БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №47 > Великий маленький
В номере №47

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Великий маленький
Елена Каракина

Заметить странность употребления понятия «великий» несложно. Часто такое определение дается монархам и полководцам, и тянется за ними, наподобие шлейфа мантии: Александр Великий, Ирод Великий, Петр Великий. Правителям менее древним и честь попроще — не шлейф, но приставка к имени: великий Наполеон, великий Ленин. Хотя какие они «великие»: оба невысокого роста, Ильич — тот и вовсе коротышка. Но и не политиков, а вполне приличных людей это тоже касается: великий Моцарт, великий Пушкин. Величие в малом хорошо сформулировал Александр Сергеевич: «Певец Давид был ростом мал, а поборол же Голиафа...» Чаще всего в ХХ столетии с малышом Давидом сравнивали Чарльза Чаплина. Великого Чаплина.

ИзменитьУбрать
(0)

Нелепый образ: какие-то странные брюки, убогий сюртучишко, маленький, не по размеру, котелок, никчемная тросточка, дурацкие усишки. Скачет убогий человечишко по экрану, получает пинки и пощечины и так же щедро раздает их. Тортами швыряется. Падает, высоко задирая ноги. Путается в собственных штиблетах, или как там они называются, его башмаки на три размера больше? И это все зовется комедией? И это все великий Чаплин? Чем он, собственно, велик?

И почему мы, которым сегодня на двоих больше ста лет, сидя дома перед экраном телевизора, хохотали как дети и, не сговариваясь, захлопали в ладоши, когда закончилось кино? Аплодировать хотелось стоя. Ну, это был бы уже перехлест патетики. Мы поглядели друг на друга, жалея в душе, что в нас слишком много застенчивости, чтобы поддаться душевному порыву. Между тем, не одни мы слились в едином желании — аплодировать стоя. Стоя аплодировали фильмам Чаплина огромные залы, а на просмотрах для круга друзей — Томас Манн и Лион Фейхтвангер. И еще множество замечательных писателей, актеров, художников, музыкантов, композиторов, политиков. Таких как Дебюсси, Павлова, Нижинский. Как скрипач Яша Хейфец, по словам Исаака Бабеля, «начинавший в Одессе». Таких как Бернард Шоу и Герберт Уэллс. Пара-тройка премьер-министров и президентов, среди которых были Гувер и Черчилль.

И так рукоплещут уже 90 лет подряд, потому что первая короткометражная комедия с Чарльзом Спенсером Чаплином вышла аккурат в 1914 году. Вот и получается, что 2004-й — дважды юбилейный для великого Чарли — заодно исполнилось 115 лет со дня его рождения. Признание современников, целая библиотека «чаплинианы», проверка временем дают право говорить о величии. Более того, все современное кино «вышло из фильмов Чаплина», как из «гоголевской шинели». Но это, скорей, «косвенные улики», нежели доказательства.

ИзменитьУбрать
(0)

А все же — чем был велик этот маленький человечек с лицом поистине ангельской красоты, прекрасно сложенный? Он, изуродовавший себя абсурдным костюмом и нелепым гримом?
Ответ на этот вопрос был дан, когда в 1972 году Чаплину вручили премию «Оскар» с формулировкой «За неоценимое влияние, оказанное на превращение кино в искусство ХХ века». Фильмы, созданные Чаплином — от первых одночастевок и до последней, сочтенной неудачной ленты «Графиня из Гонконга», могут считаться учебником киноискусства.

Таким же общим местом, как сравнение Чарли с Голиафом, стало по отношению к артисту выражение «создание образа маленького человека в бездушном мире». От фильма к фильму в маске, сымпровизированной по ходу первой в его жизни съемки, появляется все больше человеческих черт. Маска перестает заслонять лицо. Происходящее с артистом и его образом — нечто обратное тому, что, как правило, происходит в течение жизни с человеком.

Стоит объясниться: в детстве все просты и естественны. В отрочестве происходят перемены. Очень юные люди примеривают на себя маски социального поведения. Поздней маска прилипает к лицу. Чаще всего — до старости, иногда, если человек уж совсем теряет ощущение собственной кожи, — до самой смерти.
Чарли, оставшийся в раннем детстве сиротой (отец умер, когда мальчику было 5 лет, мать два года спустя потеряла рассудок), вынужден был актерствовать, зарабатывая на кусок хлеба. Когда дети обыкновенно поступают в школу, маленький Чарли поступил в жесточайшую школу выживания. Вместе с братом Сиднеем он пел песенки и смешил своими ужимками жителей бедных кварталов Лондона. В 11 лет начал выступать на профессиональной сцене.

Восхождение по актерской лестнице было стремительным. Простои и поражения случались, но побед было много больше. Уже о двадцатипятилетнем, о нем говорили: «Он способен сыграть и рыбака, и рыбу, и удочку, и даже крючок».

Пластичность Чарльза была феноменальной. Но столь же феноменальны были твердость характера и чувство собственного достоинства.

Сняв очередную комедию, он потребовал от продюсера Сеннета платить ему 1000 долларов в неделю (еще недавно он «стартовал» с 75).

ИзменитьУбрать
(0)

— Но я сам не получаю такого жалованья, — возразил продюсер.

— Но публика не выстраивается в очередь перед кассой, когда она видит на афишах ваше имя, — отвечал ему Чаплин.

Здесь стоит вспомнить, что Чарльз Спенсер был не только актером, но режиссером, но сценаристом, но монтажером своих комедий и даже композитором, а также продюсером и прокатчиком. Он настоял на той оценке своего труда, которую он заслуживал. По гроб жизни должны быть благодарны Чаплину актеры «по ту сторону железного занавеса», за то, что личным примером он вывел их из рабской зависимости от продюсеров и прокатчиков, срывавших огромные куши и плативших артистам копейки.

И все же не универсальность киномастера, не огромная трудоспособность, не уникальное мастерство сделали его великим Чаплином. Великим его сделала стопроцентная абстрактность его гуманизма: независимость суждений и неподверженность как общему мнению, так и массовому психозу.

Как правило, искусство, живущее в веках, создается не «потому что», а «вопреки». Так было создано большинство фильмов Чаплина. И, конечно же, «Великий диктатор».

Еще в 1918 г. Чаплин создает антивоенный фильм «На плечо» — ответ на американскую кампанию травли «против трусливого английского еврея». «Великого диктатора» многие считают преемником этой картины. Работа над фильмом началась в 1938 г., а вышел он на экран в 1940. Противников было более, чем достаточно. На самых высших уровнях высказывались сомнения о возможности проката антинацистского, антигитлеровского фильма в Англии и США. Высмеивать главу государства? Делать двойником диктатора парикмахера-еврея? Подобное казалось неприемлемым и большим политикам, и коллегам-киношникам. Чаплина официально предупреждали о бойкоте фильма, над которым он работает, он получал письма с угрозами от пронацистских американских организаций и частных лиц.

Тем не менее «трусливый английский еврей», Чаплин, считал, что нацизм нужно, необходимо осмеять. Запах «наци» долетал до него издалека, через океан. Позднее он писал: «Если бы я знал о тех кровавых ужасах, которые происходили в немецких концлагерях, я бы никогда не смог сделать «Великого диктатора». Я бы не смог смеяться над нацизмом».

Что ж, хорошо, что Чаплин смог создать «Великого диктатора». Фильм, помимо иных его гениальных достоинств, сумел изменить общественное мнение в США и, между прочим, сильно подтолкнул Америку к созданию «второго фронта». После просмотра фильма один юный житель Нью-Йорка спросил Чаплина, чего это он такой «антинаци». Он ответил: «Потому что они антилюди». «А, конечно, — сказал тот, как будто сделал неожиданное открытие, — вы еврей, не так ли?»

— Не нужно быть евреем, чтобы быть антинацистом. Для этого достаточно быть нормальным человеком.

ИзменитьУбрать
(0)

В финале «Великого диктатора» маленький еврейский портной в одежде диктатора обращается с речью к согражданам, а в общем — ко всему миру:

«Мне жаль, но я не хочу быть императором. Я не хочу никем править и никому диктовать. Я бы, если это возможно, хотел помочь каждому, еврею, гою, черному, белому.

Помогать друг другу — в этом смысл человеческого существования. Мы не хотим ненавидеть и уничтожать друг друга. В этом мире есть комната для каждого. Эта прекрасная земля богата и ее щедрости хватит на всех...»

Пожалуй, эти слова лучше всего могут объяснить, почему маленький Чарли стал великим Чаплином.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №47 > Великий маленький
  Замечания/предложения
по работе сайта


2019-09-20 04:43:27
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia