БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №47 > Миф и история
В номере №47

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Миф и история
Аркадий Вусендер

Обвинения в ритуальных убийствах возникли в середине 12 в., обозначив перспективу преследований евреев вплоть до нашего времени. Первым считается «дело» 1144 г.: в Англии, около Норвича, обнаружили тело юного подмастерья, якобы убитого в насмешку над христианскими обычаями. Шериф не поверил обвинению и принял меры для защиты евреев. Однако произошли беспорядки, и один из влиятельных евреев был убит разорившимся рыцарем, по «случайному совпадению», должником убитого.

Хроники сообщают о подобных случаях в Англии в конце 12 в., а чуть позже и на континенте. Число жертв уже исчислялось десятками. В 13 в. кровавое обвинение стало распространяться с особенной скоростью. В Германии, в 1236 г., беспорядки достигли такого масштаба, что император Фридрих II собрал почтенную комиссию, доказавшую полную беспочвенность обвинений, предъявляемых еврейству. Император издал «Золотую буллу», в которой пытался раз и навсегда прекратить обвинения. Однако миф пустил слишком глубокие корни. В конце 13 в. даже возник чудовищный промысел: профессиональные шантажисты прятали своих детей, а затем обвиняли евреев в их похищении.

Хронисты насчитали более 150 зафиксированных случаев судебных процессов о «ритуальных убийствах». Целый ряд новых «дел» возникнет в 19 в. (см. «Дело Лео Франка» — «Мигдаль Times» №8, 2001). И в наши дни можно встретить фанатиков, продолжающих в них верить.

Испания, 14-15 вв.: изгнание

В конце 14 в. иудейская община, до этого процветавшая, оказалась под сильнейшим давлением. Выбирая между гибелью и насильственным крещением, многие выбрали второе, став «новыми христианами», марранами («отступниками», «изгнанниками»), — часто втайне оставаясь иудеями. Марраны могли достигать высокого положения, но — все равно были чужаками, «носителями зла», постоянно вызывали подозрения в вероотступничестве.

Власть явно благоволила к тем, кто желал представить иудеев преступниками. Церковь стремилась увеличить свое влияние в стране, а король — пополнить казну. Начинается истерия ксенофобии, расходятся фантастические слухи: якобы марраны вместе с некрещеными евреями осуществляют убийства и «террористическую деятельность», и современность формулировок поражает. Хо-
дили слухи о заговоре в Толедо в 1445 г.: предполагались пороховые взрывы на улицах во время праздника; «видели», как евреи разбрасывали железные капканы. Обвиняли врачей и аптекарей в причинении смерти множеству христиан. Под видом конфискации имущества происходили грабежи. Толпу провоцировали на погромы.

Для обнаружения «скрытой преступной сущности» марранов в 1480 г. был учрежден трибунал инквизиции, выполнявший политический заказ. Распространялась эпидемия доносительства. На кострах погибли около 30000 марранов, десятки тысяч умирали под пытками. Но было необходимо доказать наглядно злокозненность евреев, после чего можно было изгнать их из Испании. Иными словами, нужен был грандиозный спектакль.

В конце 1490 г. шесть евреев и пять «новохристиан» были обвинены в намерении погубить христианство с помощью черной магии. Адвокаты шпионили за обвиняемыми и провоцировали их. Инквизиторы прилагали усилия, чтобы добиться впечатляющих признаний, но были равнодушны к фактам. Предполагаемая «жертва», без имени, тела и свидетелей, так и осталась фантомом. (Некоторые испанские историки до сих пор утверждают реальность «преступления».)

Приговор был вынесен 15 ноября 1491 г., обвиняемых сожгли на следующий день. Копии приговора разослали по всем городам. Врожденное злодейство евреев было юридически доказано.

31 марта 1492 г. их католические величества подписали эдикт об изгнании евреев из Испании, мотивированный «информацией от инквизиторов и от других лиц». «Депортированным» была предоставлена отсрочка в 4 месяца, чтобы ликвидировать дела и продать имущество; однако было запрещено вывозить деньги и драгоценности. В пути многие умерли от голода, истощения и отчаяния. Страну покинуло более 100 тыс. евреев (по иным источникам — более 300 тыс.). Хронисты едва затрагивают эту тему: немой страх царил над страной. Четырьмя годами позже один из испанских поэтов писал: «В этом королевстве больше не знают, что такое евреи...»

Франция, кон. 19 — нач. 20 вв.: дело Дрейфуса

Черты этого дела узнаваемы: несостоятельность доказательств, фальшивые улики, юдофобия государства и значительной части общества.

В сентябре 1894 г. военная разведка обнаружила документ, из которого явствовало, что французский офицер снабжал немцев важной информацией. Был обвинен офицер генштаба, капитан Альфред Дрейфус (1859-1935), еврей по происхождению. Главным основанием послужило сходство почерков. Дрейфус решительно заявил о своей невиновности. Однако на основании свидетельств «экспертов» и других доказательств (не предъявленных Дрейфусу и его защитнику) военный суд признал его виновным в измене, разжаловал и приговорил к пожизненной каторге. В ноябре 1897 г. брату Дрейфуса, Матье, удалось установить, что почерк в документе принадлежал майору Эстергази. Тогда же подполковник Ж. Пикар, начальник контр-
разведки генштаба, нашел письмо, адресованное Эстергази, из которого заключил, что он и был предателем. Но Пикару приказали молчать и вскоре перевели его в Тунис. Опасаясь, что будет убит, Пикар рассказал все своему адвокату. Когда Матье Дрейфус обвинил Эстергази, Францию охватило возмущение. Эстергази потребовал разбирательства в суде и был единогласно оправдан. На это Э. Золя отозвался знаменитым письмом президенту — «Я обвиняю».

Одна из решающих улик против Дрейфуса была подделана подполковником разведки генштаба Анри, который в 1894-1898 гг. подделал еще целый ряд документов, уничтожая следы первой подделки. Когда это обнаружилось, Анри признался в содеянном и покончил с собой. Начальник генерального штаба и военный министр подали в отставку, Эстергази бежал.

К лету 1899 г. Франция разделилась на два лагеря: дрейфусаров и антидрейфусаров. После того как кассационный суд аннулировал первый приговор, в Ренне состоялось повторное заседание военного суда. Дрейфуса признали виновным со «смягчающими вину обстоятельствами», приговорив к
10 годам тюрьмы. Однако уже 19 сентября Дрейфус был помилован. А в июле 1906 г., когда дрейфусары смогли собрать все доказательства, кассационный суд отменил приговор реннского суда. Правительство присвоило Дрейфусу звание майора, наградило орденом Почетного легиона и присвоило Пикару звание бригадного генерала.

Дело Дрейфуса не просто всколыхнуло Францию; его мрачное эхо звучало и в 20-м веке. А страна значительно утратила репутацию европейского просвещенного государства.

Россия, начало 20 в.: «дело Бейлиса»

В 1911 г. в Киеве по инициативе черносотенных организаций было начато дело по обвинению иудея Менахема Менделя Бейлиса (1874 г.р., пятеро детей) в убийстве 13-летнего
А. Ющинского. С самого начала следствие знало, что Бейлис невиновен, а весной 1912 г. были определены настоящие убийцы, однако прокурор при поддержке психиатра И. Сикорского настаивал на версии ритуального убийства.

За «Бейлисиадой» следил весь мир. В стране шли стачки и студенческие протесты. Общество лихорадило одним вопросом: виновен ли? Безымянные «патриоты» и «свидетели» доносили в полицию: «Мальчика убил жид Бейлис, которого следует немедля вместе со всеми иудеями хорошенько проучить...»
Процесс продолжался 34 дня. За это время подробности дела стали известны, посему главная задача обвинения была — повлиять на специально подобранных по «образовательному цензу» присяжных: мелких чиновников, крестьян и т.п.

Замыслы черносотенцев наткнулись на противодействия прогрессивной общественности России и Европы. «Экспертизу» Сикорского убедительно опроверг В. Бехтерев. Но антисемиты не сомневались в победе. На день оглашения приговора планировался большой погром. В Софийском соборе шла служба по убиенному отроку Андрею. На улицах — наряды городовых, околоточных надзирателей, вооруженные жандармы... Адвокат В.А. Маклаков обращается к присяжным: «Если Бейлис виновен в убийстве, то тогда ему нет оправдания. Но если у вас этой уверенности нет, не делайте его жертвой той ненависти, которую многие питают к еврейству. <...> Это будет позором для русского правосудия, и этот позор не забудется никогда».

Несмотря на антисемитскую истерию, в октябре 1913 г. Бейлис был оправдан судом присяжных. Большую роль сыграли правильно выбранная линия защиты, а также поддержка русской интеллигенции.

Бейлис, устав от постоянных угроз черносотенцев, вскоре уехал с семьей в Палестину. Сведения о его дальнейшей жизни скудны. Известно, что в 1920 г. семейство перебралось в Штаты. М. Бейлис скончался в 60 лет.

~СССР, середина 20 в.: «дело врачей»~

В 40-е — 50-е годы, вместе с патриотическим подъемом и имперскими притязаниями СССР, вырывается наружу до того сдерживаемый антисемитизм — в эти годы он «подлинно народен». Кажется, что история повернула вспять. Советская власть открыто провоцирует юдофобство. Уничтожаются руководители Еврейского антифашистского комитета, лишаются работы известные советские ученые и простые граждане. Апогей кампании 1948-1953 гг. — «дело врачей».

13 января 1953 г. была опубликована «Хроника ТАСС» — о раскрытии «террористической группы врачей, ставивших своей целью путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». В список вошли светила медицинской науки, в основном, врачи кремлевской поликлиники, с еврейскими фамилиями, обвиненные в том, что работали по заданию иностранных разведок: американской (Вовси
М.С., Коган Б.Б., Фельдман А.И., Гринштейн А.М., Этингер Я.Г. и др.) — куда были «завербованы через буржуазно-националистическую организацию «Джойнт», — и английской (Виноградов В.Н., Коган М.Б., Егоров П.И.). Многие из них были репрессированы и погибли в лагерях.

«Убийцы в белых халатах» — один из самых изощренных «образов врага», созданных сталинской пропагандистской машиной. Я.Л. Рапопорт вспоминал: «Очень многие <...> бесконтрольно приняли на веру содержание сообщения от 13 января. Реакция была двойная: дикое озлобление против извергов рода человеческого... и панический ужас перед «белыми халатами», в каждом носителе которого видели потенциального, если уже не действующего убийцу... Во всех учреждениях — стихийные и организованные митинги с требованиями самой суровой казни для преступников, и среди участников митингов многие предлагали себя в палачи».

Страсти разжигали разоблачительные статьи и радиопередачи. Сообщение ТАСС стало сигналом к развертыванию репрессий против евреев по всей стране. Спасла неожиданная смерть Сталина, после которой подготовка к судебному процессу над «врачами-вредителями» прекратилась.

~Украина, 2002: погром~

13 апреля в Киеве около 50 человек направились к Центральной синагоге Бродского с криками «Бей жидов!», «Мы им покажем!». Заранее заготовленными булыжниками они разбили практически все стекла и одну из дверей центрального входа. Опасности подверглись сотни людей, находившихся на субботней молитве. Был зверски избит ректор иешивы рав Цви Каплан. Пострадал 13-летний Йоэль Асман — сын главного раввина Киева и Киевской области Моше-Реувена Асмана, а также охранник синагоги. Районы, прилегающие к синагоге, сразу были оцеплены, по городу шли тщательные проверки. Предположили, что среди нападавших могли быть группы хулиганов, шедшие от стадиона «Динамо» после футбольного матча.

«Мы немедленно провели пресс-конференцию и объявили, что произошел погром, — сказал Эдуард Долинский, исполнительный директор Объединенных еврейских общин Украины. — Мы сделали подобное заявление, несмотря на то, что министерство внутренних дел попыталось назвать атаку простым хулиганством футбольных фанатов».

Как сообщило 12 марта 2003 г. JTA (Еврейское Телеграфное Агентство), признание виновным 27-летнего Дмитрия Волкова явилось первым в стране осуждением преступника в нетерпимости по новому закону, принятому в независимой Украине. Приговор должен послужить «предупреждением для тех, кто намерен провести подобную атаку или совершить акт насилия против еврейской общины» и примером для правоохранительных органов и судов, где официальная реакция на антисемитские инциденты «не всегда адекватна».

~Украина, 2003: нападение на раввина~

28 августа вблизи Центральной синагоги Бродского был жестоко избит один из раввинов синагоги — Ури Файнштейн (гражданин Израиля, помимо работы в Центральной синагоге Бродского, возглавляет похоронное общество «Хевра Кадиша»).

На него напали несколько человек 25-30 лет. Судя по наносимым оскорблениям, это не было случайное нападение. После первых ударов Файнштейн потерял сознание и был подобран на улице сотрудниками синагоги, которые вызвали милицейский наряд. Он получил серьезные травмы, и из больницы его перевезли в Институт нейрохирургии.

~Одесса, 2004: «проба пера»~

В конце марта — начале апреля возле еврейских организаций города и на центральных улицах были расклеены отпечатанные типографским способом листовки «Бей». Тогда же были разбиты стекла в синагоге. Через некоторое время на улицах появились листовки «Убей жида». Известно, по крайней мере, о четырех нападениях на религиозных евреев, совершенных подростками и молодыми людьми, сопровождавшихся криками «Бей еврея!» и, слава Б-гу, обошедшихся без телесных повреждений.

=Иллюстрации Э.Гринько, "Энциклопедия заблуждений. Евреи."=


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №47 > Миф и история
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 06:38:29
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl