика и урбанизационные процессы. (Уже из вышесказанного очевидно, что тому, кто ищет легкого чтения, лучше обратиться к иным источникам.)

Если говорить о политическом аспекте истории одесского еврейства того времени, то автор подробно рассматривает возникновение и развитие противостояния государственной власти и власти национальной общины, полемику палестинофилов и русских националистов.

Монография, безусловно, представляет большой интерес. Читатель познакомится с реформистскими тенденциями того времени в еврейской религиозной традиции. Отдельный интерес представляют исторические особенности раввинских выборов в Одессе в 1886-88 и 1903 гг. Но некоторые аспекты, рассматриваемые автором, — модернизация общинной автономии, первые профессиональные ассоциации, институты филантропии и социальной поддержки, — носят узкоспециальный характер.

Как всякая серьезная монография, книга содержит большое количество таблиц с социологическими, демографическими и прочими данными, а также солидную библиографию и предметный указатель.

А. Добролюбский, О. Губарь, А. Красножон. Борисфен — Хаджибей — Одесса

Одесса — Кишинев, 2002

ИзменитьУбрать
(0)

Книга имеет подзаголовок «историко-археологические очерки». Авторы освещают недолгую историю археологических раскопок в Одессе, их результат — накопление обширной и во многом уникальной археологической коллекции, которая представляет одесский культурный слой. Работа насыщена фактическим материалом. Впрочем, для нашей темы — «Одесса и еврейская цивилизация» — особый интерес представляют два очерка: «Евреи в составе населения греческих городов Северо-Западного Причерноморья» и «Еврейские надгробия 18 в. в Одессе». Из них следует, по крайней мере, два любопытных заключения. В частности, авторы полагают возможным выделить «мощный археологический финикийско-иудейский след в греческой колонизации Северного Причерноморья», поскольку найдено ясное археологическое указание на то, что «доля евреев — торговцев и ремесленников — в составе населения греческих полисов была весьма значительной». Они сообщают также, что «впервые получено ясное археологическое подтверждение тому, что немалое число евреев проживало в Хаджибее и близ него до 1789 г.». Кроме того, обнаружены археологические подтверждения «существования еврейского населения в среде запорожцев», о чем в своей докторской диссертации писал знаменитый историк С.Я. Боровой — еще в 1940-м году, когда эти утверждения при докладе в одесском обкоме компартии Украины «вызвали оживление и хохот в зале»...

Из истории еврейской Одессы

ИзменитьУбрать
(0)

Этот небольшой сборник материалов, посвященный 200-летию города, издан Израильским фондом культуры и просвещения в диаспоре. Он быстро стал библиографической редкостью. В книге собраны выдержанные в энциклопедическом стиле заметки о нескольких известнейших евреях, живших либо какое-то время работавших в Одессе.

«Можно сказать, что в лоне еврейской Одессы, — пишет в обзорной статье, посвященной жизни еврейской Одессы, Эфраим Баух, председатель Федерации писателей Израиля, — зародились политическая мысль, литература, журналистика будущего еврейского государства... Произнесение имен знаменитых евреев Одессы мгновенно восстанавливает цепь времен...» В сборник входят тексты, относящиеся к Льву Пинскеру, Хаиму-Нахману Бялику, Шаулю Черниховскому, Владимиру Жаботинскому, Меиру Дизенгофу, Ахад ха-Аму, Леониду Пастернаку. Опубликованы стихотворения Бялика и Черниховского, фрагменты работ Пинскера, репродукция картины Леонида Пастернака.

Книга не столько информативна, сколько символична, и, пожалуй, в этом ее ценность.

ИзменитьУбрать
(0)

Б. Бернштейн. Бебеля, 12.
Частная история Еврабмола

Санкт-Петербург, 2001

Небольшой труд мемуарного характера, написанный живо, умно и изящно. Как и положено в лучших образцах этого жанра, за историей семьи автора отчетливо стоят время и эпоха. Собственно, это не столько история семьи, сколько история одной школы и одной книги. Школы-завода Еврейской рабочей молодежи в Одессе и ее создателя и руководителя — отца автора, М.И. Бернштейна. И книги его воспоминаний — очерка (как назвал его сам М.И. Бернштейн) «На заре». Печальная, горечью отдающая и все же светлая история.

Р. Александров. «Волшебная скрипка»...

Серия «Еврейская Одесса»
«Мигдаль»

ИзменитьУбрать
(0)

У этого автора есть несколько замечательных особенностей. Во-первых, он одессит в энном поколении. Во-вторых, за скромным псевдонимом много лет упорно скрывается известный краевед и литератор Александр Розенбойм. В-третьих, его книги читаются «на одном дыхании», попробуйте — убедитесь. Между прочим, не так-то это просто: создавать книги не только умные и содержательные, но увлекательные и легкие. (Кстати, кроме упоминаемых здесь работ — изданий центра «Мигдаль», Р. Александрову принадлежит ряд книг, вышедших в издательстве «Оптимум»).

Еще несколько характерных особенностей — сочетание исторической точности с убедительным драматизмом художественной детали; щедрое изобилие неторопливо проходящих перед взглядом читателя фактов, событий, иллюстраций, одесских имен и названий... Ностальгии — нет. Есть лица на старинных фотографиях; сухая документальность прошений, полицейских рапортов, вывесок, газетных объявлений. На литографиях и гравюрах — изменившие ныне свой облик, не всегда узнаваемые сегодняшним одесситом улицы. Горечь отзвучавших трагедий и сочный язык невыдуманных персонажей. Не ностальгия, а, скорее, сдержанная, без восклицательных знаков, печаль, не смолкающая где-то за кадром нота: однажды ушедшее не возвращается.

В 2002-2003 гг. в серии «Еврейская Одесса» вышли «Обряд дома Веприков», «Авчинниковский след» и «Волшебная скрипка». (За издание первой книги в серии «Еврейская Одесса» А. Розенбойм получил диплом фонда «Возрождение» о присвоении звания «Одессит года — 2002» в номинации «Автор»).

Это сборники очерков, объединенных в цельные композиции временем, темой и интонацией. Первый получил название от завершающего очерка, который повествует о трогательной традиции, сохранившейся в «старинном разветвленном семействе Веприков». На страницах сборника вы можете встретить имена Х.-Н. Бялика, М. Дизенгофа, Я. Бардаха и многих других людей, так или иначе связанных с историей евреев Одессы. А самый колоритный очерк, «Все могут «короли», — в нем просто россыпь звучных еврейских имен, — точно умытые морем камешки на одесском побережье...

Вышесказанное справедливо можно адресовать ко всем работам автора в серии «Еврейская Одесса», — говорить о них подробнее нужно, да не позволяет журнальное пространство. Раввин Авроом Вольф как-то справедливо заметил, что книги Ростислава Александрова позволяют «в любой момент... прикоснуться к истории».

М. Бельский. Книгоиздательство М.С. Козмана в Одессе

Серия «Одесса и евреи»
«Мигдаль»

ИзменитьУбрать
(0)

Книгоиздание во все времена было занятием весьма почтенным. И надо заметить, что стиль этой книги вполне гармонирует с темой: неспешный, вдумчивый, солидный, даже, можно сказать, несколько архаичный, что, впрочем, лишь способствует воссозданию атмосферы времени (конец 19-го — начало 20 вв.). Книга, безусловно, несет на себе яркий отпечаток личности автора, опубликовавшего более 450 статей по истории печатного дела в Одессе и истории миниатюрной книги в России, необыкновенно скрупулезного и добросовестного исследователя, глубоко увлеченного своим делом. Предмет его пристального внимания в данном случае — фигура незаурядного человека, одессита, книгоиздателя, книгопродавца, типографа, переводчика Меера Шмульевича Козмана (имя человека, 60 лет работавшего в книжном деле, незаслуженно забыто книговедами), судьба его трудов, а также история семьи Козманов. Автор обращается к архивам, письмам, свидетельствам потомков. Эта книга — достойный результат поисков, длившихся около 20 лет. Она совсем недавно издана и заслуживает самого доброжелательного интереса со стороны любознательных читателей и специалистов.

Если вы еще не догадались — все эти книги можно обнаружить самым простым способом — подойдя к книжному шкафу в библиотеке центра «Мигдаль» и ознакомившись со специальным разделом, посвященным Одессе вообще и Одессе еврейской, что, как вы понимаете, совсем не две большие разницы. Диапазон самый разнообразный: от классической работы П. Херлихи до мемуаров одесских «джентльменов» и поэтических опусов.

Кстати, уместно будет напомнить, что Игаль Котлер (Игорь Меркуленко) был первым директором центра «Мигдаль». А Стивен Ципперштейн, автор одной из лучших работ по данной тематике, приглашен на нынешнюю конференцию «Одесса и еврейская цивилизация».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №40 > Страницы истории
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 02:13:12
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia