БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №40 > Саул Боровой о еврейских книжных сокровищах Одессы
В номере №40

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

Саул Боровой о еврейских книжных сокровищах Одессы

По рекомендации старейших библиографов библиотеки Одесского государственного университета О.Ю. Ноткиной и В.С. Фельдмана осенью 1991 г. на даче С.Я. Борового (10-я станция Большого Фонтана) меня приняла его вдова — Евгения Исааковна Коренева-Боровая. После долгой беседы Евгения Исааковна разрешила мне работать с личным фондом Саула Яковлевича, хранящимся в Одесском областном архиве, где я обнаружил, в частности, ранние работы Саула Яковлевича, посвященные еврейским библиотекам Одессы. Статья, которая приводится ниже (в сокращенном виде), была напечатана на украинском языке в журнале «Б?бл?ограф?чн? в?ст?» (Киев, №4(13), 1926 г.).

Александр Чацкий

Одесская Еврейская Академическая библиотека им. Менделе Мойхер-Сфорима (ул. Раковского, 35), которая недавно начала свою деятельность, по книжному богатству и ценности фондов занимает первое — после ленинградских книгохранилищ — место среди еврейских библиотек Объединения.

В конце 1919 г. в Одессе было организовано товарищество «Сефер» (Книга); 6 января 1920 г. Товарищество открыло Еврейскую Общественную библиотеку им. Х.Н. Бялика (заведующий д-р Виленский). Вскоре после советизации Одессы товарищество «Сефер» прекратило свою деятельность. В 1921 г. Библиотека была национализирована и присоединена к общей сети учреждений Губоно.

В начале 1922 года заведующий в то время библиотечным отделом Политпросвета тов. Александров предложил еврейскую библиотеку так же, как и украинскую, «за ненадобностью» ликвидировать. Все сотрудники библиотеки были уволены. Книжный фонд было решено передать Публичной Библиотеке.

ИзменитьУбрать
Саул Яковлевич Боровой.
(0)

Кажется, только по техническим причинам это последнее решение не было исполнено. На протяжении трех-четырех лет библиотека была закрыта и не охранялась.

Не понимаю, почему, но библиотека сохранилась. В сентябре 1922 г. библиотека снова была признана существующей, и ей было присвоено название «Академической». В библиотеку начинают вливаться разные различные еврейские книжные собрания; под руководством А.Я. Зеличенко (умер в январе 1924 г.) библиотека преобразуется в учреждение научного характера. Весь 1923 г. был посвящен внутренней работе. В январе месяце 1924 г. при библиотеке открывается читальный зал, и она приобретает свое нынешнее название «Еврейской Академической библиотеки им. Менделе Мойхер-Сфорима (С. Абрамовича)». В этот же период библиотекой заведуют: С.Я. Боровой (временно) и А.Д. Иерусалимский (с мая 1924 г.).

Из каких книжных собраний складывался библиотечный фонд?

Фондом, составившим основу библиотеки, открытой товариществом «Сефер», была библиотека бывшего «Иешибота», или, как его называли официально, «Высшего по еврейским знаниям училища». Основанный в 1866 г. одесский «Иешибот» своими программами и методами обучения значительно отличался от множества подобных учреждений бывшей России. В последние годы там преподавали научные курсы еврейской истории и литературы, даже обучение религиозным предметам было модернизировано и поставлено по европейскому образцу, — все это, естественно, отразилось на формировании книжных фондов библиотеки.

Рядом с обычной для «Иешибота» подборкой талмудическо-раввинской литературы (довольно полной, с большим количеством старопечатных изданий), широко представлена и научная — главным образом, немецкая — Judaic'а. Присутствуют важнейшие фундаментальные учебники по так называемой «еврейской науке». Особенно добротно подобрана научная библиотека. В отделе Judaica имеется ряд редких изданий XVII-XVIII ст. Кроме того, что также необычно для иешиботской библиотеки, здесь была большая подборка «светской» литературы на древнееврейском языке (научной и художественной).

В 1915 г. библиотека «Иешибота» пополнилась чрезвычайно ценным даром. Вдова ученого Давида Кагана передала ей библиотеку покойного мужа. Д. Каган много работал в различных областях науки, еврейской истории и литературы, как исследователь и ученый, издатель средневековых авторов. Список его публикаций охватывает около 50 тысяч названий (среди них ряд капитальных трудов). Собранная им на протяжении долгой научной деятельности библиотека, которая отчасти перешла к нему от магистра восточных языков И. Гурлянда, ученого-исследователя еврейской старины, представляет собой подборку исключительной библиографической и научной ценности. Представлены в ней очень редкие образцы древнего, итальянского, амстердамского, восточного и др. печатного дела.

Так, есть здесь редчайшая подборка исторических хроник, научных сборников, отдельных типографских оттисков, диссертаций, еврейской научной периодики и т.п. Вместе с книгами (около 3000 названий) к библиотеке перешли личные архивы Д. Кагана и И. Гурлянда, которые также представляют большой интерес.

ИзменитьУбрать
(0)

Значительную ценность представляют небольшие подборки старопечатных изданий бывшего преподавателя «Иешибота» С. Оссовского. Среди книг этой коллекции старейшая книга библиотеки — S. Rokeah, ed. Fano, 1505.

В фонды библиотеки — к моменту ее открытия — вошла также еврейская часть книжного собрания известного одесского библиофила Б.С. Гартенштейна. В то время как Д. Каган собирал книги преимущественно из области еврейской науки, здесь собрана особенно полно литература по «еврейскому вопросу».

К моменту своего открытия библиотека получила целый ряд — менее значительных — поступлений. Среди них особо необходимо отметить 2-томную фототипию древнейшей мюнхенской рукописи Талмуда. Номинальная цена этой книги — 500 зол. марок.

Немного позже вошла библиотека Одесского Еврейского Палестинского Комитета. Здесь с большой полнотой представлена новая и старая литература палестиноведения на разных языках.

Все эти вклады, которые дополнили основной книжный фонд «Иешибота», и составили библиотеку товарищества «Сефер».

После национализации библиотека стала пополняться.

Первым фондом, который вошел в собрание библиотеки после национализации, было книжное собрание известного собирателя еврейской книги Франкфельда. В его собрании есть целый ряд выдающихся библиографических редкостей. Очень заботливо подобрана еврейская «Odessic'a», а также книги хасидского содержания, среди них ряд раритетов.

В 1923 г. Одесская библиотечная сеть была реорганизована. «Академическая библиотека» была признана центральным еврейским книгохранилищем. В связи с этим постановлением ей были переданы другие еврейские библиотеки города, точнее, еврейская часть собраний бывших еврейских общественных библиотек.

ИзменитьУбрать
Horah School, Богуслав, 1820 г.
Из собрания одесской
Еврейской Государственной Библиотеки.
(0)

Среди них особого внимания заслуживает еврейский отдел библиотеки бывшего «Общества приказчиков-евреев г. Одессы». Эта самая большая еврейская провинциальная библиотека в дореволюционной России уже давно пользовалась широкой славой. Библиотека была основана в 1875 г., отдел Hebraica при ней — в 1885 г. (по инициативе Г.А. Тарнополя). К 1892 г. — когда был издан первый печатный каталог Hebraic'и (86 стр.) — в этом отделе было уже 2645 названий, а в 1904 г., к моменту издания 2-го еврейского каталога, количество книг увеличивается почти вдвое. До 1904 г. в отделе Hebraicа были собраны книги, напечатанные в 161 типографии. Самые древние — Библия, 1518 г.; Талмудический трактат — Венеция, 1520 г. Большую ценность представляют довольно полные подборки еврейских газет (например, «Hamelitz», «Hamagid», «Hozefirah», «Hawazeleth» и др.).

В противоположность другим собраниям, которые составляют «Академическую библиотеку», здесь было также значительное количество книг на еврейском языке (не древнем), среди них ряд больших библиографических ценностей, например первое издание комедий Гольдфадена, произведения Аксенфельда, Дика, газета «Kol Mewasser» и др.

Здесь можно найти большое количество брошюр на еврейские темы (также и антисемитского содержания), которые представляют большой библиографический интерес. Эта литература, довольно полно подобранная, является важнейшим источником для изучения истории еврейского общественного движения и общественной мысли.

Существенно пополнила библиотеку (имеется ввиду Академическая библиотека — Прим. ред.) передача еврейского отдела библиотеки «Общества для распространения просвещения между евреями России» (сейчас 4-я городская). Нужно отметить очень большое собрание отчетов и уставов различных еврейских общественных организаций, часто изданных в глухой провинции.

В этот же период влилась библиотека бывшей Одесской I Талмуд-Торы. Вероятно, это старейшая библиотека Одессы. Здесь есть целый ряд значительных раритетов. Но что особенно увеличивает ценность этого фонда — это передача сюда немалой личной библиотеки бывшего одесского раввина д-ра С. Швабахера. Приехав в 1860 г. из Германии по приглашению «просвещенных» одесситов, д-р Швабахер привез с собой библиотеку значительной ценности. Здесь особенно полно представлена раввинистическая литература, главным образом старонемецкая.

В конце 1924 г. наследники С. Абрамовича (Менделе Мойхер-Сфорима) подарили личный архив покойного, а также и его личную библиотеку и обстановку его рабочей комнаты. Этот вклад должен лечь в основу отдела «Менделе» еврейского музея, который проектируется и который, вероятно, будет тесно связан с «Академической Библиотекой». Библиотека писателя отличается тем, что она состоит почти исключительно из подаренных авторами книг.

Вот самая общая характеристика главных фондов, которые составляют «Академическую Библиотеку».

Следует еще отметить, что для Украины эта библиотека представляет интерес еще и потому, что здесь с особенной полнотой представлена продукция старых еврейских типографий Украины; среди них есть значительное количество уникальных библиографических редкостей (например, книги «Weziwoh, hokohen», ed. Бiла-Церква, 1823 г.; известен только еще один подобный пример, который находится в Вене, в библиотеке еврейского общества). Эта украиника заслуживает особенного внимания и изучения. В этой же связи интересно отметить, что в библиотеке есть редкое первое издание «Jewen Mezulah» (Венеция, 1653) — еврейская хроника Хмельнитчины.

Подводя итоги книжного богатства библиотеки, можно отметить: в ней отсутствуют инкунабулы (еврейские книги появляются в 1474 г.), но XVI-XVII ст. уже репрезентированы довольно неплохо. Общее количество книг в «научном отделе» (книг древнееврейских и Judaica) более 20 тысяч (инвентаризация еще не закончена).

Академическая Библиотека своим научным «академическим» отделом, кроме научных работников, обслуживает, главным образом, еврейское учительство, профессуру и студенчество еврейского сектора Института Народного Образования и Еврейского Педагогического Техникума.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №40 > Саул Боровой о еврейских книжных сокровищах Одессы
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 03:37:41
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Dr. NONA Еженедельник "Секрет"